Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:49, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть особенности функционирования основных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона.
Задачами является рассмотрение историю создания и развития АТР, АСЕАН и АТЭС, а также сотрудничество с Россией.
Введение 3
Глава 1. Азиатско-тихоокеанский регион 4
1.1. Понятие АТР, его место в мировой экономике 4
1.2. Основные организации в составе АТР 7
Глава 2. Характеристика основных союзов и объединений АТР 14
2.1. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии 14
2.1.1. Состав АСЕАН 14
2.1.2. Экономика стран-участников АСЕАН 17
2.1.3. Взаимодействие АСЕАН и России 19
2.2. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество 22
2.2.1. Состав АТЭС 22
2.1.2. Экономика стран-участников АТЭС 26
2.1.3. Взаимодействие АТЭС и России 29
Заключение 35
Список литературы 36
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения»
Кафедра «Экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме: «Страны АТР в мировой экономике и мировых экономических отношениях»
Дисциплина: «МЭ и МЭО»
Выполнили: студентки группы 321,
Гальвидес В.В.
Барановская Л.Ю.
Проверила: Мартынович И.В.
Хабаровск
2013
Содержание
Быстрый экономический рост стран Азиатско-Тихоокеанского региона привел к тому, что общепризнанным стал тезис о сдвиге центра мирового экономического развития в сторону бассейна Тихого океана.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том что по прогнозам многих исследователей Азиатско-Тихоокеанский регион станет в ХХI веке центром мировой экономической и политической жизни. Редкое возрастание экономического и политического значения восточно-азиатских стран на международной сцене обусловлено их усиливающимся влиянием на интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, гигантском по своей экономической мощи, проходят на территории с населением более 3,5 млрд. человек. На Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 56% мирового валового продукта, 45% мирового экспорта и 45% мирового импорта.
Специфика интеграционных
процессов в Азиатско-
Азиатско-Тихоокеанский
регион включает ряд субрегиональных
объединений: Ассоциацию стран Юго-Восточной
Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-
В пределах азиатско-тихоокеанского сотрудничества главную роль играет Япония. Хотя в последнее время все большее значение приобретают четыре «азиатских Тигра», США, Китай.
Цель данной работы - рассмотреть особенности функционирования основных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона.
Задачами является рассмотрение историю создания и развития АТР, АСЕАН и АТЭС, а также сотрудничество с Россией.
Полиструктурная пространственная модель мирового хозяйства не только не исключает, но, напротив, в некоторой мере предполагает перемещение главного «центра тяжести» этого хозяйства из одного региона в другой. Уже говорилось о европейском, затем североамериканском «центре тяжести» («центре силы») мирового хозяйства. В последнее же время все больше говорят и пишут о той новой роли, которую начинает играть в нем обширный Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Поэтому все чаще можно встретить такие выражения, как «наступление тихоокеанской эры», «тихоокеанского столетия».
Собственно говоря, подобные прогнозы делали и раньше. Сошлемся хотя бы на К. Маркса, который еще полтора века назад писал о том, что Тихий океан «будет играть такую же роль, какую теперь играет Атлантический океан, а в древности и в средние века Средиземное море — роль великого водного пути для мировых сношений». А.И. Герцен в «Былом и думах» написал о Тихом океане как о Средиземном море будущего. Д.И. Менделеев в «Заветных мыслях» также отметил великое будущее Тихого океана, добавив, что «там началась ярмарка новой мировой жизни, и впереди виден ее разгар». А русский географ А.И. Воейков написал специальную работу под названием «Будет ли Тихий океан главным торговым путем земного шара», причем на этот вопрос он ответил утвердительно.1
О будущем Азиатско-
В результате умелого использования всех этих предпосылок во второй половине ХХ в. страны АТР вышли на многие ведущие позиции в мировом хозяйстве. Хотя цифровые данные по странам АТР часто бывают противоречивыми, все же большинство подсчетов свидетельствует о том, что в конце 90-х годов на их долю приходилось около 50% мирового населения, около 60% мирового ВВП и 40—45% мировой торговли. Здесь выпускают порядка 70% всех автомобилей, морских судов, синтетических волокон, 60% пластмасс, более 50% алюминия и стали.
Расхождения в цифровых показателях, относящихся к АТР, иногда большие, связаны, в том числе, и с нечеткостью в пространственном определении самого этого понятия. Хотя в первом приближении к странам АТР следовало бы относить государства, располагающиеся по периметру Тихого океана, в состав региона нередко включают Индию, Шри-Ланку, некоторые другие страны не Тихого, а Индийского океана. Нет ясности и в отношении ряда других стран. Вот почему разные авторы относят к АТР от 12 до 61 страны! В китайской экономической литературе можно встретить указание на 32 страны. Кроме того, возникает вполне естественный вопрос: нужно ли в состав АТР включать всю территорию России или следует ограничиться только Дальним Востоком? Тот же вопрос относится и к США (вся территория страны или только Тихоокеанские штаты), и к Канаде. Все эти подходы настолько различны, что некоторые отечественные авторы в последнее время вообще объявили само существование АТР «мифом».2
При такой огромности АТР в его пределах принято выделять подрайоны, или подсистемы. В более укрупненном виде это азиатская, североамериканская, южноамериканская, океанская подсистемы. Чаще выделяют страны Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Океании. Иногда иерархию стран АТР производят на основе их экономической мощи: выделяют государства верхнего эшелона (США, Япония, Китай, Россия), среднего эшелона (Австралия, Новая Зеландия, НИС Азии, большинство стран АСЕАН) и низшего эшелона (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, страны Латинской Америки и Океании).
Такой подход весьма интересен и с историко-географических позиций. Ведь экономическое развитие стран АТР в послевоенную эпоху происходило не синхронно, и это дает право некоторым отечественным авторам выделять в нем по крайней мере четыре последовательные фазы, волны. Первая из этих волн, начавшаяся в 60-х годах ХХ в., была связана главным образом с очень быстрым экономическим ростом Японии, вступившей в полосу своего экономического чуда. Вторая волна, охватившая 70-е годы, отражала стремительный взлет новых индустриальных стран, своего рода прыжок знаменитых азиатских «тигров», пришедшаяся на 80-е годы, охватила прежде всего страны АСЕАН, которые фактически сформировали второй эшелон азиатских новых индустриальных стран. Наконец, четвертая волна, отчетливо обозначившаяся в 90-е годы, проходит под знаком бурного роста Китая.3
Согласно прогнозам, такой
рост будет продолжаться и в первые
десятилетия XXI в. Так, один из прогнозов,
составленных в США, исходит из того,
что в 2020 г. все крупнейшие экономики
мира будут находиться в АТР. При этом на первое место
по объему ВВП выйдет Китай (20 трлн долл.).
Второе место займут США (13,5), третье —
Япония (5), четвертое — Индия (4,8), пятое
— Индонезия (4,2), шестое — Южная Корея
(3,4) и седьмое — Таиланд (2,4 трлн).
В торговле с другими странами АТР Россия стабильно имеет положительный торговый баланс. Пока на рынках этих стран она реализует преимущественно топливно-сырьевые ресурсы Сибири и Дальнего Востока, получая взамен различную готовую продукцию, но этот тип внешнеэкономических связей в дальнейшем должен быть пересмотрен. Много внимания должно быть уделено и развитию инфраструктуры, которая ныне сильно отстает от требований времени. Особую роль при этом играет и будет играть Дальневосточный регион России — огромный по площади, богатый ресурсами и, главное, обеспечивающий естественный выход России к «тихоокеанскому кольцу». В 90-х годах уже половина всего товарооборота России со странами АТР приходилась на Дальний Восток.
Быстрое экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона способствовало усилению регионального сотрудничества в рамках крупных экономических группировок (АТЭС, АСЕАН) и субрегиональных институтов, таких как Южнотихоокенский форум (ЮТФ), Комиссия для стран Южной части Тихого океана (КЮТО).
В основе деятельности КЮТО – выполнение мероприятий и проектов, принадлежащих странам – членам в качестве приоритетных и включенных в соответствующие программы:
КЮТО призвана разрабатывать средства и методы, облегчающие движение товаров, технологий и людей между странами региона.
Основной формой экономической интеграции в Азии является экономическое сотрудничество. Практически все действующие региональные экономические организации преследуют частично или полностью следующие цели:
ЮФТ создан в 1971 г. островными странами Южной части Тихого океана. Членами Форума являются 15 стран: Австралия, Вануату, Западное Самоа, Карибати, Кука острова, Маршалловы острова, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, Папуа – Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу, Соединенные штаты Микронезии, Фиджи. Партнерами по диалогу являются: Европейский Союз, Канада, Китай, Великобритания, США, Япония.
Цели Форума – выработка совместных позиций по вопросам экономики, окружающей среды, безопасности и другим глобальным проблемам региональной политики. Он координирует деятельность с другими региональными организациями и сотрудничает с международными организациями, в первую очередь по осуществлению региональных программ помощи развитию (ПРООН, ЕС). Форум имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
Основные направления деятельности Форума:
В рамках Форума созданы организации:
Создание в будущем зоны свободной торговли предполагает в рамках АСЕАН и ЮТФ. Состав региональных организаций Азии и Тихого океана отличается высокой степенью неоднородности экономического развития стран, что накладывает существенный отпечаток на характер сотрудничества. Например, в 1988 г. ВВП на душу населения в Сингапуре составлял 9070 долларов, а в Индонезии – 440 долларов. В рамках АСЕАН активно развивается сотрудничество в разных сферах, включая промышленность и торговлю. В области промышленности главное внимание уделяется созданию совместных предприятий, в основном средних по размерам, в которых 60% капитала принадлежит предпринимателям принимающей страны и 40% - остальным странам – членам АСЕАН. Два первых уже реализованных проекта – это строительство заводов по производству удобрений в Индонезии и Малайзии. На экспорт продукции, выпускаемой совместными предприятиями и направляемой в другие страны – члены АСЕАН, распространяются льготные таможенные пошлины.
Информация о работе Страны АТР в мировой экономике и мировых экономических отношениях