Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:57, доклад
После обретения независимости перед Казахстаном встала сложнейшая задача выбора правильной внешнеполитической стратегии. На месте СССР появились новые государства, и наша страна сразу же привлекла к себе внимание мирового сообщества, связано оно было с огромным ядерным арсеналом, доставшимся по наследству от Советского Союза. Казахстан рассматривался мировым сообществом как исламская страна, обладающая ядерным оружием и угрожающая безопасности всего мира. Перед нами стояла не только задача налаживания международных связей, но и устранения этого негативного образа.
СТАНОВЛЕНИЕ И
ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА
В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ
После обретения независимости
перед Казахстаном встала сложнейшая
задача выбора правильной внешнеполитической
стратегии. На месте СССР появились
новые государства, и наша страна
сразу же привлекла к себе внимание
мирового сообщества, связано оно
было с огромным ядерным арсеналом,
доставшимся по наследству от Советского
Союза. Казахстан рассматривался мировым
сообществом как исламская
Необходимо было показать, что на самом деле представляет собой наша страна, обеспечить территориальную целостность, безопасность и международное признание, войти в мировую экономику. Все это стало главной целью внешнеполитической стратегии независимого Казахстана.
Становление внешней
политики Казахстана
Разработка концептуальных основ казахстанской внешней политики потребовала объединения усилий дипломатов, ученых, сотрудников государственного аппарата [3, с. 27].
В своем развитии концепция
внешней политики Республики Казахстан
прошла несколько этапов. Основным
содержанием первого этапа
Стратегическое расположение
Казахстана связующее Европу и Россию
с Азиатско-Тихоокеанским
В качестве одной из приоритетных задач Казахстан видит активное участие в работе международных организаций, прежде всего в ООН. Уже 2 марта 1992 года Казахстан был принят в эту крупнейшую организацию [6]. Вступив в ООН, Казахстан получил возможность участия в мировых процессах и проблемах, особое внимание уделяется укреплению сотрудничества в сфере безопасности и нераспространения ядерного оружия, борьбы с терроризмом, наркобизнесом, преступностью, соблюдения прав человека и т.п.
Впервые наш президент выступил на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, осенью 1992 года, там он изложил принципы участия независимого Казахстана в деятельности этой международной организации и наше видение ее роли в современном мире. Это стало серьезной заявкой молодого государства на участие в мировой политике, и способствовало признанию нашего государства во Всемирной организации [6].
Международные договоры, заключенные с Казахстаном в первые годы независимости, обеспечили процесс вхождения нашего государства в мировое сообщество, сыграли важную роль в обеспечении суверенитета, безопасности, территориальной целостности Казахстана. И по сей день, они оказывают положительное воздействие на социально-экономические реформы внутри страны. Уместно отметить международно-правовые документы, которые имеют историческое значение для нашего государства. Прежде всего, это политико-правовые документы, определяющие приоритетные направления долгосрочного сотрудничества Казахстана с другими государствами. Подробные документы были подписаны со многими странами СНГ, многими странами дальнего зарубежья.
Период налаживание договорно-
Со времени обретения
республикой независимости и
суверенитета, Президент Казахстана
Н. А. Назарбаев сыграл значительную
роль в определении приоритетов
внешней политики государства. Многие
решения по налаживанию и развитию
внешнеполитического
Второй этап развития внешней
политики берет отсчет с 1994 года и
заканчивается в 1997 году, когда наряду
с созданием прочной правовой
основы внешнеполитической деятельности
и наработкой определенного опыта
дипломатической работы на первый план
вышла задача формирования механизма
обеспечения стратегических национальных
интересов за рубежом. Здесь большое
значение имели интеграционные инициативы
в Содружестве Независимых
Основные ориентиры внешней политики были заложены президентом, в его фундаментальной работе вышедшей в 1992 году «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Работа над концепцией внешней политики Казахстана не прекращается, и по сей день, но неизменными остаются указанные в работе принципы многовекторности, внешней политики нашего государства. Большое значение для становления внешней политики, сыграло выступление президента на расширенном заседании коллегии МИД Казахстана, он заявил, что в силу своего геополитического положения и экономического потенциала Казахстану нужно устанавливать связи с ведущими субъектами мировой политики, поэтому приоритетными направлениями развития сотрудничества считаются – Россия, Китай, США, ЕС, большое значение придается сотрудничеству с основными странами Азии и странами Ближнего Востока [3, с.28].
Многовекторная внешняя политика позволяет Казахстану успешно маневрировать и отстаивать свои интересы в мировом сообществе. Она позволяет Казахстану развивать дружеские отношения со всеми государствами, которые играют существенную роль в мировом сообществе и представляющие для Казахстана какой-либо интерес.
Многовекторность предполагает отсутствие жесткой зависимости внешнеполитического курса от поведения того или иного партнера, от непредсказуемости развития ситуации в том или ином регионе, от изменения коньюктуры мирового рынка. В практическом плане, многовекторность означает взаимовыгодное сотрудничество со странами, являющимися нашими непосредственными соседями, государствами СНГ, а так же ведущими странами Запада, Азии, Ближнего Востока [7, с.26].
Последовательно выступая за
обеспечение стабильности и безопасности
в Азиатско-Тихоокеанском
Весомым вкладом Казахстана в укрепление глобальной безопасности стало выступление президента Н.А. Назарбаева на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где он выступил с инициативой проведения Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии [3, с.30]. В силу исторических и культурных факторов, Азия экономически и политически не однородна. До появления СВМДА не существовало диалоговой платформы по проблемам безопасности и мерам доверия. В новых исторических условиях наша инициатива оказалась востребованной. Азиатские страны увидели в инициативе Казахстана стремление внести собственную лепту в строительство мер доверия на столь сложном континенте.
С 1997-1999 гг. начался третий этап развития внешней политики Казахстана, была завершена разработка внешнеполитической концепции, была создана основа дипломатической инфраструктуры Казахстана (центральный аппарат МИД, посольства и консульства за рубежом).
Для четвертого этапа (2000-2009
годы) характерны такие моменты, как
активация казахстанской
С 2010 года начался отсчет нового этапа внешней политики Казахстана. Усилилась его роль в мировой политике и в решении международных проблем. Это нашло свое отражение в предоставлении Казахстану права председательства в таких крупнейших международных организациях, как ОБСЕ (2010 год) и ОИК (2011 год) [3, с.36].
Исходя из геополитических
реалий, были сформулированы
продолжать линию конструктивного взаимодействия и развития равноправных партнерских отношений с другими государствами [7, с.50].
В конкретном плане цели и задачи казахстанской дипломатии заключаются в следующем:
В 1990-е годы начинается формирование
нового экономического порядка. Благодаря
появлению новых
Наряду с традиционными экспортерами готовой продукции (США, страны Западной Европы и Япония) на мировом рынке появилась новая группа стран (так называемые " молодые тигры"). Эти страны в недалеком будущем смогут конкурировать с ведущими индустриальными державами в производстве продукции средней и высокой степени сложности [3, с. 22].
В ХХI веке значительно возрастает роль в мировых делах другой Крупной державы - Китая. Колоссальное население, всевозрастающий экономический потенциал, мощная государственная идеология уже сегодня обеспечивают КНР весомые позиции в мировом сообществе [7, с. 24].
Поэтому, чрезвычайно важной является политика в отношении Китайской Народной Республики. В стратегическом плане этот курс нацелен на утверждение и развитие традиций дружбы и добрососедства с Китаем. Мы заинтересованы в переводе двусторонних отношений в плоскость стабильных и динамических контактов, как в сфере экономики, так и в политической области, включая вопросы укрепления безопасности, меры доверия в военной деятельности сторон. Основными принципами сотрудничества Казахстана с Китаем должны стать взаимная выгода, отказ от применения силы или ее угрозы, нерушимость существующих границ. Такая политика соответствует долгосрочным интересам Казахстана. Важное значение имеет строительство газо- и нефтепроводов, связывающих наши страны. Перспективным представляется строительство коммуникационных линий, связывающих Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом через территорию КНР Казахстана [8, с. 30].
Крупные политические и экономические
Преимущества сулит активизация
связей Казахстана с Японией, занимающей
одно из ведущих мест в мировой
экономике, потенциально крупнейшим донором
в экономику нашей страны. Интересам
развития двусторонних отношений отвечает
поддержка Казахстаном
Особый интерес для нас представляет активность Японии, наряду с США и рядом других стран, в формировании содружества наций Азиастко-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), своего рода общего рынка АТР. Через АТЭС возможно получение Казахстаном доступа к высоким технологиям и финансовым институтам динамично развивающегося Азиатского сообщества.