Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международная экономика".
-ВНП на душу населения более, чем $2тыс.
-значительный экспорт
-высокая концентрация
Совокупность их приблизительно 120 стран и территорий, характеризующиеся:
-колониальным прошлым
-отсталость хозяйственной
-одностороннее развитие (большинство – аграрные)
-слабая система управления
4.Организационный принцип
5.Социально-экономический
2. В зависимости от уровня
социально-экономического
8. Значение Транспорта в МЭ, Показатели.
Транспорт явл. сферой материального производства, т. к. трансп. затраты вкл-ся в стоимость перевозимого продукта, главная его задача-это перемещение товаров, услуг и факторов производства. Роль транспорта в МЭ определяется в следующем: транспорт обеспечивает доступ на рынок сбыта, соединение ресурсов в процессе производства, перемещение людей, ослабление временного разрыва м/у разл. регионами в МХ, связь между производителем и потребителем, транспорт участвует в стоимости товара, следствием работы транспорта является не новый продукт, а конечный эффект, транспорт продолжает производственный процесс в сфере обращения, для транспорта характерно линейное размещение, в отличии от любого товара, продукция транспорта не подлежит накоплению. Выделяют три группы отраслей в связи с транспортными затратами: - отрасли ориентированные на ресурсы, - отрасли ориентированные на рынок сбыта, - отрасли свободной ориентации. В мире не сложилось единого мирового транспорта, все перевозки осуществляются национальными фирмами переносчиками. Трансп-я составляющая в среднем 10%, для ряда сырьевых товаров – 40-50%.
В наст. время к транспорту предъявл-ся 2 осн. требования: надежность и качество, скорость перевозки.
Показатели дальность перевозки, объем перевозки, грузооборот (т*км), пассажирооборот (пассаж*км), пропускная способность – кол-во транспортных средств, прошедших через транспортный узел за ед. времени, валовая грузовместимость – применяется только для морского (брт – брутторегистрация тонна = 2,83 м3), валовая грузоподъемность – дедвейт (сумма вместимого полезного груза судовых запасов и экипажа).
9. Роль морского транспорта. морской транспорт считается наиболее универсальным видом транспорта при обслуживании международной торговли. В системе морского торгового судоходства зародились и получили развитие основные правовые институты и организационные формы международных перевозок грузов и пассажиров
10. Формы организации международных фрахтовых рынков.
Международное
трамповое судоходство осуществ
В начале 20-х гг. конкуренция на фрахтовом рынке привела к широкому распространению регистрации судов под «удобными», или «дешевыми» флагами. Ряд стран, таких как Панама, Либерия, Кипр, Мальта, островные государства стали предоставлять свой флаг судам, зарегистрированным в высокоразвитых странах за плату в виде «невидимого» экспорта. Данная услуга стала востребованной вследствие низких издержек при эксплуатации транспортного флота в результате снижения заработной платы плавсостава и уменьшения его численности по сравнению с нормами высокоразвитых стран, а также освобождения от уплаты налогов на прибыль.
Основными международными соглашениями. регулирующими международные морские перевозки являются Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о киносаменте (1924 г.), Афинская конвенция о морских перевозках пассажиров, их багажа^ транспортных средств и ручной клади, а также конвенши в рамках Международной морской организации (ИМО) в системе ООН.
11. Организ-онные
формы торгового посредничества
ТПО – операции, связанные
с куплей-продажей товаров и выполнение
по поручению производителя-
Виды торгово-посреднических операций: 1) договоры поставки - посредник приобретает у поставщиков товар и перепродает его от своего имени и за свой счет. 2) договоры комиссии - по их условиям посредник заключает контракты от своего имени, но за счет поставщиков экспортных или заказчиков импортных товаров. 3) договоры на предоставление разного рода услуг - исследование рынка, расчет цен, проведение рекламных кампаний, консультации и т.д. 4) договоры консигнации - поставщики поставляют товар на склады посредников, которые сбывают их покупателям и переводят вырученные средства консигнантам. 5) договоры со сбытовыми посредниками (купцами, или дистрибьюторами). 6) договоры поручения - поставщики экспортных и заказчики импортных товаров доверяют посредникам заключать экспортные контракты от имени и за счет самих поставщиков и заказчиков. 7) Агентские соглашения - заключаются с разного рода агентами, которые представляют принципала на данной территории. 8) договоры с брокерами.
12. Взаимодействие спроса и предложения в мировой торговле Международная экономика как неотъемлемая часть общей теории рыночной экономики испытывает на себе все тяготы теоретических исканий и смятений, которые переживает экономическая наука последних десятилетий. Из неоклассической теории макроэкономики известно, что спрос и предложение на конкретный товар уравновешивают друг друга, что проявляется в возникновении цены равновесия. Если перейти от рассмотрения спроса и предложения на конкретный товар к рассмотрению спроса и предложения в обществе в целом, то необходимо учитывать спрос и предложение на все товары и совокупный уровень всех цен. На более развитом уровне неокейнсианской макроэкономикой исследуются колебания совокупного спроса и совокупного предложения вокруг цены равновесия, при этом закономерности таких колебаний считаются центральной проблемой экономической науки. Не отрицая ни существования всеобщего равновесия, ни экономических колебаний вокруг этого равновесия, рациональные ожидания переводят экономику в более реальную плоскость, когда практические решения относительно спроса и предложения принимают экономические агенты, ориентирующиеся на свое видение будущего.Тем самым понятия совокупного спроса и совокупного предложения не чужды ни одной из ведущих школ экономической мысли. Международная экономика раздвигает традиционные рамки трактовки совокупного спроса и совокупного предложения, ставя их в зависимость уже не только от внутреннего объема производства и уровня цен в рамках определенной страны, но и от общемирового производства и уровня цен мирового рынка. В международной экономике совокупный спрос и совокупное предложение трактуются широко — как абстрактные величины, характеризующие объемы совокупного производства всех товаров в национальных и международных масштабах в зависимости от некоторой обобщенной мировой цены на них.Совокупный спрос (aggregate demand, AD) — объем производства товаров, который потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен.Совокупный спрос предъявляется изнутри страны и из-за рубежа: внутри — со стороны потребителей (предприятия, домашних хозяйств и правительства) и местных инвесторов, а из-за рубежа — со стороны иностранцев. Соответственно, он состоит из закупок товаров предприятиями (производственное потребление), людьми (личное потребление), правительством (государственное потребление), внутренних капиталовложений и экспорта товаров за рубеж.Совокупное предложение (aggregate supply, AS) — объем производства товаров, которые производители готовы коллективно предложить на рынок при существующем уровне цен.
13.Анализ первых
теорий МРТ в междун-й торговле
14. Неоклассические теории МРТ. Теорема Рыбчинского. Неравномерный рост предложения факторов имеет еще одно важное последствие, отраженное в теореме Рыбчинского: рост предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других товаров. Теорема Рыбчинского неоднократно подтверждалась практикой. Из теоремы Рыбчинского вытекает: новый сектор вызывает отток ресурсов из других отраслей за счет более высокой зарплаты и более высокой прибыли в этом секторе. В результате выпуск в обрабатывающей промышленности сократился. Таким образом, с международной торговлей могут быть связаны не только положительные, но и отрицательные последствия, что объясняет наличие двух тенденции во внешнеторговой политике — свободной торговли и протекционизма. Парадокс Леонтьева. В соответствии с теорией Леонтьева, в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, капитал и земля. Относительное изобилие профессионального персонала высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, для изготовления которых необходим квалифицированный труд. Изобилие неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, для производства которых высокая квалификация не требуется. Попытки объяснить «парадокс Леонтьева» привели также к появлению теорий, основанных на расширительном понимании категории капитала. 6. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера. Американский экономист Майки Портер подробно проработал совершенно новый подход к проблемам международной торговли. Одной из предпосылок этого подхода является следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе». Успех на внешнем рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии. Основной единицей конкуренции по М. Портеру является отрасль, т. е. группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой. В отрасли производятся продукты со сходными источниками конкурентного преимущества, хотя границы между отраслями всегда достаточно расплывчаты.
Теория эффекта масштаба. К. Маркс, Кисинг, Кругман. Суть: страны одинаково наделены ФП. Торговля м/у ними имеет смысл только тогда, когда они массово производят товары разных отраслей. Теория технологического разрыва. Познер. Суть: торговля м/у странами вызвана технич-ми изменениями, возникающими в какой-либо отрасли в одной из стран. Теория ЖЦТ. Вернон. Суть: страны торгуют одними и теми же товарами, но на разных стадиях ЖЦ.
15. Функции и особенности международной торговли. Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является внешняя торговля. Междунар торговля – система отношений обменного характера, возникающая м/у субъектами междунар эк-ки и базирующаяся на МРТ. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффек-но использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промыш-го производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. МТ растет быстрее производства. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда.Факторы развития МТ: 1) общее относит-но благоприятное состояние эк-к стран; 2) изменение в стр-ре промышленности, что потреб-ло специализ-ции и кооперирования в междунар.масштабе; 3) переход большинства стран к политике реабилизации; 4) усиление экспорта капитала и развитие ТНК; 5) 5) полит независимость развив-ся стран, интеграция. Функции:1. Комплементарная (замещения). В ее основе лежит принцип абсол преимуществ. Страны могут приобрести товары, отсутствующие в национальном производстве; 2.Субституциональная (обмена). Продаём товары более дорогие для нас, и покупаем более дешёвые для нас. Принцип сравнит преимуществ, проявл-ся в торговых отношениях на основе специализации. Выгода страны от участия в МРТ; 3.Создание дополнит спроса. Совокупный доход государства возрастает на величину спроса экспортёра и уменьшается на величину спроса импортёра. Y=C+I+G+Xn (Э-И) Y-совок доход, C-совок потребление, I-сов инвестиции, G-расходы гос-ва внутри страны, Xn-чистый экспорт
16.Интересы производителей
и потребителей в