Внешнеторговая политика Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 02:26, автореферат

Описание работы

ФРГ – крупнейшая страна Западной Европы. Возвышение ФРГ после Второй мировой войны связано со значительным расширением внутреннего рынка, массовым обновлением и ростом основного капитала. Росту производства способствовали финансовая и материальная помощь по «плану Маршалла», импорт иностранного капитала, небольшие военные расходы.

Содержание работы

Введение. 3

1 Место Германии в мировой торговле. 3

2 Товарная и географическая структура экспорта и импорта Германии......... 3

3 Внешнеторговая политика Германии. 3

Заключение. 3

Список использованных источников и литературы.. 3

Файлы: 1 файл

ГЕРМАНИЯ.docx

— 62.71 Кб (Скачать файл)

 
 
 
По данным годового статистического  отчета Германии за 2007 год была составлена таблица 5, в которой прослеживается динамика товарной структуры экспорта Германии в 2004–2006 гг.  
 
Как видно из составленной таблицы, наибольший удельный вес (49,2%) в общей товарной структуре экспорта Германии занимает продукция машиностроительной и электротехнической промышленности. Так же достаточно высока доля продукции химической и обрабатывающей промышленности (13,7% и 13,9% соответственно). За период 2004–2006 гг. наблюдается положительная динамика роста экспорта продукции всех отраслей промышленности. Что же касается удельного веса, то для сырьевых товаров, в т.ч. для топливного минерального сырья, и прочих товаров можно отметить, что их удельный вес вырос. Для сырьевых товаров – 1,6% до 1,7%, для прочих товаров – с 2,4% до 5,7%. В связи с этим понизился удельный вес продукции пищевой (с 3,5% до 3,2%), химической (с 13,8% до 13,7%), машиностроительной и электротехнической промышленности (с 52,1% до 49,2%). Удельный вес продукции обрабатывающей промышленности остался неизменным (13,9%). Исходя из полученных расчетов, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени специализируется на экспорте продукции машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности. 
 
В импорте основная доля приходится на готовые промышленные товары и полуфабрикаты. Эти группы и дали основной прирост импорта за счет таких товаров, как автомобили, подъемно-транспортные средства, электротехнические изделия, текстиль, одежда, энергоносители, цветные металлы, стальной прокат, минеральное сырье.  
 
По данным годового статистического отчета Германии за 2007 год была составлена таблица 6, в которой прослеживается динамика товарной структуры импорта Германии в 2004–2006 гг.  Так же рассчитан удельный вес каждой товарной группы в общем объеме импорта. 
Таблица 6 – Динамика товарной структуры импорта Германии в 2004–2006 гг.

 
Товар

 
2004

 
2005

 
2006

 
млн. евро

 
%

 
млн. евро

 
%

 
млн. евро

 
%

 
Всего

 
575 448

 
100

 
628 087

 
100

 
731 479

 
100

 
Продукция пищевой промышленности

 
33 928

 
5,9

 
35 742

 
5,7

 
35 945

 
4,9

 
Напитки, табак

 
5 091

 
0,9

 
5 070

 
0,8

 
5 030

 
0,7

 
Сырьевые товары (исключая минеральное  топливное сырье и его продукты)

 
18 945

 
3,3

 
20 413

 
3,3

 
24 594

 
3,4

 
Минеральное топливное сырье, продукты

 
52 487

 
9,1

 
72 209

 
11,5

 
89 833

 
12,3

 
Продукция химической промышленности

 
66 424

 
11,5

 
73 466

 
11,7

 
81 396

 
11,1

 
Продукция обрабатывающей промышленности

 
78 010

 
13,6

 
84 299

 
13,4

 
96 046

 
13,1

 
Продукция машиностроительной и электротехнической промышленности

 
226 521

 
39,4

 
239 399

 
38,1

 
260 105

 
35,6

 
Различные готовые промышленные товары

 
68 734

 
11,9

 
71 993

 
11,5

 
74 396

 
10,2

 
Прочие товары

 
23 650

 
4,1

 
23 637

 
3,8

 
61 580

 
8,4


 
 
 
Как видно из составленной таблицы, наибольший удельный вес (35,6%) в общей  товарной структуре импорта Германии занимает продукция машиностроительной и электротехнической промышленности. Так же достаточно высока доля продукции  химической и обрабатывающей промышленности, минерального топливного сырья (11,1%, 13,1% и 12,3% соответственно). За период 2004–2006 гг. наблюдается стабильный рост импорта  продукции всех отраслей промышленности. Что же касается удельного веса, то для сырьевых товаров, в т.ч. для  топливного минерального сырья, и прочих товаров можно отметить, что их удельный вес вырос. Для сырьевых товаров – 3,3% до 3,4%, для прочих товаров  – с 4,1% до 8,4%. В связи с этим понизился удельный вес продукции  пищевой (с 5,9% до 4,9%), химической (с 11,5% до 11,1%), машиностроительной и электротехнической (с 39,4% до 35,6%) и обрабатывающей промышленности (с 13,6% до 13,1%). Исходя из полученных расчетов, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени импортирует продукцию машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности и минеральное топливное сырье. 
 
Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля.  
 
Важнейшим торговым партнером Германии по-прежнему остается Франция. Вторым по величине рынком сбыта германской продукции - после Франции - стали США.  
 
Что касается германского импорта, то США занимают здесь второе место, уступая лишь Франции. За ними следуют Нидерланды и Италия. 
 
С 1999 г. начал расти объем германской внешней торговли со странами Центральной и Восточной Европы, включая страны СНГ. Польша закрепила за собой позицию ведущего торгового партнера Германии на востоке Европы.  
 
В целом 70-75 % объема германской внешней торговли приходится на европейские государства, примерно 13 % - на азиатско-тихоокеанский регион, около 10 % - на Северную Америку и примерно по 2 % - на Африку и Латинскую Америку. 

 
Страны

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
млн. евро

 
%

 
млн. евро

 
%

 
млн. евро

 
%

 
млн. евро

 
%

 
млн. евро

 
%

 
Всего

 
651 320

 
100

 
664 455

 
100

 
731 544

 
100

 
786 266

 
100

 
896 048

 
100

 
ЕС

 
408 286

 
62,7

 
426 342

 
64,2

 
466 326

 
63,7

 
498 558

 
63,4

 
558 483

 
62,3

 
ЕАСТ

 
31 898

 
4,9

 
31 117

 
4,7

 
33 886

 
4,6

 
36 300

 
4,6

 
42 559

 
4,8

 
НАФТА

 
79 194

 
12,2

 
71 413

 
10,7

 
74 687

 
10,2

 
80 706

 
10,3

 
90 886

 
10,1

 
АСЕАН

 
11 807

 
1,8

 
11 791

 
1,8

 
12 941

 
1,8

 
12 657

 
1,6

 
14 525

 
1,6

 
другие страны

 
120 135

 
18,4

 
123 792

 
18,6

 
143 704

 
19,6

 
158 045

 
20,1

 
189 596

 
21,2

 
в т.ч.: Китай

 
14 571

 
2,2

 
18 265

 
2,7

 
20 992

 
2,9

 
21 235

 
2,7

 
27 521

 
3,1

 
Япония

 
12 576

 
1,9

 
11 889

 
1,8

 
12 719

 
1,7

 
13 338

 
1,7

 
13 861

 
1,6





 
Таблица 7 – Динамика географической структуры экспорта Германии в 2002–2006 гг. 
Была составлена таблица 7, в которой рассматривается географическая структура экспорта Германии в динамике. Была рассчитана доля региона в общем экспорте Германии. Так, наибольшую долю в экспорте имеют страны ЕС (62,3%), велика доля стран НАФТА (10,1%) и других стран (21,2%). Можно заметить, что увеличивается доля в экспорте Германии Китая (с 2,2% до 3,1%) и других стран (с 18,4% до 21,2%). В связи с этим уменьшается доля стран ЕС (с 62,7% до 62,3%), НАФТА (с 12,2% до 10,1), АСЕАН (с 1,8% до 1,6), а так же Японии (с 1,9% до 1,6).  
 
Что же касается импорта, то здесь основным партнером являются так же страны ЕС (57,6%), хотя их удельный вес в общем импорте Германии уменьшается (с 60,7% до 57,6%). Так же уменьшается доля стран НАФТА (с 8,6% до 7,6%), АСЕАН (с 3,0% до 2,5%) и Японии (с 3,8% до 3,2%). Увеличивается лишь доля Китая (с 4,1% до 6,7%), а так же других стран (с 21,5% до 26,1%). Доля стран ЕАСТ в импорте Германии остается относительно неизменной (6,2%) (таблица 8, составленная по данным годового статистического отчета Германии за 2007 год). 
Таблица 8 – Динамика географической структуры импорта Германии в 2002–2006 гг.

 
Страны

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
млн. евро

 
%

 
млн. евро

 
%

 
млн. евро

 
%

 
млн. евро

 
%

 
млн. евро

 
%

 
Всего

 
518 532

 
100

 
534 534

 
100

 
575 448

 
100

 
628 087

 
100

 
731 479

 
100

 
ЕС

 
314 981

 
60,7

 
324 043

 
60,6

 
342 636

 
59,5

 
366 580

 
58,4

 
421 376

 
57,6

 
ЕАСТ

 
32 107

 
6,2

 
33 288

 
6,2

 
34 459

 
6,0

 
38 432

 
6,1

 
45 588

 
6,2

 
НАФТА

 
44 565

 
8,6

 
43 315

 
8,1

 
44 828

 
7,8

 
46 617

 
7,4

 
55 481

 
7,6

 
АСЕАН

 
15 401

 
3,0

 
15 311

 
2,9

 
16 358

 
2,8

 
16 348

 
2,6

 
18 273

 
2,5

 
другие страны

 
111 478

 
21,5

 
118 578

 
22,2

 
137 167

 
23,8

 
160 110

 
25,5

 
190 761

 
26,1

 
в т.ч.: Китай

 
21 338

 
4,1

 
25 681

 
4,8

 
32 791

 
5,7

 
40 845

 
6,5

 
48 751

 
6,7

 
Япония

 
19 896

 
3,8

 
19 684

 
3,7

 
21 583

 
3,8

 
21 772

 
3,5

 
23 720

 
3,2


 
 
 
С конца 70-х годов германские компании резко активизировали усилия в вывозе производительного капитала. По объему прямых капиталовложений за рубежом  ФРГ вышла на четвертое место  в мире – 9,5%. При ухудшении условий  воспроизводства в стране, обострении конкуренции на мировых рынках компании переориентировали свою внешнеэкономическую  стратегию на расширение зарубежных производственных мощностей и сбытовой сети. 
 
В территориальном отношении прямые капиталовложения сосредоточены в Западной Европе (Франция, Швейцария, Бенилюкс, Британия) и Северной Америке. При этом основным объектом приложения капитала стали США (около 30% зарубежных инвестиций). Создание собственных производственных мощностей германских компаний стало дополняться поглощением действующих американских корпораций. Три известных гиганта химической промышленности обеспечивают на американском рынке 1/4 своих оборотов. Одним из крупнейших инвесторов в США в области электротехники является «Сименс», который занял там ведущие позиции в производстве рентгеновской аппаратуры и компьютерных томографов. Укрепили свои позиции в американской экономике германские автомобильные компании. 
 
В развивающихся странах, на которые приходится 44% общем объема капиталовложений, большая часть инвестиций сосредоточена в крупных и прогрессирующих в промышленном отношении странах (Бразилия, Аргентина, Индия). 
 
Германия укрепила свои позиции на международном рынке ссудных капиталов, выступает четвертым по величине донором экономической помощи развивающимся странам. Около половины средств в рамках помощи развитию получают 16 развивающихся стран, в том числе Индия, Израиль, Пакистан, Турция, Индонезия, Танзания, Бангладеш, Кения, Намибия. 
 
Определенное место в деловых связях ФРГ занимает Российская Федерация. В рамках взаимных отношений проводится долгосрочное сотрудничество в ряде традиционных отраслей (химия, поставки оборудования) и импорт российского природного газа, действует ряд соглашений по научно-техническому сотрудничеству и промышленной кооперации. Экономическое сотрудничество подкрепляется кредитами германских банков, Германия стала крупнейшим кредитором РФ. 
 
Итак, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени специализируется на экспорте продукции машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности. Исходя из полученных расчетов, можно так же сделать вывод о том, что Германия в большей степени импортирует продукцию машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности и минеральное топливное сырье. 
 
Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля.

3. Внешнеторговая  политика Германии

 
 
 
Германия является членом Европейского Союза, поэтому она имеет общую  с ним внешнеторговую политику.  
 
Западноевропейская интеграция развивалась поэтапно, и на каждом этапе существовали свои особенности внешнеторговой политики. Так, на первом этапе интеграции – образовании зоны свободной торговли – между участниками западноевропейской интеграции были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю. В то же время каждая страна-участница интеграционного блока сохраняла свой национальный таможенный тариф для третьих стран. 
 
На этапе образования таможенного союза страны-участницы ввели единый таможенный тариф для стран, согласовав при этом свои внешние индивидуальные тарифы и приведя их к общему знаменателю. Единый таможенный тариф является одной из наиболее важных составляющих таможенного союза ЕС. Именно он позволил ЕЭС ввести независимую таможенную и общую торговую поливки, а с 1975 г. доходы от единого таможенного тарифа поступают не государствам-членам, а напрямую Сообществу, являясь одним из важных источников бюджета ЕС. Действующий в ЕС единый таможенный тариф (ЕТТ) применяется в торговых отношениях стран Союза с третьими государствами с 1968 г. Единый таможенный тариф включает ставки адвалорных и договорных (конвенционных) пошлин. Как правило, при ввозе товаров в ЕС из третьих стран взимаются адвалорные пошлины и лишь в отдельных случаях - договорные. При импорте сельскохозяйственных товаров, подпадающих под действие единой аграрной политики ЕС, берутся компенсационные сборы или же пошлины в сочетании с такими сборами. Договорные пошлины являются результатом многосторонних соглашений и распространяются не только на страны - участницы ГАТТ, но и на государства, не участвующие в этих соглашениях (в том числе и на Россию).  
 
Единый таможенный тариф ЕС базируется на Брюссельской таможенной номенклатуре, которая содержит 1010 позиций и объединяет около 3 тыс. наименований товаров. Для стратегических целей используется более подробная номенклатура, охватывающая свыше 7 тыс. наименований товаров. Страны ЕС перешли с 1988 г. на Гармонизированную систему описания и кодирования товаров.  
 
Как показало исследование, таможенное обложение импорта существенно различается по отдельным группам товаров. Размер пошлины зависит, прежде всего, от степени обработки сырья. Для многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, в импорте которых заинтересованы страны ЕС, таможенные пошлины или отсутствуют, или их уровень незначителен. На полуфабрикаты и готовые изделия пошлины заметно увеличиваются. В настоящее время среднеарифметический уровень таможенного обложения по ЕТТ составляет (в % от стоимости товаров): по нефти - 6,4, сырью (исключая нефть) - 1,6, полуфабрикатам — 6,2, готовым изделиям - 7. В зависимости от степени обработки сырья пошлины ЕТТ установлены на следующем уровне: хлопок-сырец - 0, хлопчатобумажная пряжа - 10, хлопчатобумажные ткани - 17 - 19% или же кожсырье - 0, выделанная кожа - 7, обувь кожаная - 16% [21].  
 
Кроме таможенных пошлин, Европейское сообщество применяет и другие инструменты внешнеторговой политики, в частности некоторые сохраненные ограничения. Среди них можно отметить следующие: тарифные квоты на сельскохозяйственные товары; тарифные квоты на текстильные товары в рамках многостороннего соглашения по текстилю; квоты, устанавливаемые в рамках соглашений о «добровольном ограничении экспорта» из третьих стран; экспортные квоты. 
 
Во время последнего этапа западноевропейской интеграции, который продолжается и в настоящее время, были установлены следующие требования: 
 
1) полная свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; 
 
2) необходимость проведения политики поощрения конкуренции на всем едином экономическом пространстве, что позволяет устранить препятствия к доступу на рынок и нарушения в его функционировании вследствие поведения как частных, так и государственных хозяйственных агентов; 
 
3) поощрение общей политики, направленной на структурное выравнивание и региональное развитие, чтобы способствовать оптимальному распределению ресурсов и процветанию всего союзного пространства, особенно регионов, которые находятся в неблагоприятных условиях; 
 
4) координация макроэкономической политики, в том числе применение ограничительных правил относительно объема и финансирования национальных бюджетных дефицитов, а также осуществление определенной налоговой гармонизации; 
 
5) преодоление различий в разных национальных экономических параметрах. 
 
Что касается экспорта стран интеграционного блока, то он по существу освобожден от пошлин и количественных ограничений. Однако экспортный контроль и количественные ограничения экспорта из стран Сообщества все же сохраняется в следующих случаях: при ограничении экспорта в соответствии со списками КОКОМ. КОКОМ был создан в 1949 г. по инициативе США. Английское сокращение "СоСоm" произошло от полного наименования "Coordinating Commute of East-West Trade Policy". Переводов его на русский язык в отечественных публикациях встречается несколько, например: "Координационный комитет по экспортному контролю" или "Координационный комитет по контролю за экспортом стратегических товаров в социалистические страны", хотя в англоязычном наименовании, если его придерживаться строго, речь идет не о контроле, а о координации торговой политики между Западом (имелся в виду капиталистический мир) и Востоком (лагерь социализма). Комитет публикует следующие списки товаров, экспорт которых контролируется:  
 
·                    товары и оборудование, используемые в атомной энергетике;  
 
·                    военные товары (оружие и боеприпасы; товары, материалы и оборудование для их производства);  
 
·                    промышленное оборудование и материалы "двойного назначения".  
 
Экспорт товаров, включенных в первые два списка, запрещен полностью. Основной объем текущей деятельности КОКОМ приходится на последний из списков, который охватывает товары, имеющие двойное применение (в гражданских и военных целях). Поставка товаров из этого списка может осуществляться "в порядке исключения" по разрешению КОКОМ.  
 
В свою очередь, он включает десять групп: металлообрабатывающее оборудование; химическое и нефтяное оборудование; электрооборудование и оборудование для производства электроэнергии; продукция общего машиностроения; транспортное оборудование; электронные приборы и прецизионные инструменты; металлы, минералы и изделия из них; химикаты и металлоиды; нефтепродукты; изделия из резины.). Также экспортный контроль и количественные ограничения экспорта из стран Сообщества сохраняется при ограничении экспорта при выполнении международных обязательств стран Сообщества, особенно когда это касается химических продуктов и радиоактивных отходов; при экспорте некоторых товаров, производство которых является недостаточным в рамках интеграционного блока. 
 
Важнейшей особенностью функционирования ЕС является введение общей сельскохозяйственной политики. Главным ее элементом, по мнению Рыбалкиной В.Е. («Международные экономические отношения»), стал эффективный механизм ценообразования, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Было установлено несколько категорий цен – индикативные цены, определяемые Сообществом как желательные, минимальные цены импорта, или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями официальных организаций. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищал производителей от резких толчков мирового рынка. 
 
Можно прийти к выводу, что продуманная  агрополитика позволила ЕС в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения, близкого к самообеспечению, и второго мирового экспортера. 
 
Основой внешнеэкономической политики ФРГ является развитие экономических связей с ее главными внешнеэкономическими партнерами: ЕС, США и Японией. Большое внимание уделяется расширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юга Африканского континента, Восточной и Центральной Европы. Первостепенное значение придается укреплению ЕС, в котором Германия занимает ключевое место. 
 
Внешнеэкономическая политика ФРГ на современном этапе формируется исходя из того, что отношения с зарубежными странами играют одну из ключевых ролей в экономике Германии (это можно увидеть, исходя из расчетов, полученных в главе 1 этой работы, из которых видно, что экспортная квота в 2006 году равнялась 37,1% ВВП, что является достаточно существенной долей), которая последовательно выступает за тесные межотраслевые связи в мировом хозяйстве и принцип международного разделения труда.  
 
Важной задачей германской экономики является расширение европейского внутреннего рынка, сохранение старых и освоение новых рынков за пределами ЕС. Такой стратегической позиции ФРГ в рамках ее внешнеэкономической политики отвечает либеральная внешнеторговая политика, в которой особое значение придается устранению таможенных барьеров и других торговых ограничений. Основными принципами такой политики являются: международное разделение труда вместо автаркии; мировая конкуренция вместо торговых барьеров; сбалансированность интересов вместо экономической конфронтации.  
 
В последние годы при проведении немецкими национальными органами мероприятий по ограничению или либерализации экспорта или импорта товаров все большее значение приобретают решения Европейского союза, которые являются для стран-участниц или непосредственно действующим правом, или обязывающими их к трансформированию соответствующих положений в национальное законодательство.  
 
Господствующая в ФРГ официальная экономическая доктрина о свободном предпринимательстве не означает, однако, отказ государства от регулирования и выполнения контрольных функций при осуществлении внешних экономических связей. Об этом свидетельствуют многочисленные изменения и дополнения, вносимые правительством ФРГ в основные нормативные акты в этой области, причем чаще всего это происходит во исполнение решений органов Европейского союза в рамках осуществления единой торговой политики.  
 
В ФРГ сложилась и функционирует развитая система государственного содействия национальному экспорту. В ней участвуют государственные, общественные, частные структуры (парламенты федераций и земель, министерства, союзы, ассоциации, фирмы, институты и т. д.). Большое внимание уделяют поддержке экспорта Министерство экономики и Министерство финансов. Во многих правительственных ведомствах имеются управления или отделы, которые прямо и косвенно оказывают помощь германским экспортерам.  
 
Помощь экспортерам оказывается не только прямая, т.е. на стадии реализации конкретных сделок, но и косвенная - путем предоставления им информации, консультаций, подготовки кадров. Государственные органы оказывают финансовую помощь в реализации программ, особенно при подготовке кадров для малых и средних предприятий.  
 
Наряду с государственными структурами помощь германским экспортерам предоставляют общественные и частные организации. Союзы, ассоциации, объединения, фонды и другие подобные негосударственные структуры нередко оказывают на экономическое развитие ФРГ большее влияние, чем государственные органы. Часто союзы располагают информацией, представляющей интерес для экспортеров, могут на льготных условиях оказать консультационную или иную помощь в реализации конкретных планов развития экспорта (финансовую, посредническую и т. д.). Особенно велико значение союзов и объединений, непосредственно занимающихся внешнеэкономическими связями (Федеральный союз немецкой оптовой и внешней торговли, Восточный комитет немецкой экономики при Федеральном союзе немецкой промышленности, Немецкий конгресс торгово-промышленных палат, Федеральный союз мелких и средних предпринимателей и др.). Нередко союзы располагают большими материальными ресурсами (здания, коммуникации), квалифицированными сотрудниками, имеют в своем составе исследовательские группы или даже институты, издают журналы.  
 
Итак, мы приходим к выводу, что Германия является участником самой развитой на настоящий момент интеграционной группировки (ЕС), а следовательно она придерживается общей внешнеторговой политики экономического союза. 
 
Во внешнеторговой политике применяется единый таможенный тариф, тарифные квоты на сельскохозяйственные товары; тарифные квоты на текстильные товары в рамках многостороннего соглашения по текстилю; квоты, устанавливаемые в рамках соглашений о «добровольном ограничении экспорта» из третьих стран; экспортные квоты. 
 
Также важнейшей особенностью функционирования ЕС является введение общей сельскохозяйственной политики, которая позволила стать ЕС вторым экспортером сельскохозяйственной продукции в мире. 
 
Можно отметить, что основой внешнеэкономической политики ФРГ является развитие экономических связей с ее главными внешнеэкономическими партнерами: ЕС, США и Японией. Большое внимание уделяется расширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юга Африканского континента, Восточной и Центральной Европы. Первостепенное значение придается укреплению ЕС, в котором Германия занимает ключевое место. 
 

Информация о работе Внешнеторговая политика Германии