Современные мировые товарные рынки и Украина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучить мировые товарные рынки и проанализировать современное положение Украины в мировой торговли и ее перспективы на современных мировых товарных рынках.
Объект – современные мировые товарные рынки.
Предмет – современное состояние мировых товарных рынков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Мировые товарные рынки: формирование и функционирование………..…7
1.1 Понятие и факторы формирование мировых товарных рынков………...7
1.2 Структура мировой торговли и современных мировых товарных рынков…………………………………………………………………………………….11
2. Украины и мировая торговля………………………………………………...19
2.1 Современное положение Украины на мировых товарных рынках…....19
2.2 Изменение позиций Украины в мировой торговле в результате вступления в ВТО………………………………………………………………………..24
3. Перспективы и проблемы Украины на современных мировых товарных рынках…………………………………………………………………………………….27
3.1 Проблемы Украины на мировых товарных рынках…………………….27
3.2 Способы улучшения позиции Украины на современных мировых товарных рынках ………………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Современные мировые товрные рынки и Украина.docx

— 76.89 Кб (Скачать файл)

Иную роль играют непостоянно  действующие факторы, временные  и случайные факторы. Они часто проявляются в форме последствий социальных конфликтов, политических и военных кризисов, вспышек деловой активности спекулятивного характера, принятии правительственными органами и международными организациями каких-либо запретительных или ограничительных мери санкций, а также стихийных бедствий.

Учет влияния такого рода факторов на перспективы развития рыночной ситуации крайне затруднены в силу мало предсказуемой и часто внешне случайной природы проявления этих факторов.

Вполне очевидно, что постоянно  действующие факторы являются главными, определяющими тенденции развития рынка и поэтому они представляют особый интерес в процессе анализа  и разработки прогнозов. Факторы  же временные и случайные, напротив, играют, как правило, подчиненную  роль, выступая в качестве «возмутителя»  рыночного равновесия – причины  кратковременных отклонений от основных, более устойчивых закономерных тенденций. [3, 55]

 

 

 

 

    1. Структура мировой торговли и современных мировых товарных рынков

 

Структура мировых рынков непостоянна и изменяется по мере воздействия на нее различных  факторов. Если раньше (до промышленной революции) число товаров на мировых  рынках укладывалась в 1000 наименований, то сейчас, Международная стандартная  торговая классификация (МСТК) содержит 10 разделов, 67 отделов, 261 группу, 1033 подгруппы. Из них выделено для анализа 720 подгрупп, разбитых на 2805 позиций (всего 3118 позиций). С 1991 года в странах СНГ введена  Гармонизационная система описания и кодирования товаров, включающая 21 раздел. [3, 110]

Классификация товаров осуществлялась по следующим признакам:

- происхождение товара;

- вид материала, из  которого изготовлен товар;

- назначение товара;

- химический состав товара. [1, 65]

Во многих странах распространена отраслевая систематизация товарной продукции  и соответствующая классификация  рынков по крупнейшим товарным группам:

а) группа топливно-энергетических и сырьевых товаров;

б) металлургический комплекс;

в) машиностроение и оборудование;

г) химическая продукция, лесоматериалы;

д) сельскохозяйственное сырье  и продовольствие;

е) промышленные товары широкого потребления. [3, 114]

Указанные товарные группы различаются как  по технологии производства, так и  по потребительскому назначению. Рынок  топливно-энергетических и сырьевых товаров характеризуется рядом  существенных особенностей: условия  производства этих товаров ограничены и почти невоспроизводимы и имеют  капиталоемкий характер; в потребительском  отношении данная продукция основополагающее значение для любого вида производственно-хозяйственной  деятельности, так как топливо и первичное сырье составляет исходную материальную основу любого изделия. В данной товарной группе ведущую роль играют нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь. Они занимают до 75% всего ассортимента товарной группы. Важнейшей международной организацией, контролирующей мировую торговлю нефтью (78% всех достоверных запасов нефти), является ОПЕК [4, 228]. ОПЕК воздействует на мировые цены и условия торговли с помощью квот на годовую добычу. Не меньшее воздействие на мировой экспорт нефти оказывают страны, не входящие в ОПЕК: Россия, Норвегия, Голландия, Китай и др. На условия торговли нефтью в значительной степени влияют и станы – потребители нефти, причем с большей эффективностью, чем страны-производители. [3, 85]

Анализ динамики товарной структуры мировых рынков показывает следующее. Доля продовольственных и сырьевых товаров составляет около 15% всего объема экспорта и с каждым годом наблюдается медленное снижение объемов продукции. Основную роль здесь играет топливо. Однако и его объемы снижаются на 0,2-3%. Это происходит из-за исчерпывания природных запасов топлива, прежде всего в постиндустриальных странах. Уровень участия топлива в мировой торговле (около 7%) вероятно сохранится. В случае же повышения опасности новых источников энергии для человечества он может стабилизироваться.

Удельный вес готовых  изделий продолжает расти (почти  в 2 раза) за счет резкого увеличения доли телекоммуникационного оборудования (в 13 раз), автотранспорта (почти в 3 раза), химических продуктов (почти в 2 раза), и других обработанных изделий (в 1,6 раз). Заметно увеличилась доля машин  и оборудования (с 32,5 до 42,9%). Их участие  в мировом экспорте в три с  лишним раза превышает уровень участия  продовольствия и топлива вместе взятых.

Удельный вес сельскохозяйственной продукции постоянно снижается  в общем объеме мирового экспорта, однако роль этих товаров возрастала, в основном, как политический, а  не экономический фактор. Рынок сельхозпродукции характеризуется низкими темпами  роста товарооборота, резкими колебаниями  объемов экспорта и импорта, взлетами и падениями цен, неустойчивостью  конъюнктуры по многим видам товаров. При этом экспортерами продовольствия стали промышленно-развитые страны, обеспечив 66,3% его мирового экспорта, в результате чего усилилась продовольственная зависимость развивающихся стран от ведущих центров мирового хозяйства. [4, 251]

В связи с увеличением  доли готовых изделий почти до 80,5% организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или (ОЭСД), базирующаяся в Париже, предложила технологическую  систематизацию мировых рынков товарной продукции.

Согласно этой классификации  товарный рынок делится на три  этажа:

  • первый, или нижний, - рынок базовых ресурсов – продукция агропромышленного комплекса, лесозаготовительного и продовольственного;
  • второй, или средний, - рынки горнодобывающей промышленности, как правило, трудоемких и ресурсоемких полупродуктов – черных и цветных металлов, энергоносителей, руд, минералов и т.п.;
  • третий, или верхний, - рынки готовых изделий, машино-технической продукции, транспортных средств и т. д. [3, 125]

Верхний этаж рекомендуется делить на три  яруса: низко-, средне-, высокотехнологичных изделий.

К низко-технологичным изделиям относят прокат черных и цветных  металлов, пластмассы и другие конструкторские  материалы, продукцию химической промышленности, текстиль, обувь и другую продукцию  легкой промышленности; к средне-технологическим  – станки, тяжелые транспортные средства, изделия и резины, пластмасс, дерева; к высокотехнологическим  – аэрокосмическую технику, автоматизированные линии и станки, новое информационное оборудование и связь, электронику, точные и измерительные приборы, электрооборудование, фармацевтику и  медицинское оборудование, большая  часть современных видов вооружений и другое. [3, 127]

Последний, третий ярус мирового рынка престижный и элитарный. На нем ведут борьбу экономически развитые страны с высококонкурентными технологиями и производствами, мобильно приспосабливающимися к быстро меняющимся условиям рынка. Этот ярус наиболее динамичен. Он непрерывно расширяется и обновляется. Крупнейшие фирмы США, Японии и Западной Европы обновляют товарный ассортимент за 5-6 лет практически на 100%. [4, 248]

После машин и оборудования, топливно-сырьевой продукции, крупнейшей товарной группой является сельскохозяйственное сырье и продовольствие. Основные экспортеры продовольствия – развитые страны Запада.

Таким образом, структура  мировых товарных рынков в начале 21 века изменилась качественно: доля средств  труда возросла до 40%, а готовых  изделий – до 75%. Соответственно снизилась доля сырья и продовольствия.

Географическое структурирование мировой торговли представляет собой  систему распределения товарных потоков между отдельными странами или их группами, формируемых по территориальному или организационному признаку.

Оценка современной региональной структуры мировой торговли сводится к двум основным положениям:

- сохраняется преимущество в  этой торговле двух наиболее  развитых регионов мира – Северной  Америки и Западной Европы;

- для других регионов характерны  либо стагнация их доли в  мировой торговле, либо такой  ее незначительный рост, который  не влияет на существенное  усиление позиций на мировом  рынке. [6, 104]

Об этом свидетельствуют данные таблицы 1.1

 

Доля в совокупном экспорте,

%

Доля в совокупном импорте, %

2009

2010

2011

2012

2009

2010

2011

2012

Мир в целом

100

100

100

100

100

100

100

100

Сев.Америка

16,9

16,5

15,1

13,6

22,9

23,3

21,8

20,6

В т.ч. США

12,4

12,2

14,1

10,0

19,2

18,8

18,4

17,3

Латинская Америка

5,7

5,6

5,5

5,1

6,0

6,1

5,4

4,8

Западная Европа

40,3

42,0

42,6

43,4

40,2

40,9

41,2

41,9

в т.ч. ЕС

37,2

38,7

39,4

37,8

36,4

37,9

37,9

38,6

Африка

2,3

2,2

2,3

2,3

2,0

2,2

2,2

2,2

Ближний Восток

4,3

4,1

4,0

3,9

2,0

2,1

2,5

2,5

Азия

26,2

24,9

25,6

26,3

23,0

22,1

22,3

23,0


Таблица 1.1 Доля мирового экспорта и  импорта товаров по отдельным  регионам [7]

Согласно данным таблицы 1.1 наиболее активными экспортерами, как и  раньше, остаются высокоразвитые страны Северной Америки и Западной Европы, на которые приходится больше половины мирового экспорта при некотором  падении их доли в нем с 63,6% в 2009 г. до 56,9% до 2012 году. При этом характерна дальнейшее изменение соотношения между американскими и европейскими экспортерами в пользу последних – в 2009 г. экспорт из ЕС составлял 305,9% от уровня США, а в 2012 г. – уже 433,8%. [6, 106]

Характерно ослабление на мировом  рынке товаров одного из его участников – Японии, динамика экспорта которой  уступает среднемировым показателем. Такая ситуация с двумя самыми большими экспортерами высокотехнологической  продукции непосредственно связана  с процессом глобализации, под  влиянием которой ее выпуск смещается  к новым индустриальным государствам с их активным наступлением на позиции  США и Японии в этом сегменте мирового рынка. Превосходства же Западной Европы в экспортной сфере в сравнении  с этими двумя государствами  объясняется, прежде всего, расширением  взаимной торговли вследствие углубления интеграционного процесса, более  удачным освоением новых рынков в Центральной Европе и СНГ, а  также большей диверсификацией  экспорта с высокой долей традиционных товаров. Значительное количество менее  развитых стран еще не имеет возможности  широкомасштабно использовать высокотехнические  товары. [8, 53]

Следует выделить экспортную деятельность Китая и в меньшей степени  Вьетнама. По общим объемам экспорта КНР в 2011-2012 гг. уже вышла на уровень одного из самых больших экспортеров мира – Японии. Показательно, что КНР закрепляется на мировом рынке как своими традиционными товарами, так и высокоразвитой технологией.

Динамика мирового импорта в  последние годы, о чем свидетельствует  сопоставление доли импорта и  экспорта в таблице 1.1, в основном совпадает с экспортным трендом  глобальной торговли товарами.

После того, как выяснены крупнейшие страны экспортеры и импортеры  товаров, было бы целесообразно выяснить какие страны в торговле каких  товаров преобладают.

Что касается экспорта готовой  продукции, то тут несомненным лидером  является Япония с четырьмя «тиграми» (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань). Эти страны экспортируют в основном (около 90%) готовые изделия. Причем большая  их часть приходиться на машино-техническую  продукцию (более 60%), конторское и телекоммуникационное оборудование (почти 30%).[3, 152]

Северная Америка имеет  несколько худшую структуру экспорта: доля готовых изделий здесь около 73, в том числе машино-технической  продукции всего 47%, а конторское и телекоммуникационное оборудование имеет вдвое меньшую долю, чем  у Японии.

Третье место по данным показателям занимают страны Западной Европы. Доля готовых изделий у  них составляет более двух третей экспорта, в том числе машины и  транспортное оборудование – 37,2%, телекоммуникационное оборудование – почти 7% . [5]

Перечисленная группа стран  составляет высший, элитарный эшелон мировой торговли и конкуренции  на мировых товарных рынках.

С очень большим разрывом за ними следуют развивающиеся страны Азии, Центральной и Восточной  Европы. Доля готовых изделий в  их экспорте не превышает 65%, а машино-технической  продукции – 26%. Эти страны занимают 4 и 5 места по экспорту.

Третий эшелон составляют страны Латинской Америки. Доля готовых  изделий в их экспорте не превышает 50%, а в машино-технического и транспортного  оборудования – 25%.

В четвертом эшелоне располагаются, занимая 7 место, постсоветсткие независимые  государства, в том числе Украина. Доля готовых изделий в их экспорте чуть больше 25%.Эато удельный вес сырьевых ресурсов первого и вторых этажей достигает 70%. По последнему показателю они ближе к странам ОПЕК, идущим в пятом эшелоне мировой конкуренции, чем к странам Латинской Америки, составляющим третий эшелон. [6, 106]

Что касается топливно-сырьевой продукции, то в международной торговле сформировались позиции, характеризующие  основные группы поставщиков этой продукции  и ее потребителей. В группу поставщиков  входят страны, имеющие крупные запасы энергетического и минерального сырья. Это главным образом: Китай, Индия, Саудовская Аравия, ЮАР, Россия, Иран, Ирак. В группу потребителей входят наиболее развитые страны: США, Япония, Канада, Австралия, страны Западной Европы.

Основными экспортерами продовольствия являются развитые страны. Они выступают  главными поставщиками зерна (около 70% мирового экспорта), молочных продуктов (90%), переработанных фруктов и овощей (35%), переработанных мясопродуктов (40%). Развивающиеся страны являются основными  поставщиками сельскохозяйственной продукции  и первичных продовольственных  культур: экспорт тропических плодов составляет 90%, сахара-сырца – 53%, рыбы-35%. В свою очередь развитые страны в  значительных объемах импортирует  продовольствие и сельскохозяйственное сырье.

Химическую продукцию  больше всех экспортирует Германия, США  и Франция. По экспорту продуктов  питания США опережает Францию, Нидерланды. Крупнейшим экспортером  одежды и текстиля является Гонконг, затем идет Италия и Германия. По экспорту стали и чугуна лидирует Германия, Япония и Бельгия.

Наконец, следует отметить, что среди развивающихся стран  немало тех, кто является постоянным нетто-импортером продовольствия, ощущая нехватку продуктов питания и находясь на грани голода. Это, прежде всего, страны Африки, некоторые азиатские и латиноамериканские государства. Часто ведущие позиции в экспорте продовольствия рассматриваются как средство оказания давления на те или иные страны. В связи с этим на мировом рынке наблюдается серьезное соперничество. Появляются новые фигуры экспортеров, составляя конкуренцию странам Запада: Китай, Бразилия, Аргентина, Таиланд. [5]

Информация о работе Современные мировые товарные рынки и Украина