Теория международной торговли Хикшера-Олина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:48, лекция

Описание работы

В условиях возрастающих издержек замещения, факторы, определяющие направление торговли те же, что и при постоянстве издержек. Обе стороны могут получить выигрыш от внешней торговли, если будут специализироваться на производстве тех товаров, где они располагают сравнительным преимуществом. Но при возрастающих издержках производства, во-первых, не выгодна полная специализация, во-вторых, в результате конкуренции между странами предельные издержки замещения выравниваются.

Файлы: 1 файл

Лекция Мировая экономикав.docx

— 64.69 Кб (Скачать файл)

 

В  условиях возрастающих издержек замещения, факторы, определяющие направление  торговли те же,  что и при постоянстве  издержек. Обе стороны могут получить выигрыш от внешней торговли, если будут специализироваться на производстве тех товаров, где они располагают  сравнительным преимуществом. Но при  возрастающих издержках производства, во-первых, не выгодна полная специализация, во-вторых, в результате конкуренции  между странами предельные издержки замещения выравниваются. Теория сравнительных  преимуществ при  предположении  о возрастающих издержках замещения  приводит к более реалистичному  выводу, что максимизация выигрыша от внешней торговли происходит при  частичной специализации.

ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ХЕКШЕРА - ОЛИНА

Теория сравнительных преимуществ  объясняет направление международной  торговли межстрановыми различиями  в относительных издержках, но не отвечает на вопрос в силу чего они возникли. Стремясь на него ответить, в 20-30 года ХХ века, шведский экономист Э. Хекшер и его ученик Б. Олин сформулировали новую теорию международной торговли.

Согласно неё  межстрановые различия в относительных издержках или  в форме кривых производственных возможностей объясняется тем что :

  1. В производстве различных товаров факторы используются в различном соотношении.
  2. Неодинаковая относительная обеспеченность стран факторами производства.

Согласно теории Хекшера-Олина, страны будут экспортировать товары, требующие  для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном  избытке и небольших затрат дефицитных для них факторов в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции.

Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются  дефицитные факторы производства. Таким  образом, передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность  факторов производства в масштабах  мировой экономики.

В данной теории речь идет не о количестве имеющихся у стран факторов производства, а в относительной обеспеченности ими. Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Следовательно, и относительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор используется в большей степени, чем другие, будет ниже», чем в других странах. Таким образом, и возникают сравнительные преимущества, которые определяют направления внешней торговли.

 

Парадокс Леонтьева

Известный американский экономист Василий Леонтьев в середине 50-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера — Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты — выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев доказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.

Учитывая, что в послевоенные годы в США в отличие от большинства торговых партнеров капитал был в относительном избытке, а уровень з/п значительно выше, то получится имперический результат явно противоречит постулатам теории Хекшера-Олина и получил название «парадокс Леонтьева»

Многочисленные попытки объяснить  этот парадокс позволили развить  и обогатить теорию Хекшера —  Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную  специализацию, среди которых можно  отметить следующие:

неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая  может существенно различаться  по уровню квалификации

 

Значительную роль природных ресурсов, которые участвуют в различных  процессах совместно с большим  количеством капитала.

Влияние на международную специализацию  внешней политики проводимой государством,  которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

 

 
Альтернативные теории международной торговли

 

Теория недвижимого  цикла- Суть теории жизненного цикла продукта такова: развитие мировой торговли готовыми изделиями зависит от этапов их жизни, т. е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в  ответ на возникшую потребность  внутри страны. Поэтому производство нового продукта носит мелкосерийный  характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в  стране нововведения (обычно это промышленно  развитая страна), а производитель  занимает почти монопольное положение  и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста спрос на продукт  растет и его производство расширяется  и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизированным, увеличивается  конкуренция между производителями  и расширяется экспорт.

Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой  фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентные преимуществ. Начинается перемещение  производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может  быть эффективно использована в стандартизованных  производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки  сбыта концентрируются преимущественно  в развивающихся странах, а страна нововведения становится частым импортером.

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным  объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные  исследования и разработки, передовая  технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, то производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным  преимуществом по другим факторам производства, например по дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с  коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих  значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных  потребителей и т. п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.

Теория эффекта масштаба. В начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер и  некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Суть теории эффекта заключается  в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой  продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами  производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно  торговать между собой при  специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет  расширить объемы производства и  производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более  низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства был  реализован, необходим достаточно емкий  рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку  позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет  сформировать единый интегрированный  рынок, более емкий, чем рынок  любой отдельно взятой страны. В  результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта  масштаба, как правило, ведет к  нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией  производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура  рынков. Они становятся либо олигополистическими  с преобладанием межотраслевой  торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции  с развитой внутриотраслевой торговлей  дифференцированными продуктами. В  этом случае международная торговля все больше концентрируется в  руках гигантских международных  фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию  объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ  или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими  целями самой фирмы.

 

 

В 1991 году американский экономист Майкл  Портер опубликовал книгу «конкурентные  преимущества страны»  ( в русском  варианте – «международная конкуренция») в которой он предложил подход к анализу развития международной  торговли. В современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связаны не с естественными  а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемой в  ходе конкурентной борьбы, следовательно  на мировом рынке конкурируют  фирмы а не страны. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе. Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой стороны, от соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ. Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных факторов: структуры отрасли, в которой действует данная фирма, и той позиции, которую занимает фирма в своей отрасли. Рыночная структура отрасли, то есть характер конкурентной борьбы в ней, определяется количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-субститутов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы.

Позиция, которую фирма занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает свою прибыльность (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами, расширением возможностей послепродажного обслуживания и т.д.).

Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М.Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны. Во-первых, обеспеченность факторами производства, причем в современных условиях. главную роль играют так называемые развитые специализированные факторы (научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д.), целенаправленно создаваемые страной. Во-вторых, параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который, в зависимости от своего объема и структуры, позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок. В-третьих, наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.).

М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный "ромб") имеют наиболее благоприятный характер. Причем национальный "ромб" — это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику, воздействует на параметры факторов производства и внутреннего спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

национальный "ромб" — это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику, воздействует на параметры факторов производства и внутреннего спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

Таким образом, согласно теории М.Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке — это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии. Поэтому для объяснения конкурентных преимуществ на мировом рынке необходимо "выяснить, как фирмы и страны улучшают качество факторов, повышают эффективность их применения и создают новые".

 

Внешняя торговая политика: Нетарифные методы регулирования международной торговли.

Информация о работе Теория международной торговли Хикшера-Олина