Современное состояние российско-китайских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Отношения стратегического партнерства с Китаем – один из важнейших приоритетов внешней политики Российской Федерации. В последние годы российско-китайские отношения характеризуются возросшей динамикой развития, существенным повышением уровня взаимного доверия и взаимной поддержки, активным расширением сотрудничества в ключевых областях. Развитие Китайской Народной Республики, наращивающей экономическую и военную мощь и свое политическое влияние, становится все более весомым фактором как регионального, так и общемирового развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Особенности развития Российско-китайских отношений ……...5
1.1 История становления отношений между Россией и Китаем……….5
1.2 Взаимодействие СССР и Китая………………………………………9
1.3 Взаимоотношения России и КНР в 1990 годы……………………..12
2. Современное состояние российско-китайских отношений……..21
2.1 Политическое сотрудничество России и КНР в 2003-2012 годы...21
2.2 Российско-китайское взаимодействие в рамках ШОС…………….26
2.3 Перспективы отношений и сотрудничества России и Китая……...29
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников и литературы…………………....36

Файлы: 1 файл

курсовая внешяя политика кнр.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

В рамках совместной комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств образовались межправительственные подкомиссии по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству в области энергетики, ядерной энергетики, транспорта во главе с руководителями соответствующих министерств и ведомств. Рассматривались варианты создания в России совместно с КНР зоны технико-экономического развития, ассоциации машиностроительных предприятий, в том числе по сборке большегрузных автомобилей "Урал", производству в Китае российских комбайнов и т.п. Словом, проведена большая организационная работа по созданию системы взаимодействия и подготовке соглашений по широкому спектру торгово-экономического сотрудничества. Однако, к сожалению, на практике большинство из этих соглашений, планов и договоренностей выполнялись с большим напряжением или не выполнялись вовсе. Так, намерения сторон довести товарооборот между двумя государствами в 2000 году до 20 млрд. долларов оказались явно невыполнимыми. Более того, в 1997 г. двусторонняя торговля составила 6 млрд. долларов, т.е. по сравнению с 1996 г. снизилась на 1 млрд., а в первом квартале 1998 г. уменьшилась еще на 5% по сравнению с 1997 г. Китай из-за отрицательного сальдо в торговле с РФ ввел ограничение на ввоз черных металлов и удобрений из России, а РФ, в свою очередь, сократила закупки товаров ширпотреба из Китая.

В целом российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество 1990-ых годов пережило сложный переходный период развития. Именно тогда закладывался фундамент экономических отношений между двумя странами на будущее. Обе страны понимали необходимость взаимной безопасности, укрепление взаимного доверия, развития дружественных отношений между российской и китайской армиями, военного сотрудничества. Проблемы экологии тогда и по сей день являются общими для стран-соседей: России и Китая. Таежные леса Дальнего Востока и Восточной Сибири - это легкие не только России, но и большой части Китая. Ежегодные массовые пожары в тайге - бедствие для обеих стран.

Руководства обеих  стран сознавали, что для налаживания  подлинно добрососедских, дружественных  отношений необходимо не только полное взаимопонимание руководства двух стран, но и, что не менее важно, взаимопонимание и взаимоуважение между гражданами обеих стран. В этом отношении велика роль Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития (Комитет XXI века), ОРКД и ОКРД. Организация дней культуры, гастроли артистов и ансамблей, кино, театр, телемосты, специальные радио- и телепередачи и т.п. - все это должно было способствовать укреплению заинтересованного, уважительного отношения народов России и Китая друг к другу, содействовать воспитанию молодого поколения в духе преемственности традиций дружбы и сотрудничества между двумя великими народами-соседями.

Разумеется, при  любом, самом оптимистическом варианте социально-экономического развития Китая  даже в среднесрочной перспективе  отношения между нашими странами не могли бы быть беспроблемными. Главную трудность в развитии экономических и иных связей составляют политическая нестабильность, организационно-хозяйственная неразбериха в России. Китай, в свою очередь, является нелегким партнером, чрезвычайно упорно и настойчиво отстаивающим собственные интересы, неохотно идущим на уступки, но и способным одновременно на разумные компромиссы, особенно по стратегическим соображениям.

Так, существуют некоторые негативные тенденции  российско-китайских отношений 1990-ых годов. Двухсторонние отношения РФ и КНР очень сложны. Их нельзя характеризовать как отношения свободные от политических проблем, так как есть расхождения во мнениях по весьма серьезным вопросам. Причем здесь переплетаются политические и экономические проблемы. В начале 1990-х годов накапливались серьезные, потенциально опасные разногласия. Например, мог всплыть вопрос о намерениях Пекина «возвратить» российские земли на Дальнем Востоке. Так же и по сей день спорным остается вопрос по поводу китайских инвестиций в районы того же Дальнего Востока. С одной стороны это положительно влияет на экономику России, а особенно на экономику дальневосточного региона. Ведь российские капиталы больше направлены в европейскую область нашей страны, а восточная часть остается экономически отсталой. И неизвестно, скоро ли начнутся интенсивные инвестиции со стороны государства и российских предпринимателей. С другой стороны, эту проблему хорошо решает китайская экономическая заинтересованность в данном регионе.

На бытовом  уровне тоже сформировались определенные проблемы. В первой половине 1990-х  разрушились некоторые положительные  стереотипы. Это касается и образа китайца в восприятии русского человека. Если раньше это был трудолюбивый бедный и честный человек, то теперь этот образ координально изменился.

Отметились  негативные тенденции и в военно-технической  отрасли. РФ и КНР в заявленный период соперничали на мировом рынке  вооружений. Но в то же время Россия продает КНР некоторые виды оружия. Россия заинтересована в продаже  оружия, а КНР в его приобретении. Отсюда вытекают национальные, государственные, внешнеполитические противоречия. Затруднителен и вопрос о разногласии цен на эти товары. Стороны никак не могут договориться. Неблагоприятно для интересов России и её вытеснение КНР на рынке космической техники9.

Многие из этих проблем объясняются изменением отношения Китая к России. Так, важно отметить, что в глазах КНР  образ мощной военной России начал  рушиться и, следовательно, Китай перестал опасаться России. Он больше стал воспринимать её как равноправного партнера, что не очень выгодно для нашей страны.

 

2. Современное  состояние российско-китайских отношений

2.1 Политическое  сотрудничество России и КНР  в ХХI веке

В начале XXI века российско-китайское взаимодействие в политической сфере получило мощный импульс к дальнейшему развитию. С приходом к власти в РФ в 2000 году В.Путина российская внешняя политика приобрела отчетливо прагматичный характер. Россия стала придавать еще большее значение сближению с Китаем, рассматривая это как одно из главных условий усиления своих внешнеполитических позиций. Китай, в свою очередь, также стал рассматривать сближение с Россией как одно из условий усиления своих региональных и глобальных позиций. 
Кроме того, важную роль в интенсификации российско-китайского взаимодействия сыграла военная операция НАТО в Югославии, проведенная в 1999 году без санкции ООН, а также политика США и их союзников на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Это в значительной степени подтолкнуло РФ и КНР к еще большей координации своих усилий по формированию некоего альтернативного Западу центра силы.  
         Наиболее ярким свидетельством заинтересованности России и Китая в дальнейшем расширении взаимодействия стало подписание в 2001 году в Москве Договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», который заложил правовой фундамент доверительного партнерства и стратегического взаимодействия между двумя странами.  Это исходит из общности, близости или совпадения коренных национальных интересов в области развития, безопасности, сохранения суверенитета и территориальной целостности наших стран, в деле строительства многополярного мира и справедливого, демократического международного порядка, исключающего диктатуру и гегемонизм.

Согласно упомянутому  договору Россия и Китай выступают  за решение всех спорных вопросов политическим путем, за повышение роли ООН в обеспечении международной безопасности. Они солидарны в борьбе против терроризма и распространения наркотиков, стоят на позициях уважения суверенитета и национальных интересов всех стран10
        Такого отлаженного механизма взаимодействия, основанного на многоступенчатой системе регулярных контактов, какой используют Москва и Пекин, нет ни с одной другой страной. Эта система включает ежегодные саммиты глав государств, регулярные встречи глав правительств, постоянные контакты министров иностранных дел.

Позиции двух государств по принципиальным вопросам устройства миропорядка и по основным международным  проблемам совпадают или близки. Обе страны выступают за многополярность, укрепление центральной роли ООН и Совета Безопасности в международных делах, активно содействуют международному процессу разоружения. Двусторонние отношения не предусматривают создание военно-политического союза и не направлены против третьих стран.  Одним из результатов сопряжения интересов РФ и КНР стало создание и постоянное укрепление Шанхайской организации сотрудничества в 2001году, обе страны активно развивают сотрудничество в рамках АТЭС, АСЕАН и других региональных организаций.  
         В своей внешнеполитической деятельности Китай уделяет большое внимание развитию отношений с Российской Федерацией. КНР рассматривает Россию в качестве своего «стратегического тыла», необходимого Китаю для решения внутренних и международных проблем, а также как источник стабильных поставок энергетических ресурсов и рынок сбыта китайских товаров. Для России стратегическое партнерство с КНР является одной из фундаментальных основ обеспечения собственной безопасности. Китай является крупнейшим соседом РФ. КНР – важнейший партнер на Дальнем Востоке, экономическое развитие которого в течение последних лет было тесно связано с китайской экономикой, и в ближайшие десятилетия будет продолжать зависеть от темпов торгово-экономического взаимодействия двух государств.

Для разрешения пограничного вопроса, оставшегося от истории, с 1984 по 2004 год Китай и Советский Союз (Россия) в соответствии с международным правом и в духе равноправной консультации провели длительные и серьезные переговоры. После подписания "Дополнительного протокола по восточному участку китайско-российской государственной границы " в октябре 2004 года две страны окончательно и полностью определили пограничную линию с протяженностью 4300 километров. Потом две страны в 2008 году завершили всю работу по демаркации границы, поставив точку над полным и окончательным разрешением пограничного вопроса, оставшегося от прошлого. "Китайско-российский договор о добрососедстве и дружбе" четко предусматривает, что две страны нет и не будут иметь друг к другу территориальных претензий. Китайско-российская граница стала узами мира, дружбы, сотрудничества между народами двух стран. С учетом крайней сложности и чувствительности пограничного вопроса в истории китайско-российских отношений, окончательное разрешение пограничного вопроса в духе мира, дружбы, взаимопонимания и взаимной уступки представилось для нас весьма непростым. Это устранило крупнейшее препятствие на пути развития китайско-российских отношений. 
        В 2009 г. РФ и КНР отметили 60-летнюю годовщину со дня установления дипломатических связей. За последние годы в истории двусторонних отношений произошло немало событий, имеющих решающее значение для их дальнейшего развития. Окончательно решен пограничный вопрос – завершено юридическое оформление последних двух участков российско-китайской границы на ее восточном участке. Начиная с 2005 г., на восточной части границы велись работы по демаркации, и в июле 2008 г. в Пекине был подписан Дополнительный протокол-описание российско-китайской границы, который по завершении сторонами внутригосударственных процедур вступил в силу в октябре 2008 года. В течение последних двух лет были заключены крупные соглашения в энергетической области – о поставках в Китай российского природного газа и нефти. В 2009 г. страны подписали соглашение о взаимном информировании о пусках баллистических ракет, что свидетельствует об углублении взаимного доверия в военной сфере. В июле того же года прошли совместные российско-китайские антитеррористические учения «Мирная миссия-2009». 
        Одним из важнейших аспектов внешнеполитической деятельности России, обращенной в будущее, является задача сохранения, преумножения и диверсификации политики стратегического партнерства с КНР. В ее основе лежит такая важная сфера, как налаживание полноценных торгово-экономических отношений между двумя государствами, что, в свою очередь отвечает задаче «теснейшим образом увязать внешнеполитическую деятельность с потребностями социально-экономического роста России, всесторонней модернизацией экономики, ее перевода на инновационные рельсы».

В целом, российско-китайское партнерство – это стратегический курс, лишенный сиюминутных и конъюнктурных соображений. Оно имеет всеобъемлющий и равноправный характер, приносит реальные выгоды народам наших двух стран. Важной вехой стало успешное завершение российско - китайских переговоров по вопросу присоединения России к ВТО. Членство двух наших государств в ВТО придаст этой организации действительно всемирный характер, будет способствовать дальнейшему развитию делового взаимодействия России и Китая. Существенный вклад в более тесное общение народов двух стран, углубление взаимопонимания вносят набирающие обороты связи в области культуры и искусства, образования, туризма и спорта. Свидетельством большего внимания, уделяемого руководством России и КНР передаче лучших традиций дружбы из поколения в поколение, является объявление главами наших государств 2004 года "Годом дружбы российско-китайской молодежи". Партнерские отношения между Россией и Китаем при всех их самоценности и значимости имеют также важнейшее международное значение. Это, можно сказать, хрестоматийный пример того, как два крупных государства, относящиеся к разным общественно-политическим и культурно-цивилизационным моделям, смогли найти взаимоприемлемые решения доставшихся в наследство от истории сложнейших и деликатных проблем, в первую очередь пограничной, и выработать модель мирного и добрососедского сосуществования.

Россия и  Китай - две великие державы, постоянные члены Совета Безопасности ООН, без  весомого и авторитетного голоса которых не может быть решена ни одна из насущных проблем современности. Возникновение за последние годы на глобальном и региональном уровнях новых острейших международных проблем, вызовов и угроз предопределили появление у России и Китая множества новых точек соприкосновения и сфер реального сотрудничества. Плодотворное двустороннее партнерство в международных делах базируется на сходстве национальных интересов России и Китая, совпадении подходов Москвы и Пекина к узловым глобальным проблемам -- будущему мироустройству, стратегической стабильности, главенствующей роли ООН и т.д. В условиях попыток использовать процессы глобализации для получения односторонних экономических и геополитических преимуществ особое значение приобретает отстаивание Россией и Китаем принципов многосторонности в международных делах, уважения суверенитета государств, права народов на самостоятельный выбор пути развития. Две страны обладают и таким ценным в современном мире качеством, как взаимная цивилизационная и политико-идеологическая толерантность11.

Хотя на политическом уровне полное сближение и взаимопонимание, в экономической сфере существует множество разногласий и нерешенных проблем. Остается неясным, являются ли Россия и Китай естественными  торговыми партнерами, экономическая  взаимодополняемость которых дает возможность каждому извлекать устойчивую выгоду для себя, или же конкурентами, соперничающими в сфере международной торговли и инвестиций.

Информация о работе Современное состояние российско-китайских отношений