Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование отношений США и России в области экономики и политики в переходный период в третье тысячелетие. Итак, в данной работе для осуществления цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить внешнюю политику США и России после падения биполярной системы;
2. Дать анализ проблем российско- американских отношений;
3. Изучить перспективы развития российско-американских отношений
Введение……………………………………………………………………………3 Внешнеполитические интересы России и США………………………………...5
Проблемы российско-американских отношений………………...……………...9
Предпосылки взаимодействия…………………………………………………...18
Перспективы развития российско-американских отношений…………………22
Заключение………………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………………….26
Ненацеливание американских и российских
ракет лишь создает видимость
решения этой проблемы. Ведь для
перенацеливания требуется неск
Такой модели отношений, как взаимное ядерное сдерживание, сегодня нет у других держав (отношения между Индией и Пакистаном не сопоставимы), что придает российско-американским стратегическим отношениям особый и, увы, не позитивный характер. Исходя из логики этой модели, Россия и США по-прежнему готовятся к ядерной войне друг против друга. Пока, к сожалению, не только краткосрочное, но и средне- и долгосрочное военное планирование Москвы и Вашингтона остается в плену формулы взаимного ядерного сдерживания. А это постоянно привносит конфронтационный момент в отношения между ними и неизбежно подрывает движение к стратегическому партнерству - ведь ядерное сдерживание (причем в форме взаимного ядерного сдерживания) остается основой военно-стратегической доктрины как России, так и Соединенных Штатов.
Видимо, пора начинать поиск перехода к иной модели российско-американских отношений в ядерной сфере, которая должна носить более кооперационный характер, чем жесткие конфронтационные правила игры в рамках взаимного ядерного сдерживания. Решение этой задачи потребует времени, необходимого для постепенного изменения технологического и доктринального компонентов ядерной политики двух держав, а также налаживания беспрецедентного взаимодействия между двумя державами в столь деликатной сфере.
3. Предпосылки взаимодействия
Таким образом, в российско-американских отношениях после эйфории 1991-1993 годов на первый план стали выходить разногласия сначала по второстепенным, а затем и по более важным вопросам. Лишившись глобальной роли, Москва попыталась очертить круг своих особых интересов, а США отказываются признать такую зону не только в Центральной и Восточной Европе или на Ближнем и Среднем Востоке, но и на территории бывшего Советского Союза. Список расхождений выглядит все более внушительно: статус Косово, продажа ядерной технологии Ирану, расширение НАТО, политика Москвы в отношении стран СНГ, особенно Грузии, размещение элементов ПРО в Европе.
Попытки вернуться к «сдерживанию» России, быстрое расширение НАТО за счет бывших союзников Москвы и жесткое противодействие любым реинтеграционным тенденциям на основе добровольности и взаимной выгоды на территории бывшего СССР могут обернуться резким ухудшением американо-российских отношений.
Однако все эти объективные проблемы можно было бы преодолеть, если бы Москва и Вашингтон смогли за последние годы создать реальный действенный механизм стратегического партнерства.
Думается, что тезис о «неизбежной вражде» России и США столь же необоснован, как и миф о «естественной дружбе» русских и американцев. Как свидетельствует двухсотлетняя история, и царская Россия, и сталинский Союз в критические моменты истории, когда нарушался баланс сил в многополярном мире, оказывались партнерами и даже союзниками Америки. Причина этого заключалась в совпадении ключевых интересов безопасности двух держав, когда они сталкивались с вызовом какой-то третьей державы (или коалиции). Общая опасность помогала найти общий язык двум весьма непохожим друг на друга странам.
Россию и США могли бы объединить важные стратегические интересы, их общая заинтересованность по поддержанию стабильности и безопасности в мире. Однако за прошедшие четыре года Москва и Вашингтон так и не сумели выработать систему согласования и координации своей политики. Тем не менее возможности для создания реального стратегического партнерства России и США далеко не исчерпаны.
Институционализация российско-американского партнерства, как показывает опыт, возможна при наличии трех основных компонентов, а именно:
- системы определения общих интересов;
- совместного механизма
- совместного механизма
К сожалению, все эти составные
блоки стратегического
Чтобы не допустить окончательного развала стратегического партнерства, надо, пока не поздно, преодолеть разрыв между декларациями и реальностью. Равноправное партнерство подразумевает и совместное определение общих интересов, и создание механизма консультаций при принятии решений, а также органов постоянного взаимодействия на рабочем уровне. Сохраняющиеся сферы расхождений обладают потенциалом возврата к конфронтационной модели отношений между Россией и США. В таком развитии событий заинтересованы влиятельные политические силы в обеих странах. Поводом для новой конфронтации может служить, с одной стороны, возобладание в политике Вашингтона курса на закрепление однополярного статуса системы международных отношений, а с другой - рецидивы «сверхдержавности» в политике России.
Наибольшую опасность в этом плане представляет противостояние между Россией и Западом по вопросу о расширении НАТО, если США и их союзники будут игнорировать возражения России и форсировать процесс абсорбции восточноевропейских стран в западное сообщество. Россия может столкнуться с выбором - либо признать унизительное геополитическое поражение, либо пойти на жесткие ответные меры, в том числе военного характера (отказ от выполнения договоров, наращивание ядерных и обычных вооружений, создание «нового Варшавского Договора» и т. п.).
Необходимо признать, что иллюзии относительно роспуска НАТО не оправдались. Необоснованны и расчеты на превращение Североатлантического блока в невоенную политическую организацию. Очевидно, в обозримом будущем НАТО не только сохранится, но и рано или поздно расширится за счет новых членов.
Сегодня Москва не в состоянии заблокировать решение о расширении НАТО. Отсутствие реальных рычагов экономического и политического влияния может превратить в блеф чрезмерно жесткую позицию России. Сохраняется лишь надежда оформить «особые отношения» между Российской Федерацией и НАТО путем взаимодействия через Совет Россия-НАТО.
Следует учитывать, что возникновение
новой конфронтации с США и
Западом в целом будет
Наконец следует также признать, что новое силовое противостояние с Западом потребует еще большей мобилизации всех национальных ресурсов, чем это было в советский период. Такая мобилизация может осуществляться только методами, исключающими политическую демократизацию и переход к рыночной экономике. Конфронтация России с США и американскими союзниками будет на практике означать автоматический отказ от продолжения реформ внутри страны.
При всех сегодняшних разногласиях
и асимметричности
В многополярном мире идет неизбежная диффузия силы - экономической, военной, политической. Ни мы, ни американцы не заинтересованы в том, чтобы произошло резкое усиление одного из новых центров силы и появление новой «сверхдержавы» в мире. Ни мы, ни американцы не заинтересованы в распространении ядерного оружия, других средств массового поражения, сверхсовременных обычных вооружений. Есть у России и США общий интерес в том, чтобы не допустить разрастания этнических и религиозных конфликтов в разных регионах. Есть у двух стран и другие параллельные интересы. Это позволяет надеяться, что нам удастся не допустить разрастания расхождений и возврата к геополитической конфронтации - на сей раз не на идеологической основе, а в результате неспособности обеспечить взаимодействие на основе национальных интересов обеих держав.
Формирование действительно взаимовыгодного партнерства России и США будет непростой задачей - слишком различны сегодня возможности двух государств. Но вполне достижимо создание такого механизма партнерства, которое позволит обеспечить наиболее важные геополитические интересы России.
Глава министерства иностранных дел РФ С.В.Лавров считает, что с приходом к власти в Вашингтоне новой администрации в двусторонних отношениях с США возобладает позитивная динамика.
Первые контакты с представителями
администрации Барака Обамы и
те сигналы, которые приходят из Вашингтона,
обнадеживают. Кажется, что новый
президент США реально
«Если действовать, опираясь на прагматизм и совпадающие интересы, то можно будет серьезно продвинуться вперед, привести наши подходы к общему знаменателю в решении ряда важнейших вопросов стратегической стабильности и международной безопасности».6
Основное внимание, конечно, необходимо уделять именно этой проблематике. Потенциально есть возможности договориться и по противоракетной проблематике. В течение прошедших двух лет РФ пыталась разъяснить американской стороне отсутствие объективных причин для размещения элементов их национальной стратегической ПРО в Европе и дестабилизирующий характер односторонних шагов США как для российско-американских отношений, так и для международной безопасности в целом. В попытке нахождения конструктивных развязок Россия предложила ясную альтернативу: вместе, пригласив все заинтересованные страны, проанализировать, с какими реальными ракетными угрозами можем столкнуться в ближайшем будущем и как коллективно на них реагировать. Такое сотрудничество, в случае его налаживания, могло бы помочь качественно изменить стратегический контекст отношений между Россией и США.
«Перспективное направление
Разумеется, существует готовность к конструктивному взаимодействию с США по всему спектру вопросов противодействия новым угрозам и вызовам, включая антитеррористическую и антинаркотическую проблематику.
Широкое поле для совместной работы
открывается в сфере
Россия намерена также по-партнерски и дальше работать с американской стороной в продвижении своих идей по всем актуальным внешнеполитическим темам, включая укрепление европейской безопасности, ситуацию вокруг Северной Кореи, положение дел в Ираке, Афганистане. Что касается ядерной программы Ирана, то здесь российская сторона давно выступает за необходимость вовлечения США в диалог с Тегераном – напрямую, по всему спектру имеющихся в их отношениях проблем.
Президент Российской Федерации говорит по поводу российско-американсуих отношений следующее: «трудно не согласиться с грустными оценками состояния российско-американских отношений на конец прошлого года. К сожалению, в результате планов предыдущей администрации США они резко ухудшились. Такие планы наносили ущерб российским интересам, а в случае их реализации неизбежно потребовали бы наших ответных действий…Думаю, что интересам наших стран, да и всего мира, отвечала бы очистка наших отношений от подобных «токсичных активов». И сделать это возможно только совместными усилиями. Обмен посланиями между президентами России и США в начале этого года продемонстрировал обоюдную готовность к выстраиванию зрелых, на прагматичной и деловой основе отношений между Россией и США.
Сфер для сотрудничества больше чем достаточно. И я согласен с Президентом Бараком Обамой в том, что ближайшим приоритетом должно стать возобновление разоруженческого процесса. Одностороннее стремление к абсолютной безопасности – опасная иллюзия, и хорошо, что это теперь признают и наши партнёры в Вашингтоне… Убеждён, что России и США – сохраняющим особую ответственность в мировых делах – есть что предложить остальному миру. Эти возможности наиболее ярко проявляются в вопросах стратегической стабильности, ядерной безопасности, в целом ряде других областей. От характера российско-американских отношений многое зависит и в евроатлантической политике, «несущей конструкцией» которой могло бы стать тройственное взаимодействие – между Россией, США и Евросоюзом.
Информация о работе Внешнеполитические интересы России и США