Торговая политика ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы - анализ торговой политики ЕС как одного из путей сохранения и усиления конкурентных преимуществ в современном мировом хозяйстве, а также использования комплекса мер, разработанных в процессе формирования единого рынка в рамках ЕС и используемых для защиты товаров и услуг, происходящих из стран Евросоюза.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………...3
1.ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕС ……………………………………5
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕДИНОЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕС……………………………8
2.1. Единая торговая политика ЕС на внутреннем рынке……………...8
2.2. Единая внешнеторговая политика ЕС……………………………....9
3.ИНСТРУМЕНТЫ ОБЩЕЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕС……………..12
5.ВЫВОДЫ………………………………………………………………….15
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...17

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 34.71 Кб (Скачать файл)

      Именно  положение и обуславливает крайне  дифференцированный подход к  примененению отдельных мер торговой  и внешнеэкономической политики  стран ЕС. Несмотря на провозглашаемое стремление к постепенному открытию европейского рынка и либерализации мировой торговли, следует прознать, что действующее торговое законодательство стран ЕС в основном ориентировано на защиту внутреннего рынка, который в настоящее время имеет существенные преимущества перед экспортёрами из трктьих стран. При проведении внешнеторговой политики ЕС выступает фактически с позиций приоритета целей и интересов национального рынка и национальной дипломатии.

    Другим принципом  единой торговой политики ЕС  является содействие усилению  конкурентноспособности европейских  государств и их фирм путём  устранения взаимных торговых  барьеров. Реализация этого принципа  должна способствовать более  эффективному использованию преимуществ  европейского рынка.

     Сфера распространения  единой внешнеторговой политики  ЕС определена в п.1 ст.113 Римского  договора, в которой указан о,  что Сообщество согласует :

- изменение тарифных ставок  единого таможенного тарифа  ЕС;

- заключение тарифных  торговых соглашений;

- меры по либерализации  торговли;

- принятие защитных мер,  включая установление антидемпинговых  и компенсационных пошлин;

- проведение экспортной  политики.

В дополнение к этим положениям в декабре 1990 г. В Риме на межправительственной конференции   текст договора о создании ЕЭС был дополнен  разделом «Единая внешняя политика», в котором содержатся меры по регулированию  единой внешнеэкономической политики, в том числе процедуры заключения международных соглашений и развития делового сотрудничества. Как видно. сама формулировка «единая внешнеэкономическая политика  политика» в отличие от ранее используемой формулировки «единая торговая политика» охватывает все сформы внешнеэкономических связей . Появление новой трактовки обусловлено тенденциями развития мировой экономики и международных отношений в 90-х гг. ХХ в. Прежде всего это связано с более динамичным вывозом капитала по сравнению с международной торговлей и развитием научно-технического сотрудничества, а также дальнейшими усилиями ГАТТ по унификации правил международной торговли.                       Следует подчеркнуть, что перечень сфер согласования внешне-экономической политики, содержащийся в ст.133 Римского договора не охватывает все необходимые для согласования области, не затрагивая новые сферы торговой политики и торгового регулирования, как, например, торговля интеллектуальной собственностью или торговля услугами.

      Учитывая  отмеченные принципы формирования внешнеторговой политики ЕС, а также тенденции углубления и расширения евроинтеграции, можно сформулировать следующие особенности внешнеторговой политики ЕС.

  1. Отсутствие ограничений внутри ЕС.
  2. Единая внешнеторговая политика 27 стран.
  3. Постоянное расширение группировки.
  4. Особенности использования инструментов , мер внешнеторговой политики  и преференций по группам стран.

 

       3.ИНСТРУМЕНТЫ ОБЩЕЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕС

 

       Инструменты общей торговой политики ЕС включают:

- Общий внешний тариф.  Импортные товары, пересекающие  границу любого из государств-членов  ЕС с какой-либо третьей страной,  облагаются пошлиной в соответствии  с общим внешним тарифом ЕС. Таможенная процедура осуществляется  один раз: в какое бы другое  государство-член ЕС в дальнейшем  ни поступил импортный товар,  таможенная пошлина с него  больше не взимается. Первоначально  он представлял собой среднеарифметическое  национальных тарифов; его дальнейшая  эволюция была результатом общей  торговой политики ЕС. [3, с. 54] В настоящее время большинство применяемых пошлин являются адвалорными. Таможенное обложение импорта существенно различается по отдельным группам товаров. Размер пошлины зависит прежде всего от степени обработки сырья. Для многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, в импорте которых страны ЕС заинтересованы, таможенные пошлины либо вообще отсутствуют, либо незначительны. На полуфабрикаты и готовые изделия они заметно увеличиваются. На сегодняшний день среднеарифметический уровень таможенного обложения составляет (в процентах от стоимости товаров): по нефти – 6,4, сырью (кроме нефти) – 1,6, полуфабрикатам – 6,2, готовым изделиям.

- Количественные ограничения. Римский договор сохранял за национальными государствами право устанавливать свои собственные количественные ограничения на импорт, даже если речь шла об импортных товарах из третьих стран, которые уже поступили на территорию другого государства-члена ЕС. Это давало возможность отдельным государствам защитить «чувствительные» отрасли национальной промышленности в условиях, когда конкурирующие товары без ограничения ввозятся на территорию других государств. С созданием Единого внутреннего рынка и упразднения таможенных границ национальные количественные ограничения были отменены; взамен были введены общие для всего Союза квоты по семи товарным позициям. [2, с. 165]

- Антидемпинговые и компенсационные меры. Заявления о принятии таких мер обычно представляются в Европейскую комиссию отраслевыми союзами предпринимателей или одной из компаний, действующей от имени значительного числа производителей данного товара. Из 100 заявлений удовлетворяется в среднем 14. комиссия проводит расследование, которое может длиться более полутора лет. Пока оно продолжается, могут быть установлены временные сборы. Окончательные решения по вопросу о решении антидемпинговых мер принимаются Советом ЕС. Их срок обычно ограничивается тремя годами, иногда – пятью. За 1995-2003 гг. число антидемпинговых расследований возросло в 2,4 раза; [6, с. 43]

- Защитные оговорки. Они предусматривают введение временных ограничений на импорт определенного вида товаров в том случае, если этот импорт наносит серьезный ущерб соответствующей отрасли промышленности внутри ЕС. Порог защитных мер обычно значительно выше, чем порог антидемпинговых и компенсационных мер.

- Правила происхождения товара. Одним из острых вопросов общей торговой политики ЕС является установление происхождения товара и определение порога, при котором товар, содержащий иностранные компоненты, признается товаром, произведенным на территории ЕС. Интернационализация производства делает все более трудным непротиворечивое решение этого вопроса. Основное правило определения страны происхождения товаров в ЕС следующее: новый товар, в производство которого вовлечено две и более страны, будет считаться происходящим из страны, в которой осуществлялся последний по времени экономически оправданный существенный процесс его изготовления, выполняемый на предприятии, оборудованном для этих целей. Вместе с тем действуют специальные правила определения страны происхождения для высокотехнологичных изделий: они могут свободно продаваться внутри ЕС на более льготных тарифных условиях, нежели другие товары из этих стран; и это способствует передачи технологий и ноу-хау в ЕС;

- Определение таможенной стоимости товара. В ЕС определение таможенной стоимости товара проводится в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ, который является международно-правовым стандартом. Кодекс закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, затраты покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские воз-награждения, стоимость упаковки и др.);

-  Установление норм охраны окружающей сред, здравоохранения, защиты прав потребителей и т. д. Протекционистский мотив в применении данных норм очевиден лишь в отдельных малочисленных случаях – в основном, преследуются декларируемые цели: защита от низкокачественных и опасных товаров.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.                    
          Несмотря на общее стремление к либерализации международного торгового обмена, которое , которое выражают все страны-учасницы мирового рынка, каждое из государств сохраняет определённые инструменты регулирования экспорта и импорта, которые используются для защиты местных производителей , обеспечения национальной безопасности, получения встречных уступок от партнёров и для обеспечения бюджетных поступлений.

          В соответствии с общая торговая политика основополагающими документами ЕС,  общая торговая политика распространяется на все меры, связанные с регулированием торговли товарами и услугами, а также на другие сферы, влияющие на состояние и ход торговли. В качестве мер торговой политики, ЕС и его члены применяют инструменты и правила, регулируемые основными международными соглашениями и нормами.

 

                                                   ВЫВОДЫ

 

     Итак, в рамках Европейского Союза действует общая торговая политика, официальной целью которой считается свободная внешняя торговля. На практике же ЕС использует разнообразные методы тарифной и нетарифной защиты для своих чувствительных отраслей от иностранной конкуренции. Среди нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности в последнее время все большее внимание уделяется антидемпинговым мерам. Существующая система преференций направлена на поощрение промышленного экспорта развивающихся стран.

С самого начала торговая политика ЕС была направлена на достижение двух целей: облегчить осуществление  торговли внутри группировки и выработать единый подход к третьим странам, в том числе с целью защиты своих производителей и укрепленя позиций ЕС в мире. Большая часть регламентов, регулирующих внешнеэкономические связи, носит наднациональный характер. Многие правила ЕС распространяются и на страны Европейского экономического пространства. Именно создание внутреннего рынка привело к значительному сокращению издержек производства и продвижению товаров на рынок, что явилось важным стимулом для развития европейской торговли.

 Страны ЕС являются  участниками ВТО и принимают  активное участие в разработке  международных торговых договоров. Реализуемая в Европейском Союзе общая торговая политика направлена на минимизацию государственного регулирования в тех сферах, где ЕС производит высоко конкурентоспособную продукцию либо в отраслях, где страны-члены Союза не имеют цели завоевать значительной ниши. Что касается продукции, отнесенной к категории чувствительной, то здесь правительство проводит политику защиты национальных производителей, ограничивая различными методами импорт. В заключение нужно отметить, что Европейский Союз с помощью общей торговой политики последовательно расширяет свою внешнеэкономическую экспансию в мире и укрепляет завоеванные позиции во взаимоотношениях с третьими странами и международными экономическими организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.ДОГОВОР, УЧРЕЖДАЮЩИЙ ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО,

Рим, 25 марта 1957 г.[Электронный ресурс] Код доступа:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=43631

2.Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. 265 с.

3. Сорокин Г.Н. От монополии внешней торговли к регулированию ВЭД // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. №1. С. 55 – 59.

4.Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: Анкил, 2005. 174 с.

5.Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М.: Международные отношения, 2006. Часть 1. 400 с.

6.Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №3. С. 42 – 48.

7.Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ЕС [Электронный  ресурс]. - Режим доступа:

 http://cl.rushkolnik.ru/docs/5173/index-40259-1.

8.Исаченко Т.М.Торговая  политика Европейского союза//Издательский дом

Государственного университета – Высшей школы экономики, Москва, 2010, 400 с

9. Мировая экономика: прогноз до 2020 года//редакцией А.А.Дынкина, М:,Магистр,2007

 


Информация о работе Торговая политика ЕС