Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:53, шпаргалка
Великобритания — унитарное государство с конституционной монархией. Королева Елизавета II является главой государства Соединённого Королевства и ещё пятнадцати независимых стран Содружества. Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение».
После реорганизации палаты лордов в 1999 году в ней насчитывается 775 членов (2010 год), причем только 90 из них являются наследственными (до этого в палате было 1165 членов, из них 650 – наследственные пэры). Несмотря на многочисленный состав, активное участие в работе палаты принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего три человека.
До 2005 г. в Палату лордов входили и так называемые судебные лорды, или лорды-юристы, назначаемые монархом по представлению премьер-министра для осуществления судебных полномочий в связи с тем, что Палата лордов играла роль высшей апелляционной инстанции. Актом о конституционной реформе 2005 года, вступившим в силу лишь в 2009 году, был учрежден Верховный суд, состоящий из 12 судей, на который отныне возлагалась эта функция. Первыми судьями были назначены действующие судебные лорды.
Функции палаты лордов распадаются на две основные группы: а) законодательные; б) контрольные. Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном процессе в следующих формах: внесение поправок в законопроекты, принятые палатой общин; отклонение законопроектов, принятых палатой общин; внесение законопроектов, предусматривающих одобрение международных договоров Великобритании или принимаемых в рамках правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС; изучение частных биллей и актов делегированного законодательства, издаваемых правительством. Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции.
Во главе палаты лордов стоит лорд-спикер. Должность лорда-спикера была задумана в 2003 году после принятия решения о разделении обязанностей лорда-канцлера (первоначально должность лорда-канцлера должна была быть упразднена). Специальный комитет палаты лордов изучил вопрос о новой должности председателя палаты, включая и вопрос о ее наименовании. По рекомендации комитета должность получила название "лорд-спикер", в том числе и потому, что данное название уже использовалось ранее в регламентах и справочниках. Лорд-спикер палаты лордов избирается членами палаты и должен быть политически беспристрастным. До июля 2006 г. роль председателя палаты лордов осуществлял лорд-канцлер. Согласно акту о конституционной реформе 2005 года позиция "спикера палаты лордов" (именно так название определено в акте) стала отдельной должностью, позволяя тем самым занять эту должность кому-то другому кроме лорда-канцлера. Лорд-канцлер продолжал исполнять обязанности спикера палаты лордов в переходный период - с момента принятия закона и до вступления закона в силу. Первым лордом-спикером была баронесса Хелен Валери Хэйман. Текущий лорд-спикер - баронесса Фрэнсис Д'Соуза - вступила в должность 1 сентября 2011г.
Законодательный процесс в парламенте заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в палату общин.
Новый закон, в его черновой форме называемый биллем, может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Обычно билли вносятся на обсуждение королевскими министрами. Билль, внесённый министром, называется «Правительственным биллем», а внесённый обычным членом палаты - «Биллем частного члена палаты». Билли также различают по их содержанию. Большая часть биллей, затрагивающая всё общество, называется «Общественными биллями». Билли, дающие особые права частному лицу или небольшой группе людей, называются «Частными биллями». Частный билль, затрагивающий более широкие слои общества, называется «Гибридным биллем».
Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты.
Первый способ - внести его на голосование в список биллей, предлагаемых для обсуждения. Обычно в этот список вносится около четырёхсот законопроектов, затем происходит голосование по этим биллям, и двадцать законопроектов, набравших наибольшее число голосов, получают время для обсуждения.
Другой способ - «правило десяти минут». Согласно этому правилу, члены парламента получают по десять минут для того, чтобы предложить свой законопроект. Если палата соглашается принять его для обсуждения, он переходит в первое чтение, в противном случае законопроект отсеивается.
Третий способ - согласно приказу 57, предупредив спикера за день, формально внести законопроект в список для обсуждения. Такие законопроекты принимаются крайне редко.
Большую опасность для законопроектов представляет «парламентское флибустьерство», когда противники законопроекта намеренно тянут время, чтобы добиться истечения отводимого на его обсуждение времени. Билли частных членов палаты не имеют шансов быть принятыми, если им противостоит действующее правительство, но они вносятся, чтобы поднять вопросы морали. Правительство может иногда использовать билли частных членов палаты, чтобы принять малопопулярные законы, с которыми оно не хотело бы ассоциироваться. Такие законопроекты называются «биллями-подачками».
Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первое чтение представляет собой чистую формальность. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта, но отклонение правительственных биллей происходит очень редко.
После второго чтения законопроект отправляется в комитет. В Палате Лордов это комитет всей палаты или большой комитет. Оба они состоят из всех членов палаты, но большой комитет действует по специальной процедуре и используется только для не вызывающих споры законопроектов. В Палате Общин законопроект обычно передаётся в действующий комитет, состоящий из 16-50 членов палаты, но для важных законов используется комитет всей палаты. Несколько других типов комитетов, таких как избранный комитет, на практике используются редко. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. После того как палата рассмотрела законопроект, следует третье чтение. В Палате общин поправки больше не вносятся, и принятие предложения означает принятие всего законопроекта. Однако, поправки могут быть ещё внесены в Палате лордов. После прохождения третьего чтения, Палата Лордов должна проголосовать за предложение. После прохождения в одной палате законопроект посылается в другую палату. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен монарху на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты, и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.
Парламентский акт 1911 г. ограничил полномочия Палаты лордов отклонять законопроекты, принятые Палатой общин. Ограничения были усилены Парламентским Актом 1949 года. Согласно этому акту, если Палата общин приняла законопроект на двух последовательных сессиях, и оба раза он был отклонён Палатой лордов, Палата общин может направить законопроект на утверждение монарху, несмотря на отказ Палаты лордов принять его. В каждом случае законопроект должен быть принят Палатой общин по крайней мере за месяц до окончания сессии. Это постановление не имеет силы по отношению к законопроектам, предложенным Палатой лордов, законопроектам, предназначенным чтобы продлить срок работы парламента, и к частным биллям. Особая процедура действует для законопроектов, признанных спикером Палаты общин «денежными биллями». Денежный билль касается только вопросов налогообложения или государственных денег. Если Палата лордов не принимает денежный билль в течение одного месяца после принятия его Палатой общин, нижняя палата может направить его на утверждение монарху.
Даже до принятия Парламентских актов, Палата общин обладала большей властью в финансовых вопросах. По древнему обычаю Палата лордов не может вносить законопроекты, относящиеся к налогообложению или бюджету, или вносить поправки, касающиеся налогообложения или бюджета. Палата общин может временно предоставить Палате лордов привилегию рассмотрения финансовых вопросов для того, чтобы позволить Палате Лордов принять поправки, касающиеся финансовых вопросов. Палата Лордов может отказаться принять законопроекты касающиеся бюджета и налогообложения, хотя этот отказ может быть легко обойдён в случае «денежных биллей».
Последний этап принятия законопроекта — это получение Королевского согласия. Теоретически монарх может дать согласие (то есть принять закон) или не дать его (то есть наложить вето на законопроект). По современным представлениям монарх всегда принимает законы. Последний отказ дать согласие произошёл в 1708 г., когда королева Анна не утвердила законопроект «о создании шотландского ополчения».
Законопроект, прежде чем стать законом, получает согласие всех трёх частей Парламента. Таким образом, все законы устанавливаются монархом, с согласия Палаты лордов и Палаты общин.
Статья 4. Правительство
В политической структуре Великобритании Кабинет состоит из правительственных официальных лиц, выбранных Премьер-министром, большинство из них являются министрами правительства, в основном главами департаментов в должности «государственного секретаря». Формально члены Кабинета выбираются исключительно из одной из палат Парламента.
Технически Кабинет является одним из комитетов Тайного совета, поэтому все его члены автоматически назначаются Тайными советниками. Решения правительства и премьер-министра принимаются от имени монарха на специальных заседаниях Тайного совета в присутствии Лорда Председателя и ограниченного числа советников; данные решения называются «указ-в-совете».
По конституционной теории в британской системе правительства Кабинет был формальным органом принятия ключевых решений исполнительной власти.
Кабинет министров собирается на регулярной основе, как правило, еженедельно во вторник утром, для обсуждения наиболее важных вопросов государственной политики, и принятия решений. Продолжительность совещаний зависит от стиля Премьер-министра и политических условий, что свидетельствует о формальном утверждении решений, принятых в комитете, в кулуарных группах, или в двусторонних встречах между премьер-министром и главами отдельных департаментов Правительства, а обсуждения в Кабинете министров несколько ограничены.
Кабинет министров имеет множество подкомитетов, которые сосредоточены на конкретных областях политики, особенно на тех, которые затрагивают сферу деятельности нескольких министерств, и поэтому нуждаются в координации. Они могут быть постоянными или созданы на короткий срок для рассмотрения конкретных вопросов («специальные комитеты»). Большинство премьер-министров имели так называемый «внутренний кабинет», состоящий из собственных надежных советников, которые могут быть членами кабинета министров, но зачастую являются личными советниками премьера.
Основные направления деятельности Кабинета министров вне зависимости от его политической ориентации и партийного состава были определены в правительственном докладе в 1918 году и с тех пор принципиально не менялись. К функциям Кабинета относится: а) окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение парламента; б) контроль за тем, чтобы аппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией, определенной правительством; в) постоянная координация и разграничение сфер деятельности министерств и ведомств.
В рамках Кабинета министров по традиции создаются комитеты для рассмотрения различных вопросов внутренней и внешней политики. Названия комитетов, их количество законодательно не определяются, их создание, как правило, относится к компетенции премьер-министра. Обычно создаются комитеты по следующим направлениям работы правительства: 1) обороны и внешней политики; 2) законотворчества; 3) внутренней безопасности и социальных вопросов; 4) экономической политики и планирования.
«Теневой кабинет» - кабинет министров оппозиции, аналогичный правящему, формируемый партией проигравшей на парламентских выборах. Лидер оппозиционной партии официально именуется Лидером оппозиции Правительства Ее Величества и в этом качестве получает в соответствии с законодательством заработную плату. Задачей «теневого» кабинета является обеспечение беспрерывного эффективного политического управления страной в сочетании с постоянным контролем оппозиции за деятельностью правительства.
Общее руководство Кабинетом министров осуществляет премьер-министр, который одновременно является лидером партии победившей на парламентских выборах и официально занимает должность Первого лорда Казначейства. Функции и полномочия премьер-министра не определяются законом, а вытекают из политических традиций и конституционных соглашений. В самом общем виде они сводятся к следующему: формирование правительства и руководство его деятельностью; поддержание постоянных отношений между Кабинетом и монархом, путем советов монарху по вопросам политики; представление правительства в парламентских дебатах и ответы на вопросы о правительственной политике в парламенте; осуществление контроля за исполнением решений правительства министерствами и ведомствами; участие в принятии решений о назначениях на высшие государственные должности; информирование лидера оппозиции Правительства Ее Величества по наиболее важным конфиденциальным вопросам обороны и безопасности.
Премьер-министр не только определяет состав правительства, но и решает вопросы его внутренней структуры и организации. В политической истории Великобритании известно немало случаев, когда одно лицо совмещало должности премьер-министра и некоторых ключевых министров. Глава правительства не только руководит заседаниями Кабинета и намечает повестку дня, но и во многих случаях самостоятельно принимает важнейшие правительственные решения. Расхождения в позициях по ключевым вопросам между премьер-министром и другими членами правительства почти всегда разрешались и разрешаются не в пользу последних. Глава правительства вправе потребовать отставки конкретного министра. Под руководством премьер-министра работает государственная служба, и контролирует ее формирование.