Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:52, доклад
В Бостоне погибло три человека. Стоит убрать слово “теракт” – и фраза тускнеет, сообщая, что дела в большом городе обстоят не хуже обычного. Теракт, напротив, вызывает приступ массового сострадания. Оно включается как по команде, и театральность публичного шока диссонирует со скромными цифрами жертв.
Тем временем, каждый день в мире умирает от голода 25,000 человек; более 4,400 — убиты; и 3,400 гибнет в автокатастрофах. На этом фоне, верстание скорбных плакатов и написание гуманистических статусов о событии в Бостоне выглядят лицемерно: одни смерти оказываются более достойными сострадания, чем другие.
ТЕОРИЯ ТЕРАКТА
В Бостоне погибло три человека. Стоит убрать слово “теракт” – и фраза тускнеет, сообщая, что дела в большом городе обстоят не хуже обычного. Теракт, напротив, вызывает приступ массового сострадания. Оно включается как по команде, и театральность публичного шока диссонирует со скромными цифрами жертв.
Тем временем, каждый день в мире умирает от голода 25,000 человек; более 4,400 — убиты; и 3,400 гибнет в автокатастрофах. На этом фоне, верстание скорбных плакатов и написание гуманистических статусов о событии в Бостоне выглядят лицемерно: одни смерти оказываются более достойными сострадания, чем другие.
Говоря о благотворительности, Ницше объяснял, в чём заключено “неловкое лукавство” сострадания: оно приносит благотворителю удовольствие собственного возвеличивания, а его адресату — обязанность быть благодарным за унижение.
Однако в случае теракта, жертва коммуникативно отделена от численно превосходящих сострадающих масс, а значит – не может быть эффективно унижена, как при межперсональной благотворительности. Откуда тогда черпают удовольствие сочувствующие?
В отличие от постоянного потока смертей, теракт является Событием. Возникая в медийной сфере, оно создает сцену, на которой у каждого желающего есть место для позы.
В этом соревновании по гуманности чемпионы упиваются своей благостью, а униженными оказываются проигравшие — те, кто соболезнует недостаточно яро и публично, или не сострадает вообще: в них “нет ничего человеческого”.
Человек с большой буквы может получать удовольствие только тайно, а на публику он выставляет потерю: альтруизм благотворителя не терпит разоблачения его корысти, иначе – это уже не альтруизм; если в сострадании обнаружить выгоду удовольствия, оно перестанет считаться настоящим. Иными словами, в системе морали между публичным мотивом и личным переживанием существует разрыв.
Так же устроена и сформированная религией сексуальность: всё, что запретно, омерзительно, общественно порицаемо — возбуждает.
Но публичная декларация нравственной чистоты не противоречит практике предавания греху в личной жизни, а делает саму сексуальность возможной, определяет её.
Разрыв между заявляемой публичной чистотой помыслов и скрытым личным интересом — это источник стыда, придающего удовольствию от сострадания сексуальный лоск. Интенсивность этого удовольствия, как и сила оргазма, прямо пропорциональна чувству вины.