Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:23, курсовая работа
Продолжающиеся полемика о сложном экономическом положении России и возможных путях выхода из кризиса высветила одну люпопыдную закономерность. Авторы, отстаивающие зачастую полярные точки зрения, нередко сходятся на том, что не в последнюю очередь в нынешних тяготах России повинны ее связи с "третьим миром". Не обходиться при этом без упоминания тех или иных африканских государств.
Введение
Глава 1 Теоретические основы сотрудничества России и Африки
Характеристика экономики России
Характеристика экономики Африки
Предпосылки и цели международного сотрудничества России со странами Африки
2 глава Стратегия взаимодействия России и Африки
2.1 Стратегия выстраивания отношений России и Африки: на примере Южно-Африканской республики
2.2 Стратегия выстраивания отношений России и Африки: на примере Марроко
2.3 Механизмы реализации стратегии
3 глава Итоги развития международного сотрудничества между Россией и странами Африки
16 июня с.г. состоялась
торжественная церемония
Динамика и перспективы
российско-марокканского торгов
Повышение активности в
сфере двустороннего торгово-
3 глава. Итоги сотрудничества России со странами Африки
В целом развитие политических и торгово-экономических отношений между РФ и странами Африки можно рассматривать как логическое продолжение того направления в африканской и международной деятельности России, которое ориентировано на защиту и продвижение ее национальных интересов.
В перестроечный период и вплоть до начала XXI века в политических отношениях между Россией и Африкой, хотя они и продолжались, наблюдался определенный застой, по крайней мере по сравнению с их состоянием в советский период. Что касается торгово-экономического взаимодействия между ними, то оно приближалось к нулевой отметке. Налаживание контактов с Африкой не входило тогда в круг первоочередных задач нашего государства. Интерес России к Африке начал возрождаться в первые годы XXI века и постепенно нарастал по мере решения ею внутренних проблем и стабилизации экономики, за которыми последовало вовлечение страны в международные политические проекты и меняющиеся мирохозяйственные связи.
Последние три года российско-африканского партнерства как на политическом, так и на экономическом направлении свидетельствуют о том, что между Россией и Африкой происходит достаточно успешное налаживание взаимодействия. Однако, констатируя его положительную динамику, большинство исследователей и самих непосредственных участников этого процесса сходятся в том, что темпы и реальный уровень его развития не отвечают ни интересам задействованных сторон, ни их потенциалу и все еще сохраняющему свою значимость накопленному историческому заделу.
У подобного состояния дел есть свои объективные причины: руководству России, решавшему сложные государственные проблемы, понадобилось время, чтобы обеспечить минимальную политическую и ресурсную поддержку отечественному бизнесу для его выхода на рынки африканских стран. Сам российский бизнес, заинтересовавшись возможностями Африканского континента, имел весьма смутное представление о специфике предстоящего взаимодействия. Да и теперь он только набирается опыта, сталкиваясь с конкуренцией западных и азиатских тяжеловесов и особенностями ведения деловых отношений с африканскими партнерами. Российскому менталитету нелегко приспосабливаться к экзотике местной культуры, оказывающей влияние на все аспекты делового сотрудничества.
По мнению многих специалистов, и с ними можно согласиться, российскому бизнес-сообществу было бы легче закрепиться в Африке, если бы наличие политической воли, давшее толчок возобновлению российско-африканских отношений, было дополнено более активной государственной поддержкой. Вместе с тем, надо отметить, что такая финансовая и дипломатическая поддержка уже оказывается. На деятельность бизнес-сообщества в Африке положительно влияет государственная политика в области списания задолженности африканских стран. Частично эта политика осуществляется в рамках «восьмерки» и в сотрудничестве с МВФ и ВБ. В целом же с различными странами-должниками проблема решается, исходя из интересов России и с учетом экономического положения в той или иной африканской стране. В отличие от некоторых западных стран Россия не подписывала соглашения с ВБ о списании долгов в обмен на инвестиции, но такой механизм, использованный в отношении ливийской задолженности, заметно способствовал укреплению российских позиций в Ливийской Джамахирии.
Положительное влияние на развитие торговых отношений с африканскими странами и общий климат сотрудничества должны оказать предпринятые российской стороной инициативы, связанные с соглашениями о преференциях, согласно которым товары из ряда африканских стран теперь могут поставляться по льготным тарифам, а часть из них будет освобождаться от импортных пошлин.
Развитию российского бизнеса на Африканском континенте способствует расширяющаяся практика его сотрудничества с местными компаниями. Создание подобных СП благоприятствует продвижению российских проектов. Очевидно успешный пример в этой области – деятельность дочерних отделений Внешторгбанка и Внешэкономбанка в Анголе, Намибии, ЮАР: «ВТБ-Африка»; «ВТБ-Капитал/Намибия/» и сотрудничество Внешэкономбанка с южноафриканским «Нэдбанком». В свою очередь подобное партнерство становится привлекательным для компаний из третьих стран и позволяет российскому бизнесу расширять сферы деятельности. Такое взаимодействие в Африке намечается у «Газпрома» с французской «Тоталь» в Нигерии и итальянской ENI в Ливии.
Накопленный российскими компаниями опыт показал, что в Африке придается большое значение атмосфере сотрудничества и положительно воспринимается не только сама собой подразумеваемая готовность учитывать интересы партнера, но и содействие решению других его проблем, скажем, в социальной сфере. Можно отметить благоприятно воспринятую в ЮАР деятельность «Реновы», связанную с организацией обучения местных рабочих и будущих управленцев для проекта «Марганец Калахари», или РУСАЛа в Нигерии, где параллельно с модернизацией предприятия «АЛСКОМ», само по себе способствовавшее увеличению занятости, осуществляется также подготовка технического персонала в России.
Российскому бизнесу, пришедшему на рынки африканских стран, приходится сталкиваться со многими трудностями. Помимо уже упомянутых, тормозом для развития деловых отношений с Африкой в ряде случаев является неопределенность договорно-правовой базы, разработка которой находится в компетенции двусторонних межправительственных комиссий. В условиях частого возникновения на континенте кризисных ситуаций типа этнических войн и государственных переворотов российских бизнесменов беспокоит проблема страхования рисков, которая усугубляется отсутствием в Африке отечественных страховщиков.
Российскому бизнесу в Африке предстоит действовать в условиях все более жесткой конкуренции. Обосновавшиеся на континенте западные компании имеют прочные исторические корни, традиционно налаженные деловые связи, а через свои правительства они располагают рычагами воздействия на зависимые от Запада африканские режимы. Что касается сравнительно новых, заметно активизировавшихся игроков на рынке африканских стран (Китай, Индия, Япония), то Китай, к примеру, пользуется мощной финансовой поддержкой государства и в ряде африканских стран уже сумел завоевать позиции, предоставляя льготные займы, безвозмездную помощь и осуществляя важные для них инфраструктурные проекты.
Еще одна проблема, с которой
российский бизнес может столкнуться
в Африке, это попытки использования
африканцами фактора
Российскому бизнесу по-прежнему не хватает знания деловой культуры африканских стран, понимания менталитета африканцев, их манеры ведения деловых переговоров – всего того, что необходимо, или по крайней мере полезно, для налаживания контактов. Не используется, или используется недостаточно, даже такая лежащая на поверхности возможность как все еще сохраняющийся контингент африканцев, учившихся в СССР, знающих русский язык и нередко занимающих важные государственные и политические посты в африканских странах. Чем активнее российский бизнес будет исправлять свои просчеты, накапливать знание местной обстановки, да к тому же учиться извлекать пользу из опыта других партнеров африканских стран, тем успешнее будет его деятельность и прочнее позиции нашей страны в этом перспективном регионе мира.
[1] На долю компании приходится 23% мировой добычи алмазов.
[2] Компания создана в 1955 г. и в настоящее время занимается строительством энергетических объектов в 25 странах мира.
[3] «Ренова» – частная диверсифицированная бизнес-группа, активы которой превышают 15 млрд.долл.
[4] Группа «Стэндарт бэнк» – компания со 145-летней историей в настоящее время представлена в 18 странах Африки и 20 странах на других континентах, ее рыночная капитализация достигла 20 млрд.долл.
[5] Российско-алжирские отношения имеют 45-летнюю историю и в 2001 г. достигли уровня стратегического партнерства.
[6] ENI – крупная интегрированная итальянская компания и крупнейший иностранный оператор на ливийском рынке углеводородов, а Италия важнейший импортер ливийской нефти.
Информация о работе Стратегия взаимодействия России и Африки