Сущность и содержание международных сделок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть сущность и содержание международных сделок.
Задачи курсовой работы: дать характеристику международных сделок- как теоретический аспект; выявить основные этапы осуществления международных торговых сделок;

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 412.32 Кб (Скачать файл)

Благоприятная конъюнктура на внешних рынках в текущем году, т.е. в 2013 году, способствовала увеличению стоимости объема белорусского экспорта по основным экспортным товарам. За 2012 год наибольший прирост наблюдается по ключевым экспортным позициям текущего года – нефтепродуктам, растворителям сложным органическим и маслам смазочным, что обеспечило свыше 90% абсолютного прироста всего белорусского экспорта.

 

 

В 2013 году наблюдается сдержанный рост импорта товаров по сравнению с аналогичным периода 2012 года.

Рисунок 5 ¾ Динамика экспорта и импорта инвестиционных товаров за 2010 -2012гг.

Из рисунка 5 видно, что в 2010 и 2011 годах импорт превышал экспорт, однако в 2011 году ситуация изменилась в пользу экспорта и отрицательное сальдо инвестиционным товаров в отчетном году, т.е. в 2012, изменилось на положительное. Данная тенденция является положительной и характеризуется тенденцию к улучшению внешнеторговой деятельности Республик Беларусь.

Что же касается экспорта и импорта промежуточных товаров то на протяжении 2010 - 2012 годов импорт превышает экспорт, что отражается отрицательное сальдо за весь анализируемый период по промежуточным товарам, что и проиллюстрировано на рисунке 6:

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 ¾ Динамика экспорта и импорта промежуточных товаров за 2010 -2012гг.

На рисунке 7 отображена динамика экспорта и импорта потребительских товаров со следующей характеристикой: в течение 2009 - 2010гг. импорт превышал экспорт, одна к 2011 году заметно существенное снижение темпов роста импорта в сравнении с 2010 годом, однако в 2012 году количество импортируемого товара уступит количеству экспортируемого товаров в разрезе потребительских товаров, что является положительной тенденцией для Республики Беларусь.

Сальдо по потребительским товаров из отрицательного в 2010 году приблизиться к нули, а в 2012 году достигнет положительной отметки.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 ¾ Динамика цен на экспорт и импорт потребительских товаров и услуги за 2007 – 2012гг.

 

Также стоит отметить, что в внешнеторговой политики Республики Беларусь с целью стимулирования экспорта используется субсидирование экспорта, через экспортное кредитование, т.е. выдача кредита государственными банками Республики Беларусь под ставку процента ниже рыночной, которые выдаются на срок до1 года для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья, сроком от 1 до 5 лет для кредитования экспорта машин и оборудования и сроком более чем на 5 лет для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов. Однако условием получения экспортного кредита является страхование экспортных рисков.

Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2006г. № 534 «О содействии развития экспорта товаров (работ, услуг)» предусмотрено развитие следующих направлений страхования экспортных рисков с поддержкой государства:

  • страхование кратко-, средне- и долгосрочных экспортных контрактов от политических или коммерческих рисков;
  • страхование убытков экспортеров, связанных с выполнением экспортного контракта;
  • страхование риска непогашения банковского кредита, предоставленного отечественному экспортеру для производства экспортной продукции (выполнения работ, оказания услуг);
  • страхование риска непогашения банковского кредита, предоставленного нерезиденту Республики Беларусь для осуществления платежей за поставленную отечественным экспортером продукцию (выполненные работы, оказанные услуги);
  • страхование экспортных рисков резидентов Республики Беларусь, приобретающих в собственность товары других резидентов Республики Беларусь для их передачи в лизинг организациям – нерезидентам Республики Беларусь, включая банки;
  • страхование инвестиций белорусских юридических лиц в иностранных государствах от политических рисков;
  • страхование банковских гарантий или иных услуг, предоставляемых банком экспортера иностранным покупателям. [9]

Кроме того, одним из рычагов механизма стимулирования национального экспорта является льготное кредитование национальных экспортеров при условии страхования экспортных рисков с поддержкой государства в Белэксимгаранте. Кредитные ресурсы предоставляются отечественными банками предприятиям-экспортерам (или зарубежным предприятиям для покупки белорусской продукции) в иностранной валюте по льготным коммерчески ориентированным процентным ставкам CIRRs, а в российских рублях – по ставке рефинансирования Центробанка российской Федерации, а потери банков от предоставления льготных кредитов компенсируются из республиканского бюджета. Также государством, в целях обеспечения Белэксимгарантом страховых обязательств ежегодно предусматриваются средства на предоставление бюджетных ссуд для выплаты при необходимости страховых возмещений по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства, если размер страхового возмещения по договору страхования превысит 20% собственного капитала Белэксимгаранта.

Отрицательно сальдо платежного баланс Республики Беларусь негативно сказывается не ее внешнеторговой деятельности, поскольку суммарное поступление в Республику Беларусь иностранной валюты на текущий счет и счет движения капиталов является отрицательным, что свидетельствует о том, что мы тратим больше денежным средств, чем мы ими располагаем. Отрицательное сальдо платежного баланса Республики Беларусь могло быть вызвано рядом причин, но в первую очередь превышением импорта в страну над экспортом из страны. Также влияние могло оказать негативная динамика валютного курса и снижение курса национальной валюты.

Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии (2012 – 2015гг.) будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%. 

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

Выводы: Внешнеторговая политика Республики Беларусь наиболее сильно нацелена на увеличение темпов роста экспорта, что следует отметить при анализ платежного баланса и статистической отчетности ей удается. Данный вопрос является первостепенным, поскольку в большей степени именно экспорт определяет положительной или отрицательное сальдо платежного баланса Республики Беларусь. Увеличение объема экспорта наблюдается по инвестиционным и потребительским товаров, что позволило сократить отрицательную величину сальдо по выше указанным пунктам. Также для стимулирование экспорта в Республики Беларусь практикуется субсидирование экспорта через экспортное кредитование, что также является не маловажным.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Республика Беларусь имеет огромную производственную базу, что в сочетании с выгодным геополитическим расположением создает необходимые предпосылки для постоянного эффективного развития внешней торговли.

При рассмотрении вопросов повышения экономической эффективности внешнеторговой деятельности следует исходить из анализа основных факторов, определяющих структуру и уровень затрат как на производство продукции, так и затрат, сопутствующих осуществлению экспортных и импортных операций: транспортные расходы, расходы за хранение и перевалку грузов, страхование и т.д.

Основным направлением повышения экономической эффективности экспортной операции является, конечно, снижение уровня трудо- и материалозатрат при производстве экспортной продукции, т.е. снижение себестоимости продукции. Эта цель может быть достигнута только путём внедрения современных высокопроизводительных энерго- и материалосберегающих технологий, обеспечивающих не только высокую производительность труда, но и качество продукции. Предложение на внешние рынки конкурентоспособной экспортной продукции высокого технического уровня и качества позволяет экспортёру получить более значительную валютную выручку, что в сочетании с низкой себестоимостью продукции обеспечивает высокую экономическую эффективность операции.

Значимым направлением повышения эффективности внешнеторговых операций является сокращение расходов на транспортировку, перевалку и страхование внешнеторговых грузов. Выбор наиболее рациональных транспортных направлений и средств транспорта, внедрение интермодальных способов транспортировки, сокращение расходов за хранение и перевалку грузов, т.е. широкое использование всех возможностей и методов логистики – все это также приведёт к существенному повышению экономической эффективности внешнеторговых операций и внешней торговли в целом.

Эффективность внешнеторговых операций в большой степени зависит также и от профессиональной подготовки руководящих и оперативных работников внешнеторговых организаций – субъектов ВЭД. Разработка и реализация экономически обоснованной маркетинговой политики, основанной на глубоком знании конъюнктуры мирового рынка конкретного товара, применение оптимальной стратегии и тактики проведения переговоров с торговыми партнёрами и т.д. – эти факторы во многом определяют эффективность внешнеторговой операции.

Кроме того, необходимо учитывать и факторы зарубежной среды, которые подробно были описаны в главе 1. Знание социально-политической ситуации в странах делает более эффективным процесс выбора партнера и, соответственно, внешнеторговую деятельность, в целом.

Должна вестись работа и по снижению рисков внешней торговли – риска времени и расстояния (путем выбора оптимального партнера, исходя из соотношения эффективности сделки и риска приостановки поставки из-за ее задержек), валютного (путем выбора стабильной валюты для расчета, для которой в обеих странах партнеров не существует ограничений на ее покупку или продажу) и законодательного (путем тщательного исследования нормативно-правовой базы страны партнера во избежание незапланированных расходов и санкций со стороны зарубежных государственных органов).

Необходимо также обращать внимание и на государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Кроме уже существующих защитных мер и информационного обеспечения внешней торговли, следует развивать и следующие направления:

•  определение и обоснование страновых приоритетов во внешней торговле для совершенствования договорно-правовой базы межгосударственного торгово-экономического сотрудничества; 

•  разработка отраслевых, в том числе для ведущих предприятий республики, и региональных программ развития экспорта; 

•  обеспечение координации оперативного взаимодействия различных секторов экономики по продвижению белорусского экспорта;

•  мониторинг производства и экспорта основных видов белорусских товаров и услуг;

•  активизация работы свободных экономических зон (СЭЗ), как одного из генераторов экономического роста, и стимулирование создания в СЭЗ экспортно-ориентированных предприятий;

•  изучение потенциальных рынков сбыта (основного потребителя, конкурента, конъюнктуры рынка и качества продукции и услуг);

•  прогнозирование ситуаций на внешних рынках; изучение и анализ экспортного потенциала республики и динамики ее конкурентных преимуществ, определение отраслевых приоритетов содействия экспорту;

Информация о работе Сущность и содержание международных сделок