Стратегия взаимодействия России и Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:23, курсовая работа

Описание работы

Продолжающиеся полемика о сложном экономическом положении России и возможных путях выхода из кризиса высветила одну люпопыдную закономерность. Авторы, отстаивающие зачастую полярные точки зрения, нередко сходятся на том, что не в последнюю очередь в нынешних тяготах России повинны ее связи с "третьим миром". Не обходиться при этом без упоминания тех или иных африканских государств.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы сотрудничества России и Африки
Характеристика экономики России
Характеристика экономики Африки
Предпосылки и цели международного сотрудничества России со странами Африки
2 глава Стратегия взаимодействия России и Африки
2.1 Стратегия выстраивания отношений России и Африки: на примере Южно-Африканской республики
2.2 Стратегия выстраивания отношений России и Африки: на примере Марроко
2.3 Механизмы реализации стратегии
3 глава Итоги развития международного сотрудничества между Россией и странами Африки

Файлы: 1 файл

Курсовая Сотрудничество Росии и Африки.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

16 июня с.г. состоялась  торжественная церемония подписания  конвенции о начале строительства скоростной автодороги между г. Таза и г. Аль-Хосейма. Проект, реализация которого намечена на период с 2011 по 2015 гг., оценивается в 2,5 млрд. марокканских дирхамов (280 млн. долларов США) и направлен на модернизацию транспортной инфраструктуры страны, а также социально-экономическое развитие удаленных регионов. Предполагается, что в указанный период будет проложено около 420 км. высокоскоростных автомагистралей и проведена реконструкция 36 мостов.

Динамика и перспективы  российско-марокканского торгово-экономического сотрудничества в значительной мере зависят от развития связей субъектов Российской Федерации с Королевством Марокко. Наибольшую активность в продвижении своей продукции в Марокко в 2009г. проявили российские участники внешнеэкономической деятельности Центрального, Северо-западного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Южного федеральных округов РФ.

Повышение активности в  сфере двустороннего торгово-экономического сотрудничества сопровождается постоянным конструктивным диалогом на политическом уровне. Так, в период 15-16 июня 2010 г. в Москве состоялось 4-е заседание Межправительственной смешанной российско-марокканской комиссии (МПК) по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Марокканскую часть Комиссии возглавлял Министр иностранных дел и сотрудничества Королевства Марокко Т. Фасси Фихри, российскую - Министр юстиции Российской Федерации А.В. Коновалов. В ходе встречи, прошедшей в деловой и конструктивной атмосфере стороны обсудили основные вопросы российско-марокканского экономического сотрудничества. Было рассмотрено положение дел в таких приоритетных областях двустороннего сотрудничества, как торговля, промышленность, энергетика, финансы, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, а также сотрудничество в области космоса, транспорта, образования, профессиональной подготовки кадров, культуры, здравоохранения и туризма.

2.3 Механизмы реализации  стратегии 

  1. Необходима государственная стратегия России по отношению к Африке. На сегодняшний день есть заявления, а государственной стратегии нет. Она была при Советском Союзе.
  2. Необходимо делать ставку на двусторонние отношения и применительно к каждой стране выстраивать политику взаимной выгоды, взаимных преференций. Для этого у нас еще сохраняется ресурс задолженности африканских стран перед Россией. Здесь уже говорили о том, что Россия списала порядка 20 миллиардов долларов, но потенциал еще велик и ресурс растрачивается пока неэффективно.
  3. Необходима система внешнеполитической защиты российского бизнеса. Кроме создания механизмов финансовой поддержки, я бы рекомендовал работать над созданием механизм страховой поддержки. Потому что определенная проблема, из-за которой российский бизнес не хочет идти в Африку, в том, что в Африке не существует национальных крупных страховых компаний и не представлен российский страховой бизнес, что также осложняет развитие.
  4. Все международные связи, международные институты должны быть задействованы на защиту наших интересов в Африке.
  5. необходимо расширять сферу экономических интересов. Потому что на сегодняшний день сфера очень узка, и не нужно замыкаться только на природные ресурсы. Есть интересные направления. Это и инфраструктура, в т.ч. транспортная, медицина, телекоммуникационные, спутниковые, интеллектуальные услуги, образование и многое другое.
  6. Интересы. Что хочет Россия от Африки сейчас — Восстановление двусторонних отношений. — Создание плацдарма для будущего экономического, технического, научного сотрудничества. — Реализация программ сотрудничества в космической отрасли. — Увеличение доли российских компаний на рынках Южной Африки.
  7. Механизмы реализации интересов — Подписание различного рода соглашений о сотрудничестве с российскими финансовыми и промышленными корпорациями. — Налаживание двусторонних отношений на высшем уровне. — Совместное участие в переговорах и форумах. — Создание координационных комитетов по развитию сотрудничества в различных областях экономики, науки, инновационных технологий.
  8. Угрозы — Одним из препятствий для реализации наших интересов в Африке, является политическая нестабильность во многих странах континента и те многочисленные конфликты, которые там происходят, связанные с религиозными, этническими и иными мотивами. — Участившиеся случаи пиратства (захват грузов) на морских маршрутах. — Высокая конкуренция с КНР на рынке экспорта вооружений.
  9. Конфликтный потенциал. — ЮАР, как страна достаточно удаленная от России, не владеющая ядерным потенциалом, может угрожать отношениям между нашими странами исключительно экономическими методами.  — Закрытие портов или своих территориальных вод для прохода судов торгового флота РФ — Ужесточение условий для ведения сотрудничества в сфере экономики, науки.
  10. Исторические разногласия — На рубеже 50-60-х годов в государственных и культурных учреждениях и организациях Советского Союза были созданы африканские отделы и секторы. В ЦК КПСС — сектор Африки, в министерстве иностранных дел — африканский отдел, в Академии наук СССР — Институт Африки. В дополнение к существовавшей давно кафедре африканистики Ленинградского государственного университета были созданы кафедры африканистики в Московском государственном университете и Московском государственном институте международных отношений. 
    СССР был инициатором принятия на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г. "Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам" и стремился установить дипломатические, деловые, общественные и культурные связи с каждой из африканских стран сразу после провозглашения независимости. Советский Союз оказывал этим странам финансовую, материальную и техническую помощь, посылал горных инженеров, врачей, специалистов в различных сферах деятельности. 
    Однако взаимная эйфория — в СССР и в африканских странах — постепенно угасала. В Африке нарастало разочарование тем, что СССР и другие страны социалистического лагеря не смогли оказать значительную экономическую помощь. А Советский Союз убеждался, что развитие африканских стран идет не так, как ожидали в Москве.
  11. После распада СССР, Россия столкнулась со множеством экономических, политических, социальных проблем. В связи с чем отношения между нашими странами было практически сведено к минимуму, Россия сократила число посольств в Африке, экономическое сотрудничество пришло в упадок.
  12. На данный момент, Россия старается упрочить свои позиции в Южной Африке.
  13. Имея определенный опыт, накопленный в свое время СССР , Россия небезуспешно восстанавливает отношения с ЮАР, входя в стадию выгодной обоим странам «перезагрузки отношений».
  14. Потенциал сотрудничества — Российские энергетики изучают возможности сотрудничества в области электроэнергетики с южноафриканским холдингом Eskom в регионе, в рамках реализации проектов, которые предусматривают строительство гидроузла на р. Конго и «закольцовку » энергосистем ЛЭП пяти африканских стран (Намибия, ЮАР, Ангола, Ботсвана и ДРК). — Южноафриканцы проявляют заинтересованность в сотрудничестве с Россией в таких областях, как спутниковая связь и навигация, дистанционное зондирование Земли из космоса и т. д. — ЮАР приняла собственную амбициозную космическую программу, которая осуществляется при содействии России. Потенциал сотрудничества в сфере космоса достаточно важен для обеих стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 глава. Итоги сотрудничества России со странами Африки

 

В целом развитие политических и торгово-экономических отношений между РФ и странами Африки можно рассматривать как логическое продолжение того направления в африканской и международной деятельности России, которое ориентировано на защиту и продвижение ее национальных интересов.

В перестроечный период и вплоть до начала XXI века в политических отношениях между Россией и Африкой, хотя они и продолжались, наблюдался определенный застой, по крайней мере по сравнению с их состоянием в советский период. Что касается торгово-экономического взаимодействия между ними, то оно приближалось к нулевой отметке. Налаживание контактов с Африкой не входило тогда в круг первоочередных задач нашего государства. Интерес России к Африке начал возрождаться в первые годы XXI века и постепенно нарастал по мере решения ею внутренних проблем и стабилизации экономики, за которыми последовало вовлечение страны в международные политические проекты и меняющиеся мирохозяйственные связи.

Последние три года российско-африканского партнерства как на политическом, так и на экономическом направлении  свидетельствуют о том, что между Россией и Африкой происходит достаточно успешное налаживание взаимодействия. Однако, констатируя его положительную динамику, большинство исследователей и самих непосредственных участников этого процесса сходятся в том, что темпы и реальный уровень его развития не отвечают ни интересам задействованных сторон, ни их потенциалу и все еще сохраняющему свою значимость накопленному историческому заделу.

У подобного состояния  дел есть свои объективные причины: руководству России, решавшему сложные государственные проблемы, понадобилось время, чтобы обеспечить минимальную политическую и ресурсную поддержку отечественному бизнесу для его выхода на рынки африканских стран. Сам российский бизнес, заинтересовавшись возможностями Африканского континента, имел весьма смутное представление о специфике предстоящего взаимодействия. Да и теперь он только набирается опыта, сталкиваясь с конкуренцией западных и азиатских тяжеловесов и особенностями ведения деловых отношений с африканскими партнерами. Российскому менталитету нелегко приспосабливаться к экзотике местной культуры, оказывающей влияние на все аспекты делового сотрудничества.

По мнению многих специалистов, и с ними можно согласиться, российскому  бизнес-сообществу было бы легче закрепиться  в Африке, если бы наличие политической воли, давшее толчок возобновлению российско-африканских отношений, было дополнено более активной государственной поддержкой. Вместе с тем, надо отметить, что такая финансовая и дипломатическая поддержка уже оказывается. На деятельность бизнес-сообщества в Африке положительно влияет государственная политика в области списания задолженности африканских стран. Частично эта политика осуществляется в рамках «восьмерки» и в сотрудничестве с МВФ и ВБ. В целом же с различными странами-должниками проблема решается, исходя из интересов России и с учетом экономического положения в той или иной африканской стране. В отличие от некоторых западных стран Россия не подписывала соглашения с ВБ о списании долгов в обмен на инвестиции, но такой механизм, использованный в отношении ливийской задолженности, заметно способствовал укреплению российских позиций в Ливийской Джамахирии.

Положительное влияние  на развитие торговых отношений с  африканскими странами и общий климат сотрудничества должны оказать предпринятые российской стороной инициативы, связанные с соглашениями о преференциях, согласно которым товары из ряда африканских стран теперь могут поставляться по льготным тарифам, а часть из них будет освобождаться от импортных пошлин.

Развитию российского бизнеса на Африканском континенте способствует расширяющаяся практика его сотрудничества с местными компаниями. Создание подобных СП благоприятствует продвижению российских проектов. Очевидно успешный пример в этой области – деятельность дочерних отделений Внешторгбанка и Внешэкономбанка в Анголе, Намибии, ЮАР: «ВТБ-Африка»; «ВТБ-Капитал/Намибия/» и сотрудничество Внешэкономбанка с южноафриканским «Нэдбанком». В свою очередь подобное партнерство становится привлекательным для компаний из третьих стран и позволяет российскому бизнесу расширять сферы деятельности. Такое взаимодействие в Африке намечается у «Газпрома» с французской «Тоталь» в Нигерии и итальянской ENI в Ливии.

Накопленный российскими  компаниями опыт показал, что в Африке придается большое значение атмосфере сотрудничества и положительно воспринимается не только сама собой подразумеваемая готовность учитывать интересы партнера, но и содействие решению других его проблем, скажем, в социальной сфере. Можно отметить благоприятно воспринятую в ЮАР деятельность «Реновы», связанную с организацией обучения местных рабочих и будущих управленцев для проекта «Марганец Калахари», или РУСАЛа в Нигерии, где параллельно с модернизацией предприятия «АЛСКОМ», само по себе способствовавшее увеличению занятости, осуществляется также подготовка технического персонала в России.

Российскому бизнесу, пришедшему на рынки африканских стран, приходится сталкиваться со многими трудностями. Помимо уже упомянутых, тормозом для  развития деловых отношений с  Африкой в ряде случаев является неопределенность договорно-правовой базы, разработка которой находится в компетенции двусторонних межправительственных комиссий. В условиях частого возникновения на континенте кризисных ситуаций типа этнических войн и государственных переворотов российских бизнесменов беспокоит проблема страхования рисков, которая усугубляется отсутствием в Африке отечественных страховщиков.

Российскому бизнесу  в Африке предстоит действовать  в условиях все более жесткой  конкуренции. Обосновавшиеся на континенте западные компании имеют прочные исторические корни, традиционно налаженные деловые связи, а через свои правительства они располагают рычагами воздействия на зависимые от Запада африканские режимы. Что касается сравнительно новых, заметно активизировавшихся игроков на рынке африканских стран (Китай, Индия, Япония), то Китай, к примеру, пользуется мощной финансовой поддержкой государства и в ряде африканских стран уже сумел завоевать позиции, предоставляя льготные займы, безвозмездную помощь и осуществляя важные для них инфраструктурные проекты.

Еще одна проблема, с которой  российский бизнес может столкнуться  в Африке, это попытки использования  африканцами фактора обостряющейся  конкуренции, спекулируя на которой  некоторые африканские правительства  настаивают на пересмотре ранее заключенных соглашений. Подобная опасность требует от российского бизнеса досконального знания всех тонкостей африканского законодательства, а от российского правительства – способности защищать и лоббировать его интересы.

Российскому бизнесу по-прежнему не хватает знания деловой культуры африканских стран, понимания менталитета африканцев, их манеры ведения деловых переговоров – всего того, что необходимо, или по крайней мере полезно, для налаживания контактов. Не используется, или используется недостаточно, даже такая лежащая на поверхности возможность как все еще сохраняющийся контингент африканцев, учившихся в СССР, знающих русский язык и нередко занимающих важные государственные и политические посты в африканских странах. Чем активнее российский бизнес будет исправлять свои просчеты, накапливать знание местной обстановки, да к тому же учиться извлекать пользу из опыта других партнеров африканских стран, тем успешнее будет его деятельность и прочнее позиции нашей страны в этом перспективном регионе мира.

 

 

[1] На долю компании приходится 23% мировой добычи алмазов.

[2] Компания создана в 1955 г. и в настоящее время занимается строительством энергетических объектов в 25 странах мира.

[3] «Ренова» – частная диверсифицированная бизнес-группа, активы которой превышают 15 млрд.долл.

[4] Группа «Стэндарт бэнк» – компания со 145-летней историей в настоящее время представлена в 18 странах Африки и 20 странах на других континентах, ее рыночная капитализация достигла 20 млрд.долл.

[5] Российско-алжирские отношения имеют 45-летнюю историю и в 2001 г. достигли уровня стратегического партнерства.

[6] ENI – крупная интегрированная итальянская компания и крупнейший иностранный оператор на ливийском рынке углеводородов, а Италия важнейший импортер ливийской нефти. 

 

 

 

 


Информация о работе Стратегия взаимодействия России и Африки