Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 00:56, реферат
Основополагающие документы — Декларация о государственной независимости от 1991, Конституция Кыргызской Республики от 1993, Указ Президента Кыргызской Республики от 15 сентября 1997 о координирующей роли Министерства иностранных дел в проведении единой внешнеполитической линии республики, Доктрина Президента Кыргызской Республики о Дипломатии Шёлкового пути от 1998, Концепция внешней политики от 17 мая 1999 — составляют основу внешней политики. По Конституции Президент Кыргызской Республики определяет основные направления внешней политики, представляет страну в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой, ведёт переговоры и подписывает международные договоры. МИД Кыргызской Республики является ведущим государственным органом по реализации внешней политики. В целях подготовки высококвалифицированных дипломатических кадров создана Дипломатическая академия МИД Кыргызской Республики (2001).
Введение. 3.
Глава 1. Участие Кыргызстана в международных организациях. 4.
§ 1.1. Международные организации в рамках СНГ. 4.
§ 1.2. Участие Кыргызстана в ООН. 6.
§ 1.3. Сотрудничество с ОБСЕ. 7.
Глава 2. Внешняя политика по отношению Запада и Востока. 8.
§ 2.1. Политика в постсоветском пространстве. 8.
§ 2.2. Отношения с Западом. 9.
§ 2.3. Сотрудничество с азиатскими странами. 10.
Заключение. 12.
Список использованной литературы. 13.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Участие Кыргызстана в международных организациях. 4.
§ 1.1. Международные организации в рамках СНГ. 4.
§ 1.2. Участие Кыргызстана в ООН.
§ 1.3. Сотрудничество с ОБСЕ.
Глава 2. Внешняя политика по отношению Запада и Востока. 8.
§ 2.1. Политика в постсоветском пространстве. 8.
§ 2.2. Отношения с Западом. 9.
§ 2.3. Сотрудничество с азиатскими странами. 10.
Заключение. 12.
Список использованной литературы. 13.
Введение.
Основными целями внешней политики Кыргызской Республики являются: укрепление независимости и суверенитета страны, обеспечение национальной безопасности политико-дипломатическими средствами, создание благоприятных внешних условий для проведения внутренних политических и социально-экономических преобразований. Продвижение и реализация национальных интересов Кыргызстана обеспечивались, главным образом, в рамках развития дружественных, взаимовыгодных отношений с соседними странами, ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества.
Основополагающие документы — Декларация о государственной независимости от 1991, Конституция Кыргызской Республики от 1993, Указ Президента Кыргызской Республики от 15 сентября 1997 о координирующей роли Министерства иностранных дел в проведении единой внешнеполитической линии республики, Доктрина Президента Кыргызской Республики о Дипломатии Шёлкового пути от 1998, Концепция внешней политики от 17 мая 1999 — составляют основу внешней политики. По Конституции Президент Кыргызской Республики определяет основные направления внешней политики, представляет страну в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой, ведёт переговоры и подписывает международные договоры. МИД Кыргызской Республики является ведущим государственным органом по реализации внешней политики. В целях подготовки высококвалифицированных дипломатических кадров создана Дипломатическая академия МИД Кыргызской Республики (2001).
1.Участие Кыргызстана в международных организациях.
1)Международные организации в рамках СНГ.
Начиная с 1992, Кыргызская Республика установила дипломатические отношения с более чем 100 государствами, стала членом более 50 универсальных институтов и форумов, открыла 19 дипломатических и 3 консульских представительства за рубежом. В свою очередь, в Кыргызской Республике аккредитованы 88 дипломатических миссий и международных организаций с резиденциями в городах Бишкек, Алматы, Ташкент, Москва. Как показывают реалии сегодняшнего дня, внешнеполитический курс Президента Кыргызской Республики А.Акаева, проводимый в течение этих лет, оказался оптимальным и верным. К настоящему времени сформировались стратегические цели Кыргызской Республики, внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты, договорно-правовой фундамент. За 10 лет Кыргызстан сформировал весьма солидную договорно-правовую базу двусторонних и многосторонних отношений. Так, к началу 2001 Кыргызстан стал участником более 2500 соглашений. Существенно расширился спектр межгосударственных контактов, на международной арене сложился имидж республики, как государства, вставшего на путь демократических и рыночных преобразований, равноправного и достойного участника общемировых процессов. Заложены необходимые предпосылки устойчивого внутреннего развития и интегрирования страны в мирохозяйственные связи. Для Кыргызстана интересы и задачи внешней политики состоят в том, чтобы в максимальной мере создать и обеспечить укрепление международных гарантий не зависимости, суверенитета, экономической самостоятельности, территориальной целостности страны политико-дипломатическими средствами. Для Кыргызстана главным региональным приоритетом является постсоветское пространство — в силу историко-культурных, геополитических, экономических, гуманитарных обстоятельств. Кыргызстан заинтересован в том, чтобы действующий механизм Содружества независимых государств (СНГ) укреплялся и развивался, превращаясь в динамичное интеграционное объединение на принципах добровольности и равноправия. СНГ (Россия, Украина, Беларусь, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), образованное в конце 1991, оправдало себя как институт, который обеспечил бесконфликтный переход от единого союзного государства к системе независимых национальных государств. За прошедший период в рамках СНГ было принято свыше 1000 документов, в том числе более 400 — Советом глав государств и свыше 700 — Сове том глав Правительств. Они заложили основу согласованной стратегии государств на краткосрочную и долгосрочную перспективу, с учётом взаимных интересов и норм международного права. Центральным документом является Договор о создании Экономического Союза (24 сентября 1993), отражающий концепцию построения новой системы экономических взаимоотношений стран-участниц Содружества. За годы существования СНГ произошли процессы много уровневой и разноскоростной интеграции, которые способствовали образованию различных региональных объединений сотрудничества на этом пространстве, в основе которых предусматривалось, прежде всего, экономическое взаимодействие. Развитие взаимоотношений в рамках Содружества строилось и в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества. 30 апреля 1994 Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан подписали Договор о создании Единого Экономического пространства — Центральноазиатский Союз (ЦАС) В марте 1998 к данному Договору присоединился Таджикистан. В июле 1998 образование получило название Центральноазиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС). В январе 1995 Российская Федерация, Республика Беларусь. Республика Казахстан объединились в Таможенный Союз, в марте 1996 к ним присоединилась Кыргызская Республика, в 1999 — Республика Таджикистан, а 10 октября 2000 Союз преобразовался в Евразийское Экономическое Сообщество. При этом основными факторами, стимулирующими возникновение в рамках СНГ: ЦАЭС, ЕврАзЭс и др. интеграционных образований явились экономическая взаимозависимость, общность коммуникационных и энергетических систем, сложные процессы переходного периода, проблемы социально-экономического и другого характера, а также необходимость в выработке согласованных и совместных действий, в минимизации внутренних и внешних угроз. Кыргызская Республика стремится совершенствовать механизм взаимодействия в рамках Содружества, добивается полной реализации ранее достигнутых договорённостей и соглашений для создания благоприятного и эффективного климата сотрудничества. Долгосрочным интересам Кыргызстана отвечает реализация договора о создании Единого экономического пространства СНГ, который предусматривает поэтапное формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Важное значение в формате общих усилий стран азиатского региона, направленных на укрепление региональной безопасности и стабильности, имеют саммиты глав государств — участников «Шанхайской пятёрки» (РФ, КНР, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), образован ной в 1996. Пять государств, принимавших участие в переговорах, продемонстрировали всему миру свою готовность и способность решать сложные межгосударственные вопросы в духе взаимопонимания и взаимного уважения интересов. В 2000 в Душанбе на V саммите глав государств «Шанхайская пятёрка» была переименована в «Шанхайский форум». В июне 2001 в Шанхае, на юбилейном саммите глав государств «Шанхайского форума», произошло преобразование форума в «Шанхайскую организацию сотрудничества» с принятием в полноправные члены организации Узбекистана. Большое значение для Кыргызской Республики представляет тесное взаимодействие в рамках «Шанхайской организации сотрудничества», согласование практических шагов в области внешней политики и в сферах глобальной и региональной дипломатии, коллективной безопасности, обороны и охраны границ, миротворческих акций в конфликтных точках СНГ, миграционной политики, незаконного оборота наркотиков и оружия.
Приоритет экономического фактора СНГ предусматривает обеспечение безопасности, как всего Содружества, так и каждого его участника. На повестку дня встала необходимость создания коллективной системы безопасности СНГ. Этот исключительно важный вопрос нашёл своё практическое воплощение 15 мая 1992, когда в Ташкенте главы 6 государств СНГ — Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана — подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ), согласно которому, под писавшиеся стороны обязались разрешать все разногласия между собой и с другими государствами исключительно мирными средствами. В 1993 к Договору присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь. ДКБ был зарегистрирован в Секретариате Организации Объединённых Наций (1 ноября 1995). В соответствии с Договором, был образован Совет коллективной безопасности в составе глав государств-участников, министров иностранных дел и обороны, Генерального секретаря Совета коллективной безопасности. Совет координирует и обеспечивает деятельность участников Договора в этой области сотрудничества. Однако в апреле 1999 три государства — Азербайджан, Грузия и Узбекистан не под писали Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности. В настоящее время участниками ДКБ являются 6 государств СНГ. Реальная значимость и эффективность действия Договора была продемонстрирована в 1999 и 2000, когда международные террористы предприняли попытку вторжения на территорию Кыргызстана. Политическая поддержка, военно-техническая помощь со стороны участников Договора позволили Кыргызстану обеспечить безопасность своих границ.
2)Участие Кыргызстана в ООН.
Особую значимость для Кыргызстана имеет участие в работе международных организаций. Одним из первых важных шагов, после обретения суверенитета, было вступление в 1992 в ООН. Членство в нём позволяет активно участвовать в процессах международной жизни, способствовать решению социально-экономических, культурных, гуманитарных и экологических проблем. Ежегодное участие делегации Кыргызстана в сессиях Генеральной Ассамблеи ООН привлекло внимание Секретариата и других органов ООН к проблемам Кыргызстана. Участие Кыргызстана в таких специализированных учреждениях ООН, как Программа развития ООН (ПРО ОН), Детский Фонд (ЮНИСЕФ), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственная и с.-х. организация (ФАО), Управление Верховного Комиссара по делам беженцев (УВКБ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ) и другие позволяют обеспечить стране международную нишу для проведения и отстаивания своей политики по важнейшим проблемам современности. За 10 лет суверенитета при их непосредственной помощи разработаны и осуществлены десятки проектов и программ, способствующих социально-экономическому развитию Кыргызстана в различных областях. Европейское сообщество занимает одно из центральных мест во внешней политике кыргызского государства. Являясь влиятельными центрами мировой политики и представляя весомый фактор политического, социально-экономического и культурного развития всего мирового сообщества, ведущие страны Европы оказывают Кыргызстану большую финансовую и экономическую помощь для развития страны. Развитие и углубление отношений Кыргызской Республики со странами Европы, в рамках Европейского Союза, а также с региональными организациями ОБСЕ, НАТО открывают путь к интеграции в сообщество развитых демократических государств.
3)Сотрудничество с ОБСЕ.
Участие Кыргызстана в деятельности Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ, 1992) по всем направлениям, включая политический, экономический, экологический и гуманитарный аспекты, имеет принципиальное значение. Стремление Кыргызстана к выполнению стандартов ОБСЕ и активное содействие в этом со стороны ОБСЕ состоит в понимании необходимости устойчивого развития демократических институтов, дальнейшего формирования гражданского общества. Оптимальную форму принимает сотрудничество Кыргызстана с НАТО, имеющее разносторонний и регулярный характер. В сложившейся новой военно-политической обстановке, при недостаточно развитой подготовке военных кадров, конверсии военной промышленности, важное значение имеет участие Кыргызской Республики в Программе «Партнёрство во имя мира», предоставляющей возможность Кыргызстану развивать отношения по таким важным направлениям, как обучение при проведении миротворческих, поисково-спасательных и гуманитарных операций, планировании и выполнении задач при чрезвычайных ситуациях, формировании военно-гражданских отношений.
2.Внешняя политика по отношению Запада и Востока.
1)Политика в постсоветском пространстве.
В основе международной политики Кыргызской Республики лежат демократические ценности и идеалы. Развитию демократии в регионе способствует укрепление безопасности, поэтому Кыргызстан стремится к тому, чтобы внести свой посильный вклад в достижение глобальной цели современности — построению мирного, безопасного и свободного международного сообщества. Это означает, что во внешней политике Кыргызстан должен продемонстрировать миру приверженность демократии, уважение и соблюдение прав человека, выбор рыночной экономики. Кыргызстан рассматривает Центральноазиатский регион как единого геоэкономического посредника между Востоком и Западом. Акцентируя внимание на углубленное развитие двусторонних и многосторонних отношений с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, в том числе, и в рамках Центральноазиатского Экономического Сообщества в целом, Кыргызстан прилагает усилия для создания пояса безопасности и добрососедства по периметру границ Кыргызской Республики, который рассматривается как один из основных формул безопасности и стабильности республики (Россия + СНГ+КНР; ОБСЕ +европейские институты + США).
Приоритетное значение для Кыргызстана имеет развитие и углубление двусторонних отношений, как со странами СНГ, так и с государствами Запада и Востока. Одним из главных и долговременных внешнеполитических приоритетов Кыргызстана является укрепление и дальнейшее развитие всесторонних отношений с Российской Федерацией. Кыргызско-российские отношения характеризуются возрастающей динамикой политического диалога, высоким уровнем открытости и партнёрским взаимодействием в вопросах поддержания безопасности, военно-политического, торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. За годы независимости продолжался интенсивный диалог между двумя сторонами, который позволил России и Кыргызстану создать не только основательную договорно-правовую базу, но и особые отношения. Одним из последних документов двусторонних отношений между Кыргызстаном и Россией, который закрепил исторически сложившиеся связи и официальный статус сотрудничества между Кыргызстаном и Россией как «стратегических союзников и партнеров», является Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнёрстве между двумя странами (2000). Учитывая возросший объём торгово-экономических отношений между Кыргызстаном и Россией, достигнута договорённость об открытии Генерального консульства Кыргызской Республики в г. Екатеринбурге. Особой сферой соприкосновения взаимного интереса является межгосударственное сотрудничество с Россией в рамках формата «Шанхайской организации сотрудничества», СНГ, Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества. Состояние двусторонних отношений с сопредельными странами — Узбекистаном, Казахстаном и Таджикистаном является важнейшим фактором, определяющим стабильность в регионе и в стране. Кыргызстан прилагает все усилия для развития и укрепления дружественных отношений со странами региона на основе взаимопонимания, взаимовыгодного сотрудничества и с целью создания единого экономического интеграционного пространства. В последние годы прослеживается тенденция возрастания геополитической роли Кавказа, так как переплетение различных транспортных и энергетических коммуникаций является неотъемлемой частью реализации Доктрины «Великий Шёлковый путь», программ: СПЕКА, ТРАСЕКА. В силу сложившейся исторической и культурной общности, кавказские страны также являются одним из приоритетных направлений внешней политики Кыргызстана. Существовавшее понимание и стремление сторон к взаимовыгодному сотрудничеству во всех сферах жизнедеятельности, координация подходов и позиций по многим важным региональным и международным проблемам расширяют развитие поступательных отношений со странами Закавказья. Кыргызстан придаёт важное значение развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества с Украиной, Беларусью, Молдовой. Активно развиваются двусторонние и многосторонние от ношения с Беларусью в рамках СНГ, ДКБ и ЕврАзЭС. Наметилось возобновление контактов с государствами Балтии, базой для которых явились Совместные заявления об урегулировании сальдо по результатам межгосударственных расчётов за 1992—1993, а также обмен ратификационными грамот Договора о правовой помощи и отношениях между Кыргызской Республикой и Латвийской Республикой по гражданским, семейным и уголовным делам.
2)Отношения с Западом.
Стратегически важным партнёром для Кыргызстана остаётся США. Со дня обретения Кыргызстаном независимости заинтересованность США к тесному взаимодействию обуславливается включением республики в различные американские программы технической и гуманитарной помощи, объёмы которых превысили 500 млн. долл. Важнейшими приоритетами США во взаимоотношениях с Кыргызской Республикой стали: развитие демократических процессов в стране и укрепление региональной безопасности. Развитие взаимовыгодных отношений с США способствовало принятию Конгрессом США Закона о Шёлковом пути, предоставлению Кыргызской Республике статуса льготных торговых отношений, систематическому направлению гуманитарной продовольственной помощи в виде зерна.
Сотрудничество Кыргызстана с западными странами занимает одно из центральных мест во внешней политике государства и остается приоритетным на ближайшую перспективу. Системно и стабильно развиваются связи Кыргызстана с Федеративной Республикой Германией, главным образом, в рамках технической и финансовой помощи. Кыргызстан выступает за принятие Германии в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена. Германия оказала Кыргызстану содействие по скорейшему вступлению в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Разработка и осуществление совместных проектов военно-политического, образовательно-гуманитарного, социально-экономического характеров отличаются высоким уровнем открытости и возрастающей динамикой политического диалога.
3)Сотрудничество с азиатскими странами.
Интенсивное сотрудничество с Турецкой Республикой на основе дружественных отношений позволило активизировать торгово-экономические связи и беспрепятственно, при обоюдном согласии, решить проблемы реструктуризации долгов. Культурно-образовательное сотрудничество двух стран дало возможность открыть в Кыргызской Республике учебные заведения, в том числе, кыргызско-турецкий университет «Манас», несколько лицеев в различных областях страны. Поступательно развивается сотрудничество Кыргызстана и с другими европейскими странами, прежде всего, с Нидерландами, Великобританией, Швейцарией, Австрией, Финляндией, Данией, Норвегией, Швецией. Расширение соответствующей договорно-правовой базы с восточноевропейскими государствами является одной из важных задач восстановления прерванных в последние годы торгово-экономических отношений и культурно-гуманитарных связей. Важным достижением можно считать улучшение взаимоотношений Кыргызстана с КНР. Странам за короткий срок удалось установить дружественные, добрососедские отношения, основанные на доверии и взаимопонимании. Благодаря предпринятым дипломатическим усилиям, между двумя странами не существует каких-либо противоречий или нерешённых вопросов, препятствующих развитию сотрудничества. Будучи ближайшими соседями и имеющими одну общую границу, Кыргызстан и КНР разрешили вопрос о делимитации и демаркации государственной границы, подписанием Соглашения о государственной границе в 1996. Приоритетное значение имеет для Кыргызстана диверсификационное сотрудничество с Японией, как одной из крупнейших стран-доноров. Планы развития отношений между Кыргызской Республикой и Японией напрямую перекликаются с концептуальной программой японской дипломатии — концепцией «Евразийская дипломатия», в которой предусматривается реализация внешней политики Японии в Центральноазиатском регионе. За последние годы Япония выделила Кыргызстану 19 грантов на сумму около 60 млн. долл. и предо ставила 6 кредитов на сумму 234,65 млн. долл. В настоящее время в Кыргызстане действует Японский Центр, представительства агентств, правительственных организаций Японии по международному сотрудничеству J I C A и внешней торговле J E T R O. В целях активизации торгово-экономического сотрудничества работает кыргызско-японский комитет. Новый импульс придается развитию дружественных, партнёрских и взаимовыгодных отношений с Южной Кореей и Малайзией. Эти страны оказывают Кыргызстану большую помощь в проведении социально- экономических реформ. На современном этапе встал вопрос о более тесном и глубоком сотрудничестве с ними. Активно развивая сотрудничество со странами восточного направления, Кыргызская Республика намерена расширять и укреплять связи через организации АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.) и ЭСКАТО. Кыргызстан в последнее время придаёт немаловажное значение дипломатическим отношениям с Индией, Ираном, Пакистаном и другими странами региона. Политическое и торгово-экономическое сотрудничество с ними представляет значительный интерес для Кыргызской Республики. Учитывая развивающиеся торгово-экономические отношения между Кыргызстаном и Пакистаном в 2001, прорабатывался вопрос открытия консульского учреждения Кыргызстана в Пакистане.
Информация о работе Внешняя политика по отношению Запада и Востока