Внешнеэкономические отношения РФ со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в выявлении и анализе внешнеторговых отношений.

Исходя, из цели были поставлены и решены следующие задачи:
Выявить меры по улучшению экономических отношений
Выявить основные направления и проанализировать внешнеторговые связи
Выявить прогнозы экономического сотрудничества РФ и СНГ

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Общий обзор темы “ Внешнеэкономические отношения РФ со странами СНГ ” 4
1.1.Основные термины «внешней торговли» 4
1.2.Состав стран СНГ и меры, для улучшения экономических отношений 5
Глава 2. Анализ связей внешней торговли РФ и стран СНГ 8
Глава 3. Прогноз внешнеторговых отношений РФ со странами СНГ 14
3.1. Мероприятия по развитию внешнеторговых отношений РФ и стран СНГ 14
3.2. Советы по решению проблем в области внешней торговли РФ со странами СНГ 16

Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 81.63 Кб (Скачать файл)

 

Увеличение стоимостного объема экспорта металлов и изделий из них в 2010 г. на 12,7% по сравнению с 2009 г. стало следствием  роста цен по основным товарным позициям группы и физических объемов:

- поставок чугуна на 58,2%, никеля необработанного – на 39,6%, алюминия необработанного – на 22,5%, железа и нелегированной стали – на 24,3%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 22,9 %.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

По Данным ФТС внешнеторговый оборот России со странами СНГ в январе-марте 2011г. увеличился на 53,9% по сравнению с 2010г. Рост экспорта составил 55,9%,импорта-49,9%. Со всеми странами СНГ в 2011г. сложился профицит торгового баланса. Максимальное улучшение торгового сальдо наблюдалось по Азербайджану - в 2,2 раза, по Таджикистану и Украине 2,0 раза.

Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ в 2011г. оставались Украина (7,2% внешнеторгового  оборота России), Белоруссия(4,8%) и  Казахстан(2,9%). На их долю пришлось 90,0% торговли со странами СНГ( по сравнению  с 2010 – 89,0%).

В структуре экспорта России в страны СНГ в январе-марте 2011г. снизилась доля продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья ( кроме текстильного), топливно-энергитических товаров, продукции химической промышленности, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, металлов и изделий из них, а также машин, оборудования и транспортных средств.

Стоимость экспорта топливно-энергетических товаров в январе-марте 2011г. возросло на 50,8% по сравнению с 2010г. Увеличение физических объемов поставок наблюдалось по нефтепродуктам на 33,0%, газу природному – на 54,2% и электроэнергии – в 2,6 раза. В то же время произошло снижение объемов поставок нефти сырой на 29,3%, по углю каменному – на 13,7%, по коксу полукоксу в 24,6 раза. Цены повысились по всем основным товарам группы.

Стоимостный объем российского экспорта в январе-марте 2011г.машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 9,7%, по сравнению с январем-мартом 2010г., в том числе по автомобилям легковым – на 45,7%, по автомобилям грузовым – в 1,7 раза.

Снижение физических объемов  поставок продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья  (кроме текстильного) в 2011г. произошло по большинству товарных позиций группы. В результате стоимостной объем экспорта по группе в целом упал на 15,3 %.

Рост цен произошел  по большинству видов продукции  химической промышленности: по каучуку  синтетическому – на 71,8%, удобрениям минеральным азотным – на 77,8%, аммиаку безводному – на 19,5 %, удобрениям минеральным смешанным – на 51%. Увеличение поставок отмечено по удобрениям минеральным смешанным – в 2,5 раза, по аммиаку безводному -  в 1,9 раза. В результате стоимостной объем экспорта по группе в целом вырос на 27,8 %.

Стоимостной показатель экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий увеличился на 3,4% по сравнению  с 2010г. Увеличение цен наблюдалось  по основным позициям группы, в том  числе, на целлюлозу древесную на 20,9 %, лесоматериалы обработанные –  на 6,4 %, фанеру клееную – на 21,9% и  бумагу газетную на 14,5%.

Увеличение стоимостного объема экспорта металлов и изделий  из них в 2011г. на 10,5% по сравнению  с 2010г. стало следствием роста цен  по основным товарным позициям группы и физических объемов поставок чугуна на 27,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 42,4%, алюминия необработанного  – на 11,1% и никеля необработанного  – в 2,7 раза.

 

 

 

Общий объем внешней торговли Российской Федерации  
в 2010-2011 гг. В рамках ТС 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Прогноз внешнеторговых отношений РФ со странами СНГ

3.1. Мероприятия по развитию внешнеторговых  отношений РФ и стран СНГ

 

Как известно в 2008 году экономика ряда стран Содружества в полной мере ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса - особенно заметным оно было в странах с относительно более высоким уровнем интеграции в мировую экономику.

Как и в других государствах, в  странах СНГ от кризиса страдали реальный сектор экономики, государственные  финансы, фондовый рынок, валютная и  банковская сферы. Негативное воздействие  на основные отрасли экономики стран  СНГ оказало снижение мировых  цен на нефть, металлы, зерно, а также  сокращение внешнего спроса на ряд  экспортируемых странами Содружества  товаров.

В условиях снижения ценовой конъюнктуры, прекращения притока иностранного капитала, сокращения денежных переводов  трудовых мигрантов экономическая ситуация на пространстве СНГ ухудшались. Меры, принимаемые правительствами ряда стран СНГ, включали ужесточение денежной политики, сокращение бюджетных расходов и государственных инвестиций в реальный сектор экономики. Эти меры могли затронуть и финансирование проектов, реализуемых с участием российских инвесторов.

В складывающейся финансово-экономической  ситуации на мировых рынках было важно  использовать потенциал интеграционных объединений для минимизации  последствий кризиса. Такая работа велась как в формате СНГ, так  и по линии ЕврАзЭС, ШОС и Союзного государства.

В СНГ (как интеграционном объединении) существовало понимание необходимости  согласованных действий по выходу из кризиса. Велась работа над скоординированными мерами, работа по линии Экономического совета, организовывались встречи министров  финансов государств Содружества для  мониторинга ситуации и выработки  антикризисных мер.

На заседаниях Экономического совета СНГ в 2008 году были приняты соответствующие  решения по преодолению негативных последствий мирового финансового  кризиса, предложения о поэтапной  отмене ограничений во взаимной торговле, определен Перечень базовых документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ, обсужден ход выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в части экономического сотрудничества.

В 2008 году продолжалась работа по важнейшим  направлениям интеграционного сотрудничества в Евразийском экономическом  сообществе: формирование Таможенного  союза; проведение согласованной экономической  политики; активизация взаимодействия в реальном секторе экономики; совместное развитие энергетического рынка; формирование транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС  формирование общего финансового рынка; взаимодействие в аграрном секторе  и в области миграционной политики.

Примером конкретных практических шагов по преодолению последствий  финансового кризиса была работа по созданию Антикризисного фонда ЕврАзЭС.7 Следует также отметить работу, проведенную в рамках Шанхайской организации сотрудничества. В результате реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее выполнению в 2008 году отмечена позитивная динамика в ряде сфер торгово-экономического сотрудничества, представляющих взаимный интерес: создание благоприятных условий для инвестиций, развитие транспортного сообщения и транзитного потенциала, современных информационно-коммуникационных технологий. Обращено внимание на необходимость более активного использования потенциалов Делового совета и Межбанковского объединения ШОС в целях укрепления на пространстве Организации благоприятной инвестиционной среды и привлечения бизнес-сообщества к реализации крупных совместных экономических проектов.

К числу успешных мероприятий, прошедших  в 2008 году в рамках Союзного государства, можно отнести завершение в России и Белоруссии внутригосударственных  процедур по введению в действие Соглашения о регулировании вопросов собственности  Союзного государства и Соглашения об обеспечении равных прав граждан  на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства на территориях  государств-участников Союзного государства.

Также в 2008 году были решены многие вопросы  формирования единого экономического пространства Союзного государства, ускорения  межгосударственной интеграции, сохранения устойчивости национальных экономик в  условиях мировой финансовой нестабильности.

В конце января 2009 года Минэкономразвития  России провело совместное заседание  коллегии с Минэкономики Белоруссии, на котором, в частности, был согласован План совместных действий правительств России и Белоруссии по повышению конкурентоспособности экономик в условиях экономического кризиса. Мероприятия Плана нацелены на минимизацию последствий кризиса, улучшение параметров платежного баланса, совершенствование условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли. Одним из положений плана совместных действий является создание благоприятных условий для расширения доступа российских и белорусских товаров на национальные рынки.

 

 

3.2. Советы по решению проблем  в области внешней торговли  РФ со странами СНГ

 

Страны СНГ - это важный рынок  сбыта российских несырьевых товаров  и услуг, в первую очередь машин  и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества  на предстоящий период можно отнести  формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

 

- продолжать работу по совершенствованию  нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной  торговли, завершению формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и элементов единого экономического пространства;

- предложить странам Содружества  эффективные антикризисные программы,  а возможно и антикризисные  кредиты, направленные на минимизацию  последствий влияния кризиса  на реальный сектор экономики,  финансовую и банковскую сферы;

- активизировать участие российских  предпринимателей в приватизационных  процессах в странах СНГ, в  том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные  предприятия), Казахстане (главным образом,  организации банковской сферы), и  с этой целью обеспечить отечественному  бизнесу всестороннюю поддержку;

- сформировать более активную  экономическую повестку двусторонних  отношений, в том числе заседаний  межправительственных комиссий  со странами СНГ (поддержка  реализуемых и намечаемых проектов  с участием российского бизнеса,  создание выгодных условий для  участия российского бизнеса  в процессах приватизации и  конкурсах по госзакупкам и  др.);

- эффективно использовать как  важное конкурентное преимущество  транспортный и транзитный потенциал  Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным  географическим положением. Речь  идет о развитии системы трубопроводного  транспорта для расширения рынка  сбыта энергоносителей, о создании  международных транспортных коридоров  для приближения регионов, в первую  очередь приграничных, к международным  рынкам сырья, товаров и услуг;

- приступить к разработке и  реализации крупных инвестиционных  проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных  на реализацию конкурентных преимуществ  России и государств-участников  СНГ. Обозначить лидирующую роль  России в их финансировании.

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, повторим, что Россия плодотворно сотрудничает со многими странами мира, и, прежде всего со своими ближайшими  соседями – странами СНГ,  с которыми она тесно связана  благодаря   историческим,   культурным,   научным,  экономическим   и  транспортным связям. Она всегда  стремилась  к сохранению взаимовыгодных экономических отношений с республиками бывшего СССР. Это сотрудничество позволяет решать многие проблемы на взаимовыгодной основе.

Успешное развитие торгово-экономических связей со странами СНГ способствует социально экономическому развитию РФ и Содружества, разностороннему сотрудничеству, что содействует укреплению позиций РФ в международных экономических и иных отношениях. Для России торгово-экономические отношения со странами СНГ имеют особое геоэкономическое и геополитическое значение.

Россия импортирует из стран СНГ многие виды сырья, материалы  и технику, продовольственные и  непродовольственные товары, что  составляет 30% их импорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1  Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. 

2 Регионализация — развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион; возникновение региональных объединений государств.

3 Научно-техническая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Информация о работе Внешнеэкономические отношения РФ со странами СНГ