Свободные экономические зоны Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Другой вариант создания СЭЗ был избран в Республике Беларусь. В этой стране существует свободная экономическая зона Брест, образованная на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О создании свободной экономической зоны в районе города Бреста» от 26 февраля 1992 г. № 100, составной частью которого является Временное положение о СЭЗ «Брест».

Содержание работы

1. СЭЗ «Брест» в Беларуси……………………………………………………………..…3
2. СЭЗ «Минск» ………………………………………………………………………..…5
3. Специфика СЭЗ в Восточной Европе…………………………………………………8

Файлы: 1 файл

CЭЗ Брест в Беларуси.docx

— 29.92 Кб (Скачать файл)

Содержание 

1. СЭЗ «Брест»  в Беларуси……………………………………………………………..…3

2. СЭЗ «Минск»  ………………………………………………………………………..…5

3. Специфика  СЭЗ в Восточной Европе…………………………………………………8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

CЭЗ Брест в Беларуси

Другой  вариант создания СЭЗ был избран в Республике Беларусь. В этой стране существует свободная экономическая зона Брест, образованная на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О создании свободной экономической зоны в районе города Бреста» от 26 февраля 1992 г. № 100, составной частью которого является Временное положение о СЭЗ «Брест». Хотя в СЭЗ «Брест» хозяйственной деятельностью могут заниматься как белорусские, так и иностранные юридические и физические лица, которые создают предприятия, филиалы и представительства во всех допустимых законом формах и ведут хозяйственную деятельность в любых сферах, за исключением запрещенных действующим законодательством, данная СЭЗ фактически является ориентированной на транзитные операции, т.е. операции, связанные с перемещением грузов через территории Республики Беларусь. Управление зоной осуществляется Комитетом по управлению СЭЗ, обладающим правами самостоятельного юридического лица. От других территорий Республики Беларусь СЭЗ «Брест» отличает: 
— особый таможенный режим; 
— особый налоговый режим в отношении налога на прибыль и транзитного налога; 
— льготы по налогу на прибыль для совместных предприятий, в уставном капитале которых доля иностранного участника превышает 30%; 
— дополнительные особенности при рассмотрении хозяйственных споров. 
Особый таможенный режим в отношении предприятий, зарегистрированных на территории СЭЗ «Брест», заключается в том, что от обложения таможенными пошлинами освобождаются товары и иное имущество, ввозимые на территорию СЭЗ и экспортируемые с этой территории. Транзит через территорию СЭЗ или перепродажа товаров, не подвергшихся переработке на территории зоны, а также поставки через зону на экспорт товаров из других регионов Республики Беларусь осуществляются без предоставления каких-либо таможенных или налоговых льгот. Особый режим налогообложения на территории СЭЗ «Брест» заключается в том, что налог на прибыль всех предприятий, зарегистрированных в зоне, уплачивается в размере не более 25%, с учетом налога на переводимую за рубеж часть прибыли, взимаемую в валюте перевода. Кроме того, на предприятия, зарегистрированные в зоне, не распространяются нормы действующего законодательства в отношении налогов на экспорт или импорт, нормативы, установленные в законах о налогообложении средств предприятий, направляемых на потребление, а также ограничения по уровню рентабельности при ценообразовании и налогообложении. 
Особая льгота установлена в отношении транзитного налога, взимаемого при транспортировке груза через территории Республики Беларусь. От этого налога освобождаются юридические и физические лица, осуществляющие транспортировку грузов, предназначенных для СЭЗ «Брест» 
Для предприятий с участием иностранных юридических и физических лиц предусмотрено освобождение от уплаты налога на прибыль в течение первых пяти лет с момента получения ими дохода, включая первый год получения дохода СЭЗ «Брест» Данная льгота предоставляется только совместным предприятиям, в которых доля иностранного участника (участников) в уставном капитале (в уставном фонде) превышает 30%, и предприятиям, уставный фонд которых полностью принадлежит иностранным инвесторам. При этом для получения льготы необходимо выполнение следующего условия — вся выручка указанных предприятий должна образовываться только за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства. 
Особенность по разрешению хозяйственных споров заключается в том, что хозяйственные споры юридических лиц, зарегистрированных в СЭЗ «Брест», могут рассматриваться по договоренности сторон в хозяйственном или третейском суде, создаваемом в зоне, а также в любом международно-торговом арбитраже. При отсутствии договоренности сторон хозяйственный спор подлежит обязательному рассмотрению в Брестском областном суде 
Особенности образования и функционирования СЭЗ «Брест» обусловили ее узко функциональное использование российскими физическими и юридическими лицами, а также физическими и юридическими лицами стран — членов СНГ. Фактически применение СЭЗ «Брест» свелось к льготной таможенной зоне для ввоза потребительских товаров. Зона СЭЗ «Брест» широко используется для транзита новых и подержанных автомобилей из стран Западной и Восточной Европы, а после дополнительных преференций, введенных Правительством Республики Беларусь в августе-сентябре 1998 г., также и из стран Балтии.
 

     Свободная экономическая зона «Минск» (СЭЗ «Минск») создана 2 марта 1998 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 93 «О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель-Ратон» сроком на 30 лет. 
Создание свободной экономической зоны «Минск» явилось эффективным инструментом промышленной политики государства по обеспечению формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в регионе.  
Главные цели и задачи создания СЭЗ «Минск»:

  • привлечение иностранных и отечественных инвестиций,
  • создание экспортоориентированных и импортозамещающих производств, внедрение современных технологий.
  • экономическое и социальное развитие территории СЭЗ, создание новых рабочих мест. 
              С целью привлечения национальных и иностранных инвестиций для создания и развития современных производств Законодательством о СЭЗ установлен специальный правовой режим, включающий льготные условия осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности. 
             Администрация СЭЗ «Минск» большое внимание уделяет обеспечению предприятий СЭЗ необходимыми инженерно-транспортными коммуникациями. Для размещения производственных объектов резидентов СЭЗ производится инженерная подготовка площадок, строительство дорог с прокладкой инженерных сетей, наружным освещением и благоустройством, совершенствуется транспортное обслуживание территории.

     Преимущества  СЭЗ «Минск»:

     СЭЗ «Минск» представляет интерес для  иностранных и отечественных  инвесторов, поскольку она способна предоставить несомненные конкурентные преимущества, связанные со следующими факторами.  
1. Налоговые и таможенные льготы.  
2. На территории СЭЗ имеются здания и сооружения различной степени готовности, которые в короткие сроки и с минимальными затратами можно подготовить для размещения новых производств, а также свободные участки земли, на которых могут быть построены новые производственные объекты.  
3. В распоряжении инвесторов уже имеется минимально необходимая производственная инфраструктура: система электро- и теплообеспечения, газопровод, канализация.  
4. Администрация СЭЗ «Минск» за счет выделенных Правительством республики денежных средств занимается подготовкой на территории СЭЗ минимально необходимой инфраструктуры, прежде всего реконструкцией и строительством улично-дорожной сети и объектов инженерных сетей.  
5. В регионе имеется квалифицированная рабочая сила и специалисты, владеющие необходимыми знаниями в различных областях, имеющие опыт работы на предприятиях с иностранными инвестициями, а также учебная база для их профессионального обучения.  
6. СЭЗ «Минск» имеет удобное географическое расположение – рядом с Минской кольцевой автомобильной дорогой и Европейским транспортным коридором №2 (Берлин – Варшава – Минск - Москва).  
7. Наличие доступа к железнодорожному, воздушному и автомобильному транспорту создает хорошие условия для организации эффективной логистики.

     Льготы  резидентам

     Как и во всем мире, режим свободной  экономической зоны предоставляет  предприятиям возможность работать в специальных льготных условиях.  
       Это специальный налоговый режим, при котором совокупная налоговая нагрузка на предприятие–резидента СЭЗ снижена почти в 2 раза.  
       И специальный таможенный режим, существенно уменьшающий объем таможенных пошлин и платежей, надлежащих к уплате при ввозе на таможенную территорию РБ необходимых для производства сырья, материалов и оборудования.  
       Эти льготы предоставляются в том случае, если предприятия реализуют производимую продукцию за пределы Республики Беларусь, или на белорусский рынок, если данная продукция отнесена к категории импортозамещающей.

     СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  
2010 год для резидентов свободной экономической зоны  
в специальном правовом режиме (экспорт, импортозамещающая продукция, реализация другим резидентам «СЭЗ»)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ РЕСПУБЛИКА  БЕЛАРУСЬ СЭЗ
1. Налог  на прибыль* 24% не более  чем 12%***
2. Налог  на доходы 6-15% 6-15%
3. Налог  на добавленную стоимость 20% с уплатой в  бюджет 50,0% суммы налога при реализациив РБ .
4. Акцизы по ставкам  на каждый вид товара по ставкам  на каждый вид товара
5. Экологический  налог В соответствии с законодательством  в РБ.
6. Отчисления  в фонд социальной защиты населения 35 % от фонда оплаты труда
7. Подоходный  налог с граждан по ставкам 12%
8. Земельный  налог или  арендная плата за землю В соответствии с кадастровой стоимостью участка  и целевым назначением.
9. Налог  на недвижимость: по зданиям и  сооружениям 1%  нет
10. Налог  на добычу (изъятие) природных  ресурсов. В соответствии с законодательством РБ В соответствии с законодательством РБ
11. Государственную  пошлину В соответствии с законодательством РБ В соответствии с законодательством РБ
12. Патентные  пошлины В соответствии с законодательством РБ В соответствии с законодательством РБ
13. Оффшорный  сбор В соответствии с законодательством РБ В соответствии с законодательством РБ
14. Гербовый  сбор В соответствии с законодательством РБ В соответствии с законодательством РБ
15. Сбор  при ввозе на территорию РБ  озоноразрушающих веществ В соответствии с законодательством РБ В соответствии с законодательством РБ
16. Местные  налоги и сборы г. Минск,Минский  район В соответствии с законодательством РБ

*Кроме этого: 
Прибыль с от реализации продукции собственного производства освобождается от обложения налогом на прибыль сроком на 5 лет с момента ее объявления.
 
 

Вывод:

Специфика СЭЗ в Восточной  Европе:

Во многих европейских странах приняты  специальные законы о свободных экономических зонах, а в некоторых сформировалась даже стройная система законодательства о СЭЗ. Наиболее активно такое законодательство развивается в странах Восточной Европы, в том числе в странах постсоветского пространства. 
Например, в Литве наряду с общим Законом от 28 июня 1995 г. №1-976 «Об основах свободных экономических зон» были приняты законы о создании СЭЗ в Каунасе, Клайпеде и Шауляе. В Латвии действуют специальные законы о каждой из четырех созданных СЭЗ (Закон о Вентспилском свободном порте от 19 декабря 1996 г., Закон о Рижском свободном порте от 9 марта 2000 г., Закон о создании свободной зоны в г. Резекне 1997 г., Закон о Лиепайской специальной экономической зоне от 17 февраля 1997 г.), а также Закон от 27 июня 2001 г. «О применении налогов в свободных портах и специальных экономических зонах». 
В Республике Беларусь общие правила создания и функционирования СЭЗ определены законом от 7 декабря 1998 г. №123-3 «О свободных экономических зонах». Важные нормы содержатся в указе президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. №262 «О некоторых вопросах деятельности СЭЗ на территории Республики Беларусь». Кроме того, постановлениями правительства утверждены положения о каждой из шести действующих на территории республики СЭЗ («Брест», «Минск», «Могилев», «Витебск», «Гомель-Ратон» и «Гродноинвест»), в которых конкретизированы льготы, предоставляемые резидентам СЭЗ. 
В Польше еще в 1989 г. закон «О хозяйственной деятельности с участием иностранных субъектов» упростил процедуру иностранного инвестирования и стимулировал появление СЭЗ. Более детальные основы создания и функционирования СЭЗ заложил Закон от 20 октября 1994 г. «О специальных экономических зонах», которые дополняют правила, установленные Законом от 27 июля 2002 г. «О государственном содействии».
 
Однако расширение Европейского Союза (ЕС) и включение в его состав ряда восточноевропейских государств вызвало изменение политики в отношении свободных экономических зон в этих странах. В ряде государств в ближайшие годы предполагается свертывание или существенная модификация деятельности созданных ранее СЭЗ, а также прекратят свое действие льготы резидентам свободных зон, предоставленные до вступления названных стран в Евросоюз. 
Сложно проследить четко выраженную закономерность в сроках, на которые создаются свободные (особые) экономические зоны. Например, в российском законодательстве установлен 20-летний срок, на который создаются особые экономические зоны [4]. По новому закону от 2006 г., ОЭЗ в Калининградской области создана на срок 25 лет. Десять лет до этого здесь функционировала СЭЗ по ранее действовавшему закону 1996 г. Названные сроки следует оценить как средние. В законодательстве большинства европейских стран эти сроки варьируются от 10 лет (предпринимательские зоны в Великобритании) до 50 лет (СЭЗ «Брест» и «Гомель-Ратон» в Беларуси). Хотя встречаются примеры и более длительных сроков функционирования свободных экономических зон: например, СЭЗ «Кадис» в Испании действует с 1929 года. 
Анализ правового регулирования деятельности СЭЗ в ряде европейских стран, включая меры государственного регулирования и системы льгот, предоставляемых резидентам, свидетельствует о том, что развитие правового режима СЭЗ осуществляется строго в рамках национального законодательства. Это относится и к странам, входящим в Евросоюз. Исключение составляет таможенное регулирование, где четко прослеживается унификация правовых режимов. Так таможенный кодекс Евросоюза, утвержденный регламентом Совета Европейского Союза № 2913/92, содержит положения о правовом режиме свободной зоны и свободного склада [5]. 
Рассматривая управленческие аспекты развития особых экономических зон, необходимо отметить, что в большинстве европейских стран к управлению ОЭЗ часто привлекаются негосударственные структуры. Например, в Литве управление СЭЗ осуществляет победившая на конкурсе управляющая компания, в состав которой назначаются по одному члену от правительства Литвы и совета муниципалитета той территории, где создана зона. Управляющая компания является юридическим лицом, которому передается в аренду сама территория ОЭЗ и делегируются определенные управленческие функции. 
В Латвии управление Лиепайской СЭЗ осуществляется правлением, в состав которого, помимо трех представителей соответствующих министерств, входят три представителя городской думы и три представителя предпринимателей самого города Лиепая. Управление экономическими зонами в Нидерландах может передаваться компаниям публичного права или обществу с ограниченной ответственностью. Похожие примеры можно найти и в практике других европейских государств.

Объем предоставляемых  резидентам особых зон  налоговых льгот  в разных странах  существенно различается. Их более значительный объем характерен для стран, не входящих в Евросоюз. Для  стран Восточной  Европы, недавно вступивших в Европейский  Союз, проблема сокращения налоговых льгот  в СЭЗ стала  предметом серьезных  дискуссий. В частности, при переговорах Польши с ЕС Европейская Комиссия считала приемлемыми меры государственной поддержки, предпринимаемые с 1 января 2001 года, но не соглашалась принять инвестиционные привилегии, предоставленные инвесторам на основании прежнего законодательства. С трудом Польше удалось сохранить на своей территории на 6 лет 14 СЭЗ для выполнения обязательств перед инвесторами, решения сложных демографических проблем. 
Промышленно развитые европейские страны, на которые ориентируется Россия, в основном отошли от создания промышленно-производственных и сервисных зон. Можно сказать, что общей тенденцией развития СЭЗ в Европе является широкое распространение технико-внедренческих зон, которые имеют на практике самые разные названия: научные парки, научно-промышленные парки, технопарки и т.д. Создание и развитие таких зон становится одним из перспективных направлений экономического и научно-технического развития стран Евросоюза. В них ведется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, осуществляется и экспериментальное производство наукоемкой продукции. 
Государственная помощь в сфере НИОКР может быть применима в отношении технико-внедренческих ОЭЗ, создание которых предусмотрено законодательством многих стран (в том числе и России), и не противоречит нормативным актам Евросоюза в той мере, в какой оно стимулирует изобретения, научные исследования и технологическое развитие. В Европейском Союзе государственная помощь разрешается всегда, если она направлена на фундаментальные исследования. Согласно ст. 163 Договора о создании Европейского Союза, поощряются предприятия, исследовательские центры и университеты в их усилиях в сфере научных исследований и разработке высококачественных технологий. 
Вместе с тем, происходящие интеграционные процессы в экономике европейских стран требуют дальнейшего развития законодательства об особых экономических зонах и, прежде всего, определения соответствующего уровня мер государственной поддержки инвесторов в ОЭЗ для установления равных конкурентных возможностей участников. Европейское законодательство в области ОЭЗ в большинстве стран ограничивает оказание государственной помощи в области экономики, поскольку такая помощь не сочетается с рыночными принципами и добросовестная конкуренция затрудняется в силу оказания государственного предпочтения отдельным компаниям или производству некоторых товаров. В соответствии с положениями статьи 87 «Договора о создании Европейского экономического сообщества», любая форма государственной помощи в виде дотаций или за счет государственных ресурсов, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию путем создания более благоприятных условий некоторым предприятиям или производству некоторых видов товаров, рассматривается как несовместимая с общим рынком [6, 27]. 
Исключения из общих правил допускаются в случаях оказания помощи для поддержания экономического развития регионов с низким уровнем жизни или высоким уровнем безработицы либо помощи, осуществляемой для стимулирования или поддержания определенных видов хозяйственной деятельности или отдельных регионов. Помощь регионам отличается от иных видов государственной помощи тем, что она ограничена определенной географической зоной и преследует цель стимулирования экономического развития именно в данной географической зоне, поддерживая инвестиции и создавая рабочие места. 
Искажение конкурентных отношений в результате выделения финансовой помощи отдельным регионам может быть оправдано лишь при условии соблюдения определенных требований: данная помощь должна предоставляться только в исключительных случаях и быть ограниченной временными рамками, выделяемые средства должны направляться в самые неблагополучные территории. 

Информация о работе Свободные экономические зоны Восточной Европы