Структура Европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

Первая опора «Европейские сообщества» объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) — прекратила своё существование в 2002 году в соответсвии с учреждавшим ее Парижским договором.

Файлы: 1 файл

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ.docx

— 25.02 Кб (Скачать файл)

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - СТРУКТУРА ЕС

Европейский союз (ЕС) обладает храмовой структурой, которая была закреплена в Маастрихтском договоре, учреждающем Европейский союз. Храмовая структура «поддерживается» тремя  «опорами»:

Первая опора «Европейские сообщества» объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной  энергии (Евратом). Третья организация  — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) — прекратила своё существование в 2002 году в соответсвии с учреждавшим ее Парижским договором.

 Вторая опора носит  название «общая внешняя политика  и политика безопасности» (ОВПБ).

 Третья опора — «полицейское  и судебное сотрудничество по  уголовным делам».

С помощью «опор» в договорах  разграничиваются сферы политики, относящиеся  к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление  о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. 

Европейский совет (European Council)

 Европейским Советом  называется саммит глав государств  и правительств стран-членов ЕС их заместителей - министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского Союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

 Совет определяет основные  стратегические направления развития  ЕС. Выработка генеральной линии  политической интеграции - основная  миссия Европейского совета. Наряду  с Советом Министров Европейский  Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих  договоров европейской интеграциии. Его заседания проходят не менее чем дважды в год - либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского Союза. Заседания длятся два дня.

 Решения совета обязательны  для поддержавших их государств.

 Европейский Совет  следует отличать от Совета  ЕС и от Совета Европы Европейский  совет - формально не входит  в структуру институтов Европейского  союза. В его рамках осуществляется  так называемое "церемониальное" руководство, когда присутствие  политиков самого высокого уровня  придаёт принятому решению одновременно  и значимость и высокую легитивность.

Европейская комиссия

 Европейская Комиссия  — основная движущая сила Европейского  союза. Еврокомиссия состоит из 27 членов, по одному от каждого  государства-члена. При исполнении  своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

 Еврокомиссия формируется  каждые 5 лет следующим образом.  Совет ЕС на уровне глав  государств и/или правительств, предлагает  кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом.  Далее, Совет ЕС совместно с  кандидатом в председатели Комиссии  формируют предполагаемый состав  Еврокомиссии с учетом пожеланий  государств-членов. Состав «кабинета»  должен быть одобрен Европарламентом  и окончательно утвержден Советом  ЕС. Каждый член Комиссии отвечает  за определенную сферу политики  ЕС и возглавляет соответствующее  подразделение (так называемый  Генеральный Директорат).

 Комиссия играет главную  роль в обеспечении повседневной  деятельности ЕС, направленной на  выполнение основополагающих Договоров.  Она выступает с законодательными  инициативами, а после утверждения  контролирует их претворение  в жизнь. В случае нарушения  законодательства ЕС Комиссия  имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в  Европейский суд. Комиссия обладает  значительными автономными правами  в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной  и т. д. Комиссия имеет исполнительный  аппарат, а также управляет  бюджетом и различными фондами  и программами Европейского союза  (такими, как программа Тасис).

 Основными рабочими  языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира  Европейской Комиссии находится  в Брюсселе.

Совет ЕС

 Совет ЕС, или Совет  Министров ЕС, - данный орган наделен  рядом функций как исполнительной так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского Союза. Совет был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако, компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского Союза. Некоторые исследователи (С. Хикс)рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского Союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского Союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.

 В Совет входят министры  иностранных дел государств-членов  Европейского Союза. Однако получила  развитие практика созыва Совета  в составе иных, отраслевых министров:  экономики и финансов, юстиции  и внутренних дел, сельского  хозяйства и т.д. Решения Совета  имеют одинаковую силу вне  зависимости от конкретного состава,  принявшего решение. Президентство  в Совете министров осуществляется  государствами-членами ЕС в алфавитном  порядке. Ротация происходит раз  в шесть месяцев. 

 В первые периоды  существования Европейского cообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. Постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.

 Под эгидой Совета  действуют многочисленные рабочие  группы по конкретным вопросам. Их задача - готовить решения Совета  и контролировать Еврокомиссию  в случае, если ей делегированы  определенные полномочия Совета.

 Начиная с Парижского  договора, существует тенденция  селективного делегирования полномочий  от национальных государств (напрямую  или через Совет Министров)  к Еврокомиссии. Подписание новых  «пакетных» соглашений добавляли  новые компетенции Евросоюзу,  что влекло за собой делегирования  больших исполнительских полномочий  Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия  не свободна в осуществлении  политики, в определённых сферах  национальные правительства имеют  инструменты контроля над её  деятельностью. Другая тенденция  – усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров.

 Делегирование полномочий  от Европейского Совета носит  крайне селективный характер и не ставит под угрозу значимость Совета Министров.

Европейский парламент

 Европейский Парламент  является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

 Основная роль Европарламента - утверждение бюджета ЕС. Кроме  того, практически любое решение  Совета ЕС требует либо одобрения  Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).

 Одобрение Парламента  требуется и при принятии в  Союз новых членов, а также  при заключении соглашений об  ассоциированном членстве и торговых  договоренностей с третьими странами.

 Последние выборы в  Европарламент проводились в  2004 году. Европарламент проводит  пленарные заседания в Страсбурге  и Брюсселе.

Европейский cуд

 Европейский суд (официальное  название - Суд Европейских сообществ)  проводит свои заседания в  Люксембурге и является судебным  органом ЕС высшей инстанции. 

 

 Суд регулирует разногласия  между государствами-членами; между  государствами-членами и самим  Европейским союзом; между институтами  ЕС; между ЕС и физическими  либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

 В соответствии с  Маастрихтским договором Суду  предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

 Суд состоит из 27 судей  (по одному от каждого из  государств-членов) и восьми генеральных  адвокатов. Они назначаются на  шестилетний срок, который может  быть продлен. Каждые три года  обновляется половина состава  судей. 

 Суд сыграл огромную  роль в становлении и развитии  права ЕС. Многие, даже основополагающие  принципы правопорядка Союза  основаны не на международных  договорах, а на прецедентных  решениях Суда.

 Суд ЕС следует отличать  от Европейского суда по правам  человека.

Палата аудиторов

 Палата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

Европейский Центробанк

 Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.

Экономический и социальный комитет

(Economic and Social Committee) – консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.

 Состав. Состоит из 222 членов, называемых советниками (по 24 представителя от Франции, Германии, Италии и Великобритании, 21 – от Испании, по 12 – от Бельгии, Греции, Нидерландов, Португалии, Швеции и Австрии, по 9 – от Дании, Ирландии и Финляндии, 6 – от Люксембурга).

 Функции. Консультирует  Совет и Комиссию по вопросам  социально-экономической политики  ЕС. Представляет различные сферы  экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного  труда и свободных профессий,  занятых в промышленности, сельском  хозяйстве, сфере обслуживания, а  также представителей общественных  организаций).

 Члены Комитета назначаются  Советом единогласным решением  сроком на 4 года. Комитет выбирает  из числа своих членов Председателя  сроком на 2 года. После приема  в ЕС новых государств численность  Комитета не будет превышать  350 человек (см. табл.2).

 Место проведения заседаний.  Комитет собирается 1 раз в месяц  в Брюсселе.

Комитет регионов (Committee of the Regions).

 Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.

 Состоит из 222 членов, представляющих  региональные и местные органы, но полностью независимых в  выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой  страны такое же, как и в  Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом  единогласным решением по предложениям  государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа  своих членов Председателя и  других должностных лиц сроком  на 2 года. После приема в ЕС  новых государств-членов численность  Комитета не будет превышать  350 человек. 

 Функции. Консультирует  Совет и Комиссию и дает  заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.

 Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в  Брюсселе 5 раз в год 

Институт Европейского омбудсмана

 Институт Европейского  омбудсмана занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.

15 специализированных агентств  и органов

 Европейский мониторинг  центр по борьбе с расизмом  и ксенофобией, Европол, Евроюст. br>

 

Законотворческий процесс  в ЕС проходит три этапа: внесение предложения, его обсуждение и принятие решения. Право законодательной  инициативы принадлежит Комиссии. Именно она готовит проекты решений.

 Для разных категорий  законодательных и нормативных  актов предусмотрены различный  порядок принятия решений и,  соответственно, различные процедуры  взаимодействия между Комиссий, Советом и Парламентом. 

Информация о работе Структура Европейского союза