Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:14, шпаргалка

Описание работы

Международная экономика – это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движение факторов производства, капитала и финансово-кредитных потоков.
Существование международной экономики проявляется через ее конкретные формы и закономерности.
В ней можно выделить четыре уровня: базовые понятия; государственное регулирование; формы международных экономических отношений; международное регулирование и надзор.
Международная экономика проявляется в конкретных формах международных экономических отношений, а именно: международная торговля товарами и услугами; международное движение факторов производства - капитала, рабочей силы, технологии; международная торговля финансовыми инструментами - валютой, ценными бумагами, деривативами, кредитам; международные расчеты.

Файлы: 1 файл

мир эк.docx

— 98.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль международных финансовых организаций в функционировании мировой валютной системы

Межгосударственное  регулирование международных валютных отношений осуществляется специализированными  органами и институтами.  
Основная из них — ^ Международный Валютный Фонд (МВФ). МВФ — это межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ — специализированное учреждение ООН — был создан в 1944 г. на Бреттон-Вудской международной конференции. К концу 1999 г. в него входит 182 страна-участница. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на 5 лет. 29 промышленно развитых стран (ПРС) имеют 63,4% голосов в МВФ; 36,6% голосов приходится на долю остальных 84% стран. Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. На долю ПРС приходится 62,8% суммы квот, из которых доля стран ЕС равна 30,3%; РС — 27,2%; стран с переходной экономикой — 10,0%.  
 
Объем кредитов МВФ в 1994 г. составлял 29,9 млрд СДР, в т.ч.:  

  • кредиты поддержки («стенд бай») — 9,5 млрд СДР — выдаются под осуществление макроэкономических стабилизационных программ в течение 1—2 лет со сроком погашения 3 года 3 мес. — 5 лет;
  • расширенные кредиты — 9,6 млрд СДР — предоставляются для поддержки, рассчитанной на 3—4 года, т. е. среднесрочной программы стабилизации. Возврат этих кредитов рассчитан на срок от 4,5 до 10 лет;
  • компенсационные кредиты и кредиты финансирования буферных запасов — 3,8 млрд СДР — направлены на амортизацию резких сдвигов в структуре и условиях МТ, предоставляются менее развитым странам на срок от 3 лет 3 мес. до 5 лет;
  • кредиты структурной адаптации — 1,4 млрд СДР — и дополнительные кредиты структурной адаптации — 2,8 млрд СДР — получили сравнительно широкое распространение в условиях долгового кризиса РС. Выдаются за счет спец. фонда на срок от 5,5 до 10 лет;
  • кредиты системной трансформации предоставляются за счет Специального фонда поддержки, созданного в 1993 г.

 
Этими кредитами пользуются практически  все страны — бывшие члены СЭВ. Размер такого кредита ограничивается 50% квоты данной страны и выдается для нейтрализации внешнеэкономических  финансовых ограничителей рыночных реформ.  
 
Кредиты МВФ выдаются, как правило, кредитными долями (транши) по 25%.  
 
Не менее важную роль в МВС играет группа Всемирного банка — это многоструктурная международная кредитная организация, объединяющая 4 финансовых института.  
 
• Международный банк реконструкции и развития (МБРР) образован в 1944 г. К концу 1998 г. насчитывал 182 страны-участницы (Украина с 1992 г.). Основные цели МБРР:  
 
реконструкция и развитие территории стран-членов, стимулирование частных внешних инвестиций, обеспечение сбалансированного роста международных кредитов, повышение производительности в экономике стран-членов, ее эффективности, а также уровня жизни. Роль МБРР состоит в финансировании средне- и долгосрочных проектов развития инфраструктуры в странах-реципиентах, в поддержке программ облегчения болезненных последствий реализации стабилизационной и адаптационной экономической политики для беднейших слоев населения. Большинство кредитов МБРР выдается на срок 15— 20 лет с льготным периодом 5 лет. Значительная часть кредитов МБРР приходится на регион Восточной Азии и Тихого океана (29% или 6034 млн долл. в 1994 г.). Россия получает кредиты на сумму 1 520 млн долл. Как правило, кредиты МБРР направляются в сельское хозяйство (16,7%), транспорт (14,2%), электроэнергетику (10,6%), сферу финансов (6%) и т.д.  
 
• Международная ассоциация развития (МАР) создана как филиал МБРР в 1960 г. МАР предоставляет беспроцентные кредиты наименее развитым странам на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. Льготные кредиты в настоящее время получают 70 стран, в которых ВВП на душу населения не выше 925 долл. в год.  
 
• Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых из развивающихся стран, т. е. в новых индустриальных странах ЮВА. Срок кредитов 7—8 лет. Характерная черта МФК в том, что все займы предоставляются частным лицам, а инвестиции проводятся совместно с частным бизнесом.  
 
• Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) учреждено в 1988 г. К середине 1993 г. конвенция, учреждающая МИГА, была подписана 107 странами, в 1998 г. в него входит уже 120 стран. Его цель — поощрение инвестиций в акционерный капитал и других направлений прямых капиталовложений в развивающиеся страны посредством их страхования от некоммерческих рисков. К некоммерческим рискам относятся: экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты; отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим затруднения в переводе прибылей в страну инвестора. Срок гарантий 15 лет. В 1993 финансовом году МИГА предоставило гарантии по 27 проектам на сумму 374 млн. долл.  
 
Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. В отличие от коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует притоку капиталов в экономику этих стран. Ежегодно Всемирный банк выдает кредитов на сумму 20—22 млрд. долл. В 1996/97 гг. сумма кредитных обязательств всемирного банка снизилась и составила 19,1 млрд. долл. (число кредитуемых проектов сократилось с 256 до 241). В предыдущие два года она равнялась 22,5 и 22,4 млрд. долл. Примерно 3/4 предоставляемых Всемирным банком кредитных средств приходится на инвестиционные проекты в различных отраслях экономики, требующие, как правило, чтобы страна-заемщик закупала товары и услуги, а также заказывала строительно-монтажные работы на международных рынках. Остальная часть займов (1/4) выдается на проведение национальных экономических и иных реформ. В 1996/97 гг. Россия вошла в десятку стран, которым Всемирный банк одобрил предоставление наиболее крупных займов (1,716 млрд. долл., уступает только Китаю — 2,815 млрд. долл.).  
 
В международных валютно-финансовых и кредитных отношениях участвуют и частные клубы кредиторов:  
 
• Парижский клуб стран-кредиторов («группа 10» = страны большой семерки + Бельгия, Нидерланды, Швейцария) — это неформальная организация индустриально развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г. РФ вступила в Парижский клуб 17 сентября 1997 г. Ее задолженность данной организации в 1993 г. составляла 41 млрд. долл.;  
 
• Лондонский клуб является неформальной организацией крупнейших банков-кредиторов (600), где обсуждаются проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников. РФ вступила в Лондонский клуб 6 октября 1997 г. Задолженность РФ перед Лондонским клубом по состоянию на 3 октября 1997 г. составила 21,9 млрд. долл.  
 
Среди организаций регионального значения следует выделить Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который создан в 1990 г., его членами являются 57 стран. Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании. В России ЕБРР участвует в первоначальном капитале Российского банка проектного финансирования (РБПФ) в Москве. Это банк среднесрочного и долгосрочного кредитования и инвестиций, а также финансовый посредник, осуществляющий консалтинговое обслуживание предприятий. Приоритетные отрасли финансирования ЕБРР: энергетика, телекоммуникации, транспорт, агробизнес, приватизация.  
К организациям данного типа относятся региональные банки развития: Межамериканский банк развития (МаБР) создан в 1959 г., 43 страны-участницы; Африканский банк развития (АфБР) — 1963 г., 75 стран-участниц; Азиатский банк развития (АзБР) — 1965 г., 45 стран-участниц. 

  1. Балансы международных расчетов страны

 

Баланс (от франц. — весы) — это установление равновесия или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны уравновешивать друг друга.  
Все имеющие взаимоотношения страны с другими странами мирового хозяйства отражаются в различных балансах международных расчетов. Такие балансы являются устоявшимися формами статистической отчетности об экономическом развитии государства и его финансовом положении.  
Балансы международных расчетов — это отчетность, отражающая соотношение денежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам.  
Общими требованиями при составлении данных балансов являются: 

  • агрегатный (сборный из экономических показателей) характер;
  • учет чистого сальдо международных требований и обязательств;
  • сбор данных за определенный период. 
    В международной практике выделяют три вида балансов международных расчетов: 
  1. расчетный баланс;
  1. баланс международной задолженности;
  2. платежный баланс.

В расчетном  балансе отражается отчетность о  соотношении требований и обязательств данной страны к другим странам независимо от сроков поступлений платежей, т. е. включаются как погашенные, так  и непогашенные платежи.  
Различают расчетный баланс за определенный период (соотношение тех требований и обязательств, которые возникают за этот период) и на определенную дату (например, на начало 1997 г. показывает, является ли страна нетто-должником или нетто-кредитором на эту дату и из каких основных статей состоят ее требования и обязательства).  
Расчетные балансы учитывают экспорт и импорт товаров и услуг, предоставленные и полученные займы и инвестиции. Сальдо данного баланса отражает международную расчетную позицию страны: 

  • если сальдо активное, то страна является нетто-кредитором и в будущем она должна получить валютные поступления;
  • если сальдо пассивное, то страна является нетто-должником и в будущем она должна будет осуществлять валютные платежи.

Баланс международной  задолженности широко используется в международной практике и отличается от расчетного баланса набором статей. Так, он включает золотовалютные резервы  страны, частные активы, расположенные  за рубежом.  
В платежном балансе отражаются качественно и количественно масштабы, структура и характер внешнеэкономических связей страны. Платежный и расчетный балансы имеют существенные различия: 

  1. платежный баланс включает только фактически произведенные поступления и платежи, тогда как в расчетном учитываются и непогашенные;
  2. платежный баланс включает только реально произведенные (полученные или выданные) кредиты и инвестиции, а расчетный — и неосуществленные еще фактически;
  3. платежный баланс включает только оплаченный экспорт и импорт товаров и услуг, а расчетный баланс — и неоплаченную часть внешнеторговой сделки.

Таким образом, сальдо платежного и расчетного балансов не совпадают. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процессы интернационализации в международной экономике

Исторически процессы интернационализации мирового хозяйства начались со сферы обмена (международной торговли). Большая часть мировой торговли приходится на страны с похожими характеристиками:

· промышленно развитые;

· имеющие население с высоким уровнем образования и получающие высокие доходы.

Основу интернационализации  всемирного хозяйства составляют процессы специализации и дифференциации производства. Они обусловливают характер и формы международной торговли и международного движения факторов производства.

В экономической статистике выделяются следующие макроэкономические показатели, характеризующие уровень и характер международного разделения труда в  сфере международной торговли:

· доля экспортируемой продукции в общем объеме производства;

· объем внешней торговли в отношении к национальному продукту;

· удельный вес национальной экономики в мировой торговле в целом и отдельными товарами;

· внешнеторговый оборот на душу населения.

В качестве основной цели, побуждающей национальных производителей участвовать в мировой торговле, является стабилизация и рост прибылей. Эта цель достигается:

· за счет расширения сбыта продукции на зарубежных рынках;

· за счет приобретения ресурсов (необходимых, уникальных, дешевых) на зарубежных рынках;

· за счет диверсификации рынка в зависимости от жизненного цикла товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Интернационализация предпринимательской сферы: микроуровень.

 

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельныххозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. 

икроуровеньэкономика предприятия, на уровне которого реализуется совокупность организационно-экономических и правовых норм, выработанных на уровнях международного экономического общения.

Решающее влияние на формирование и функционирование совместного  предпринимательства оказывает  взаимодействие двух подсистем макро  и микроуровня. Мотивационный механизм возникновения совместного предпринимательства  формируется на макроуровне (через  стратегическую ориентацию стран) и  микроуровне (мотивация партнеров). Совокупность организационно-экономических  и правовых норм макроуровня составляет внешнюю среду, качественные и количественные характеристики, которого определяют степень реализации механизма совместного  предпринимательства микроуровня.

Система взаимоотношений  микроуровня включает экономические, стоимостные (денежно-товарные) инструменты, правовые, институциональные структуры, шо формируют способ функционирования и степень хозяйственной свободы совместного предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Интернационализация на мезоуровне: региональные интеграционные процессы в системе мирохозяйственных связей

Мезоуровень составляют сложные подсистемы, входящие в национальные экономики, например, отрасли и экономические регионы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наднациональное регулирование международных экономических отношений: макроуровень

 

 

 Следует отдельно остановиться на методе наднационального регулирования в международных экономических отношениях. Явление наднациональности имеет место в некоторых международных организациях, когда они получают возможность обязывать своими конкретными действиями (решениями) государства, не заручаясь их согласием на это в каждом отдельном случае, т.е. приобретают в отношении них определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий.

Например, «наднациональный»  характер правопорядка ЕС усматривается  в праве его органов издавать обязательные для государств-членов и их граждан властные акты прямого  применения, обладающие приоритетом  перед внутригосударственным правом, принимать решения большинством голосов. При этом функционеры органов ЕС выступают в личном качестве, а не находятся на службе у соответствующего государства.

Признаком «наднациональности» может быть, в частности, то, что:

1. внутреннее право наднационального объединения становится внутригосударственным правом его членов;

2. внутреннее право наднационального объединения творится органом, действующим юридически неподконтрольно государствам-членам и принимающим обязательные для государств решения вне зависимости от отрицательного к ним отношения со стороны одного или нескольких государств; при этом соответствующие вопросы полностью или частично изымаются из их ведения;

3. международные чиновники, участвующие в органах наднациональных объединений, выступают в личном качестве, а не как представители государств;

4. решения принимаются органами наднациональных объединений большинством голосов, путем пропорционального (взвешенного) голосования и без непосредственного участия заинтересованных стран.

Элементы «наднациональности», как представляется, заложены в доктрине норм jus cogens, в концепции морского дна как «общего наследия человечества», в международном правосудии, в выдвигаемых в настоящее время концепциях «единой мировой валюты», «Мирового центрального банка» и др.

Очевидно, что метод наднационального регулирования уже сегодня активно  используется для управления интеграционными процессами, например, в рамках Европейского Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Глобализация международной экономики

Глобализация - сложный, многоплановый, макромасштабный  процесс, охватывающий все стороны  жизни общества. Глобализация представляет собой всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему. Глобализация ведет к интенсификации взаимодействия государств, к углублению их взаимосвязанности. Ни одно государство не может осуществлять свои функции изолированно, без взаимодействия с другими государствами. Не только изоляция, но и недостаточный уровень развития внешних связей наносят ущерб национальным интересам страны. Глобализация охватывает важнейшие процессы в мировой экономике. Одной из сторон процесса глобализация в экономике является глобализация финансов, ставшая возможной также благодаря новейшим технологиям в области коммуникаций и связи. Главным фактором глобализации воспроизводственных процессов стали транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ).

Глобализация – это всемирная зависимость стран, предприятий и людей между собой в открытой системе политических, финансово-экономических и культурных связей, основанных на современных информационных и коммуникационных технологиях.

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"