Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 00:13, реферат
В начале 40-х годов Харри Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) практически одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы и соответствующей постоянно действующей организации. После долгих переговоров, которые проходили в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.
1. Международный валютный фонд: его история, сущность и структура 3
1.1 История возникновения МВФ 3
1.2 Основные цели и функциональные характеристики МВФ 4
1.3 Организационная структура и основные подразделения организации 5
1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран 6
2. Сотрудничество Республики Беларусь с МВФ ……………………………………… 8
2.1 Отношения с МВФ ………………………………………………………………….…8
2.2 Потенциал погашения кредитов …………………………………………………….15
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Виолетта Медведева
4NU курс
Рига 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Приложения …………………………………………………
В начале 40-х годов Харри Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) практически одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы и соответствующей постоянно действующей организации. После долгих переговоров, которые проходили в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.
В 1944 г. СССР брал активное участие в Бреттон-Вудской конференции и даже подписал заключительный Акт об учреждении МВФ и МБРР, но позднее не ратифицировал эти договоры. Все бывшие республики СССР вступили в МВФ в мае - сентябре 1992 г. Украина стала членом этой организации 3 сентября 1992 г..
Сейчас членами организации являются 188 государства. Капитал МВФ (из взносов стран-членов) на сегодняшний день 212 млрд. единиц «специальных прав заимствования», что составляет примерно 272 млрд. дол. США. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.
Таким образом, в настоящее время членами МВФ являются 187 стран, то есть почти все международно признанные государства, а также одно частично признанное— Косово (в таблице выделено курсивом).
Членами фонда не являются такие государства, как:
МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.
Официально утверждены такие цели МВФ:
Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение трёх основных функций:
Позднее страны-члены определили для МВФ и дополнительные функции и обязанности в зависимости от требований времени и обстоятельств. Сейчас МВФ имеет такие функции:
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который состоит из представителей всех стран-членов (как правило, ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка с заместителем). Управляющие встречаются раз в год на сессиях. За исключением обязательных полномочий, таких как приём новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др., Совет может делегировать исполнение своих обязанностей Директорату.
При Совете работают два комитета: Временный комитет и Комитет по развитию. Временный комитет консультирует Совет по управленческим вопросам текущего контроля за мировой валютной системой и её приспособлением к меняющимся условиям. Комитет развития консультирует относительно особенностей потребностей беднейших стран.
Организационную структуру можно рассмотреть в Приложении № 1 .
Исполнительный комитет отвечает за текущие дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, США, Франция и Япония), остальные 17 выбираются Советом управляющих с учётом принципа регионального представительства.
Заседания Исполнительного совета проходят 2 - 3 раза в неделю под председательством директора-распорядителя, которого выбирает Исполнительный совет.
Если президентом Мирового банка является американец, то директор-распорядитель МВФ по традиции - европеец.
Персонал МВФ насчитывает почти 2000 человек из более чем 100 стран .
Основная часть его работает в штаб-квартире в Вашингтоне, незначительная часть служащих задействована в отделениях в Париже, Женеве и ООН в Нью-Йорке,
или являются временными представителями МВФ в странах-членах.
Устав МВФ не предусматривает особенных условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется:
Страна, которая вступает в МВФ, вносит определённую сумму денег (взнос по предоплате), своего рода членский взнос. Такая сумма денег называется квотой. Квоты имеют такие функции:
МВФ организован по примеру акционерного общества, а потому возможность каждого члена влиять на деятельность Фонда ограничивается его размером его части в капитале. Так, каждая страна-член имеет 250 «базовых» голосов ( в независимости от размера взноса в капитал Фонда) и дополнительно по 1 голосу за каждые 100 000 единиц СДР его части в этом капитале. При голосовании по некоторым вопросам кредиторы могут получить по 1 голосу на каждые $400 000 займов, предоставленных ими ко дню голосования, за счёт соответствующего уменьшения количества голосов стран-должников.
Размер квот определяется при вступлении страны в МВФ, а потом пересматривается каждые пять лет. Расчёт проводится при помощи разных формул, которые отличаются элементами и их значимостью. Сейчас используются такие формулы:
Q = (0,01Y + 0,025R + 0,05P + 0,2276VC) (1 + C/Y),
Q = (0,0065Y + 0,02051R + 0,078P + 0,4052VC) (1 + C/Y),
Q = (0,0045Y + 0,03896768R + 0,07P + 0,76976VC) (1 + C/Y),
Q = 0,005Y + 0,042280464R + 0,044 (P + C) + 0,8352VC,
Q = 0,0045Y + 0,05218008R + 0,039 (P + C) + 1,0432VC,
где Q - квота, Y - ВНП (1985 год), R - среднемесячный уровень резервов (1985 год), P - средняя ежегодная сумма текущих платежей (1981 - 1985 гг.), VC - изменяемость текущих поступлений, которая определяется как одно стандартное отклонение от пятилетнего изменяемого среднего значения за 1973 - 1985 гг.
Эти формулы использовались при пересмотре квот в 1990 г. Для определения начального размера квоты так же делаются расчёты при помощи всех формул. Потом сотрудники Фонда сравнивают полученные результаты с соответствующими показателями стран со схожими показателями экономического развития и рекомендуют размер квоты. Рассчитанные квоты могут быть основой для обсуждения и внесения изменений с учётом всех аспектов и функций квот в МВФ. Сейчас, когда членами МВФ является большинство государств мира, очень сильно разнятся размеры долей и количества голосов каждой страны. Так, учётом квоты в капитале МВФ на долю стран «большой семёрки» приходится 45% голосов, в т. ч. на США - 18% . После утверждения Советом страна подписывает статьи соглашения и становится членом МВФ. Однако ни одна страна не имеет права использования механизмов Фонда до полной уплаты своего взноса. Кроме того, квота страны-члена не может быть увеличена, пока страна не договорится на такое увеличение и выплатит полной суммы взноса.
Беларусь вступила в МВФ 10 июля 1992 года. Она приняла обязательства в соответствии со Статьей XIV.
Представительство МВФ в Республике Беларусь открылось в октябре 1992г.
Управляющий в МВФ от Беларуси – Председатель Правления Национального банка Беларуси г-н Петр Петрович Прокопович; заместитель управляющего – Министр финансов г-н Николай Петрович Корбут.
Можно определить 3 основных направления деятельности МВФ в Беларуси важнейшим из которых является сотрудничество с Правительством и Национальным банком Беларуси при подготовке программ экономической политики с акцентом на нижеследующие макроэкономические вопросы: налогово-бюджетная и денежно- кредитная политика, обменный курс и торговая политика с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса.
По состоянию на 31 марта 2013 года
Счет общих ресурсов |
В млн СДР |
В процентах квоты |
Квота |
386,40 |
100,00 |
Авуары МВФ в нац.валюте |
2 178,05 |
563,68 |
Резервная позиция в МВФ |
0,02 |
0,01 |
Департамент СДР |
В млн СДР |
В процентах квоты |
Чистое кумулятивное распределение |
368,64 |
100,0 |
Авуары |
369,70 |
100,29 |
Непогашенные покупки и кредиты |
В млн СДР |
В процентах квоты |
Договоренности о кредите «стэнд-бай» |
1 791,65 |
463,68 |
Тип |
Дата утверждения |
Истечение срока |
Утвержденная сумма (в млн СДР) |
Полученная сумма (в млн СДР) |
Стэнд-бай |
01.12.2009 |
03.30.2010 |
2 269,52 |
2 269,52 |
Стэнд-бай |
09.12.1995 |
09.11.1996 |
196,28 |
50,00 |
Предстоящие (в млн СДР) | |||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 | |
Основной долг |
851,07 |
885,84 |
54,74 |
0,00 |
0,00 |
Сборы/проценты |
20,68 |
6,61 |
0,43 |
0,00 |
0,00 |
Итого |
871,75 |
892,45 |
55,17 |
0,00 |
0,00 |
В результате оценки был сделан вывод о том, что система защитных механизмов
характеризуется значительной уязвимостью, особенно в плане правовой структуры и независимости, внешнего и внутреннего аудита, и финансовой отчетности. По итогам оценки были рекомендованы конкретные меры для устранения выявленных недостатков. Новая оценка НБРБ, завершенная в мае 2009 года в рамках Договоренности о кредите «стэнд-бай», утвержденной 12 января 2009 года, показала, что для решения выявленных ранее проблем уязвимости мало что было сделано. Оценка выявила усиление рисков со времени проведения добровольной оценки в 2004 году, в связи с чем были предложены следующие меры:
НБРБ реализовал только некоторые рекомендации. Были завершены специальные проверки данных ЧМР и ЧВА на контрольные даты в марте, июне, сентябре и декабре 2009 года.
Большинство нефинансовых дочерних структур было снято с баланса НБРБ в 2011 году, но он также расширил свое участие в квазифискальных операциях, например, в первом полугодии 2011 года НБРБ приобретал облигации местных банков по курсу выше рыночного и впоследствии продал их Банку развития для приобретения выпущенных им облигаций. Хотя новый закон о банковской деятельности усовершенствован в некоторых отношениях по сравнению с предыдущим вариантом, автономия НБРБ по-прежнему ограничивается, в частности, полномочиями Президента на внесение изменений в устав НБРБ в любое время, направление операций НБРБ своими указами и увольнение членов Правления.
Валютой Беларуси является рубль, который был введен в 1994 году. Валютным режимом де-юре является регулируемый плавающий курс. Со 2 января 2009 года
НБРБ ввел официальную привязку белорусского рубля к корзине валют, включающую доллар США, евро и российский рубль, с горизонтальными валютными коридорами, хотя в период с мая 2010 года по апрель 2011 года белорусский рубль оставался в пределах 2-процентного валютного коридора по отношению к доллару США, и в течение этого времени валютный режим де-факто считался стабилизированным. После существенного сокращения резервов в I квартале 2011 года НБРБ прекратил интервенции, из-за чего существенно снизился обменный курс черного рынка. НБРБ девальвировал официальный обменный курс в мае 2011 года, но параллельный валютный рынок не исчез, что привело к системе множественных обменных курсов. 20 октября 2011 года НБРБ провел унификацию обменных курсов на уровне рыночного курса, введя единую торговую сессию, отменил валютные коридоры официального обменного курса и объявил о введении режима регулируемого плавающего обменного курса. С тех пор НБРБ умеренно прибегал к официальным валютным интервенциям для сглаживания чрезмерных колебаний. По этой причине, начиная с 20 октября 2011 года, валютный режим де-факто был переведен из категории стабилизированного режима в категорию другого регулируемого режима. Беларусь приняла обязательства в соответствии с разделами 2, 3 и 4 статьи VIII Статей соглашения МВФ 5 ноября 2001 года. После унификации обменных курсов в октябре 2011 года официальные органы отменили некоторые из ранее введенных мер административного контроля. Недавно состоялась миссия по Статье VIII, и персонал МВФ находится в процессе
завершения обзора юрисдикционных последствий нового режима и сохраняющихся механизмов валютного контроля.
Для Беларуси установлен 12-месячный цикл консультаций. Последние консультации в соответствии со Статьей IV завершились 4 мая 2012 года. Договоренность о кредите «стэнд-бай». Договоренность о кредите «стэнд-бай» (СБА) на 15-месячный срок в размере 1,6 млрд СДР (2,5 млрд долл. США, 418,8 процента квоты) была утверждена Исполнительным советом (Доклад по стране №09/109) 12 января 2009 года. Увеличение объема СБА было утверждено 29 июня 2009 года в связи с завершением первого обзора (Доклад по стране №09/260), в результате чего финансовая поддержка МВФ достигла 2,3 млрд СДР (3,5 млрд долл. США, 587,3 процента квоты). Заключительный обзор был завершен 26 марта 2010 года. Общая сумма средств, предоставленных в рамках программы, составила 2,3 млрд СДР (3,5 млрд долл. США).
Департамент-контрагент |
Тема |
Сроки |
ДДК |
Надзор, основанный на оценке рисков |
Июль 2012 года |
ДДК |
Банковский надзор |
Февраль–март 2012 года |
ДДК |
ТП по Банку развития |
Октябрь-ноябрь 2011 года |
ДДК |
Банковский надзор |
Октябрь 2011 года |
ДДК |
Надзор, основанный на оценке рисков |
Апрель 2011 года |
ДДК |
Банковский надзор: выездные проверки |
Сентябрь 2010 года |
ДДК |
Банковский надзор: система раннего предупреждения, управление риском |
Март-апрель 2010 года |
ДДК |
Укрепление автономии центрального банка |
Март 2010 года |
ДДК |
Рефинансирование банков со стороны НБРБ |
Ноябрь 2009 года |
ДДК |
Банковское регулирование: классификация ссуд и положения о формировании резервов |
Апрель 2009 года |
ДДК |
Денежно-кредитная политика: прогнозирование и анализ политики |
Февраль – март 2009 года |
ДДК |
Валютный режим, валютные операции |
Декабрь 2008 года |
ДДК |
Обновленная оценка ФСАП |
Сентябрь 2008 года |
ДДК |
Финансовая стабильность и управление внешним долгом |
Январь 2008 года |
ДДК |
Банковский надзор: вопросы финансовой стабильности, стресс-тесты |
Июль 2007 года |
ДДК |
Построение системы для прогнозирования и анализа политики |
Июнь 2008 года Октябрь 2007 года Июль 2007 года |
ДДК |
Совершенствование прогнозирования и анализа политики |
Май 2007 года |
ДДК |
Банковский надзор: выездные проверки |
Апрель 2007 года |
ДДК |
Банковский надзор: стресс-тесты, финансовая стабильность |
Март 2007 года |
ДДК |
Страховой надзор |
Март 2007 года |
ДДК |
Анализ и прогнозирование денежно-кредитной политики |
Февраль 2007 года |
ДДК |
Банковский надзор: выездные проверки |
Январь 2007 года |
ДДК |
Совершенствование денежно-кредитной политики |
Январь 2007 года |
ДБВ |
Меры социальной защиты |
Ноябрь 2011 года |
ДБВ |
Программно-целевой метод составления бюджета и среднесрочная налогово-бюджетная основа |
Март-апрель 2011 года |
ДБВ |
Налоговая администрация |
Сентябрь 2010 года |
ДБВ |
Налоговая политика |
Апрель 2010 года |
ДБВ |
Рационализация расходов |
Март 2010 года |
ДБВ |
Реформа налоговой системы |
Октябрь 2009 года |
ДБВ |
Введение среднесрочной бюджетной основы (ССБО) |
Март-апрель 2009 года |
ДБВ |
Проведение реформы программно-целевого метода составления бюджета |
Март 2008 года Ноябрь 2007 года Май 2007 года |
СТА |
Статистика национальных счетов |
Апрель 2013 года |
СТА |
Многопрофильная статистическая миссия |
Октябрь-ноябрь 2010 года |
СТА |
Статистика национальных счетов |
Январь 2008 года |
СТА |
Статистика платежного баланса и внешнего сектора |
Январь 2008 года |
СТА |
Статистика государственных финансов |
Сентябрь-октябрь 2007 года |
2.2 Потенциал погашения кредитов
Возможности Беларуси по погашению кредитов остаются напряженными. Растущие коэффициенты долга, ухудшение сальдо счета текущих операций, низкий уровень валютных резервов и пик обслуживания внешнего долга, приходящийся на 2013–2015 годы (включая погашение кредитов Фонда в размере 1,7 млрд долл. США в 2013 году и 1,4 млрд долл. США в 2014 году) усугубляют риски для погашения. Несмотря на то, что в базисном сценарии персонала Беларусь должна быть в состоянии выполнить свои внешние обязательства, в краткосрочной перспективе, без дополнительного внешнего финансирования возникнет тенденция к снижению резервов, что сделает Беларусь уязвимой в случае негативных внутренних или внешних потрясений.
Таблица 2.1
Потенциал погашения задолженности перед МВФ (базисный сценарий),
2012−2018 годы2
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 | |
Операции по выкупу и сборы МВФ | |||||||
В млн СДР |
350 |
1,058 |
893 |
55 |
0 |
0 |
0 |
В млн долларов США |
538 |
1,603 |
1,349 |
83 |
0 |
0 |
0 |
В процентах от экспорта товаров и услуг |
1 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В процентах от общей суммы обслуживания долга3 |
16 |
28 |
22 |
1 |
0 |
0 |
0 |
В процентах от квоты |
91 |
274 |
231 |
14 |
0 |
0 |
0 |
В процентах от валовых международных резервов |
7 |
23 |
25 |
2 |
0 |
0 |
0 |
Непогашенный кредит МВФ | |||||||
В млн СДР |
1,966 |
941 |
55 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В млн долларов США |
3,025 |
1,425 |
83 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В процентах от экспорта товаров и услуг |
6 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В процентах от квоты |
509 |
243 |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В процентах от валовых международных резервов |
37 |
21 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Справочные статьи: | |||||||
Экспорт товаров и нефакторных услуг (млн долларов США) |
51,756 |
52,535 |
54,731 |
57,120 |
65,649 |
68,950 |
72,380 |
Обслуживание долга (млн долларов США) |
3,446 |
5,770 |
6,161 |
6,020 |
3,956 |
4,393 |
5,438 |
Квота (млн СДР) |
386 |
386 |
386 |
386 |
386 |
386 |
386 |
Квота (млн долларов США) |
595 |
586 |
584 |
583 |
581 |
580 |
579 |
Валовые международные резервы (млн долларов США) |
8,095 |
6,899 |
5,336 |
3,741 |
3,180 |
2,607 |
1,919 |
Долларов США за 1 СДР (в среднем за период) |
1,532 |
1,513 |
1,513 |
1,510 |
1,506 |
1,503 |
1,500 |
Долларов США за 1 СДР (на конец периода) |
1,539 |
1,515 |
1,511 |
1,508 |
1,504 |
1,502 |
1,499 |
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Рига 2014
Приложение №1
Организационная структура МВФ
1 Когда государство-член имеет финансовые обязательства, просроченные более чем на
три месяца, сумма такой просроченной задолженности указывается в данном разделе.
2 Предполагается, что выкуп осуществляется по графику выполнения обязательств
3 Обслуживание долга включает проценты по всей сумме долга и погашение средне- и долгосрочного долга.
Информация о работе Сотрудничество Международного валютного фонда с Республикой Беларусь