Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 23:59, реферат
Версальско-вашингтонская система мирного урегулирования - система
империалистического мира, установленная государствами победителями,
главным. образом Великобританией, Францией, США и Японией, после Первой
мировой войны. Основу этой системы составили Версальский мирный договор,
связанные с ним договоры с бывшими союзниками Германии и соглашения,
заключённые на Вашингтонской конференции 1921-22 гг.
Версальский мирный договор
Версальско-вашингтонская
система мирного
империалистического мира, установленная государствами победителями,
главным. образом Великобританией, Францией, США и Японией, после Первой
мировой войны. Основу этой системы составили Версальский мирный договор,
связанные с ним договоры с бывшими союзниками Германии и соглашения,
заключённые на Вашингтонской конференции 1921-22 гг.
Версальский мирный договор (1919 год) - империалистический договор,
завершивший первую мировую войну. Подписан в Версале 28 июня державами-
победительницами - США, Британской империей, Францией, Италией, Японией
Бельгией и др., с одной стороны, и побеждённой Германией - с другой.
Условия договора были выработаны на Парижской мирной конференции 1919-20
гг.
“Четырнадцать пунктов”- условия мира, выдвинутые президентом США
Вильсоном в конце 1 мировой войны (в январе 1918 года) в противовес
советскому Декрету о мире; ставил целью установление гегемонии США в
международных делах.
“Четырнадцать пунктов”, демагогически представленные мировой
общественности в качестве программы восстановления мира во всём мире, были
в действительности очередной попыткой США не допустить раздела мира без
участия американского империализма.
В данной работе
рассматривается Версальский
образом изменивший геополитику практически всех стран и послуживший поводом
для развязывания так называемых «необъявленных» войн, а так же, как считают
некоторые историки и политологи – Второй мировой войны.
Глава 1. Международные отношения в 1919-1929 гг.
1. Предпосылки для заключения мирного договора
В ходе первой мировой войны Польское королевство, являвшееся частью
Российской империи, было оккупировано войсками Германии и Австро-Венгрии.
Согласно ст. III и IV Брест-Литовского мирного договора от 3 марта 1918
года между Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с одной
стороны, и Россией, с другой стороны
[2], ратифицированного
Всероссийским съездом Советов 15 марта 1918 года в условиях, когда
Советская власть едва родилась и была слабой, территория Польши отторгалась
от России наряду с Прибалтикой, Украиной, частями Белоруссии и Закавказья.
Подписанная В. И. Лениным как председателем СНК 2 (15) ноября 1917
года Декларация прав народов России, провозгласив равенство и суверенность
народов России, предоставила им право на свободное самоопределение вплоть
до отделения и образования самостоятельного государства. Поскольку
названная декларация вступила в силу до подписания Брест-Литовского мирного
договора, ее действие изначально распространялось и на народ, населяющий
Польшу, ибо военная оккупация Польши как части России германскими и австро-
венгерскими войсками не означала прекращения распространения российского
государственного суверенитета на эту территорию [13, 58].
Однако 12 сентября 1917
года по соглашению между
Венгрией приказом германского варшавского генерал-губернатора Безелера на
территории Польского королевства был создан Регентский Совет, которому
предписывалось осуществлять "верховную власть" в Польше, но на деле он
являлся креатурой Германии и Австро-Венгрии и состоял из трех членов,
назначенных германским и австро-венгерским императорами. В связи с этим
советское правительство справедливо рассматривало Регентский Совет,
просуществовавший до 13 ноября 1918 года, лишь как административный орган
германской и австро-венгерской военной оккупации. 22 июня 1918 года, т. е.
уже после заключения Брестского мира, наркоминдел России Г. В. Чичерин
писал представителю польского Регентского Совета: "Поставленная в
необходимость признать факт насильственного отторжения Польши от России,
Советская Россия в то же время не может признать существующего в Польше так
называемого Регентского Совета представителем воли польского народа. Именно
потому, что Рабоче-Крестьянское Советское правительство признает за
польским народом право на самоопределение, оно не может считать Регентский
Совет чем-нибудь иным, как только органом германской оккупации" [16].
Ноябрьская революция 1918 года привела к свержению кайзеровской
монархии в Германии и установлению Веймарской республики. 13 ноября 1918
года Всероссийский
мира с Германией, подписанные в Бресте 3 марта 1918 года, лишились силы и
значения. Брест-Литовский договор: в целом и во всех пунктах объявляется
уничтоженным. Все включенные в Брест-Литовский договор обязательства,
касающиеся: уступки территории и областей, объявляются недействительными"
[20]. В этот же день, 13 ноября, в Польше было сформировано правительство,
провозгласившее Польшу независимой республикой и объявившее Регентский
Совет стоящим вне закона, а 28 ноября советское правительство де-факто
признало Польскую республику как самостоятельное государство [15]. (Военная
история)
Созданная в Версале
система международных
учета интересов побежденных стран и большевистского режима. Державы Антанты
сочли необходимым создать зону буферных государств между Германией и
Россией — зону, ставшую «буферной только на бумаге. Пример таких стран, как
Чехословакия, Польша показал, что политико-стратегические соображения
оказались в конечном счете в подчинении у национально-этнических. Буферный
пояс в целом не мог быть стратегически более сильным, чем составляющие его
отдельные элементы-государства» [19, 45].
Регион, мыслившийся
политиками Антанты как
называть Центрально-Восточной Европой (ЦВЕ). Этот термин вряд ли можно
считать вполне удачным, но мы — следуя установившейся традиции — будем его
использовать для обозначения стран Центральной Европы, расположенных к
востоку от Германии. Французский геополитик Ж.Готтман назвал территории,
расположенные между Германией и Россией, «приливно-отливными землями».
Термин «приливно-отливные земли» довольно точно отражает геополитическую
специфику региона; «речь идет не о линии на карте, подобно границам
государств, но о пространстве пограничья» [14, 19].
Итак, под ЦВЕ подразумевают входившие до первой мировой войны в состав
Австро-Венгрии, Германии, России польские, чешские, словацкие, венгерские
земли. Как геополитическая реальность ЦВЕ существовала до начала войны в
рамках единого экономического пространства упомянутых империй,
территориальные параметры которых во многом определяли их международное
влияние и являлись важным условием геополитического многополярного
равновесия в Европе. В ходе военных действий ЦВЕ как регион прекратила
существование и ее дальнейшая геополитическая судьба во многом зависела от
послевоенного территориального размежевания. В 1918 г. в результате
национально-освободительных и революционных движений в ЦВЕ возникли
суверенные государства, факт создания которых признали западные державы. Но
в период работы Парижской мирной конференции (18 января 1919 — 21 января
1920 г.) между союзниками развернулась
острая дипломатическая
установления новых границ в регионе, определявшаяся стремлением найти
наилучший геополитический баланс сил для противостояния большевизму, а
также противоречиями в вопросе о гегемонии той или иной державы в ЦВЕ и в
Европе в целом.
Премьер-министр Франции Ж.Клемансо видел в сильных Польше и
Чехословакии орудия давления как на советскую Россию, так и на Германию.
Великобритания сделала ставку в борьбе с большевизмом на Германию,
усматривая в ней также противовес Франции; поэтому британский премьер-
министр Ллойд Джордж стремился принизить в глазах союзников значимость
Польши как антисоветского барьера. Позиция американского президента
В.Вильсона была менее определенной: он надеялся использовать против
большевиков новые государства ЦВЕ, принимал во внимание доводы
многочисленной польской общины США, но был также озабочен сообщениями
своего военного представителя в Варшаве о «наполеоновских» замыслах «франко-
польского империализма» и постепенно склонялся на сторону Ллойд Джорджа.
[7]
Германия в конце войны полагала возможным изменение геополитической
ситуации в ЦВЕ за счет входивших в состав Российской империи польских
земель: в германских правящих кругах шла полемика о создании буферного
государства из части Королевства Польского. Пограничную же с Германией зону
предполагалось передать под управление немецких военных властей, освободив
ее от поляков и заселив немецкими колонистами, в том числе реэмигрантами из
России, что гарантировало сохранение польских западных земель в составе
Пруссии.
Военное поражение Германии трансформировало эти планы, но их
геополитическую сущность не изменило. В декабре 1918 — январе 1919 г. обер-
президент Восточной Пруссии А.Батоцкий-Фрибе заявил, что в случае
подписания правительством «плохого
мира» восточные провинции
добиваться автономии или даже отделения от Германии путем создания
«Восточного государства» (Oststaat). Подобные намерения разделяли некоторые
прусские политики, юнкерские и военные круги, немецкие народные советы
(националистические
которых — публицист Г.Клейнов — обещал полякам равноправие и экономические
выгоды от их пребывания в Oststaat.
22 мая 1919 г. депутаты Национального собрания Германии и ландтага
Пруссии от восточных провинций учредили в Берлине Парламент немецкого
Востока, а 25 июня предполагалось провозгласить «Восточное государство».
По мнению одобрявшего
проект создания «
прусского министра внутренних дел В.Гейне, она должна была дать «шанс
национального и хозяйственного сохранения восточных провинций, а в
дальнейшем — после крушения польского империализма — возвращения их
Германии».
Сепаратистам пришлось, однако, отказаться от своих замыслов;
центральное правительство было вынуждено согласиться на передачу Польше
части восточных провинций Пруссии по условиям мирного договора, так как в
случае отказа от его подписания Германию ожидали репрессии союзников и она
могла погрузиться в хаос [8].
В правящих кругах восстановившей независимость Польши господствовали
две геополитические концепции. Оформившаяся в 1918 г. группировка
сторонников начальника государства Ю.Пилсудского (пилсудчики) выступала за
экспансию Польши на Восток. Свои геополитические намерения Пилсудский
маскировал под программу
(как минимум в границах 1772 г.), обещая автономию Украине, Белоруссии,
Литве.
Касаясь будущей
судьбы западных польских
1918 г. побочному сыну Вильгельма II, графу Г.Кесслеру: «Поляки не станут
воевать за Познань и Западную Пруссию. Если Антанта подарит им эти обе
провинции, они не откажутся, но сами войны не начнут». 8 апреля 1919 г.
Пилсудский в письме своему представителю на Парижской конференции,
признавая часть ранее принадлежавших Польше земель «старыми немецкими
колониями», предлагал добиваться обмена «сомнительного Гданьска» на Либаву
(Лиепаю) и Ригу.
Начальник государства,
стремившийся к расширению
мог допустить серьезного обострения польско-германских отношений.
Ориентировавшаяся на Антанту и оппозиционная пилсудчикам группировка
национальных демократов (эндеков) и примыкавшие к ней менее значительные
правоцентристские политические партии, имевшие интересы на западных
польских землях, активно боролись за включение последних в состав
возрождаемого государства. Эндеки выступали также за инкорпорацию (без
предоставления автономии) в состав Польши западнобелорусских и
западноукраинских земель, что предопределило слабость позиций народных
демократов в споре о западных польских границах.