Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение и изучение теоретических аспектов валютного регулирования и валютного контроля.
Сформулированная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть цели и направления валютного контроля;
- дать характеристику органов валютного контроля;
- исследовать валютное регулирование Российской Федерации;
- описать ответственность за нарушение валютного законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы валютного регулирования………………………...5
1.1 Виды валютного регулирования…………………………………...6
1.2 Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций………………………………………………………………………..9
1.3 Валютные операции………………………………………………..13
2 Институциональные основы валютного регулирования…………………18
2.1 Органы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации……………………………………………………….25
2.2 Нормативное правовое регулирование валютных операций……28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….34

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

 

Законом определены права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций. Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 Закона N 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом:

  1. передачи физическим лицом-резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  2. дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  3. завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  4. приобретения и отчуждения физическим лицом-резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  5. перевода физическим лицом-резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
  6. покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться физическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 Закона N 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом. Списание и зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет резидента осуществляются в порядке, который может предусматривать, если это установлено Центральным банком Российской Федерации, только:

  1. установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, списываемых со специального счета резидента, на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции;
  2. установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, зачисляемых на специальный счет резидента, на срок не более года.

Центральный банк Российской Федерации не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 Закона N 173-ФЗ.Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет. Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов. Уполномоченные банки, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные брокерские счета для учета денежных средств своих клиентов-нерезидентов. Порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для учета денежных средств нерезидентов устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать установление требования об обязательном полном или частичном поддержании уполномоченными банками, в которых открыты указанные счета, остатка денежных средств на корреспондентском счете в Центральном банке Российской Федерации, равного совокупному остатку денежных средств на специальных брокерских счетах. Предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента. Предварительная регистрация вывоза, пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также ввоза, пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля. Порядок осуществления предварительной регистрации устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации с учетом требований, предусмотренных законом. В случаях, установленных Законом N 173-ФЗ, резидент должен обратиться за предварительной регистрацией до открытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, резидент или нерезидент - до вывоза, пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также до ввоза, пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

 

1.3 Валютные операции

 

Закон дает следующее определение валютных операций:

  1. приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  2. приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  3. приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  4. ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  5. перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  6. перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят не дискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

  1. операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  2. операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  3. операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
  4. операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  5. операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
  6. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

  1. с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
  2. с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
  3. с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  4. с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам;
  5. с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  6. с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  7. с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Валютные операции между нерезидентами осуществляются в следующем порядке:

  • Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.
  • Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций.
  • Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона N 173-ФЗ.

 

 

 

 

 

2 Институциональные основы валютного регулирования

 

Реализация валютной политики любого государства опосредуется валютным законодательством – совокупностью нормативных правовых актов, регулирующих порядок совершения валютных сделок и валютных операций резидентами и нерезидентами на территории страны и резидентами за ее пределами, межгосударственных двух и многосторонних валютных и инвестиционных соглашений.

Актами валютного законодательства могут служить лишь те акты государственных органов, которые являются нормативными и правовыми, т.е. представляют собой письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, которые определяются как общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение.

В настоящее время все акты валютного законодательства могут быть классифицированы по юридической силе следующим образом:

1. Конституция Российской Федерации, Конституция и Уставы субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации от 12.12.93 содержит лишь две нормы, касающиеся валютно-правовой сферы. Прежде всего, это положение о том, что валютное регулирование относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «ж» ст.71). Это означает, что в ведении компетентных федеральных органов находится как установление порядка совершения валютных операций, так и формирование систем валютного регулирования и контроля. Представляется, что данное положение исключает возможность участия субъектов Российской Федерации в процессе осуществления валютного регулирования.

Вторая норма Конституции Российской Федерации, входящая в валютное законодательство, устанавливает обязательность рассмотрения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации всех законопроектов по вопросам валютного регулирования (п. «в» ст.106 Конституции Российской Федерации).

2. Международные договоры и соглашения Российской Федерации.

Сюда можно отнести три группы актов.

1) Межгосударственные договоры и соглашения, касающиеся наиболее существенных вопросов валютного регулирования:

- участия РФ в международных финансовых организациях

- участия Российской Федерации в многосторонних экономических соглашениях, предусматривающих координацию и согласование валютной политики (ст.3,4, 14-17 Договора стран СНГ от 23.09.93 г. «О создании экономического союза»).

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль