Учет нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

За последнее время у большинства компаний увеличилось количество нематериальных активов, признаваемых в финансовой отчетности. Это связано с расширением бизнеса, созданием новых товарных знаков, внедрением дорогостоящих информационных систем. От того, насколько правильно идентифицированы и оценены нематериальные активы компании, зависит достоверность ее финансовой отчетности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Критерии признания НМА………………………………………….. 3
Как оценивать НМА…………………………………………………. 5
Срок полезной службы НМА……………………………………...…. 7
Вывод…………………………………………………………………… 11

Файлы: 1 файл

кр мсфо.docx

— 34.90 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………….. 3

  1. Критерии признания НМА………………………………………….. 3
  2. Как оценивать НМА…………………………………………………. 5
  3. Срок полезной службы НМА……………………………………...…. 7

Вывод…………………………………………………………………… 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

За последнее время  у большинства компаний увеличилось  количество нематериальных активов, признаваемых в финансовой отчетности. Это связано  с расширением бизнеса, созданием  новых товарных знаков, внедрением дорогостоящих информационных систем. От того, насколько правильно идентифицированы и оценены нематериальные активы компании, зависит достоверность  ее финансовой отчетности.

Бренд является одним из ключевых нематериальных активов, самостоятельно создаваемым организацией. Процесс  создания бренда происходит непрерывно и разделить его на исследование и разработку просто невозможно, поэтому  отражение этого НМА на балансе  компании по справедливой стоимости  является наиболее верным. Периодическая  переоценка бренда позволяет увеличить  его стоимость за счет капитализации  инвестиционных расходов.

МСФО 38 определяет порядок  учета, методы оценки и требования к  раскрытию информации по тем нематериальным объектам, которые не рассматриваются  в других стандартах. Среди наиболее часто встречающихся на практике активов, к которым не применяются  требования МСФО 38, можно выделить следующие:

  • нематериальные активы, предназначенные для продажи в рамках обычной деятельности (например, патенты, приобретенные для последующей переуступки, программы для ЭВМ, разрабатываемые по заказу другой компании);
  • объекты аренды;
  • деловая репутация, возникающая при приобретении компании;
  • права на разведку, разработку и добычу минералов, нефти, природного газа и аналогичных невосстанавливаемых природных ресурсов.

С точки зрения признания  НМА основная сложность заключается  в необходимости идентифицировать подобные активы и оценить их стоимость. Остановимся подробнее на принципах  идентификации и признания нематериальных активов, изложенных в МСФО 38.

    1. Критерии признания НМА

В соответствии с МСФО 38 нематериальные активы - это идентифицируемые неденежные активы, не имеющие физической формы. Для того чтобы отразить нематериальный актив в финансовой отчетности компании, он должен соответствовать следующим критериям:

  1. Идентифицируемость. Нематериальный актив должен быть отделим от других активов компании и, что особенно важно, от деловой репутации. Под этим подразумевается, что его можно продать, обменять, сдать в аренду без потери экономических выгод, генерируемых другим имуществом. Требование идентифицируемости также считается выполненным, если НМА возникают из договорных или иных юридических прав вне зависимости от того, могут ли эти права быть отделены от других прав или от компании в целом. К примеру, лицензии на рыболовство, различные разрешения и преференции, предоставляемые государством, не могут быть переданы другому предприятию, за исключением случаев продажи бизнеса в целом, но поскольку соответствующие права вытекают из положений законодательства, требование идентифицируемости выполняется.

 

  1. Контроль. В большинстве случаев возможность контролировать актив предполагает существование юридических прав на использование НМА. В качестве примера можно привести технические знания компании, которые защищены патентами. Именно по критерию контроля можно отличить НМА от нематериальных ресурсов. К последним могут относиться квалификация персонала, лояльность покупателей, доля рынка и прочее, однако, как правило, компания не может продемонстрировать возможность получения экономических выгод от использования этих ресурсов, поскольку вряд ли сможет контролировать действие таких внешних факторов, как поведение персонала, реакция конкурентов и покупателей.

 

  1. Будущие экономические выгоды. Нематериальный актив может быть отражен в отчетности компании, если его использование позволит в будущем получить дополнительную прибыль, снизить расходы, увеличить объем продаж и т. д. Важно отметить, что возможность получения предприятием подобных экономических выгод определяется на основании профессионального суждения, подкрепленного соответствующим обоснованием.

Для отражения НМА на балансе  компании необходимо установить способ получения ожидаемых экономических  выгод и ожидаемый срок полезного  использования НМА. Например, использование  товарных знаков и фирменных наименований может обеспечить расширение доли рынка, повышение рентабельности; применение приобретенных или собственных  новых технологий позволит сократить  издержки. Далее оценивается финансово-экономический  эффект от использования НМА, например в результате сопоставления затрат на приобретение актива и дополнительных доходов (сокращения расходов), связанных  с его использованием, а также  оценивается стоимость НМА.

    1. Как оценивать НМА.

При первоначальном признании  нематериальные активы учитываются  по фактической себестоимости. В  ходе последующей оценки НМА предприятие  может использовать основной или  альтернативный методы оценки. При  этом выбранный способ должен использоваться для всех объектов, относящихся к  определенной группе НМА.

  1. Первоначальная оценка НМА. Состав расходов, которые могут быть отнесены на себестоимость нематериального актива при его первоначальной оценке, зависит от способа приобретения НМА:

 

      • Покупка НМА. При покупке НМА в его себестоимость включаются покупная цена, импортные пошлины, невозмещаемые налоги, а также расходы, связанные с подготовкой актива к эксплуатации. К примеру, если предприятие классифицировало информационную систему как нематериальный актив, то затраты на ее внедрение и наладку будут также включены в себестоимость НМА.

Затраты на продвижение нового продукта или услуги на рынок, а также  административные расходы не могут  быть отнесены на себестоимость НМА. К примеру, если компания приобрела  права на использование товарного  знака, то затраты на его продвижение  на новых рынках не будут формировать  его стоимость.

Пример 1: Компания «Софтворлд» приобрела права на программный продукт у компании «Зета» за 18 тыс. долл. США. Расходы на регистрацию приобретенных прав составили 1 тыс. долл. США, 500 долл. США было уплачено юридической компании «Лоухелп» за составление договора уступки прав. Каждые 6 месяцев «Софтворлд» уплачивает сбор в размере 150 долл. США за поддержание регистрации права. Фактически программный продукт начали использовать через 14 месяцев после первоначальной регистрации прав, и к этому моменту за поддержание регистрации было уплачено 300 долл. США. В балансовую стоимость НМА будут включены: 

стоимость прав - 18 тыс. долл. США;

расходы на первоначальную регистрацию - 1 тыс. долл. США;

расходы на юридические услуги - 500 долл. США.  

Затраты на поддержание регистрации  в себестоимость не включаются, поскольку  не имеют отношения к приведению актива в состояние, в котором  его можно начать использовать.

      • Приобретение НМА при объединении компаний. Нематериальные активы, приобретенные в результате объединения компаний, должны учитываться по справедливой стоимости на дату приобретения (см. табл. 1). Нематериальные активы, справедливая стоимость которых может быть достоверно определена, должны быть учтены отдельно от деловой репутации. При этом компания обязана определить справедливую стоимость получаемых нематериальных активов, даже если они не отражались в отчетности приобретаемой фирмы. Во многих случаях для НМА не существует рынка, поэтому для определения их справедливой стоимости часто используется метод дисконтированных денежных потоков.

Пример 2: В январе 2004 года компания «Сайентифик» начала исследования в области разработки технологии радиационной очистки зерна. В июне 2004 года компания приступила к созданию опытного образца радиационной установки. По данным отдела маркетинга, соответствующие устройства сразу же после начала эксплуатации будут востребованы на рынке. Расходы, необходимые для завершения проекта в соответствии с бизнес-планом, будут финансироваться за счет банковского кредита, договоренность о предоставлении которого достигнута. Расходы, понесенные с января по май 2004 года, составили 5 млн долл. США, с июня по декабрь 2004 года - 7 млн долл. США.

Компания «Сайентифик» может начать капитализацию расходов на создание НМА с июня 2004 года, таким образом, его стоимость на 31.12.04 составит 7 млн долл. США.

  1. Последующая оценка НМА. После первоначальной оценки нематериального актива компания может использовать один из двух методов учета НМА:
  2. основной: нематериальные активы учитываются по себестоимости за вычетом накопленных амортизации и убытков от обесценения;
  3. альтернативный: НМА отражаются на балансе компании по справедливой стоимости за вычетом амортизации и убытков от обесценения. Использование этого метода позволяет увеличить стоимость самостоятельно созданного НМА, в котором капитализирована лишь часть расходов, понесенных после завершения стадии исследований. Однако использование альтернативного метода не должно приводить к переоценке НМА, которые ранее не признавались в качестве активов, а также к первоначальному признанию НМА в стоимости, отличной от фактических затрат.

Так, бренд, созданный внутри компании, может быть впоследствии оценен очень высоко, однако он изначально не отвечает критериям признания, следовательно, ни первоначальные затраты на его  создание, ни справедливая стоимость  в составе НМА отражаться не будут.

Следует иметь в виду, что в соответствии с МСФО 38 проведение переоценки возможно только в отношении  НМА, для которых существует активный рынок. Иными словами, для проведения переоценки необходимо не просто определить справедливую стоимость НМА, но и  сделать это на основании данных о стоимости объекта на активном рынке. Из-за того что для уникальных НМА, таких как патенты и товарные знаки, активный рынок практически  отсутствует, многие виды таких активов  просто не могут быть переоценены, несмотря на то что их рыночную стоимость  может определить независимый оценщик.

  1. Срок полезной службы нематериальных активов.

При определении срока  полезной службы НМА компания должна принимать во внимание возможность  управления активом, динамику его жизненного цикла, технологическое устаревание, стабильность отрасли, действия конкурентов  и др.

Срок службы нематериальных активов, которые возникли у компании на основании заключенных договоров  или иных прав, не должен превышать  срока действия этих прав. Если права  являются возобновляемыми, то срок полезной службы может включать период пролонгации  при условии, что она не потребует  существенных дополнительных расходов. В противном случае средства, затраченные  на продление срока действия прав или договоров, должны быть отнесены на стоимость нового НМА.

В течение всего срока  службы нематериальных активов начисляется  амортизация. Стандарт не ограничивает выбор метода амортизации НМА, лишь перечисляет возможные: линейный метод, метод уменьшающегося остатка, метод  списания пропорционально объему продукции. При этом необоснованным считается  использование любого метода, при  котором сумма накопленной амортизации  будет меньше, чем при линейном методе.

Амортизационные отчисления признаются в качестве расходов, за исключением случаев, когда другие МСФО разрешают включить их в балансовую стоимость иных активов (например, амортизационные  отчисления по патенту на производство промышленной продукции могут включаться в балансовую стоимость запасов). Амортизируемая сумма определяется как разница между первоначальной и ликвидационной стоимостями актива. В отличие от основных средств  для НМА по умолчанию предполагается, что ликвидационная стоимость равна  нулю. Она может быть отлична от нуля в тех случаях, когда есть договоренность о покупке НМА третьей стороной в конце срока службы или для данного актива существует активный рынок, позволяющий определить ликвидационную стоимость.

НМА компании состоят из деловой репутации, патентов, программного обеспечения, лицензий и подобных прав. Начиная с октября 2001 года компания амортизирует НМА с ограниченным сроком полезной службы в течение  всего установленного срока линейным методом. Установленный срок полезной службы для программного обеспечения, патентов, лицензий и прочих подобных прав обычно составляет от трех до пяти лет. Исключением являются деловая  репутация и прочие НМА, приобретенные  в процессе объединения бизнеса. Деловая репутация и другие НМА, срок полезной службы которых не определен, не амортизируются, но вместо этого  тестируются на обесценение, по крайней  мере, один раз в год.

Информация о работе Учет нематериальных активов