Торгово-экономические отношения России и Евросоюза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:38, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение торгово-экономических отношений России и ЕС. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. Рассмотреть договорно-правовую базу отношений России и ЕС.
2. Рассмотреть торгово-экономические отношения между Россией и ЕС.
3. Показать перспективы в развитии отношений между Россией и ЕС

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Договорно-правовая база отношений России и ЕС

1.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 6

1.2 Анализ концепции ЕС в отношении России к ЕС и ЕС в отношении России

1.3 Ежегодные саммиты

Глава 2. Торгово-экономические отношения

1.1 Торговля

1.2 Инвестиции

1.3 Перспективы в развитии отношений ЕС и России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Торгово.docx

— 41.65 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Анализ концепции ЕС в отношении России к ЕС и ЕС в отношении России

 

 

 ЕС считает Россию одной из главных держав, играющих ключевую роль в обеспечении мира и стабильности. ЕС граничит со многими нестабильными регионами. В этих условиях партнерство России является обязательным в любых усилиях, противодействующих обороту наркотиков, торговле людьми и нелегальному ввозу в ЕС огнестрельного оружия из этих нестабильных регионов или через них.

 

 В то же время и Россия нуждается в ЕС. ЕС с входящими в него государствами представляет более 455 миллионов граждан, а его совокупный внутренний валовой продукт — 10 триллионов евро. Растет вес ЕС и на политической арене. Каждый кризис единой политики ЕС в области международных отношений и безопасности укреплял решимость ЕС идти по пути совершенствования дальнейшей деятельности.

 

 Подобно России ЕС верит в основополагающий характер эффективной многосторонней политической системы, которая руководствуется в своей деятельности законом и стержнем которой является сильная ООН. Можно сказать, что Россия и ЕС разделяют общее видение мира, хотя их отношения иногда складываются непросто.

 

 Рассмотрим более детально возникающие проблемы во взаимоотношениях России и ЕС.

 

 Начнем с борьбы с терроризмом, которая объединила все цивилизованные сообщества, включая, естественно, Россию и Европейский Союз. Чтобы не допустить повторения Нью-Йорка, Бали, Касабланки, Мадрида или Беслана, государства-члены ЕС предприняли меры по активизации своих антитеррористических действий. Поэтому ЕС стремится расширить эту деятельность, укрепив сотрудничество с Россией, подобно тому, как это сделано с Соединенными Штатами. ЕС и России следует интенсифицировать обмен информацией и объединить силы для уничтожения финансовой инфраструктуры террористических движений.

 

 Тесное сотрудничество между Россией и Европейским Союзом уже имеет место в другой критически важной сфере — экономике. Половина объема международного торгового оборота России приходится на долю ЕС. ЕС и входящие в него государства представляют собой наиболее важный источник прямых иностранных инвестиций в России.

 

 Процветающая современная Россия — это то, что нужно Европейскому Союзу. Процветание и современная государственная структура России дают возможность увеличивать торговый оборот, объем инвестиций, количество используемых новых технологий и уменьшить загрязнение окружающей среды. Вот почему Европейский Союз предложил России статус «максимального благоприятствования в торговле», что означает, что российский экспорт облагается низкими таможенными пошлинами. Прямая выгода для России от этого снижения пошлин составляет 300 миллионов евро в год. Вот почему ЕС последовательно поддерживает стремление России вступить во Всемирную торговую организацию и приветствует решение российского правительства представить для ратификации в Думу Киотский протокол. ЕС надеется, что Россия быстро ратифицирует этот протокол, что внесет важный вклад в сохранение окружающей среды в глобальном масштабе.

 

 По мнению ЕС, России необходимо улучшить свой инвестиционный климат, поскольку страна вновь переживает период бегства капитала. С этим связана и сдержанная позиция потенциальных европейских инвесторов. Они выражают недовольство тем, что регистрационные правила слишком сложны, что их права собственности не имеют адекватной защиты и что их облагают более высокими сборами за использование услуг государства, чем российские компании.

 

 Эти проблемы подводят к третьему кругу вопросов, вызывающих взаимную озабоченность: демократия и верховенство закона. Один российский парламентарий, посетивший ЕС, высказался недавно в том смысле, что «слишком много демократии может быть плохо для нас». Подобное замечание заставляет задать вопрос, достаточно ли четко ЕС определяет свою позицию, когда говорит о своей приверженности демократии. Многие парламенты в Европейском Союзе выразили свою озабоченность тем, что в своей борьбе с терроризмом Россия фактически приносит в жертву столь важное сочетание демократии и верховенства закона.

 

 ЕС также заинтересованы в культурном обмене и интенсификация мобильности в академической сфере. ЕС и государства-члены уже предложили места в европейских университетах сотням российских студентов. ЕС предлагает упростить взаимное признание университетских дипломов и поощрять научное сотрудничество, предлагает развивать программы обмена для кинематографистов и артистов.

 

 Анализируя место ЕС в международных приоритетах России, необходимо иметь в виду, что именно он является главным интегратором в Европе и уже сейчас фактически, а через 10 - 15 лет и формально будет представлять в мировой экономике и политике почти все европейские страны, вплоть до западных границ России, Украины и Беларуси. К тому же, по своей компетенции и сфере деятельности эта организация имеет универсальный характер, а принимаемые ею решения по многим ключевым вопросам, в том числе затрагивающим интересы всех европейских народов, являются обязательными для входящих в нее государств.

 

 Из сказанного вытекает, что России необходимо использовать сотрудничество с Евросоюзом, во-первых, для решения тех экономических, политических и иных вопросов, которые входят в его компетенцию и могут быть предметом прямого соглашения с ним, и, во-вторых, для обсуждения, в рамках политического диалога с ЕС, и сближения позиций по вопросам, которые входят в компетенцию других европейских организаций (Совет Европы, ОБСЕ, НАТО, региональное сотрудничество в Северной Европе, в бассейнах Балтийского, Черного и Средиземного морей) или национальных государств.

 

 Взаимный учет интересов России и ЕС — это вопрос не столько принципов, сколько практики сотрудничества. Такая практика складывается в конкретных делах, под влиянием различных обстоятельств, в том числе соотношения сил, уменья использовать все общепринятые инструменты защиты своих экономических позиций на мировых рынках, опыта ведения переговоров и т. п. Во всем этом западноевропейские страны имеют значительные преимущества перед Россией и нередко используют их в собственных целях, далеко не всегда считаясь с ее интересами. Более эффективной защите этих интересов способствовали бы:

 

- совершенствование законодательства, касающегося ее внешнеэкономических связей;

 

- использование всех возможностей защиты интересов российских производителей внутри и вне страны, предоставляемых положениями СПС;

 

- более искусная и, одновременно, более «жесткая» манера ведения дел с ЕС, который известен во всем мире как один из самых «жестких» визави на торгово-экономических переговорах.

 

1.3 Ежегодные саммиты

 

 

 Саммиты Россия-ЕС проходят один раз в шесть месяцев. На них обсуждаются аспекты отношений между Российской Федерацией и Евросоюзом, а также определяются пути развития этих отношений.

 

 Дадим общую характеристику проходивших саммитов.

 

29 мая 2000 г. — саммит ЕС-Россия в Москве, давший новый импульс сотрудничеству между Российской Федерацией и Европейским Союзом.

 

30 октября 2000 г. – на саммите ЕС-Россия в Париже была принята Совместная декларация о начале регулярного диалога в энергетической области.

 

17 мая 2001 г. – на саммите ЕС-Россия в Москве решено создать совместную группу для разработки концепции общего Европейского экономического пространства (ЕЭП).

 

3 октября 2001 г. – на саммите ЕС-Россия в Брюсселе были затронуты четыре основные темы: борьба с международным терроризмом, сотрудничество в вопросах внешней политики и безопасности, энергетический диалог, разработка концепции Европейского экономического пространства. По каждой были приняты отдельные документы, составившие приложение к Совместному заявлению.

 

29 мая 2002 г. — саммит ЕС-Россия в Москве, на котором были рассмотрены вопросы двустороннего сотрудничества, касающиеся разработки концепции общего Европейского экономического пространства, реализации Киотского протокола, экологических проблем «Северного измерения», диалога по вопросам безопасности и управления кризисами в Европе и др. Приняты совместные заявления по энергодиалогу, Ближнему Востоку и ситуации в индийско-пакистанских отношениях.

 

11 ноября 2002 г. — саммит ЕС-Россия в Брюсселе принял совместное заявление по Калининграду (введение с 1 июля 2003 г. упрощенного транзитного документа для российских граждан, следующих через территорию Литвы, безостановочный транзит высокоскоростных поездов после вступления Литвы в ЕС, дальнейшее регулирование транзита грузов, экономическое развитие Калининградской области). Участники саммита приняли третий обобщающий доклад, касающийся энергетического диалога ЕС-Россия, а также доклад Группы высокого уровня по Общему европейскому экономическому пространству.

 

31 мая 2003 г. – саммит ЕС-Россия в Санкт-Петербурге, приуроченном к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, разработал идею четырех "общих пространств" между Россией и ЕС. Брюссель заверил Москву в желании придать отношениям с ней приоритетный характер. Ведь с расширением границ единой Европы Россия оказывалась стороной ущемленной экономически. Однако оказалось, что учитывать интересы России в Брюсселе не торопятся. Так и "завис" вопрос с калининградским транзитом, который должен был быть решен еще до расширения союза. А вопрос о создании четырех «общих пространств» уперся в нежелание Брюсселя, где теперь появились и голоса 10 новых членов, не испытывающих большой симпатии к Москве, играть с Москвой на равных. Похоже, что ЕС исходит из права сильного, ведь после расширения общий валовой продукт Евросоюза составляет 10 триллионов евро. Для сравнения российский – около 600 миллиардов.

 

6 ноября 2003 г. – саммит ЕС-Россия в Риме. Президент Владимир Путин фактически попрощался с Европейским Союзом в его нынешнем виде. Обсуждался вопрос о вступлении в ЕС с 1 мая 2004 г. 10 новых стран Средиземноморья, Восточной Европы и Балтии. Итоговое заявление саммита призывает уделить «особое внимание заблаговременному включению вступающих стран в Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией», а также стремиться «к достижению прогресса по неурегулированным вопросам с целью их скорейшего разрешения». Наиболее значимым событием римских переговоров стало принятие концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП), над которой в течение последних двух лет работала специально созданная группа высокого уровня (ГВУ) во главе с вице-премьером российского правительства Виктором Христенко и членом Европейской Комиссии Крисом Паттеном, ответственным за внешние связи. ОЕЭП — одна из весьма масштабных целей, поставленных в рамках российско-европейского диалога, который заметно активизировался после прихода в Кремль президента Владимира Путина. Принятый документ носит скорее декларативный, а не практический характер. Концепция констатирует, что существующий серьезный потенциал для роста взаимной торговли и инвестиций ЕС и России «используется не в полной мере». ОЕЭП призван улучшить данную ситуацию, его цель – «открытый и интегрированный рынок между Россией и ЕС, основанный на общих или совместных правилах и системах регулирования, включая совместимую административную практику, обеспечивающий взаимодополняющий эффект развития и использование преимуществ экономики масштаба и, как следствие, гарантирующий повышение конкурентоспособности обеих сторон на внешних более крупных рынках. В конечном итоге ОЕЭП должно охватить большинство секторов экономики». Документ отмечает, что «основными инструментами, которые должны применяться в данных сферах, являются открытие рынка, сближение в области регулирования и облегчение торговли».

 

 Более конкретные инструменты концепция не называет. ГВУ порекомендовала определить новый мандат на «подготовку необходимых практических шагов для создания ОЕЭП путем разработки плана действий», который будет представлен на саммите ЕС — Россия не позднее чем через год после получения мандата.

 

 На римской встрече были сделаны все ожидавшиеся заявления и подписаны все запланированные документы: соглашение о сотрудничестве в науке и технике, четвертый обобщающий доклад по энергетическому диалогу, совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности, соглашение между Россией и Европолом.

 

10 мая 2004 г. – саммит ЕС-Россия в Москве. Эта встреча – первая официальная встреча России с новым Евросоюзом, в котором с мая 2004 года числятся уже не 15, а 25 стран – в том числе страны Восточной Европы и Балтии. В Москву приехало все высшее руководство ЕС: председатель Еврокомиссии Р. Проди, премьер-министр председательствующей в Евросоюзе Ирландии Б. Ахерн, комиссар ЕС по торговле П. Лами и комиссар ЕС по внешним связям К. Паттен. Итоги саммита Россия-ЕС – принятие "Дорожных карт" по четырем общим пространствам – экономическому; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры. В ходе саммита состоялось подписание общей декларации о сотрудничестве.

 

 До этого саммита Россия и Евросоюз согласовали протокол по расширению ЕС, в который с 1 мая 2004 года вступили Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Чехия, Словакия, Словения и Венгрия. Сторонам удалось договориться по некоторым спорным вопросам. В частности, были приняты российские предложения, снимающие ряд преград на пути вступления России в ВТО. Речь шла о ввозных пошлинах на иномарки, самолеты, алкоголь и молочные продукты. Договорились по вопросу грузового транзита из России в Калининград: он будет не таким дорогим, как первоначально хотели в Брюсселе.

 

25 ноября 2004 г. – саммит ЕС-Россия в Гааге. Ранее саммит был назначен на 11 ноября, однако его перенесли по просьбе России на более поздний срок. Надо сказать, что до этого саммиты ЕС-Россия еще не разу не откладывались. По словам спецпредставителя президента РФ по вопросам отношений с ЕС Сергея Ястржембского, это было вызвано "формально-протокольными причинами". «Мы хотели бы провести этот саммит с участием новой команды господина Баррозу, – пояснил Ястржембский. – Совершенно очевидно, что эффективность работы саммита с новой командой выше, чем с командой уходящей». А так как речь, по словам спецпредставителя, идет о «длительной перспективе», то совершенно очевидно, считает он, что и говорить нужно «с теми, кто непосредственно будет выполнять эти договоренности».

Информация о работе Торгово-экономические отношения России и Евросоюза