Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:12, статья
ПОКАЗАТЕЛЬ:(За 1978-2008 гг. средний показатель роста ВВП в стране составил 9,8%, что на 4% выше, чем в дореформенный период (1952-1978 гг.). Согласно данным и Национального статистического управления Китая, и Всемирного банка, ВВП КНР в постоянных ценах в среднем вырос в 16 раз, а экономика по масштабам превысила показатели России, Канады, Италии, Франции, Великобритании и Германии выйдя на 3-е место в мире. Среднедушевой показатель ВВП в стране до сих пор низкий: в 1978 г. Он составил примерно 220 долл., а в 2008 г. – 3250 долл.; по паритету покупательной способности среднедушевой ВНП оценен Всемирным банком применительно к 2006 г.
С начала трансформаций в КНР прошло 30 лет. До 1978 г. В первые годы экономических реформ в Китае функционировала централизованная плановая экономика, построенная по советскому образцу. Единая командно-административная система ушла в прошлое, но государство продолжает играть в экономике важную роль.
ПОКАЗАТЕЛЬ:(За 1978-2008 гг. средний показатель роста ВВП в стране составил 9,8%, что на 4% выше, чем в дореформенный период (1952-1978 гг.). Согласно данным и Национального статистического управления Китая, и Всемирного банка, ВВП КНР в постоянных ценах в среднем вырос в 16 раз, а экономика по масштабам превысила показатели России, Канады, Италии, Франции, Великобритании и Германии выйдя на 3-е место в мире. Среднедушевой показатель ВВП в стране до сих пор низкий: в 1978 г. Он составил примерно 220 долл., а в 2008 г. – 3250 долл.; по паритету покупательной способности среднедушевой ВНП оценен Всемирным банком применительно к 2006 г. в 4660 долларов. Если в 1978 г. сельское население, живущее за чертой бедности, насчитывало 250 млн. человек, или треть все жителей аграрных районов, то в 2007 г. оно сократилось до 15 млн.(2%).) В дореформенный период Китай имел много общих черт с СССР, однако на ранней стадии трансформаций две державы воспользовались различными методами и достигли совершенно разных результатов.
В Китае в течение первого 10-летия реформ (1978-1988 гг.) задействовалась «система ответственности домохозяйств» в аграрном секторе, постепенно ослаблялся контроль над ценами, а также поощрялось развитие негосударственного сектора(городских и сельских предприятий).
Что касается СССР, в конце 80-х годов проводились некоторые аналогичные реформы, однако в России их заменила «шоковая терапия»: с начала 1992 г. были снят контроль над ценами и отменено централизованное планирование; большинство госпредприятий в течение нескольких лет подверглось приватизации. Десятилетие 90-х ознаменовалось 40-% снижением ВВП РФ, гиперинфляцией и резким сокращением доходов населения.
Несхожесть китайских и российских транформаций.
В отличие
от «шоковой терапии» по
Общей чертой советской и китайской плановых экономик было нерациональное использование ресурсов. Стоит учесть, что одно из важных изменений в Китае и в России никогда в должной степени не обсуждалось, а именно: привели ли реформы к оптимуму по Парето? Как в переходный период рассматривались общественные интересы? И как распределение собственности влияло на показатели экономического развития? Исходя из опыта можно сделать следующие выводы:
Аграрная реформа
Эта реформа, начавшаяся в Китае в 1978 г., стала первым этапом экономических преобразований. Отправной её пункт – переход от неэффективной «системы народных коммун» к «системе ответственности домохозяйств» (СОД), отвечающей интересам фермерства. (увеличение с\х производства и дохода от реализации продукции. В 1984 г. Эта система, основанная на распределении земель среди домохозяйств по долгосрочным договорам аренды охватила 97% китайских деревень, а в 2006 были отменены не только все комиссии и сборы по договорам о землевладении, но и налог на землю. Изменился и механизм ценообразования на с\х продукцию. В 1979 г., правительство повысило закупочные цены на зерно на 50%, а затем провело постепенную либерализацию зернового рынка. Аналогичные меры осуществлялись и в отношении других видов агропродукции. Итог: увеличился объем производства и дохода фермеров, была решена проблема дефицита продуктов питания, бедность сельского населения сократилась вдвое (см таблица 2), уменьшилось неравенство доходов горожан и селян.
В России же аграрная реформа разворачивалась иначе. В начале 90-х годов руководство последовало рекомендациям МВФ и решило проводить ее в направлении копирования с\х системы США (запланировав создание 1 млн. частных хозяйств). Для достижения этой цели была проведена приватизация земель, расформированы совхозы и колхозы и отменены все субсидии на производство агропродукции. ЭТО РЕФОРМА ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ БЕЗ СОГЛАСИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ.
В 1992 году была проведена полная либерализация цен на с\х продукцию и на др. продукты, что способствовало возникновению гиперинфляции. ( Затраты на факторы производства агрохозяйств росли гораздо быстрее отпускных цен, что вызвало резкое сокращение прибыльности сельского хозяйства и доходов крестьян. В 1990-1998 гг. производство зерна сократилось на 46%, а валовая стоимость продукции – на 47%, а в 1999 г., 53% сельского населения России жили за чертой бедности, официально установленной в стране).
Итог: аграрная реформа в Китае осуществлялась «снизу вверх»: была принята модель, поддерживаемая большинством фермером и обеспечивавшая улучшение уровня жизни всех жителей. Аграрная реформа в России реализовывалась по пути «сверху вниз»: руководство страны избрало реформационную модель, заимствованную из-за рубежа, без учета национальных, региональных и местных особенностей.
. Реформа цен.
В первой половине 80-х годов когда
еще сохранялось
Что касается России, в январе 1992
г. Её правительство провело
Реформация цен не должна быть самоцелью: её цели-расширение и обеспечение более высокой эффективности производства, поддержание соц. Стабильности.
Трансформация структуры собственности.
Трансформация структуры собственности в основном была вызвана 2-мя процессами: продолжением устойчивого роста количества национальных и иностранных частных предприятий за последние 30 лет, а также приватизацией гос. предприятий 90-х годов. (Несмотря на частичную рыночную ориентированность таковых, их хоз. показатели оставались неблагоприятными: в 1984-1996 гг. суммарные убытки возросли с 3 млрд. до 79 млрд. юаней, а прибыль(за вычетом убытков) сократилась с 71 до 41 млрд.; ) В 1997 году гос. совет КНР одобрил новую политику, допускающую приватизацию малых предприятий, и основная их масса быстро перешла в частные руки. Что касается предприятий крупных и средних, то главные усилия были сосредоточены либо на улучшении их управляемости, либо их транформации в АО и ООО. За 1996-2006 гг. количество гос. Предприятий промышленного сектора сократилось с 113,8 тыс до 24,9 тыс., их эконом., показатели улучшились: прибыль за 1996-2006 гг., возросла с 41 млрд., до 849 млрд., юаней.
Россия. В России утверждение частной собственности сразу же (с 1992 г) началось как массовая приватизация гос, предприятий, причем в «ваучерной» форме. (Значительная часть госактивов распределялась среди граждан по «приватизационным чекам» стоимостью 10 тыс. руб. Эта схема, пропагандировавшаяся как «справедливая», на практике обернулась следующим. В силу гиперинфляции, вызванной радикальной реформой цен, «ваучеры» вскоре обесценились, и развернулась их массовая скупка, завершившаяся высокой концентрацией, и развернулась массовая их скупка, завершившаяся высокой концентрацией долей участия в капитале компании в руках ограниченного числа лиц, ставших богатыми владельцами бывших госпредприятий.
Второй этап приватизации: оставшиеся госактивы продавались инсайдерам и связанным с властью лицам по символическим ценам. В результате сформировалась небольшая группа «олигархов», ставших богатейшими в мире людьми. В списке 100 самых богатых людей мира, согласно рейтингу журнала «Форбс», в 2008 г., фигурировали 19 представителей России и не было ни одного гражданина Китая.
Итог в России. Форсированная приватизация и радикальная ценовая реформа в России привела к серьезным экономических потерям, единственной сопоставимой катастрофой в ближайшей российской истории была В.М. война.
Итог в общем: Трансформационные опыт и уроки России и Китая показательны. Она свидетельствует о том, что в тех случаях когда реформ считалось благостояние большинства населения , преобразования имели вектор Парето-оптимума, способствовали экономическому развитию. Если интересы определенных соц., групп или идеология становились выше интересов общественных, распределение ресурсов оказывалось неэффективным со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Новый вызов китайской
За прошедшие 30 лет преобразования в КНР обеспечили большие успехи, перед страной возникли новые проблемы. Одни из них- медленный рост трудового дохода, который обусловлен избыточностью рабочей силы; диспропорция в распределении ресурсов и доходов, усиливаемые расширяющейся коррупцией.
Реформа управления: следующий шаг.
Анализ выявил также ключевое значение трех факторов дальнейшего экономического роста в Китае: повышение эффективности управления, увеличение человеческого капитала и сбалансирование сбережений и потребления. Авторы пришли к выводу о том, что при «традиционном сценарии» среднегодовой показатель экономического роста в 2008-2020 гг., не превысит 6,7%(в прошедшем десятилетии-9,8%) и что к 2020 г., вероятно замедление темпов роста. Согласно же альтернативному сценарию, основанному на трех предпоссылках, сопряженных с тремя упомянутыми факторами, в 2008-2020 г.(что позволит экономике Китая догнать американскую к 2030 г.) (Предпоссылки: 1) реформа госсектора в направлении более транспорентной, контролируемой и лучше регулируемой административной системы, повышающей эффективность управления и ограничивающей рост гос., административных рассходов. 2) наращивание инвестиций в сферу образования, приводящее к интенсивному росту человеческого капитала, увеличению средней продолжительностью обучения до 9,3 лет в 2020(8,7), 3) усовершенствование системы соц. Защиты и коммунального обслуживания, реформирование системы налогооблажения и налоговой системы, призванной в будущем оптимизировать баланс потребления и сбережений.
Информация о работе Сравнение экономического преобразования в Китае с реформаторским опытом России