Внешняя политика Аргентины в 21 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется важностью места и роли Аргентины в контексте изменившейся политической ситуации и левого дрейфа на континенте. В начале ХХI в. в ряде латиноамериканских государств к власти пришли правительства, пытающиеся проводить автономный по отношению к США курс. В этом плане Аргентина уникальна тем, что за короткий исторический период ее внешняя политика совершила поворот от «автоматического следования» в фарватере Вашингтона в 90-е гг. прошлого века к отказу от ориентации на Белый дом и демонстративному сближению со странами, выступающими за альтернативный путь развития. Целью работы является анализ современных тенденций развития внешней политики Аргентины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ АРГЕНТИНЫ 5
2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АРГЕНТИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 12
3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АРГЕНТИНЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

50_09 - Внешняя политика Аргентины - курсовая - МГЭИ.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

В 2005-2006 гг. усилились  трения между «крупными» (Аргентина  и Бразилия) и «малыми» (Парагвай и Уругвай) участниками Меркосур. Парагвай и Уругвай неоднократно заявляли о том, что без надлежащих мер по сокращению имевшихся диспропорций в структуре торговли членов блока теряется смысл их дальнейшего участия в группировке. Недовольство малых стран породило их интерес к заключению двусторонних соглашений о свободной торговле с третьими странами, в частности с США, что противоречило Уставу блока Асунсьон и Монтевидео не раз предлагали преобразовать Меркосур из таможенного союза в зону свободной торговли (ЗСТ), так как в этом случае им не понадобится разрешение на двусторонние соглашения. Помимо традиционных для Меркосур трений из-за разницы экономических потенциалов стран-участниц в начале 2005 г. появились проблемы и в двусторонних отношениях Буэнос-Айреса и Монтевидео. Поводом для конфликта стало решение уругвайского руководства начать строительство двух целлюлозно-бумажных комбинатов в районе города Фрай-Бенгос на пограничной с Аргентиной реке Уругвай. Активная позиция Буэнос-Айреса в этом вопросе объяснялась не столько выступлениями защитников окружающей среды, сколько потерей выгодных контрактов и, следовательно, крупных иностранок инвестиций.

Параллельно было принято  решение о создании единой структуры,  объединяющей всю Южную Америку.  Такой организацией стал созданный в 2008  г.  Союз южноамериканских наций,  чьей целью было заявлено создание общего рынка в рамках Южной Америки по образцу Европейского Союза. В Союз южноамериканских наций входят все 12  независимых стран Южной Америки,  что позволило объединить в рамках одной организации весь континент, за исключением Французской Гвианы. Странами-участницами было принято решение о совместных действиях по созданию единой экономической системы на всем континенте.  Для реализации этого плана было решено задействовать два наиболее эффективно работающих интеграционных объединения и наметить в перспективе их слияние в единую экономическую организацию. Таковыми на момент создания Unasur являлись МЕРКОСУР и АСН [2, c. 16]. Результаты новой политики не замедлили сказаться на ситуации в регионе. Внутрирегиональная торговля выросла до 25% суммарного экспорта в 2008 г., увеличившись с 294 миллиардов долларов США в 1999 г. до 583 в 2008  г.  Расширилось число членов МЕРКОСУР.  Кроме того,  группой стран с наиболее последовательными левыми правительствами был создан Боливарианский Альянс для Народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra America – Tratado de comercio de los Pueblos) в качестве интеграционной организации между странами Южной и Центральной Америк.

Уже в период кризиса  странами региона был создан Банк Юга. Он создан в сентябре 2009 г. с  капиталом в 20 миллиардов долларов Аргентиной, Бразилией,  Парагваем,  Уругваем,  Эквадором,  Боливией и Венесуэлой.  Венесуэла,  Аргентина и Бразилия внесли по 4 миллиарда долларов, тогда как доли других государств существенно ниже. По мысли его создателей это будет валютный фонд и кредитная организация, направляющая свои ресурсы на программы по улучшению инфраструктуры и социальные проекты.

Все еще имеющаяся зависимость от стран  «первого мира»,  углубление мирового финансового кризиса могли вызвать существенное снижение торговли между странами Латинской Америки. Так,  в январе-феврале 2009  г.  Бразилия и Аргентина из-за ухудшения состояния торгового баланса ввели ограничения импорта, вследствие чего взаимная торговля сократилась на 40%.   Латинская Америка,  наряду с другими развивающимися экономиками планеты,  быстро вышли из кризиса.  Данные по экономическому росту Западного полушария убедительно демонстрируют это.  Кроме того,  как убедительно демонстрирует статистика ВМФ, именно выросшая независимость стран Южной Америки от процессов в экономике США помогла им быстро выйти из кризиса. Быстрый рост экономик Южной Америки в 2009 г. явился во многом следствием возросшей внутренней торговли между странами региона и налаживанием связей с новыми экспортными рынками в Азии.  Доля внутреригиональной торговли выросла до 26%.  Это выгодно отличает этот подрегион Латинской Америки от Карибского бассейна и Центральной Америки. Эти экономические районы не могут выйти из кризиса из-за того, что экономика США все еще не может выйти на устойчивый тренд роста. Однако, несмотря на очевидные достижения региональной интеграции,  связь между странами Южной Америки еще не очень прочна [11, c. 24].  В настоящее время в Южной и Центральной Америке идет рост внутрирегиональной торговли. За последнее десятилетие доля такой торговли в экспорте региона выросла с 16% до 26%.

Таким образом, в перспективе  следует ожидать углубления интеграционных процессов в регионе и усиления влияния Аргентины в рамках МЕРКОСУР.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение работы сделаем  следующие выводы.

Мировой финансовый и  сопровождавшие его политические потрясения дали повод говорить об Аргентине  как о наиболее крупной неудаче экономических реформ. Причем интенсивность негативных оценок вполне сопоставима с интенсивностью позитивных оценок пять лет назад. Последующий опыт развития Аргентины показал, что экономика крупного государства может продолжительное время существовать и испытывать мощный экономический подъем в условиях практически полной либерализации валютного рынка, торговли и режима иностранных инвестиций. Оборотной стороной реформ стала уязвимость аргентинской экономики по отношению к внешним воздействиям, усиливалась зависимостью от товарного, преимущественно сельскохозяйственного, экспорта и условиями фиксированного валютного курса, который подвержен тенденции переоценки.

К ключевым предпосылкам изменения внешней политики Аргентины  относятся, во-первых, сосредоточение усилий Белого дома на войне с международным терроризмом привело к значительному понижению места латиноамериканского региона и Аргентины на шкале внешнеполитических приоритетов администрации Дж. Буша-младшего. Во-вторых, провал аргентинской модели неолиберальных реформ в духе «Вашингтонского консенсуса» и последовавший тяжелейший экономический кризис многие эксперты связывали с пассивной позицией МВФ и США как его главного акционера Фонд продолжал настаивать на дальнейшем ужесточении бюджетной и денежно-кредитной политики даже тогда, когда поддержка привязки песо была уже очевидно бесперспективной. Такая политика исключала возможность оздоровления экономики и не могла быть реализована без финансовых вливаний извне, на которые и рассчитывало правительство Ф. де ла Руа до объявления дефолта Когда же ситуация стала катастрофической, МВФ приостановил выделение кредитов. Разочаровавшись в неолиберальной экономической модели и не получив обещанной Вашингтоном помощи, Буэнос-Айрес окончательно отказался от концепции «периферийного реализма», которая определяла его дипломатическую активность в течение десятилетия, и взял курс на диверсификацию внешнеполитических связей.

Содержание внешней  политики Аргентины в 2003-2007 гг. заключалось в следующем. Во-первых, дипломатические усилия президента были сосредоточены на ведении переговоров с МВФ, от которых, во многом зависела репутация страны на мировом инвестиционном рынке. В то же время, продолжавшееся давление со стороны фонда вызвало стремление Буэнос-Айреса к разрыву с международными финансовыми институтами и поиску возможностей экономического развития вне неолиберальной модели. Во-вторых, особое значение имело укрепление Меркосур и дальнейшее сближение Буэнос-Айреса с партнерами по блоку. В-третьих, аргентинскому президенту необходимо было выстраивать «новые» отношения с США В-четвертых, в условиях изменившейся политической ситуации в регионе Буэнос-Айресу нужно было учитывать изменения политической ситуации в регионе в условиях левого дрейфа В-пятых, стремясь максимально диверсифицировать торгово-экономические связи, Н. Киршнер объявил об их переориентации на внерегиональные направления, прежде всего, на ЕС и Китай.

В деятельности его преемницы  К. Киршнер прослеживается тенденция  следования внешнеполитическим целям Н. Киршнера, что позволяет ожидать устойчивости и преемственности политических позиций страны на международной арене.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Бобровников А.В. Руководство Аргентины стремится вывести страну на новую траекторию развития // Латинская Америка. – 2011. - №3. – С.98-103.
  2. Грук Л.В. Венесуэла в интеграционных процессах Латинской Америки: диссертация на соискание степени кандидата политических наук: 23.00.04 / МГИМО. – М., 2010. – 29 с.
  3. Деловая Аргентина. – М.: МИД, 2009. – 187 с.
  4. Жирнов О.А. «Левый поворот» в Латинской Америке. – М.: РАН, 2008. – 185 с.
  5. Кидланд Ф. Аргентина: потерянное десятилетие и последующее ожидание // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №4. – С.6-12.
  6. МЕРКОСУР: современный этап развития и особенности функционирования // Мировое и национальное хозяйство. – 2011. - №1. – С.58-65.
  7. Подгусков В.Н. Механизмы формирования интеграционных пространств в условиях глобализации: диссертация на соискание степени кандидата политических наук: 23.00.04 / МГИМО. – М., 2011. – 30 с.
  8. Романова З.И. Региональная интеграция на новом витке развития // МЭ и МО. – 2005. - №10. – С.88-98.
  9. Романова З.И. США и Латинская Америка: сотрудничество или противостояние? // Латинская Америка. – 2006. - №3. – С.21-38.
  10. Семенов В.Л. Латиноамериканский опыт может быть полезен России // Латинская Америка. – 2010. - №1. – С.27-38.
  11. Соловаров В.Ю. Экономическая политика Аргентины в условиях глобализации мировой экономики: диссертация на соискание степени кандидата экономических наук: 08.00.04 / РГСУ. – М., 2011. – 32 с.
  12. Шереметьев И.К. Латинская Америка: риски и проблемы посткризисного развития / И.К. Шереметьев // Латинская Америка. – 2011. - №3. – С.6-12.
  13. Щербакова А.Д. Внешняя политика Аргентины в постбиполярный период: диссертация на соискание степени кандидата политических наук: 23.00.04 / РАН. – М., 2008. – 31 с.
  14. Яковлев П.П. Аргентинский бизнес семьи Киршнер // Международная жизнь. – 2008. - №7. – С.58-64.
  15. Statistics [Electronic resource] / IMF. – Access mode: www.imf.org. – Date of access: 28.09.2012.

 

 

 

 

 




Информация о работе Внешняя политика Аргентины в 21 веке