Становление и принципы внешней политики Казахстана в Азиатско - Тихоокеанском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:57, доклад

Описание работы

После обретения независимости перед Казахстаном встала сложнейшая задача выбора правильной внешнеполитической стратегии. На месте СССР появились новые государства, и наша страна сразу же привлекла к себе внимание мирового сообщества, связано оно было с огромным ядерным арсеналом, доставшимся по наследству от Советского Союза. Казахстан рассматривался мировым сообществом как исламская страна, обладающая ядерным оружием и угрожающая безопасности всего мира. Перед нами стояла не только задача налаживания международных связей, но и устранения этого негативного образа.

Файлы: 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ.docx

— 28.17 Кб (Скачать файл)

СТАНОВЛЕНИЕ И  ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

 

После обретения независимости  перед Казахстаном встала сложнейшая задача выбора правильной внешнеполитической стратегии. На месте СССР  появились  новые государства, и наша страна сразу же привлекла к себе внимание мирового сообщества, связано оно  было с огромным ядерным арсеналом, доставшимся по наследству от Советского Союза. Казахстан рассматривался мировым  сообществом как исламская страна, обладающая ядерным оружием и  угрожающая безопасности всего мира. Перед нами  стояла не только задача налаживания международных связей, но и устранения этого негативного  образа. Для этого, Казахстан впервые создал прецедент добровольного отказа от ядерного оружия, подписал Договор о нераспространении ядерного оружия и Договор о запрещении испытаний ядерного оружия, тем самым, повысив свой международный авторитет.

Необходимо было показать, что на самом деле представляет собой  наша страна, обеспечить территориальную  целостность, безопасность и международное  признание, войти в мировую экономику. Все это стало главной целью  внешнеполитической стратегии независимого Казахстана.

 Становление внешней  политики Казахстана происходило  в тяжелейших условиях. Практика  самостоятельного ведения дел  на международной арене практически  отсутствовала, у Казахстана не  было на тот момент никаких  загранпредставительств, посольств,  не было подписано ни одного  международного договора, не хватало  квалифицированных кадров.

Разработка концептуальных основ казахстанской внешней  политики потребовала объединения  усилий дипломатов, ученых, сотрудников  государственного аппарата [3, с. 27].

В своем развитии концепция  внешней политики Республики Казахстан  прошла несколько этапов. Основным содержанием первого этапа внешнеполитической деятельности Казахстана, который охватывает период с 1991-1993 гг. Стали меры, направленные на беспрепятственное вхождение  нашей страны в мировое сообщество в качестве субъекта международного права. Республика была принята в  качестве полноправного члена в  Организацию Объединенных Наций, ряд  региональных европейских и азиатских  организаций, была сформирована международно-правовая база сотрудничества с ведущими странами мира. [7, с. 45].

Стратегическое расположение Казахстана связующее Европу и Россию с Азиатско-Тихоокеанским регионом, диктовало установление внешних  связей не только с соседними странами, но и с ведущими субъектами мировой  политики и экономики. Президент  Казахстана Н.Н. Назарбаев совершил в 90-е годы множество официальных  визитов, нужно было  создавать  договорно-правовую базу, подписывать  договора о дружбе и сотрудничестве, устанавливать деловые контакты. Во время этих визитов, президент, и  представители государственной  делегации присматривались к  различным моделям экономического и политического развития, учитывая плюсы и минусы каждой системы, нужно было убедиться в возможности трансформации этого опыта на почву Казахстана.

В качестве одной из приоритетных задач Казахстан видит активное участие в работе международных  организаций, прежде всего в ООН. Уже 2 марта 1992 года Казахстан был  принят в эту крупнейшую организацию [6]. Вступив в ООН, Казахстан получил  возможность участия в мировых  процессах и проблемах, особое внимание уделяется укреплению сотрудничества в сфере безопасности и нераспространения  ядерного оружия, борьбы с терроризмом, наркобизнесом, преступностью, соблюдения прав человека и т.п.

Впервые наш президент  выступил на 47-й сессии Генеральной  Ассамблеи ООН, осенью 1992 года, там он изложил принципы участия независимого Казахстана в деятельности этой международной организации и наше видение ее роли в современном мире. Это стало серьезной заявкой молодого государства на участие в мировой политике, и способствовало признанию нашего государства во Всемирной организации [6]. 

Международные договоры, заключенные с Казахстаном в первые годы независимости, обеспечили процесс вхождения нашего государства в мировое сообщество, сыграли важную роль в обеспечении суверенитета, безопасности, территориальной целостности Казахстана. И по сей день, они оказывают положительное воздействие на социально-экономические реформы внутри страны. Уместно отметить международно-правовые документы, которые имеют историческое значение для нашего государства. Прежде всего, это политико-правовые документы, определяющие приоритетные направления долгосрочного сотрудничества Казахстана с другими государствами. Подробные документы были подписаны со многими странами СНГ, многими странами дальнего зарубежья.

Период налаживание договорно-правовой базы сотрудничества Казахстана со странами мирового сообщества сопровождался созданием необходимой инфраструктуры дипломатической службы. В это время в столицах ведущих стран мира появились казахстанские дипломатические учреждения - Посольства, Генеральные консульства, Консульства. В нашей стране начали функционировать дипломатические представительства многих государств [7, с.45]. 

Со времени обретения  республикой независимости и  суверенитета, Президент Казахстана Н. А. Назарбаев сыграл значительную роль в определении приоритетов  внешней политики государства. Многие решения по налаживанию и развитию внешнеполитического сотрудничества с международными организациями  были приняты Главой государства. Именно его политическая позиция стала  основой долгосрочных и конструктивных отношений с различными организациями. Исследование политической позиции  Н.А. Назарбаева позволяет выявить  стратегические национальные интересы Казахстана во внешней политике [4, с.39]. Работы и выступления президента Н. Назарбаева – «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», «На пороге ХХI века», «Казахстан 2030», «Процветание и улучшение жизни благосостояния всех казахстанцев», ежегодные Послания народу Казахстана и др. могут вправе считаться первыми концептуальными разработками в этом направлении. В них были определены стратегические цели и задачи внешней политики, ее основные принципы и приоритетные направления [5, с.9].

Второй этап развития внешней  политики берет отсчет с 1994 года и  заканчивается в 1997 году, когда наряду с созданием прочной правовой основы внешнеполитической деятельности и наработкой определенного опыта  дипломатической работы на первый план вышла задача формирования механизма  обеспечения стратегических национальных интересов за рубежом. Здесь большое  значение имели интеграционные инициативы в Содружестве Независимых Государств, а также дипломатические акции  с целью реализации инициативы Н. Назарбаева о создании структур безопасности на азиатском континенте [7, с.46].

Основные ориентиры внешней  политики были заложены президентом, в  его фундаментальной работе вышедшей в 1992 году «Стратегия становления и  развития Казахстана как суверенного  государства». Работа над концепцией внешней политики Казахстана не прекращается, и по сей день, но неизменными  остаются  указанные в работе принципы многовекторности, внешней  политики нашего государства.  Большое значение для становления внешней политики, сыграло выступление президента на расширенном заседании коллегии МИД Казахстана, он заявил, что в силу своего геополитического положения и экономического потенциала Казахстану нужно устанавливать связи с ведущими субъектами мировой политики, поэтому приоритетными направлениями развития сотрудничества считаются – Россия, Китай, США, ЕС, большое значение придается сотрудничеству с основными странами Азии и странами Ближнего Востока [3, с.28].

Многовекторная внешняя  политика позволяет Казахстану успешно  маневрировать и отстаивать свои интересы в мировом сообществе. Она  позволяет Казахстану развивать  дружеские отношения со всеми  государствами, которые играют существенную роль в мировом сообществе и представляющие для Казахстана какой-либо интерес.

Многовекторность предполагает отсутствие жесткой зависимости  внешнеполитического курса от поведения  того или иного партнера, от непредсказуемости  развития ситуации в том или ином регионе, от изменения коньюктуры мирового рынка. В практическом плане, многовекторность означает взаимовыгодное сотрудничество со странами, являющимися нашими непосредственными соседями, государствами СНГ, а так же ведущими странами Запада, Азии, Ближнего Востока [7, с.26].

Последовательно выступая за обеспечение стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе  и на обширной территории евразийского континента, казахстанской дипломатии удалось добиться заметного снижения уровня внешних рисков и угроз, создания благоприятных условий для проведения экономических реформ, заручиться поддержкой международного сообщества и установить дружественные отношения с соседскими государствами [3, с.28-29]. На сегодняшний день в мире не существует такой страны, которая несла бы для нас прямую угрозу безопасности, это происходит благодаря правильному выбору внешнеполитической стратегии.

Весомым вкладом Казахстана в укрепление глобальной безопасности стало выступление президента Н.А. Назарбаева на 47 сессии Генеральной  Ассамблеи ООН, где он выступил с инициативой проведения Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии [3, с.30]. В силу исторических и культурных факторов, Азия экономически и политически не однородна. До появления СВМДА не существовало диалоговой платформы по проблемам безопасности и мерам доверия. В новых исторических условиях наша инициатива оказалась востребованной. Азиатские страны увидели в инициативе Казахстана стремление внести собственную лепту в строительство мер доверия на столь сложном континенте.

С 1997-1999 гг. начался третий этап развития внешней политики Казахстана, была завершена разработка внешнеполитической концепции, была создана основа дипломатической инфраструктуры Казахстана (центральный аппарат МИД, посольства и консульства за рубежом).

Для четвертого этапа (2000-2009 годы) характерны такие моменты, как  активация казахстанской дипломатии на всех направлениях международного сотрудничества, «экономизация» внешней политики, то есть ее содействие решению вопросов торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В основу международного курса страны положен принцип политического прагматизма.

С 2010 года начался отсчет нового этапа внешней политики Казахстана. Усилилась его роль в мировой  политике и в решении международных  проблем. Это нашло свое отражение  в предоставлении Казахстану права  председательства в таких крупнейших международных организациях, как  ОБСЕ (2010 год) и ОИК (2011 год) [3, с.36].

 Исходя из геополитических  реалий, были сформулированы внешнеполитические  приоритеты, претворение в жизнь  которых является основной целью  внешнеполитической концепции. Ориентиры  внешней политики Казахстана, изложенные  в Стратегии развития "Казахстан  2030", дают ответы на глобальные  вызовы: последовательно отстаивать  свои национальные интересы, обеспечивать максимально благоприятные внешние условия для продолжения экономических реформ и демократизации в стране,

продолжать линию конструктивного взаимодействия и развития равноправных партнерских отношений с другими государствами [7, с.50].

В конкретном плане цели и задачи казахстанской дипломатии заключаются в следующем:

  • Мобилизация крупномасштабных инвестиций в экономику Казахстана со стороны индустриально развитых стран Запада, Азии и Ближнего Востока, а так же международных финансово-экономических институтов;
  • Привлечение отдельных государств и международных организаций к оказанию практического содействия Казахстану в решении экономических задач, а также экологических проблем, обеспечения выхода к мировым коммуникациям;
  • Осуществление программ подготовки за рубежом казахстанских специалистов в различных сферах экономики и государственного управления
  • Участие в информационном обмене с зарубежными государствами и международными объедениями по проблемам научно-технического, культурного и гуманитарного сотрудничества, правовой реформе, борьбе с преступностью и терроризмом;
  • Обеспечение устойчивого развития контактов с ведущими международными политическими и финансовыми институтами
  • Защита законных интересов граждан и организаций Республики Казахстан при их зарубежных контактах
  • Важной задачей экономической дипломатии Казахстана является выход отечественной продукции на внешние рынки, расширение торгово-экономических связей нашей страны с зарубежными партнерами, эффективное использование транзитного потенциала, что во многом зависит от степени вовлечения Казахстана в мировую и региональную транспортно-коммуникационную систему, расширение которой относится к одной из приоритетных составляющих в экономическом блоке внешней политики [8, с 26].

В 1990-е годы начинается формирование нового экономического порядка. Благодаря  появлению новых технологических  способов производства, изменилось значение традиционных отраслей промышленности. Передовые технологии стали постепенно вытеснять сырьевую экономику. Если раньше природные ресурсы определяли место страны в мировой экономике, то сейчас они уже не способны выполнять  эту роль. Беспрецедентно возросло значение научных исследований, управленческих факторов, банковско-кредитной сферы, страхового дела. Новые технологии становятся наиболее ходовым товаром на мировом рынке.

Наряду с традиционными  экспортерами готовой продукции (США, страны Западной Европы и Япония) на мировом рынке появилась новая группа стран (так называемые " молодые тигры"). Эти страны в недалеком будущем смогут конкурировать с ведущими индустриальными державами в производстве продукции средней и высокой степени сложности [3, с. 22].

В ХХI веке значительно возрастает роль в мировых делах другой Крупной державы - Китая. Колоссальное население, всевозрастающий экономический потенциал, мощная государственная идеология уже сегодня обеспечивают КНР весомые позиции в мировом сообществе [7, с. 24].

Поэтому, чрезвычайно важной является политика в отношении Китайской Народной Республики. В стратегическом плане этот курс нацелен на утверждение и развитие традиций дружбы и добрососедства с Китаем. Мы заинтересованы в переводе двусторонних отношений в плоскость стабильных и динамических контактов, как в сфере экономики, так и в политической области, включая вопросы укрепления безопасности, меры доверия в военной деятельности сторон. Основными принципами сотрудничества Казахстана с Китаем должны стать взаимная выгода, отказ от применения силы или ее угрозы, нерушимость существующих границ. Такая политика соответствует долгосрочным интересам Казахстана. Важное значение имеет строительство газо- и нефтепроводов, связывающих наши страны. Перспективным представляется строительство коммуникационных линий, связывающих Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом через территорию КНР Казахстана [8, с. 30].

Крупные политические и экономические  Преимущества сулит активизация  связей Казахстана с Японией, занимающей одно из ведущих мест в мировой  экономике, потенциально крупнейшим донором  в экономику нашей страны. Интересам  развития двусторонних отношений отвечает поддержка Казахстаном стремления Японии войти в постоянные члены  Совета Безопасности ООН.

Особый интерес для  нас представляет активность Японии, наряду с США и рядом других стран, в формировании содружества наций Азиастко-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), своего рода общего рынка АТР. Через АТЭС возможно получение Казахстаном доступа к высоким технологиям и финансовым институтам динамично развивающегося Азиатского сообщества.

Информация о работе Становление и принципы внешней политики Казахстана в Азиатско - Тихоокеанском регионе