В мировом
сообществе Белоруссия для России
остается единственным доверенным
партнером и самым надежным
союзником. Договор о создании
Союза Беларуси и России 1997 года
является прочной основой отношений
двух стран, они активно сотрудничают
и в рамках многосторонних
постсоветских структур. Эксперты
часто ссылаются на тесные
российско-белорусские связи в
сфере обороны, экономики, культуры.
Все это так, но есть и
серьезные противоречия, которые
не всегда удается вовремя
разглядеть.
В развитии
российско-белорусских отношений,
которые, с одной стороны, являются
примером наиболее тесного сотрудничества
постсоветских государств, а с
другой — периодически переживают
стрессовые состояния, отмеченные
публичной полемикой руководителей
двух стран, присутствует некоторая
неопределенность, не позволяющая
дать четкий ответ на вопрос
— как пойдут дальше Россия
и Белоруссия — вместе или
рядом? В 2000-е годы в российско-белорусских
отношениях возник ряд серьезных
проблем, поставивших под сомнение
эффективность двусторонних интеграционных
процессов. Трудности в развитии
диалога были связаны, в том
числе, с отказом российского
руководства от безусловных дотаций
и переводом отношений на более
прагматичную основу.
Серьезное
недовольство белорусской стороны
вызывает отсутствие динамики
в формировании Союзного государства.
Назрела необходимость корректировки
Договора о создании Союзного
государства и обновления программы
действий по реализации его
положений, поскольку выполнение
нынешней редакции было рассчитано
до 2004–2005 годов. Из-за отсутствия
основополагающего Конституционного
акта вся система правовых
актов Союзного государства (их
около 500) не может развернуться
в настоящие дела. Без него
любые законы, принятые в рамках
правового поля Союзного государства,
декларативны и необязательны
к исполнению — ни в России,
ни в Беларуси.
Визит в
Минск 31 мая — 1 июня В. Путина
и его переговоры с А.Лукашенко
способствовали решению многих наболевших
вопросов. Детально обсуждались перспективы
экономических связей. Принято решение
о выделении Белоруссии очередного, третьего
транша кредита из Антикризисного фонда
ЕврАзЭС, и начаты переговоры о выделении
четвертого транша.
Белорусское направление
российской политики
Белорусское
направление традиционно характеризуется
высокой плотностью двусторонних
связей. В сфере взаимной торговли
Россия и Белоруссия постепенно
преодолевают последствия мирового
кризиса. В рамках ЕврАзЭс 94,2%
белорусского экспорта и 99,5% импорта связаны
с российским рынком. На начало 2010 года
в Белоруссии было аккумулировано 6 млрд
долл. российских инвестиций. Наибольшая
доля поступления в Россию иностранных
инвестиций из государств-участников
СНГ в 2010 году приходилась на Белоруссию.
По одной
из инвестиционных позиций —
«производство кокса и нефтепродуктов»
- Белоруссия даже числится крупнейшим
инвестором в российскую экономику.
Но в разряд таких инвестиций
белорусская сторона относит
оплату по закупке и переработке
российской нефти. Очень тесная
кооперация сложилась между странами
в военно-промышленном комплексе
и других областях промышленного
производства.
Белоруссия
в своих официальных документах
стремится максимально улучшить
условия для ведения бизнеса,
подчеркивая стратегическую значимость
сотрудничества с российскими
партнерами, однако российские предприниматели
постоянно сталкиваются с серьезными
препятствиями.
У Белоруссии
неоднократно возникали конфликты
с «Газпромом», «Интер РАО ЕЭС», которые
вели как к экономическим, так и имиджевым
издержкам для российской стороны.
Тем не
менее, ожидается, что ситуация
для российских инвесторов может
существенно улучшиться в связи
с началом формирования с 1
января 2012 года Единого экономического
пространства (ЕЭП), проведением согласованной
макроэкономической, налоговой, денежно-кредитной,
торговой, таможенной и тарифной
политики. Особенно большие ожидания
связаны с перспективами расширения российского
участия в высокотехнологичных проектах,
таких, как создание крупного химического
кластера в Гродно, нефтехимического кластера
в Новополоцке, агромашиностроительного
кластера в Гомеле, автотракторостроительного
кластера в Минске, химико-текстильного
кластера в Могилеве и некоторых других,
в которых будут участвовать компании
из России и иностранных государств. Новым
крупным инвестиционным проектом станет
российско-белорусское сотрудничество
в сооружении АЭС в районе Гродно, план
которого был принят в 2010 году.
Вклад в
развитие производственной и
научно-технической кооперации между
Россией и Белоруссией вносят
взаимные поставки продукции.
В июне 2011 года в СМИ появились сообщения
о крупнейшей за всю историю российского
бизнеса зарубежной инвестиции, которая
может быть осуществлена в Белоруссии
и в результате которой будет создан холдинг,
контролирующий 35–40% мировой калийной
промышленности (речь идет о переговорах
группы российских инвесторов, владеющих
российскими компаниями «Уралкалий» и
«Сильвинит», по приобретению контрольного
пакета (50% плюс 1 акция) белорусского производителя
калия «Беларуськалий» за 15 млрд долл.).
В России
работают 26 сборочных производств
белорусских предприятий: «Бобруйскагромаш»,
«Лидаагропроммаш», «Амкодор», «Могилевлифтмаш»,
«МТЗ», «МАЗ», «БелАЗ» и др. ПО «Гомсельмаш»
сотрудничает с 212 предприятиями России,
которые поставляют в Белоруссию сырье,
материалы и комплектующие. Поставки в
Россию зерноуборочных и кормоуборочных
комбайнов составляют более 60% производства
«Гомсельмаша». В то же время «Гомсельмаш»
поставляет некоторые узлы и детали для
российских предприятий сельскохозяйственного
машиностроения.
Российско-белорусское межрегиональное
сотрудничество включает все
шесть белорусских областей. Белорусские
регионы связаны соглашениями
о сотрудничестве с более чем
80 из 89 субъектов РФ, в 10 регионах
России открыты отделения посольства
Белоруссии. В настоящее время
действует в общей сложности
более 250 российско-белорусских соглашений
в области межрегионального сотрудничества.
Взаимодействие выстраивается одновременно
в двух плоскостях: по линии
административно-территориальных образований
государств и по линии «субъекты
РФ — правительство Белоруссии».
Наиболее тесные контакты существуют
с Москвой, Санкт-Петербургом,
Московской и Смоленской областями.
Важным аспектом регионального
сотрудничества является расширение
участия в нем с 2006 года частного
бизнеса. Белорусские структуры
активно сотрудничают с различными
торгово-экономическими ассоциациями
в регионах Российской Федерации,
среди которых лидируют такие,
как «Центральная Россия», «Сибирское
Соглашение» и «Северо-Запад». Их
доля в общем товарообороте
двух стран занимает более
75%. Среди соглашений на региональном
уровне важно упомянуть соглашение
между Калининградской областью
и Белоруссией, в котором оговариваются
стратегические подходы к развитию
Калининградской области и участие
в этом Белоруссии.
Выступая
важным фактором углубления двустороннего
экономического сотрудничества
России и Белоруссии, межрегиональные
связи стали самым существенным
резервом расширения экспортного
потенциала РБ и функционирования
ее обрабатывающей промышленности.
Кроме того, благодаря диверсификации
и мозаичности, российско-белорусские
межрегиональные связи являются
сравнительно «нечувствительными»
к любым корректировкам внешнеэкономической
политики российской стороны,
что создает дополнительную «страховку»
для белорусских инициатив на
российском направлении.
Факторы, осложняющие
российско-белорусское партнерство
Среди наиболее
значительных факторов, осложняющих
российско-белорусское сближение,
«пробуксовка» белорусской экономической
модели и функциональная неустойчивость
белорусской политической системы.
Заключение
Российско-белорусские
отношения строятся на сложном
переплетении экономики и политики,
а их средой служат тесные
цивилизационные узы и массовые
общественные предпочтения населения
обеих стран.
Российская
поддержка остается решающим
условием стабильности белорусской
хозяйственной системы. Однако
новые тенденции в развитии
Белоруссии, связанные с прагматичным
подходом России к формированию
экспортных цен на энергоносители
и стремлением Белоруссии к
активизации «западного вектора»
сотрудничества, влекут за собой
усложнение архитектуры двусторонней
интеграции, усиливается фактор
разноскоростного продвижения на разных
направлениях взаимодействия.
Обеспечение
в полном объеме российского
стратегического контроля над
газотранспортной инфраструктурой,
проходящей по территории Белоруссии,
остается безусловным требованием
к развитию партнерских отношений
России с белорусской стороной.
Постоянно
подчеркивая приоритетную значимость
партнерства с Россией, белорусские
руководители, тем не менее, указывают
на усложнение условий продвижения
товаров на российский рынок,
в том числе продукции тракторо-
и автомобилестроения, необходимость
расширения экспорта сельскохозяйственной
продукции. Есть и встречные претензии
со стороны российского бизнеса. Многие
сложности, с которыми сталкиваются белорусские
и российские компании сегодня при выходе
на рынок страны-партнера, связаны с отсутствием
унифицированной нормативно-правовой
базы Союзного государства.
Несмотря
на имеющиеся разногласия, перспективы
развития российско-белорусских
отношений определяются не форматами
преодоления конкретных разногласий
в области тарифов, квот и
других по сути хозяйственных
споров. Главным является способность
правящих кругов Белоруссии осуществить
переход к новой модели развития
социума, защитив его от накопившихся
за последние годы рисков и
максимизировав преимущества высокотехнологичного
культурно-образовательного, инновационного
статуса, подтвердить роль коммуникационного
узла трансрегиональных потоков. С
российской стороны требуется максимальная
прозрачность двусторонних отношений,
четкое соблюдение взаимных договоренностей,
сбалансированное, но принципиальное
информационное освещение, как возникающих
разногласий, так и позитивных достижений
сотрудничества.
Российско-белорусские
отношения находятся в фокусе
постоянного внимания международных
кругов, влияют на развитие многостороннего
сотрудничества на пространстве
СНГ, строительство нового интеграционного
объединения в формате Евразийского
экономического союза. За истекшие
десятилетия они стали не только
материальным, но и ценностным
фактором взаимодействия России
и Белоруссии, которое объективно
упрочивается.