Советско-Американские отношения во второй половине XX cтоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Междунарoдные oтнoшения издавна занимали существеннoе местo в жизни любoгo гoсударства и мирoвoгo сooбщества в целoм. Не мало важным является рассмотрение отношений двух мировых держав: Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Неотъемлимой часть в рассмотрении этих отношений является « Холодная войнв». Этoт термин характеризует враждебную пoлитику в oтнoшении Сoветскoгo Сoюза и других стран, вхoдивших в сoциалистическую систему. «Хoлoдная вoйна» представляла сoбoй резкoе прoтивoбoрствo двух систем на мирoвoй арене. Oсoбую oстрoту oна приoбрела в кoнце 40-х – 60-е гoды. Былo время, кoгда oстрoта нескoлькo спадала, а затем внoвь усиливалась. «Хoлoдная вoйна» oхватила все сферы междунарoдных oтнoшений: пoлитическую, экoнoмическую, вoенную и идеoлoгическую.

Содержание работы

Введение
1 Взаимooтнoшения СССР и США в периoд « Хoлoднoй войны»
1.1 Жесткoе бипoлярнoе прoтивoстoяние (с 1946 дo 1962гг.)
1.2 Мягкoе бипoлярнoе прoтивoстoяние (с 1963 до 1989гг.
1.3 Разрядка междунарoднoй напряженнoсти
2 Трансформация Рoссийскo-Америкаских oтнoшений пoсле «Хoлoднй вoйны»
2.2 Развитие Советско-Американских oтнoшений пoсле «Хoлoднoй Вoйны»
3. Особенности взимоотношений России и США в конце XX столития.
Заключение
Списoк испoльзуемoй литературы

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

К середине 1961г. был разработан новый план. Общее количество целей в плане составляло 6 тысяч.  Для реализации планов необходимо было иметь такое количество средств доставки, которое обеспечило бы гарантированное уничтожение СССР  в случае ядерного  конфликта.  Советский Союз, по  данным американской  разведки, к атомной войне  был не  готов, но руководство  США воздерживалось  от начала  ядерной войны, поскольку США не в состоянии были противостоять сухопутным войскам СССР.

Советская Армия  была способна за две недели победно пройти по Европе и захватить все американские базы. Отставание СССР было особенно заметно в области морских ядерных вооружений.

В 1962г. «холодная война»  едва  не переросла в «горячую». Пользуясь тем, что кубинские лидеры неоднократно просили СССР защитить их от возможного нападения США, советское  руководство  приняло решение установить на Кубе ядерные ракеты среднего радиуса действия.  Теперь любой город  США мог быть стерт с лица земли в считанные минуты.  Но соотношение  ядерных зарядов  по-прежнему было  не в нашу пользу 486 к 1447.

 

 

После того, как американская  разведка  засекла на  Кубе советские ракеты, в октябре 1962г. разразился  Карибский кризис, что послужило обострением отношений между СССР и США, поставившее мир перед опасностью ядерной войны между сверхдержавами. Он возник в обстановке конфронтации из-за строительства Берлинской стены.

Операция по размещению ракет на Кубе проводилась скрытно, по личному указанию Н. С. Хрущеваи с согласия Ф. Кастро. Хрущев, вероятно, желал таким образом уравновесить ядерное превосходство США, как численное, так и тактическое. Важную роль играло стремление советского лидера защитить от возможного американского нападения Кубу. Очевидно, этот рискованный шаг во многом объясняется импульсивным и непредсказуемым характером Н. С. Хрущева, его декларируемым стремлением к соревнованию с США, готовностью пренебречь безопасностью своего и чужого народов ради «торжества социализма» в Западном полушарии.

Решение о размещении ракет было принято летом 1962 во время визита на Кубу советской делегации. Наличие ракет было неопровержимо установлено разведывательными органами США с помощью аэрофотосъемки. 22 октября президент Кеннеди выступил по телевидению и объявил о начале военно-морской блокады Кубы, куда отныне не допускались советские корабли. В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания. 23 октября Советское правительство выступило с заявлением, осуждающим действия США как агрессивные.

Обе стороны обсуждали варианты нападения. Однако президент Кеннеди не пошел на поводу у амбиций военных и взял на себя инициативу в личных переговорах с Н. С. Хрущевым по прямой телефонной связи между Москвой и Вашингтоном.

 

  • Мягкое биполярное противостояние ( с 1963 по 1985 гг.)
  •  

    Вскоре тало ясно, что угрозой третьей мировой войны играть нельзя, и уже 28 октября 1963г Хрущев в послании к Кеннеди, «чтобы успокоить американский народ», заявил о демонтаже ракет.По результатам проведенных негласно личных переговоров между лидерами, Соединенные Штаты согласились на демонтаж своих установок в Турции, а также отказались официально от каких-либо попыток сменить вооруженным путем режим Ф. Кастро и гарантировали Кубе военное невмешательство.

     

    Подойдя к опасной черте во время «Карибского кризиса», «холодная война» пошла на спад. СССР и США впервые заговорили об ограничении гонки вооружений. 15 августа 1963г. был  заключен договор  о запрещении  испытаний ядерного оружия в атмосфере, воде и космосе.

    Самым главным последствием успешного разрешения Карибского кризиса представляется осознание сверхдержавами своей уязвимости и зависимости друг от друга. Урок был усвоен: правительства обеих стран никогда больше не допускали в своих отношениях таких опасных кризисных ситуаций. И надо заметить, что именно после конца Карибского кризиса отношения между странами-участницами перешли не несколько новый уровень: от категорического неприятия к попытке сотрудничества. Примером этого может служить Договор о запрещении ядерных испытаний.

       Камнем преткновения при  его обсуждении оказались подземные испытания: Запад настаивал на возможных инспекциях в случае возникновения подозрений в нарушении будущего договора. Москва упорно выступала против таких инспекций, считая их орудием шпионажа со стороны Запада и утверждая, что для контроля над договором вполне достаточно национальных средств обнаружения возможных нарушений.

       Был, однако, момент, когда Хрущев, стремясь к полноценному договору  и к улучшению своих отношений  с Кеннеди, при встрече с последним  в Вене дал согласие на 2 – 3 инспекции в год, хотя эта его уступка и вызвала недовольство среди его коллег в руководстве СССР. Но американский президент настаивал на 10 инспекциях как минимум. Его советники считали, что раз Хрущев сошел со своей принципиальной позиции отказа от инспекций вообще, его можно будет «дожать» и в отношении увеличения числа инспекций на местах. Однако Хрущев, рассерженный таким торгом и недостаточной оценкой значения его принципиальной уступки, которая далась ему непросто, неожиданно вновь твердо отошел на прежнюю позицию: «никаких инспекций!». Как впоследствии признался Советскому послу в США Добрынину директор Атомного агентства США Сиборг, «оценка хода переговоров с Хрущевым в этом вопросе была серьезным просчетом администрации Кеннеди, ибо ей нужно было принять его уступку в надежде на ее расширение в будущем». В результате в 1963 году был заключен договор о прекращении испытаний в трех средах: в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, оставив вне договора испытания под землей. После долгих лет бесплодных переговоров на свет, наконец, появился документ, который с полным основанием можно считать одним из первых международных правовых актов, реально направленных на разрядку международной напряженности.

     

       Имело место сотрудничество  при подготовке Договора о  принципах деятельности государств  по исследованию и использованию  космического пространства (подписано 27 января 1967 года), Соглашения о спасении  и возвращении космонавтов и  объектов, запущенных в космическое пространство (подписано 22 апреля 1968 года).

       Надо сказать, что руководящие  деятели СССР и США много  раз встречались в эти годы  за столом переговоров. Так, в  июне 1967 года состоялась встреча  в Гласборо Председателя Совета  Министров СССР Косыгина с президентом США Линдоном Джонсоном, в связи с необходимостью урегулировать арабо-израильский конфликт. Были достигнуты принципиальные договоренности относительно подписания Договора о нераспространении ядерного оружия, а также о желательности двусторонних переговоров об ограничении стратегических вооружений. Договор о нераспространении ядерного оружия, подписанный 1 июля 1968 года представителями СССР, США и Великобритании, имел большое значение для улучшения советско-американских отношений и международной обстановки в целом. Также американской стороной был поднят вопрос о взаимном отказе от создания систем противоракетной обороны, т.к. развертывание таких систем дестабилизирует общую стратегическую обстановку и повлечет за собой новый дорогой виток гонки ракетно-ядерных вооружений без реального обеспечения безопасности обеих сторон. Косыгин ответил фактическим отказом, т.к. против всяческих ограничений на системы ПРО выступали советские военные: к этому времени в СССР уже начали создаваться первые, хотя и несовершенные, элементы таких систем вокруг Москвы и Таллина, тем более, ограничения ПРО были далеко не в интересах СССР.

       Примечательно, что этот  вопрос до сих пор по некоторым  аспектам (несмотря на договор 1972 года) остается предметом разногласий и упорных переговоров обеих правительств. Так, в марте 1997 года на встрече в Хельсинки Борис Ельцин и Билл Клинтон вновь сочли необходимым опубликовать специальное заявление по ПРО и ее различным типам. В июне 1968 года вступила в силу советско-американская консульская конвенция, была открыта авиалиния Москва – Нью-Йорк, начал осуществляться обмен в области науки, культуры и спорта.

      

     

    2 .1 Разрядка междунарoднoй  напряженнoсти

    После завершения «карибського кризиса», начался период,  имевший название «Разрядка международной напряженности». Этот  периoд в Советско-Американских отношениях и  в междунарoдных oтнoшениях в целом, для кoтoрoгoхарактернo oслабление прoтивoбoрства между сверхдержавами и нoрмализация oтнoшений между ними, взаимные уступки и кoмпрoмиссы. Именно в этoт периoд принимаются меры пo oграничениюгoнки вooружений и развития сoтрудничества в различных сферах.

                Oснoвными предпoсылками разрядки  были: вo-первых то, что между США  и СССР в кoнце 70-х гoдoв был  устанoвленвoеннo-стратегический паритет, вo-втoрых, в результате oстрых кризисoв и oпасных региoнальных кoнфликтoв рукoвoдствo oбеих сверхдержав убедилoсь в пагубнoсти "балансирoвания" на грани вoйны.

    Суть же разрядки в тoм, чтo пoсле Карибскoгo кризиса oбе стoрoны oкoнчательнo пoняли: уничтoжить врага и oстаться невредимыми не удастся. Дoктрина гарантирoваннoгo взаимнoгo уничтoжения звучала так: «невoзмoжнo уничтoжить стратегическoгo врага без тoгo, чтoбы oн нанес удар, пoследствия кoтoрoгo будут для нас неприемлемыми».

    Внешняя политика СССР во время «холодной войны» не была последовательной: советское руководство на протяжении 1950-х — 1980-х годов несколько раз прибегало к политике и риторике «разрядки», а затем возвращалось к политике конфронтации. Первым реальным шагом в направлении разрядки в отношениях между СССР и США стал официальный государственный визит в США главы СССР Н.С. Хрущева в 1959 году.

    Ко второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения — СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 году высадку на Луну, продемонстрировав свой выигрыш — в космической гонке.

    Достигнув равенства в количестве ядерных сил, стороны приступили непосредственно к разрядке. Было начато осуществление совместной советской программы «Союз — Аполлон», США и СССР подписали первый договор об ограничении стратегических вооружений.

    В 1975 году были подписаны Хельсинкские соглашения, одной из важнейших частей которых был блок о соблюдении прав человека. Эта часть документа не была придана широкой огласке в СССР, и информация о ней передавалась по западным радиостанциям. С этого периода диссидентство в Советском Союзе усилилось и стало более массовым движением.

    В конце 1969 года активисты Лиги защиты евреев в США пытались использовать заинтересованность правительства США в разрядке для достижения собственных целей — снятия ограничений на иммиграцию евреев советскими властями. Тактикой организации стало привлечение внимания прессы к положению евреев в СССР путём демонстраций и других акций протеста, включая насильственные действия, направленные против советских объектов. Активисты Лиги расчитывали, что, таким образом, им удастся заставить США ввести отмену ограничений на выезд как одно из условий торговли со странами социалистического блока.

    Окончилась разрядка в 1979 году. Летом этого года был подписан договор ОСВ-2, а зимой СССР ввёл войска в Афганистан, нарушая обязательства сторон о невмешательстве во внутренние дела других стран. Это событие считается концом периода разрядки.

     

    Транфармация Рoссийскo- Америкаских oтнoшений пoсле  «Хoлoднй вoйны»

    2.1 Развитие Советско-Американских отношений в период перестройки

     

    2.2 Особенности взаимодействия Росси и США в конце XX cтолетия.

    Трансформация взаимоотношений России и США произошла под влиянием изменившейся политической обстановки в каждой стране. Усилила свои позиции и антизападнически настроенная часть политической элиты, что привело к смещению А. Козырева с поста министра иностранных дел и повлияло на модификацию международной политики России. Москва попыталась выстроить свою внешнюю политику на вновь признанном “национальном интересе”, проявляя большую независимость от Вашингтона.

    Одновременно в самих Соединенных Штатах произошли изменения в расстановке политических сил. С переходом конгресса под контроль республиканцев политика “новой холодной войны” получила мощную поддержку. Лидеры республиканской оппозиции критиковали президента за “передачу внешней политики в руки русских” и настаивали на том, что Соединенные Штаты обязаны ускорить расширение НАТО, чтобы продвинуть “окружение” России демократическими странами с рыночной экономикой. Их позиция сводилась к тому, что “пора перестать извиняться и начать действовать как победителям в холодной войне”.

    Изменившийся расклад политических сил в России и США предопределил усиление противоречивости российско-американских отношений и их расслоение на поверхностные и глубинные потоки. Внешне официальные отношения двух стран развивались положительно и без особой взаимной озабоченности, о чем свидетельствует ряд договоренностей и совместных заявлений. В 1995–1996 гг. состоялись очередные российско-американские встречи в верхах, подписаны новые декларации. Всего в период 1992–1996 гг. между РФ и США было заключено 97 межправительственных и межгосударственных договоров, что составляло более половины всех аналогичных советско-американских документов, подписанных в 1933–1991 гг. Для данного этапа российско-американских отношений было характерно снижение количества договоренностей по военно-политическим и региональным проблемам и рост соглашений по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

    Более глубинные слои российско-американских отношений отражали попытки “спасения партнерства” на фоне взаимных разочарований, а также усиление антиамериканских и антироссийских настроений в элитах обеих стран. Этим объясняется непоследовательность взаимоотношений России и США на данном этапе. Так, противоречивость и многослойность российской политики в отношении Америки выразились в стремлении совместить несовместимое: фактически проводя прозападный курс и получая финансовую помощь от США, Россия одновременно позволяла себе антиамериканскую риторику и действия, имевшие антиамериканскую направленность.

    Информация о работе Советско-Американские отношения во второй половине XX cтоления