ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - СТРУКТУРА ЕС
Европейский союз (ЕС) обладает
храмовой структурой, которая была
закреплена в Маастрихтском договоре,
учреждающем Европейский союз. Храмовая
структура «поддерживается» тремя
«опорами»:
Первая опора «Европейские
сообщества» объединяет в себе предшественниц
ЕС: Европейское Сообщество (бывшее
Европейское экономическое сообщество)
и Европейское сообщество по атомной
энергии (Евратом). Третья организация
— Европейское объединение угля
и стали (ЕОУС) — прекратила своё
существование в 2002 году в соответсвии
с учреждавшим ее Парижским договором.
Вторая опора носит
название «общая внешняя политика
и политика безопасности» (ОВПБ).
Третья опора — «полицейское
и судебное сотрудничество по
уголовным делам».
С помощью «опор» в договорах
разграничиваются сферы политики, относящиеся
к компетенции ЕС. Кроме того,
опоры дают наглядное представление
о роли правительств государств-членов
ЕС и институтов ЕС в процессе принятия
решений.
Европейский совет (European Council)
Европейским Советом
называется саммит глав государств
и правительств стран-членов ЕС их заместителей
- министров иностранных дел. Членом Европейского
Совета является также председатель Еврокомиссии.
В основе создания Европейского Совета
лежала идея французского президента
Шарля де Голля о проведении неформальных
саммитов лидеров государств Европейского
Союза, что призвано было препятствовать
снижению роли национальных государств
в рамках интеграционного образования.
Неформальные саммиты проводились с 1961
г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика
была формализована по предложению Валери
Жискар д`Эстена, занимавшего в то время
пост президента Франции.
Совет определяет основные
стратегические направления развития
ЕС. Выработка генеральной линии
политической интеграции - основная
миссия Европейского совета. Наряду
с Советом Министров Европейский
Совет наделён политической функцией,
заключающейся в изменении основополагающих
договоров европейской интеграциии.
Его заседания проходят не менее чем дважды
в год - либо в Брюсселе, либо в председательствующем
государстве под председательством представителя
государства-члена, возглавляющего в данное
время Совет Европейского Союза. Заседания
длятся два дня.
Решения совета обязательны
для поддержавших их государств.
Европейский Совет
следует отличать от Совета
ЕС и от Совета Европы Европейский
совет - формально не входит
в структуру институтов Европейского
союза. В его рамках осуществляется
так называемое "церемониальное"
руководство, когда присутствие
политиков самого высокого уровня
придаёт принятому решению одновременно
и значимость и высокую легитивность.
Европейская комиссия
Европейская Комиссия
— основная движущая сила Европейского
союза. Еврокомиссия состоит из
27 членов, по одному от каждого
государства-члена. При исполнении
своих полномочий они независимы,
действуют только в интересах ЕС, не вправе
заниматься какой-либо другой деятельностью.
Государства-члены не вправе влиять на
членов Еврокомиссии.
Еврокомиссия формируется
каждые 5 лет следующим образом.
Совет ЕС на уровне глав
государств и/или правительств, предлагает
кандидатуру председателя Еврокомиссии,
которая утверждается Европарламентом.
Далее, Совет ЕС совместно с
кандидатом в председатели Комиссии
формируют предполагаемый состав
Еврокомиссии с учетом пожеланий
государств-членов. Состав «кабинета»
должен быть одобрен Европарламентом
и окончательно утвержден Советом
ЕС. Каждый член Комиссии отвечает
за определенную сферу политики
ЕС и возглавляет соответствующее
подразделение (так называемый
Генеральный Директорат).
Комиссия играет главную
роль в обеспечении повседневной
деятельности ЕС, направленной на
выполнение основополагающих Договоров.
Она выступает с законодательными
инициативами, а после утверждения
контролирует их претворение
в жизнь. В случае нарушения
законодательства ЕС Комиссия
имеет право прибегнуть к санкциям,
в том числе обратиться в
Европейский суд. Комиссия обладает
значительными автономными правами
в различных областях политики,
в том числе аграрной, торговой,
конкурентной, транспортной, региональной
и т. д. Комиссия имеет исполнительный
аппарат, а также управляет
бюджетом и различными фондами
и программами Европейского союза
(такими, как программа Тасис).
Основными рабочими
языками Комиссии являются английский,
французский и немецкий. Штаб-квартира
Европейской Комиссии находится
в Брюсселе.
Совет ЕС
Совет ЕС, или Совет
Министров ЕС, - данный орган наделен
рядом функций как исполнительной
так и законодательной власти, а потому
нередко рассматривается как ключевой
институт в процессе принятия решений
на уровне Европейского Союза. Совет был
создан в 1952 г. и призван был уравновесить
Европейскую Комиссию. Однако, компетенции
этих органов чётко поделены. Если Европейская
Комиссия играет в большей мере административную
роль, то Совет Министров ЕС осуществляет
политическое лидерство. Совет играет
ключевую роль в тех областях европейской
интеграции, где принятие решений происходит
на межправительственном уровне. В терминологии
храмовой структуры Маастрихтского договора
можно сказать, что Совет наиболее компетентен
в тех вопросах, которые могут быть отнесены
ко второй и третьей опорам европейской
интеграции (совместная внешняя политика
и политика в области безопасности и сотрудничество
по внутренним вопросам). В то же время
Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной
власти Европейского Союза. Некоторые
исследователи (С. Хикс)рассматривают
Совет Министров как верхнюю палату в
политической системе Европейского Союза.
Фактически любой правовой акт Евросоюза
должен получить одобрение Совета, однако
ряд правовых актов, а также бюджет Европейского
Союза подлежат совместному решению Совета
и Европейского Парламента.
В Совет входят министры
иностранных дел государств-членов
Европейского Союза. Однако получила
развитие практика созыва Совета
в составе иных, отраслевых министров:
экономики и финансов, юстиции
и внутренних дел, сельского
хозяйства и т.д. Решения Совета
имеют одинаковую силу вне
зависимости от конкретного состава,
принявшего решение. Президентство
в Совете министров осуществляется
государствами-членами ЕС в алфавитном
порядке. Ротация происходит раз
в шесть месяцев.
В первые периоды
существования Европейского cообщества
большинство решений Совета требовали
единогласного решения. Постепенно все
большее применение приобретает способ
принятия решений квалифицированным большинством
голосов. При этом каждому государству
принадлежит определенное число голосов
в зависимости от его населения и экономического
потенциала.
Под эгидой Совета
действуют многочисленные рабочие
группы по конкретным вопросам.
Их задача - готовить решения Совета
и контролировать Еврокомиссию
в случае, если ей делегированы
определенные полномочия Совета.
Начиная с Парижского
договора, существует тенденция
селективного делегирования полномочий
от национальных государств (напрямую
или через Совет Министров)
к Еврокомиссии. Подписание новых
«пакетных» соглашений добавляли
новые компетенции Евросоюзу,
что влекло за собой делегирования
больших исполнительских полномочий
Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия
не свободна в осуществлении
политики, в определённых сферах
национальные правительства имеют
инструменты контроля над её
деятельностью. Другая тенденция
– усиление роли Европарламента.
Следует заметить, что несмотря на проделанную
Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного
органа до института получившего право
совместного решения и даже одобрения,
полномочия Европарламента по-прежнему
сильно ограничены. Поэтому баланс сил
в системе институтов ЕС по-прежнему в
пользу Совета Министров.
Делегирование полномочий
от Европейского Совета носит
крайне селективный характер и не ставит
под угрозу значимость Совета Министров.
Европейский парламент
Европейский Парламент
является собранием из 786 депутатов,
напрямую избираемых гражданами стран-членов
ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента
избирается на два с половиной года. Члены
Европейского парламента объединяются
не по национальному признаку, а в соответствии
с политической ориентацией.
Основная роль Европарламента
- утверждение бюджета ЕС. Кроме
того, практически любое решение
Совета ЕС требует либо одобрения
Парламента, либо по крайней мере запроса
его мнения. Парламент контролирует работу
Комиссии и обладает правом ее роспуска
(которым, впрочем, он никогда не пользовался).
Одобрение Парламента
требуется и при принятии в
Союз новых членов, а также
при заключении соглашений об
ассоциированном членстве и торговых
договоренностей с третьими странами.
Последние выборы в
Европарламент проводились в
2004 году. Европарламент проводит
пленарные заседания в Страсбурге
и Брюсселе.
Европейский cуд
Европейский суд (официальное
название - Суд Европейских сообществ)
проводит свои заседания в
Люксембурге и является судебным
органом ЕС высшей инстанции.
Суд регулирует разногласия
между государствами-членами; между
государствами-членами и самим
Европейским союзом; между институтами
ЕС; между ЕС и физическими
либо юридическими лицами, включая
сотрудников его органов (для этой функции
недавно был создан Трибунал гражданской
службы). Суд дает заключения по международным
соглашениям; он также выносит предварительные
(преюдициальные) постановления по запросам
национальных судов о толковании учредительных
договоров и нормативно-правовых актов
ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения
на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция
Суда ЕС распространяется на сферы компетенции
ЕС.
В соответствии с
Маастрихтским договором Суду
предоставлено право налагать штрафы
на государства-члены, не выполняющие
его постановления.
Суд состоит из 27 судей
(по одному от каждого из
государств-членов) и восьми генеральных
адвокатов. Они назначаются на
шестилетний срок, который может
быть продлен. Каждые три года
обновляется половина состава
судей.
Суд сыграл огромную
роль в становлении и развитии
права ЕС. Многие, даже основополагающие
принципы правопорядка Союза
основаны не на международных
договорах, а на прецедентных
решениях Суда.
Суд ЕС следует отличать
от Европейского суда по правам
человека.
Палата аудиторов
Палата аудиторов (The
Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской
проверки бюджета ЕС и его учреждений.
Состав. Палата состоит из представителей
государств-членов (по одному от каждого
государства-члена). Они назначаются Советом
единогласным решением на шестилетний
срок и полностью независимы в исполнении
своих обязанностей.
Европейский Центробанк
Европейский центробанк
был образован в 1998 г. из банков 11 стран
ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания,
Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия,
Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург).
Греция, которая ввела евро с 1 января 2001
года, стала двенадцатой страной зоны
евро.
Экономический и социальный комитет
(Economic and Social Committee) – консультативный
орган ЕС. Образован в соответствии с Римским
договором.
Состав. Состоит из 222 членов,
называемых советниками (по 24 представителя
от Франции, Германии, Италии и Великобритании,
21 – от Испании, по 12 – от Бельгии, Греции,
Нидерландов, Португалии, Швеции и Австрии,
по 9 – от Дании, Ирландии и Финляндии,
6 – от Люксембурга).
Функции. Консультирует
Совет и Комиссию по вопросам
социально-экономической политики
ЕС. Представляет различные сферы
экономики и социальные группы
(работодателей, лиц наемного
труда и свободных профессий,
занятых в промышленности, сельском
хозяйстве, сфере обслуживания, а
также представителей общественных
организаций).
Члены Комитета назначаются
Советом единогласным решением
сроком на 4 года. Комитет выбирает
из числа своих членов Председателя
сроком на 2 года. После приема
в ЕС новых государств численность
Комитета не будет превышать
350 человек (см. табл.2).
Место проведения заседаний.
Комитет собирается 1 раз в месяц
в Брюсселе.
Комитет регионов (Committee of the Regions).
Комитет регионов является
консультативным органом, обеспечивающим
представительство региональных и местных
администраций в работе ЕС. Комитет учрежден
в соответствии с Маастрихтским договором
и действует с марта 1994.
Состоит из 222 членов, представляющих
региональные и местные органы,
но полностью независимых в
выполнении своих обязанностей.
Количество членов от каждой
страны такое же, как и в
Экономическом и социальном комитете.
Кандидатуры утверждаются Советом
единогласным решением по предложениям
государств-членов сроком на 4 года.
Комитет выбирает из числа
своих членов Председателя и
других должностных лиц сроком
на 2 года. После приема в ЕС
новых государств-членов численность
Комитета не будет превышать
350 человек.
Функции. Консультирует
Совет и Комиссию и дает
заключения по всем вопросам,
затрагивающим интересы регионов.
Место проведения сессий.
Пленарные сессии проходят в
Брюсселе 5 раз в год
Институт Европейского омбудсмана
Институт Европейского
омбудсмана занимается жалобами граждан
относительно плохого управления какого-либо
института или органа ЕС. Решения этого
органа не носят обязательной силы, но
имеют значительное общественное и политическое
влияние.
15 специализированных агентств
и органов
Европейский мониторинг
центр по борьбе с расизмом
и ксенофобией, Европол, Евроюст.
br>
Законотворческий процесс
в ЕС проходит три этапа: внесение
предложения, его обсуждение и принятие
решения. Право законодательной
инициативы принадлежит Комиссии. Именно
она готовит проекты решений.
Для разных категорий
законодательных и нормативных
актов предусмотрены различный
порядок принятия решений и,
соответственно, различные процедуры
взаимодействия между Комиссий,
Советом и Парламентом.