Сельское хозяйство России в условиях Таможенного союза и ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:50, статья

Описание работы

Присоединение России к ВТО стало причиной активных обсуждений возможных последствий как для отечественной макроэкономики, так и для отдельного бизнеса. Открытие границ для российского АПК является в данном случае инструментом привлечения инвестиций, технологий и фактором расширения рынков сбыта продукции.

Файлы: 1 файл

сельское хозяйство рф в условиях тс и вто.docx

— 23.85 Кб (Скачать файл)

Поперечнева А.Д.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО  РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА  И ВТО.

 

Присоединение России к ВТО  стало причиной активных обсуждений возможных последствий как для  отечественной макроэкономики, так  и для отдельного бизнеса. В дискуссию  вступили политики, экономисты, ученые, бизнесмены и просто неравнодушные  граждане нашей страны. Особую обеспокоенность  в предстоящих переменах высказывают  представители сельскохозяйственного  сектора. Это вызвано в первую очередь тем, что присоединение  России к ВТО повлечет за собой  снижение средневзвешенной ставки ввозных  таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию с 15,178% до 11,275%., тем самым  ослабляя и без того недостаточно устойчивое отечественное сельское хозяйство. По отдельным товарным суб-позициям снижение произойдет на 10-15 процентных пунктов. К примеру, пошлины на ввоз молочных продуктов будут снижены  на 5%, на сахар на 8,2%, на фрукты (яблоки, груши) – на 5%. Такие изменения  могут привести к неконкурентоспособности  товаров отечественного агросектора  и поставят предприятия на грань  выживания.

В основе Правил международной  сельскохозяйственной торговли, зафиксированных  в Соглашении по сельскому хозяйству  ВТО, лежит идея ограничения государственной  поддержки сельскохозяйственных производителей. Основой такой поддержки является государственный протекционизм. В  той или иной форме поддержку  собственному сельскому хозяйству  и сельскому населению оказывают  большинство стран. В соответствии с классификацией Соглашения по сельскому  хозяйству ВТО, меры государственной  поддержки АПК делятся на три  категории или «корзины».

В «зеленую» корзину входят меры поддержки, не оказывающие искажающее воздействие на торговлю, в частности: совершенствование инфраструктуры, научные исследования, подготовка кадров, маркетинг и продвижение на рынок, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, программы помощи отдельным отнесенным к неблагоприятным для сельского  хозяйства регионам, внутренняя продовольственная  помощь, программы страхования урожая, содействие структурным изменениям. Меры «зеленой» корзины могут  применяться без ограничений  – чем, в свою очередь активно  пользуются развитые страны. В ЕС и  США объем поддержки отрасли  в рамках мер «зеленой» корзины  составляет до 90% от общего объема внутренней поддержки отрасли.

«Голубая» корзина включает в себя меры, направленные на ограничение  производства сельскохозяйственной продукции. В данном случае имеются в виду прямые платежи производителям в  рамках программ ограничения и сокращения производства сельскохозяйственных продуктов. Мероприятия таких программ предполагают выведение земли из сельскохозяйственного  оборота, сокращение поголовья скота  в сельском хозяйстве, сокращение занятости  в сельском хозяйстве. Платежи производятся по отдельным сельскохозяйственным угодьям. 

По сути меры Голубой корзины  для России не столь актуальны.  Впрочем, ввиду слабой ликвидности выращивания зерновых правительство могло бы использовать эту компенсационную меру для ограничения производства зерна и повышения цен на рынке до выгодных аграриям. В России не принято платить за то, что произведено, а уж выплачивать деньги, чтобы не производили это и подавно не принято. Поэтому это вопрос изменения менталитета.

И, наконец, меры «янтарной» корзины оказывают искажающее воздействие  на торговлю. По правилам ВТО, субсидии, оказывающие искажающее воздействие  на торговлю продукцией сельского хозяйства, подлежат сокращению. К «янтарной» корзине относятся, в частности: ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, льготы на транспортировку и списание долгов.

Именно по этой позиции  шли переговоры России в рамках сельского  хозяйства.  В результате, условия на которых Россия договорилась о вступлении в ВТО составляют всего 9 млрд. долларов в 2013 году со снижением совокупных мер поддержки до 4,4 млрд. долларов к 2018 году. 
Победой в переговорах эти цифры называют ввиду того, что Россия и без ВТО умудрялось «перевыполнять» требования этой организации – за последние 3 года поддержка сельского хозяйства не превышала 4,4 млрд. долларов.

На сегодняшний день Министерством  сельского хозяйства РФ совместно  с отраслевыми союзами и экспертами агропродовольственного рынка разработан комплекс дополнительных мер, которые  необходимо реализовать для постепенной  адаптации российского сельского  хозяйства к условиям ВТО. В частности, планируется продление льготы по налогу на прибыль, а также льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей  от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года. Будет  усилено таможенное администрирование  ввоза сельскохозяйственной продукции. Кроме того, предлагается внести изменения  в Закон «О сельском хозяйстве» с  целью определения критериев  неблагоприятных регионов для ведения  сельского хозяйства.  
Министр сельского хозяйства РФ Е.Скрыльник во время агрофорума «Таможенный союз - гарант обеспечения конкурентоспособности агропромышленного комплекса», который проходит в рамках XIII Российской агропромышленной выставки «Золотая осень» в Москве заявила, что Приоритетом аграрной политики стран-участниц Таможенного союза должно стать развитие экспорта сельхозпродукции.

По словам Министра, в  настоящее время России и Казахстан  являются значимыми игроками на мировом  зерновом рынке. Беларусь экспортирует около 4 млн. тонн молока. «К 2020 году только наша страна планирует поставлять на мировой рынок до 370 тыс. тонн мясной продукции, прежде всего мяса птицы и свинины», - добавила Елена Скрынник. В связи с этим, отметила она, совместными усилиями страны Таможенного союза могут влиять на конъюнктуру глобальных продовольственных рынков и, таким образом, обеспечивать стабильность развития национального агропромышленного производства.  Как подчеркнула Е.Скрынник, «с учетом присоединения к ВТО важно максимально быстро и безболезненно решить в странах Таможенного союза вопросы технического регулирования, применения ветеринарных и фитосанитарных норм, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер на объединенном рынке от различных форм проявления несправедливой конкуренции».

Кроме того, Правительством Российской Федерации Утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, которая является основным инструментом по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО. 

Осуществляются меры по регулированию  сельского хозяйства с учетом участия Российской Федерации в  Таможенном союзе. Подписан и ратифицирован  ряд соглашений, направленных на углубление и ускорение интеграционных процессов  в рамках Таможенного союза и  Единого экономического пространства, в том числе в сфере агропромышленного  комплекса. 

Что касается малых форм хозяйствования на селе, то Министерство сельского хозяйства России планирует  развернуть ряд мероприятий по их поддержке. В частности, они получат  льготные кредиты, льготы на покупку  удобрений и семян, а также  гранты.

Ввиду того, что сложная  ситуация в сельском хозяйстве (сравнительно высокие издержки производства, низкий уровень доходности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей) может привести к невыполнению показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и  
задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года, Совет Федерации 27 апреля 2013 года постановил следующее:

- рассмотреть возможность  увеличения бюджетных ассигнований  на государственную поддержку  сельского хозяйства,  доведения объема ее финансирования до уровня, предусмотренного условиями присоединения России к ВТО, а также возможность упрощения порядка предоставления субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. 

- осуществить меры, направленные на совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышение их финансовой устойчивости и предотвращение негативных последствий их банкротства

- разработать комплекс  мер, направленных на создание  условий для стимулирования спроса  на отечественное сельскохозяйственное  сырье и продовольствие путем  оказания продовольственной помощи  низкодоходным слоям населения,  организации питания отдельных  социальных и возрастных групп

- осуществить меры по  совершенствованию ветеринарного,  фитосанитарного и санитарно-эпидемиологического  контроля ввозимых на территорию  Российской Федерации сельскохозяйственной  продукции и продовольствия и  так далее.

Что касается защиты отдельных  групп производителей сельхозпродукции, то здесь ситуация следующая. РФ, вступив в ВТО, была вынуждена 23 августа 2012 года снизить до 5% пошлину на ввоз живых свиней, которая ранее составляла 40%. Вместе с этим была снижена пошлина на ввоз свинины в рамках квоты с 15%, но не менее 0,25 евро за килограмм, до 0%; на импорт свинины вне квоты - до 65% с 75%, но не менее 1,5 евро за килограмм. Это привело к резкому росту импорта и резкому снижению цен на продукцию. Все это на фоне роста цен на корма из-за засухи привело к падению рентабельности отечественных свиноводов. 
Президент Владимир Путин считает необходимым разработать отдельный план по дополнительной поддержке свиноводов в условиях членства РФ в ВТО. "Я обращаю внимание министерства сельского хозяйства и всего экономического блока правительства на то, что по мясу свиньи есть определенные проблемы, которые требуют внимательного рассмотрения", - сказал президент в ходе "прямой линии" с гражданами РФ. 

Однако, несмотря на казалось бы, неблагоприятное  положение страны, есть и потенциальные  преимущества.

Так, России принадлежит 10% мировых  запасов пашни, 20% мировых запасов  пресной воды, 9% производства минеральных  удобрений. Резерв увеличения площадей составляет более 40 млн га. Велик  и резерв повышения урожайности. Так, урожайность зерна в России составляет 18-19 центнера с га, среднемировая - 28 центнеров.

С точки зрения мирового разделения труда на Россию делаются ставки как  на страну, где может с успехом  развиваться экологическое сельское хозяйство.

Тревогу вызывает возможное сокращенно господдержки в соответствии с нормами  ВТО. Но в России значительная часть  агропромышленного комплекса может  поддерживаться из так называемой «зеленой корзины» (это неограниченная поддержка). Особенно это актуально для регионов, неблагоприятных для развития сельского  хозяйства. В таких регионах ценностью  считается само сохранение села и  сельского образа жизни, поддержка  населения.

В общем, пока полной ясности по перспективам сельского хозяйства страны нет.

Но паниковать по поводу краха русской деревни и утраты продовольственной безопасности определенно  рано. Конечно, многим компаниям придется в разной степени изменить свои стратегии  развития, адаптируя их под новые  условия. Но мировой сектор агропромышленного компрекса переживает период стабильно растущего спроса, роста инвестиций – направленный на хеджирование (снижение) как рисков дефицита ресурсов, так и рисков, связанных с избытком денежного предложения на рынке – открытие границ для российского АПК является в данном случае инструментом привлечения инвестиций, технологий и фактором расширения рынков сбыта продукции.


Информация о работе Сельское хозяйство России в условиях Таможенного союза и ВТО