Торгово-экономические отношения России с арабским регионом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование места и роли торгово-экономических отношений России с арабским регионом с позиций перспективного сотрудничества и взаимодействия в новых условиях развития мировой экономики.
Достижение поставленной цели предопределило постановку следующих основных задач исследования:
• проанализировать состояние внешнеэкономического сотрудничества России и стран Востока на современном этапе;
• исследовать основные направления, формы и динамику торгово-экономического сотрудничества России со странами Востока на современном этапе, выявить положительные и отрицательные тенденции;
• выявить основные проблемы, сдерживающие развитие экономического взаимодействия России и стран Востока;
• на основе проведённого исследования определить перспективные направления расширения экономических связей России и стран Востока.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Обзор торгово-экономической ситуации в отношениях между Россией и странами арабского региона………………………………………..6
Экономические отношения между Россией и арабским регионом в прошлом и настоящем……………………………………………………6
Российская политика на Арабском Востоке в новых условиях……….18
Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и странами арабского региона……………………………………………………………………………21
2.1. Развитие сотрудничества в области энергетики…………………………..21
2.2. Динамика Российско-арабской торговли………………………………….27
Глава 3. Основные проблемы и перспективы арабско-российских международных отношений…………………………………………………….32
3.1. Проблемы и перспективы развития отношений…………………………..32
3.2. Перспективы российско-арабского инвестиционного сотрудничества....48
Заключение……………………………………………………………………….53
Список использованной литературы…………………………………………...55
Приложение………………………………………………………………………56

Файлы: 1 файл

2004 год характеризовался значительным ростом торговли России с арабскими странами и Израилем.docx

— 202.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Обзор торгово-экономической ситуации в отношениях между Россией и странами арабского региона………………………………………..6

    1. Экономические отношения между Россией и арабским регионом в      прошлом и настоящем……………………………………………………6
    2. Российская политика на Арабском Востоке в новых условиях……….18

Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и странами арабского региона……………………………………………………………………………21

2.1. Развитие сотрудничества в области энергетики…………………………..21

2.2. Динамика Российско-арабской торговли………………………………….27

Глава 3. Основные проблемы и перспективы арабско-российских международных отношений…………………………………………………….32

3.1. Проблемы и перспективы  развития отношений…………………………..32

3.2. Перспективы российско-арабского инвестиционного сотрудничества....48

Заключение……………………………………………………………………….53

Список использованной литературы…………………………………………...55

Приложение………………………………………………………………………56

 

 

 

 

Введение

Одной из приоритетных задач  экономических преобразований, осуществляемых в России в последние годы, является включение национальной экономики  в международное разделение труда, налаживание взаимовыгодных связей с зарубежными партнёрами. Одними из важных торговых партнёров России являются страны Ближнего Востока и Средней Африки.

Актуальность темы исследования определяется ролью и местом стран арабского региона в мировой экономике, а также местом Российской Федерации в этих регионах.

Необходимость развития тесного  экономического сотрудничества России и стран БВСА становится всё более актуальной в условиях гармонизации и поиска новых форм сотрудничества в рамках глобальной экономики. Взаимовыгодное партнёрство между Россией и странами арабского региона обусловлено исторической общностью связей, комплексом геоэкономических и геополитических факторов, схожим вектором экономического развития, основу которого составляет ресурсный сектор.

Жизненное значение для Российской Федерации имеет использование  капиталов, рынков и интеграционного  потенциала стран Востока в интересах  подъёма российской экономики. Но интерес  является обоюдным: Россия предлагает странам БВСА не только ресурсные возможности, но и интеллектуальный, научно-технический потенциал.

В связи с этим представляется актуальным проанализировать торгово-экономическое  сотрудничество России с странами арабского региона в целом, а также с отдельными группами стран , выделить позитивные и негативные черты, выявить проблемные стороны, определить перспективы дальнейшего развития взаимных внешнеэкономических связей.

Хронологические рамки исследования охватывают период торгово-экономического сотрудничества России со странами Востока  с 2000-х годов по настоящее время. Также приводятся более ранние основополагающие события по тематике работы, без  которых раскрытие задач исследования будет неполным.

Объект исследования –  страны Ближнего Востока и Северной Африки.

Предмет исследования –  торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации с Ближним Востоком и Северной Африкой, структура, формы и методы двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Целью данной работы является исследование места и роли торгово-экономических  отношений России с арабским регионом с позиций перспективного сотрудничества и взаимодействия в новых условиях развития мировой экономики.

Достижение поставленной цели предопределило постановку следующих  основных задач исследования:

• проанализировать состояние внешнеэкономического сотрудничества России и стран Востока на современном этапе;

• исследовать основные направления, формы и динамику торгово-экономического сотрудничества России со странами Востока на современном этапе, выявить положительные и отрицательные тенденции;

• выявить основные проблемы, сдерживающие развитие экономического взаимодействия России и стран Востока;

• на основе проведённого исследования определить перспективные направления расширения экономических связей России и стран Востока;

Теоретическая и методологическая база исследования определяется её объектом и предметом. Основу исследования составили  положения и концепции, представленные в работах отечественных и зарубежных авторов в области мировой экономики и международных экономических отношений таких, как Дугин А.Г., Косикова Л.С., Байзаков С.Б., Сажин В.И., Селищев А.С., Токманцева А.М., Воскресенский А.Д. и других. Тема торгово-экономического сотрудничества со странами арабского региона была отражена в публикациях в периодических изданиях, выпускаемых Томским Государственным Университетом, Московским Институтом Ближнего Востока, Уральским Государственным Университетом, Институтом стран Азии и Африки, а также в научном и общественно-политическом журнале «Азия и Африка сегодня».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Обзор торгово-экономической ситуации в отношениях между Россией и странами арабского региона.

1.1.Экономические отношения между Россией и арабским регионом в      прошлом и настоящем.

 Советское время. Активные торгово-экономические отношения России (в лице СССР) с арабскими странами устанавливаются в 1950-60гг. В начале 50-х гг. СССР осознает стратегическое значение Ближнего Востока для своей внешней политики. Используя стремление арабских стран к достижению политической независимости и их негативное отношение к созданию Израиля, Москва смогла установить дружественные связи с рядом арабских стран, прежде всего такими, как Египет, Сирия, Ирак, Ливия, Алжир.

Успешное развитие советско-арабских политических связей сопровождалось и  установлением и укреплением  торгово-экономического сотрудничества. С течением времени партнерство  с этим регионом приобретает все  большее значение для отечественной  экономики. В результате, к моменту  распада СССР на арабские страны приходилось  около 30% объема советского товарооборота  со всеми государствами «третьего  мира» и не менее 20% объема советского технико-экономического содействия последним. Это означает, что торговля и технико-экономическое  сотрудничество с арабскими странами составляли в абсолютных цифрах в  среднем ежегодно 6,5–7 млрд долларов.

СССР проводил политику заключения коммерческих сделок с арабскими  странами на гибких условиях, не упуская  при этом возможности оказания других видов содействия, прежде всего поставки оружия и военной техники. Постепенно СССР превратился в одного из главных  экспортеров вооружения в арабский регион, которое шло в основном в Ирак, Сирию, Египет, Йемен, Алжир  и Ливию. По некоторым данным, только за 1983–1990 гг. СССР поставил арабским странам  оружия на сумму более 55 млрд долларов, из которых на Ирак пришлось около 24 млрд долларов, на Сирию — 11 млрд долларов.

В качестве второго по значимости направления советско-арабского  сотрудничества стало взаимодействие в энергетической сфере, выражавшееся в первую очередь в возведении специалистами из СССР современных  энергообъектов на территории арабских государств. Так, предприятием «Технопромэкспорт» - частью системы Госкомитета по внешнеэкономическим связям СССР –  в 1950-80-х гг. в этих странах построено 8 ТЭС и ТЭЦ,  11 ГЭС, тысячи километров линий электропередачи, не считая регулярных работ по модернизации и реконструкции  имеющихся объектов. Всего же при  участии СССР в арабских странах  сооружено около 350 энергетических, промышленных и иных объектов.

Для сохранения объективности  следует отметить, что развитие советско-арабских торгово-экономических связей сопровождалось нарастанием внешней задолженности  ряда арабских государств, которая  к 1991 г. достигла около 35 млрд долларов, при этом Ирак был должен Советскому Союзу около 8 млрд долларов, Сирия  — примерно 11 млрд долларов, Алжир  — более 4 млрд долларов, Египет — 3 млрд долларов и т.д.

Ситуация  в 1990-е гг. После распада СССР происходит резкое сворачивание контактов России с арабскими странами. Причиной этого стал целый ряд факторов. Прежде всего, стоит указать на перемену основного внешнеполитического вектора Москвы – основная ставка теперь сделана на развитие отношений с Западом, причем во многом в ущерб сотрудничеству с Востоком, в том числе и с арабскими странами. Это коснулось и торгово-экономического сотрудничества: в качестве приоритетного рынка для экспорта российских товаров стал рассматриваться западный, а рынок стран третьего мира как второстепенный. Отсутствие механизма эффективной государственной поддержки, которой в полной мере пользуются зарубежные конкуренты  отечественных предприятий на международном рынке, стала одной из главнейших причин утраты российскими компаниями своих позиций в арабских странах. Потребовалось время, чтобы стало ясно, что надежды на расширение российской продукцией своей ниши на западном рынке оказались не слишком реалистичными. Кроме того, шедший параллельно активный процесс нормализации российско-израильских отношений и рост потока эмигрантов из бывшего СССР в Израиль был воспринят рядом арабских политических лидеров как «предательство Россией интересов арабов в их борьбе с сионизмом». В то же самое время происходило усиление американского влияния в арабском мире, которое с течением времени и при самоустранении России стало доминирующим.

Значительно повлиял на уровень  связей, с арабским миром начатый  в России в 90-х годах процесс  приватизации ряда предприятий военной  промышленности, что привело к  ограничению поставок вооружений традиционным клиентам из числа арабских государств. Это привело к их переориентации на закупки оружия в Западной Европе и США, что сказалось и на экономической  политике стран арабского региона  в отношении России в целом. Тяжелые  экономические условия, в которых  оказалось большинство российских предприятий, привело к подрыву  их репутации в лице арабских партнеров, значительной утрате доверия со стороны  клиентов. Это, в свою очередь, привело  практически к краху ряда организаций  отечественной системы внешнеэкономических  связей.

Негативные черты имелись  и в характере доставшейся  России в наследство от СССР системы  взаимоотношений с арабскими  странами. Так, двусторонние экономические  и научно-технические связи строились  в рамках межправительственных соглашений без учета интересов частного сектора. Структура российского  импорта приобрела в целом  сырьевую направленность. Наиболее современные  формы сотрудничества (специализация, производственная кооперация и т.п.) не получили к моменту распада СССР должного развития. Сотрудничество было недостаточно увязано на практике с дальнейшим участием России в управлении построенными при советском содействии предприятий и в распределении прибыли.

Указанные факторы, связанные  с отсутствием у России четкой внешнеполитической концепции и  разрушением организационных структур экономических связей с арабскими  странами (плюс наложившиеся на эту  ситуацию попытки некоторых бывших советских республик (Украина, Азербайджан  и др.) получить «свою» долю арабских долгов) привели если не к полному  прекращению экономического сотрудничества, то к заметному его подрыву  уже в начале 1990-х гг.  По существу в первой половине 90-х гг. российско-арабские хозяйственные отношения свелись  преимущественно к деятельности примерно трех десятков мелких и средних  частных арабских фирм, которые поставляли на российский рынок небольшие партии обуви, одежды, тканей, шоколада и тому подобное, закупая в России цемент, лес, металл и другие товары. В цифровом виде это выразилось в падении  удельного веса торговли с арабскими  странами в общем товарообороте  России до 0,9% в 1994 г.

Фактически единственной областью, в которой российско-арабское сотрудничество не прервалось полностью  в этот период, стала энергетика, в частности строительство отечественными специалистами энергообъектов в  арабских государствах. В основном это стало возможным благодаря  долгосрочному характеру реализации этих проектов – в это время  продолжалось осуществление тех  из них, контракты по которым были заключены в предшествующие годы. За счет этого ФГУП «ВО Технопромэкспорт»  удалось в значительной степени  сохранить свои связи в регионе. Эти контакты в будущем стали  основой для постепенного возрождения  российско-арабского сотрудничества.

Настоящее время. Российско-арабские экономические отношения, находившиеся в состоянии застоя в течение довольно длительного времени, получили импульс к развитию в ходе целого ряда встреч на высшем уровне, состоявшихся на протяжении нескольких истекших лет между российскими руководителями и лидерами некоторых стран арабского мира. Это послужило серьезным стимулом, но чтобы восстановить утраченные экономические позиции, требуются время, условия и осознанный интерес, необходимые для преодоления целой эпохи недоверия и сомнений.

Учитывая, что процесс  взаимодействия обрел стимулирующий  импульс на государственном уровне относительно недавно, зафиксированные  в рамках его результаты можно  трактовать по-разному. И как оптимистичные, и как вызывающие озабоченность  невысокими темпами сокращения разрыва  традиционных хозяйственных связей.

Существенная доля в российско-арабском технико-экономическом сотрудничестве отведена инвестиционным проектам в  нефтегазовой сфере и участию  российских компаний в качестве генеральных  подрядчиков при выполнении заказов  на возведение и обслуживание объектов капитального строительства. По некоторым  оценкам, примерный объем интересов  российского бизнеса в арабском регионе, в который также входят финансовые обязательства по инвестированию и стоимость выполняемых контрактов на ближайшие годы, можно оценить  в 3-4,5 млрд. долл. При этом важнейшими рынками РФ в этой сфере стали  Египет и Саудовская Аравия, на которые  приходится около 80% подобных обязательств. Особенно активными в этой области  предстают «Лукойл», «Роснефтегазстрой», «Силовые машины», «Автоваз», «Тяжпромэкспорт». Следующие по значимости для России рынки – Ливия, где «Технопромэкспорт» в качестве генерального подрядчика реализует проект, оцениваемый в 600 млн. долл., Алжир и Сирия (объемы – по 350-400 млн. долл. в каждой стране), где главными российскими подрядчиками выступают «Роснефть», «Союзнефтегаз», «Уралмаш», «Татнефть».

Информация о работе Торгово-экономические отношения России с арабским регионом