Структура и динамика международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

Международная торговля — основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений — предметом обсуждений в одной из наиболее влиятельных международных организаций — Всемирной торговой организации.

Содержание работы

Структура и динамика международной торговли………………......3
. Товарная структура международной торговли.
. Географическая структура мировой торговли.

Коммерческие условия агентского договора……………………….10

Информационные источники…………………………………………….18

Файлы: 1 файл

логистика межд торговли.docx

— 42.36 Кб (Скачать файл)

Третий вариант: агент сообщает о существовании принципала и называет его имя, действуя за названного принципала.

По общему праву, если агент был должным образом уполномочен принципалом и заключил договор с третьим лицом от собственного имени, т.е. не раскрывая своей представительской сущности, возникают две возможности: право выбора третьей стороной и право принципала на вмешательство. Третье лицо (покупатель) по обнаружении истинных фактов может выбирать, преследовать ли ему в судебном порядке принципала или его агента. Такой выбор должен быть недвусмысленным. Если третье лицо возбуждает дело против любого из этих лиц, это является убедительным доказательством того, что оно решило самостоятельно отвечать, однако такое доказательство может быть отклонено, например, если третье лицо не располагало всеми относящимися к делу фактами и оно может затем все-таки возбудить дело против упомянутого лица. Однако если третья сторона предъявляет судебные требования против одного из этих лиц, то его право выбора ответчика прекращается и иск против другого лица не может быть признан. Аналогично нераскрытый принципал имеет право вмешаться и предъявить прямой иск покупателю. Таким образом, право выбора покупателя и право на вмешательство принципала дают им возможность даже в случае нераскрытого представительства установить между собой прямые договорные связи [3].

В двух других случаях (когда агент действует за неназванного и названного принципала) покупатель может преследовать в судебном порядке только принципала. Иск агенту он может предъявить лишь в случае, когда действующее на оговоренной территории законодательство предусматривает иное регулирование или когда агент несет личную ответственность перед третьим лицом либо отвечает в соответствии с торговыми обычаями.

Агент, который не раскрывает факт существования своего принципала, обычно несет ответственность (если третье лицо сочтет нужным возбудить иск), и в этом случае не имеет значения, например, тот факт, что он добавляет к своему фирменному наименованию такой описательный термин, как "экспортное и импортное представительство". Однако если он подписывает договор с покупателем как "агент" или направляет ему письма "от имени принципалов" или "за счет принципалов", он не несет персональной ответственности, даже если он не раскрыл имени принципала. Иногда из обстоятельств ясно, что лицо, заключая сделку, действовало как агент, хотя и не заявляло прямо об этом, например, когда третьему лицу известно, что он является брокером. В этом случае ответственность несет принципал, а не агент [1].

Принципал во всех трех случаях имеет право преследовать в судебном порядке третье лицо от своего имени.

Законодательство некоторых стран предусматривает такое правило: если договор заключен агентом от своего имени, только он, а не принципал может заявлять иски. С учетом этого расхождения экспортер, желающий сохранить за собой право предъявить иск покупателю за границей по поводу покупной цены, должен прямо указать в договоре, который он заключает с агентом, что последний обязан раскрыть свою сущность представителя при продаже товаров клиентам или по крайней мере попросить агента передать ему право предъявления иска покупателям [2].

Определение контрактной (договорной) территории в агентских контрактах

В международном агентском контракте подлежит четкому определению контрактная (договорная) территория - т.е. территория страны, группы стран (ЕС, СНГ) или части страны (региона), на которой агент вправе осуществлять свою деятельность. Любая неточность в определении контрактной территории может повлечь за собой возникновение споров в отношении границ данной территории и территорий других агентов доверителя [2].

Намерение не предоставлять агенту права осуществлять и/или принимать заказы от существующих или потенциальных клиентов (на договорной территории) в отношении товаров, которые предназначены для потребления или использования за пределами указанной территории, о чем агент знает или должен знать, должно быть уточнено в ясной форме. Данное правило в числе прочих может иметь значение для защиты маркированных изделий или товарных знаков в третьих странах. Кроме того, доверитель обязан гарантировать, что одна и та же продажа не будет являться объектом последующих требований об уплате комиссионных со стороны нескольких агентов.

Положения данного типа должны быть изучены весьма тщательно: они могут противоречить законодательству об ограничительной практике. По общему правилу к агентским контрактам не применяются запрещения, относящиеся к соглашениям о предоставлении права продажи или дистрибьюторским контрактам, т.е. к договорам с покупателями - перепродавцами.

Данный принцип, который признается также судебной практикой США, получил отражение в Сообщении Комиссии Европейских Сообществ от 24 декабря 1962 г., согласно которому запрет на соглашения об объединениях не применим к контрактам исключительного представительства, заключаемым с коммерческими агентами, т.е. к контрактам, по которым последние обязуются на значительной части Общего рынка: вести переговоры по сделкам от имени предприятия; заключать их от имени и за счет последнего, или заключать их от своего имени, но за счет последнего. Однако данный принцип не является абсолютным; запрещение в отношении соглашений может применяться, когда агент (представитель): должен выступать или выступает как собственник крупного склада товаров, являющихся предметом контракта; должен организовывать, осуществлять или обеспечивать за свой счет бесплатное техническое обслуживание клиентуры или организует; осуществляет или обеспечивает такое обслуживание; может определять или определяет цены или условия сделки [2].

Кроме того, по мнению Комиссии и Суда Европейских Сообществ, под статью 85 Римского договора могут подпадать контракты с теми агентами, которые выступают одновременно как перепродавцы тех же товаров [1] Компенсация расходов агента в международных агентских контрактах

Независимый торговый агент за границей, который обеспечивает заказами принципала, не может претендовать на возмещение своих торговых расходов в принципе, если только иное не оговорено в агентском соглашении.

По общему правилу, если агент с одобрения своего принципала несет расходы в ходе исполнения своих обязанностей, например, если он преследует неисполнительного клиента в местах страны его проживания, он имеет право на компенсацию любых убытков, которые он понес [3].

Также, если это прямо предусмотрено агентским контрактом, агент вправе получить компенсацию своих расходов, понесенных в процессе выполнения контрактных обязательств, независимо от размера его комиссионного вознаграждения. Ниже приводится примерный вариант такой статьи.

При отсутствии письменного соглашения об ином комиссионные покрывают все расходы, понесенные Агентом при выполнении своих обязательств по настоящему Контракту (телефон, телекс, офис, путевые издержки и т.п.).

Следует различать два вопроса, связанных с проблемой повторных заказов [4].

Первый вопрос: имеет ли агент право на комиссионное вознаграждение за повторные заказы в течение срока действия агентского соглашения?

Второй вопрос: имеет ли агент право на комиссионное вознаграждение после прекращения агентского соглашения?

В отношении первого вопроса можно сказать, что стороны часто оговаривают в агентском соглашении возможность выплаты комиссионного вознаграждения за повторные заказы, например, отмечая, что агент имеет право на комиссионные за повтор любых заказов, которые он обеспечил, или иногда констатируя в общей форме, что комиссионные должны выплачиваться за все заказы покупателей, которые он обеспечил. Если стороны не выразили прямо своего мнения по этому вопросу, применяются принципы, упомянутые выше.

Другими словами, если первый заказ явился результатом усилий агента, он имеет право на комиссионные за повторный заказ, поскольку такие усилия следует рассматривать как продолжение его первоначальных усилий. При этом не имеет значения, кому поданы такие заказы - агенту или принципалу.

Второй вопрос вызывает более сложные юридические проблемы. Трудность возникает в случае, если после прекращения агентского договора по уведомлению, взаимному соглашению или в связи со смертью агента принципал принял повторные заказы, которые (если договор представительства не был прекращен) обусловили комиссионное вознаграждение для агента. Здесь можно обоснованно утверждать, что принципал присваивает плоды деятельности агента после прекращения отношений с ним. Тем не менее, если только стороны не предусмотрели иного в агентском соглашении, действует правило, в соответствии с которым вознаграждение не выплачивается за сделки между принципалом и третьими лицами, возникающие после прекращения договора независимо от того, кем организованы такие сделки [4].

Однако из правила есть исключения, и поэтому нелегко определить, следует ли применять в конкретном случае правило или исключение из него. В целом можно сказать, что если соглашение заключено на ограниченный срок, применяется правило, а если оно было заключено на неопределенный срок - то исключения из него. Однако этот вопрос всегда зависит от конструирования соответствующих договорных условий, и видна тенденция не допускать выплату комиссионных за повторные заказы после прекращения агентского соглашения. Однако отмечается, что каждый случай следует рассматривать с учетом конкретных обстоятельств. Даже в тех делах, в которых согласно изложенным принципам агент имеет право на вознаграждение после прекращения действия соглашения, он может претендовать на паушальную сумму, отражающую денежную компенсацию за потерю комиссионных за повторные заказы. Он не может претендовать на перерасчет в будущем [4].

Когда Агент вправе заключать договоры с третьими лицами от имени Принципала.

В законодательстве различных стран, и в том числе украинском, "агент" имеет смысл, отличающийся от того, который иногда придается ему в коммерческом слэнге: он шире в той степени, в какой охватывает служащих, заключающих договоры с третьими лицами от имени их нанимателей (страховой агент, транспортный агент и т.п.). Но он уже в том смысле, что не подразумевает коммерческих агентов, которые покупают и продают от своего собственного имени (т.е. дистрибьюторов см. разграничение агентских и дистрибьюторских договоров). Дистрибьютор, в отличие от агента, не является представителем принципала в правовом смысле, поскольку он не действует от имени поставщика и не подотчетен ему. Дистрибьютор покупает продукцию у поставщика и перепродает их ради своей прибыли и на свой страх и риск [5].

Агент, раскрывающий сущность своего представительства покупателю, которому он продает товары, действует просто как рупор принципала, при условии, что он не превышает свои действительные или мнимые полномочия. Между агентом и клиентом заключается договор купли-продажи, и агент полностью исчезает из правового поля, за исключением тех случаев, когда агент на основании специального сервисного контракта с принципалом осуществляет гарантийное обслуживание проданной продукции и некоторые другие функции.

Каждое агентское соглашение создает три вида отношений [5]:

1) между принципалом и агентом;

2) между принципалом и третьим лицом;

3) между агентом и третьим лицом.

Первое является внутренним соглашением между принципалом и агентом, истинным агентским договором. Оно устанавливает права и обязанности этих двух сторон, масштаб полномочий агента и его вознаграждение. Второе является обычным договором купли-продажи, но в него вносятся некоторые черты, обусловленные тем, что продавец заключил договор через представителя. Третье взаимоотношение возникает только в исключительных обстоятельствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные источники

 

1. Герчикова И.Н., "Менеджмент и международно-коммерческое дело", М, 1990 г.;

2. Черномаз П. Л Международный маркетинг // Учебно-практическое пособие. - X.: Консум, 2000.

3. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях. - М.: Финансы и статистика, 2001;

4. Стровский В.И., "Внешнеэкономическая деятельность предприятия", М, 1996 г.

5. Попов С., Внешнеэкономическая деятельность фирмы, - М: Ось-89, 2000;

6. Международная экономика. Учебное пособие/ Дж. Линч, М. Уаттс, Д. Уэнтворт, М: Эспада, 2002;

7. Раджабова З.К., Мировая  экономика: Учебник — 2-е изд. —  М.: ИНФРА-М, 2006. — 336 с.

8. CIA World Factbook/[Электронный  ресурс]/ URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/

9. Unctad handbook of statistics 2012/ WTO, International Trade Statistics/[Электронный ресурс]/ URL : http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=381

10. Handbook of International Trade and Development Statistics, 1990/2012/[Электронный ресурс]/ URL: http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=759

 

 

 

 

1 Unctad handbook of statistics 2012

 

2 Handbook of International Trade and Development Statistics, 1990/2012

3 CIA World Factbook

 

 


Информация о работе Структура и динамика международной торговли