Внешнеторговая деятельность: заключение договоров и расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

Большое значение во внешнеторговой деятельности принадлежит международным договорам. Основным международным актом во внешней торговле является заключенная в г. Вене Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., вступившая в силу для СССР в 1991 г. Венская конвенция является основным документом регулирующим порядок заключения договоров международной купли-продажи товаров, его основные условия, а также права и обязанности сторон.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..……...3
Понятие и субъекты внешнеторговой деятельности………….....………4
Внешнеторговые контракты: порядок заключения и особенности исполнения………………………………………………………..….……10
Правовое регулирование валютных операций в РФ……….….….…… 15
Заключение………………………………………………….….…………25
Задача……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………...….29

Файлы: 1 файл

хоз.право ПЕЧАТЬ!.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ 
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Финансовый  университет при правительстве  РФ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по хозяйственному праву

вариант 0

«Внешнеторговая деятельность: заключение договоров и расчеты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………..……...3

Понятие и  субъекты внешнеторговой деятельности………….....………4

Внешнеторговые  контракты: порядок заключения и  особенности исполнения………………………………………………………..….……10

Правовое  регулирование валютных операций в  РФ……….….….…… 15

Заключение………………………………………………….….…………25

Задача……………………………………………………………………...26

Список использованной литературы………………………………...….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях отмечается усиление процессов интеграции России в мировую экономику. Немаловажную роль в данном процессе играет налаживание  торговых связей российских хозяйствующих  субъектов с зарубежными контрагентами, способствующее развитию внешнеторговой деятельности страны.

Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области  внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. П. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Внешнеторговая деятельность осложнена  существованием «иностранного элемента», что обуславливает наличие специальных  нормативных правовых актов, регулирующих внешнеторговую деятельность. Базовым  документом правового регулирования  внешнеторговой деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  и ряд других нормативных актов  Российской Федерации.

Большое значение во внешнеторговой деятельности принадлежит международным  договорам. Основным международным  актом во внешней торговле является заключенная в г. Вене Конвенция  ООН о договорах международной  купли-продажи товаров 1980 г., вступившая в силу для СССР в 1991 г. Венская  конвенция является основным документом регулирующим порядок заключения договоров  международной купли-продажи товаров, его основные условия, а также  права и обязанности сторон.

 

Понятие и субъекты внешнеторговой деятельности

   Традиционно под внешнеторговыми сделками понимаются сделки, содержанием которых являются экспортно-импортные операции по обмену товарами, услугами, продуктами творческой деятельности и т.п., в которых хотя бы одной из сторон является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицоБольшая советская энциклопедия. Т. 
        Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Федеральный закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4850. 
          Согласно ст. 10 ФЗ о внешнеторговой деятельности  любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ и федеральными законами. 
         Исходя из смысла этой статьи, субъекты внешнеторговой деятельности различаются по национальной принадлежности и делятся на российских и иностранных лиц. 
         Российским лицом в соответствии с пп. 23 ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности является лицо - юридическое лицо, созданное в соответствии 
с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на местности Российской Федерации, являющееся гражданином РФ или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ. 
 
              К зарубежному лицу согласно пп. 11 ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности Федеральный закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4850. относится физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами;  
            При анализе норм ФЗ о внешнеторговой деятельности,может быть, сделать вывод, что к определению сторон внешнеторговых сделок не применяется терминология валютного законодательства, в котором предусмотрено деление участников соответствующих правоотношений на резидентов и нерезидентов. 
       При этом п. 6 ст. 1 ФЗ о денежном регулировании и денежном контроле Федеральный закон РФ от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О денежном регулировании и денежном контроле" // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, №50, ст. 4859относит к резидентам Российской Федерации: 
а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;  
б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;  
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;  
г) находящиеся за пределами местности РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;  
д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами местности РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;  
е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;  
                  Нерезидентами согласно пп.7 ст.1 ФЗ о денежном регулировании и денежном контроле Федеральный закон РФ от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О денежном регулировании и денежном контроле" // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, №50, ст. 4859 являются: 
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части;  
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами местности Российской Федерации;  
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами местности Российской Федерации;  
г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;  
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;  
е) находящиеся на местности РФ филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;  
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 ст.1 ФЗ о денежном регулировании и денежном контроле;  
 
Безусловно, перечень резидентов и нерезидентов РФ, предусмотренный в ФЗ о денежном регулировании и денежном контроле, немаловажно шире, чем указанный в ФЗ о внешнеторговой деятельности. 
           В частности, в перечень лиц, являющихся резидентами РФ, включены напрямую в ст. 1 ФЗ о денежном регулировании и денежном контроле Федеральный закон РФ от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О денежном регулировании и денежном контроле" // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, №50, ст. 4859 Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, в то пора как согласно ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности Федеральный закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4850. указанные субъекты правоотношений относятся к российским лицам, а ст. 11 ФЗ о внешнеторговой деятельности  определяет, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую дело, только в случаях, установленных федеральными законами. 
            Согласно ст. 50 Закона о внешнеторговой деятельности  право осуществления внешнеэкономических интересов РФ в иностранных государствах предоставлено дипломатическим представительствам и консульским учреждениям РФ, а также созданным на основании международных контрактов РФ торговым представительствам РФ, решение об учреждении которых принимается Правительством РФ. 
           При совершении внешнеторговых сделок, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, Российская Федерация несет по сведениям сделкам имущественную ответственность. Вместе с тем, ни торговые представительства, ни Российская Федерация в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами, а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства. 
 
           Таким образом, Российская Федерация, ее субъекты осуществляют внешнеторговую дело через специально создаваемые (зачастую в форме унитарного предприятия) структуры, которые, в свою очередь, действуют в интересах государства. 
          Среди субъектов внешнеторговой деятельности не названы также и филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц - резидентов РФ, как расположенные на местности РФ, так и находящиеся за ее пределами. В качестве участников внешнеторговой деятельности от имени иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся юридическими по законодательству государства их регистрации, могут выступать также и филиалы, представительства, иные подразделения данных организаций, прошедших процедуру аккредитации в установленном законом порядке и в необходимых случаях, вставших на налоговый учет. 
         Представляется, что не включение указанных субъектов в перечень российских и иностранных лиц, несмотря на их признание в качестве нерезидентов в ФЗ о денежном регулировании и денежном контроле Федеральный закон РФ от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О денежном регулировании и денежном контроле" // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, №50, ст. 4859, является серьезным упущением в регулировании внешнеторговой деятельности, так как филиалы и представительства не являются по общему правилу юридическими лицами, однако представляют интересы юридического лица за пределами пределов нахождения последнего, в том числе при осуществлении внешнеторговой деятельности. 
        В данном случае было бы целесообразно унифицировать нормы действующего законодательства РФ в сфере внешней торговли, и валютного регулирования и валютного контроля и сформулировать понятия, используемые в ФЗ о внешнеторговой деятельности Федеральный закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4850., исходя из критериев, которым соответствуют резиденты и нерезиденты РФ согласно валютному законодательству. В частности, относительно российских и иностранных лиц могут быть предложены следующие понятия: 
- иностранное лицо - физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются резидентами Российской Федерации;  
- российское лицо - физическое лицо, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, которые являются резидентами Российской Федерации;  
- участники внешнеторговой деятельности - резиденты и нерезиденты РФ, занимающиеся внешнеторговой деятельностью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнеторговые контракты: порядок заключения и особенности  исполнения

Международная практика выработала целый ряд требований, предъявляемых обычно к содержанию и структуре международных коммерческих контрактов. На территории нашей страны такая практика закреплена в Письме ЦБ РФ N 300 «О рекомендациях по минимальным  требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов»  от 15 июля 1996 г.

Международные коммерческие контракты обычно содержат несколько  разделов, располагаемых в определенной логической последовательности, хотя содержание и даже структура контрактов могут меняться в зависимости  от специфики товара и целого ряда других условий:

- Определение сторон  контракта с указанием их полного  официального наименования и  адресов располагается на первой  странице контракта, где указывается  его регистрационный номер, место  и дата подписания. Указание места  подписания имеет большое значение  для определения того, право какой  страны применимо к контракту,  если какой-либо вопрос в нем  прямо не урегулирован. С учетом  этого нередко в качестве места  подписания указывается г. Москва, даже если фактически контракт  подписывался за границей –  это повышает шансы на то, что  юрисдикционным органом в качестве применимого будет признано российское право.

- Предмет контракта.  В этом разделе указывается  наименование товара, его количество, комплектность, технические характеристики  и качество. В этом же разделе  определяются и базисные условия.  Наименование товара дается, как  правило, в соответствии с таможенной  классификацией страны назначения  или согласно международным стандартам. Количество определяется в метрической  системе мер и весов или  в других системах и единицах  измерения (например, в мешках, кипах,  бочках и т.д.). Контракты предусматривают  следующие способы согласования  качества:

1) соответствие товара  определенному стандарту, сложившемуся  в международной торговле;

2) соответствие качества  товара определенному образцу;

3) использование показателя  faq (fair average quality) – «хорошее среднее качество».

- Цена товара. Цена  товара является существенным  условием контракта и может  выступать в нескольких видах:

а) твердая цена, которая  указывается в контракте и  не подлежит изменению в течение  всего срока действия контракта;

б) скользящая цена, которая  указывается в контракте, но может  подвергаться соответствующей корректировке  в случае изменения ценообразующих факторов (заработной платы, стоимости сырья и оборудования по производству товара) в период действия контракта. В контракте обычно оговариваются и пределы отклонения фактической цены от контрактной в ту или другую сторону (например, + 15%);

в) цена с последующей  фиксацией, которая не указывается  в контракте, а определяется соответствующей  котировочной ценой товара на момент исполнения контракта. Котировочными  ценами выступают:

справочные цены, которые  публикуются в прейскурантах, бюллетенях и иных периодических изданиях. Реальные цены оказываются ниже справочных;

цены статистики международной  торговли, которые рассчитываются как  общая сумма, вырученная от продажи  отдельных товаров, деленная на их количество;

биржевые цены, которые  выступают как реальные цены сделок, совершаемых на бирже в тот  или иной момент;

цены аукционов, которые  выступают как реальные цены сделок, заключенных на международных торгах.

- Сроки поставки товара. Сроки поставки товара указываются  либо в виде конкретных дат,  либо как квартальные, полугодовые,  годовые, либо в виде периода времени с даты подписания контракта. Во избежание споров в контракт обычно включается четкая формулировка о том, что считается датой поставки товара. Необходимо также сделать оговорку о том, допускается ли досрочная поставка. Покупателю важно знать время фактической отгрузки товара с тем, чтобы он мог позаботиться о его приемке. Для этого в контракте обычно предусматривается обязанность продавца известить покупателя о произведенной отгрузке товара. Обязанность высылки извещения об отгрузке вытекает в ряде случаев из торговых обычаев, т.е. даже тогда, когда она не предусмотрена контрактом. Международная коммерческая практика знает и такой способ обозначения срока, как немедленная поставка. Фактически это означает, что поставка должна быть произведена в течение 14 календарных дней с момента заключения контракта.

- Условия расчетов. Положения  контракта об условиях расчетов  составляются с учетом предписаний  международных договоров и действующих  норм национального законодательства. Указывается форма страхования валютного риска, форма расчетов (банковский перевод, инкассо, аккредитив, открытый счет, вексель, чек) и форма кредита (банковский или коммерческий), если он предоставляется. В контракте должны быть четко зафиксированы условия платежа по кредиту и указано, против комплекта каких документов осуществляется платеж.

- Тара, упаковка и маркировка  товара. Тара – внешняя упаковка  товара (ящики, бочки, мешки, контейнеры). Она отличается от непосредственной  упаковки, в которую уложен товар  и которая неотделима в торговом  обороте от самого товара. Маркировка  помещается на таре, бирке или  самом товаре. В международной  торговле применяются следующие  виды маркировки:

товарная – содержит наименование товара, вес брутто и  нетто;

грузовая – содержит наименование государства и пунктов  отправления и назначения, наименование получателя, маршрут следования, номер  груза и его вес;

специальная – содержит наименование товара, инструктивные надписи об обращении с ним во время погрузки, разгрузки, перевозки и хранения;

транспортная – представлена в виде дроби, числитель которой  обозначает порядковый номер грузового  места в партии, перевозимой по одному перевозочному документу, а  знаменатель – общее число  мест в этой партии. Эту маркировку наносит не грузоотправитель, а перевозчик.

Маркировка наносится  несмываемой краской с противоположных  сторон тары на языке страны продавца с переводом на язык страны покупателя.

- Гарантии исполнения  контракта. Гарантии надлежащего  исполнения контракта предоставляются  продавцом и служат средством  обеспечения исполнения им своих  обязательств по контракту. Как  правило, такие гарантии принимают  форму банковских гарантий, выдаваемых  по инструкции продавца-принципала  банком-эмитентом в пользу покупателя-бенефициара.

- Ответственность сторон  контракта за его неисполнение  или ненадлежащее исполнение. Для  повышения ответственности сторон  за выполнение принятых на  себя обязательств в условиях  контрактов обычно предусматриваются  штрафные санкции, которые по  своим размерам и порядку должны  стимулировать выполнение обязательств. Например, штраф за просрочку  поставки может быть прогрессивным,  т.е. возрастать по мере увеличения  просрочки. Вместе с тем штрафные  санкции не должны носить разорительный  характер – обычно общий размер  штрафа ограничивается суммой  в 8-10% от стоимости просроченной  партии товара. Необоснованное ужесточение  штрафных санкций покупателями  часто вызывает ответную реакцию  продавцов: они закладывают возможные  штрафы в цены. Положения о  штрафных санкциях обычно формируются  на основе взаимной ответственности:  например, наряду со штрафами  за просрочку поставки продавцом  предусматривается штраф за задержку  платежа покупателем.

- Страхование товара. Проблема возмещения убытков  тесно связана со страхованием. Указание в контракте базисных  условий определяет и обязанности  сторон по страхованию. Так,  по условиям ФОБ экспортер  страхует груз при транспортировке  до порта погрузки и в порту  до погрузки его на борт  судна. Дальнейшая забота о  страховании лежит на покупателе. В контрактах встречаются и  специальные подробные положения  о страховании (что страхуется, от каких рисков, кто страхует  и в чью пользу).

Информация о работе Внешнеторговая деятельность: заключение договоров и расчеты