Внешняя политика Российской Федерации в Центральной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 08:06, статья

Описание работы

В настоящей статье рассматриваются основные направления и тенденции Российской политики в отношении Центральной Азии. Дается качественная оценка присутствия Российской Федерации в регионе Центральной Азии. Сопоставление интересов России и других Акторов мирового сообщества. Конкурентоспособность торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, а также перспективы расширения. Курс миграционной политики России относительно стран Центральной Азии.

Файлы: 1 файл

Внешняя политика Российской Федерации в Центральной Азии.docx.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Нуртазин Мейрам

Магистрант 2 курса

факультет международных отношений

ЕНУ им Л.Н.Гумилева

Астана, Казахстан

 

Внешняя политика Российской Федерации в Центральной Азии

 

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются основные направления и тенденции Российской политики в отношении Центральной Азии. Дается качественная оценка присутствия Российской Федерации в регионе Центральной Азии. Сопоставление интересов России и других Акторов мирового сообщества. Конкурентоспособность торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, а также перспективы расширения. Курс миграционной политики России относительно стран Центральной Азии.

Ключевые слова: внешнеполитический интерес, военное присутствие, стабильность, таможенный союз.

Внешняя политика Российской Федерации в отношении Центральной Азии с момента распада Советского Союза была различной. В начале 1990-х, внешний курс РФ ориентирован в большинстве на Запад, таким образом, происходит процесс некоего игнорирования региона ЦА, сегодня же согласно концепции внешней политики РФ приоритет сотрудничества с СНГ и в частности со странами ЦА стоит на первом месте.

Говоря о внешнеполитических интересах РФ в Центральной Азии в первую очередь нужно указать на присутствие большого количества русского населения. Сейчас  на территории ЦА проживают около 5 млн. 700 тысяч русского населения. Защита интересов соотечественников, проживающих за рубежом, закреплена и в федеральном законе о государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом. Еще одна сфера интересов России в ЦА – это экономическое сотрудничество.  По оценкам ЕБРР рост ВВП в странах ЦА в 2013 г. составит около 7%, при показателях инфляции в пределах 4,5–5%. Для российских предпринимателей ведение бизнеса в регионе видится весьма перспективным.

Отдельной стратегии во внешней политике в отношении ЦА у России нет. Данный регион рассматривается как часть СНГ. Выделять ее отдельно означало бы для России делить все постсоветское пространство СНГ. ЦА представляет собой особое географическое пространство геополитически уязвимое и быстро «воспламеняющееся». Определенная нерешительность со стороны ЦА государств в определении дальнейшего вектора развития, в том числе присутствие здесь личностного фактора во взаимоотношениях между государствами Таджикистана и Узбекистана – все это усложняет процесс международных отношений в ЦА. Так сказать, некая геополитическая неприкаянность стран ЦА. Россия имеет четкий план действия в регионе, также и в рамках ОДКБ, ШОС, Таможенного Союза и Единого экономического пространства.

Особенность ведения внешней политики России в отношении ЦА состоит в знании особенностей, традиции, нюансов данного региона, в чутком реагировании на изменения в странах ЦА. РФ подходит к внешнеполитической деятельности с практической точки зрения. В отличие от других, Россия многое обещает, но и многое делает. К примеру, официальные визиты Путина в Киргизию и Таджикистан. Россия сохранила свои военные базы в них, но также взяла на себя обязательства модернизировать армию Таджикистана и гидроэлектросистемы Киргизии. Планируется внести инвестиции в гидросферу Киргизии в размере 2–4 млрд. долл., в частности на развитие Нарынской ГЭС. Россия призвала принять участие в проектах также Казахстан и Узбекистан. В настоящее время на пространстве СНГ подписано 196 соглашений по водному процессу и не одно из них не функционирует в полной мере.

Следует также отметить то, что первые официальные визиты Владимир Владимировича Путина как Президента РФ состоялись именно в страны ЦА – Ташкент, Астана, Бишкек, Душанбе. В результате этих визитов Россия укрепила свое военное присутствие в Киргизии и Таджикистане. В связи с этим актуализируется позиция ОДКБ как единственно действенного военного объединения постсоветских стран, включая Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. 

Что же касается сотрудничества в рамках Таможенного Союза. На сегодняшний день ТС показывает себя как эффективный инструмент экономического сотрудничества между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Выведены значительные части «серого» оборота между странами. В идеале этот проект видится как единая система, где в совокупности могли бы успешно использоваться зерновой потенциал Казахстана, технический потенциал Белоруссии и финансово-ресурсный потенциал России. Конечно, ТС открыт для присоединения других стран СНГ. Однако присоединение Киргизии и Таджикистана – это отдаленная перспектива. Вступая в ТС, они должны принять более высокие ставки таможенные по сравнению с ВТО, это относительно к Киргизии, которая является членом ВТО. Таджикистан стремится войти в ВТО, однако, видится что, вступает на невыгодных условиях. Форсированное вхождение Таджикистана в ВТО неоправданно.

Еще одна проблема – это пограничный порядок. Импорт дешевого текстиля, идущий из Китая, сначала в Киргизию, а далее через киргизско-казахстанскую границу в ТС, негативно отражается на текстильной промышленности Союза.

Россия стремится сохранять стабильность в регионе ЦА, не претендуя на закабаление.  Таможенный Союз дает возможность превратить страны ЦА в полноценных взаимовыгодных партнеров. Например, Казахстан мог бы производить качественное зерно для всей ЦА, а Таджикистан выращивать фрукты для всего региона, и производить взаимообмен своих продуктов. И тогда бы, Казахстан не тратился на производство не достаточно качественных фруктов, а Таджикистан – на не достаточно качественного зерна.

Немаловажным аспектом является вопрос религии. На сегодняшний день в странах ЦА существует идея национального ренессанса. Среди населения, особенно у молодежи, растет интерес к исламу. В этих странах ислам вполне реально может приобрести политическую силу. В связи с этим России важно сохранить светское направление в странах ЦА. Это не означает, что Россия выступает против религии ислам, однако старается не допустить крайней формы его проявления. К примеру, если Казахстан превратится в теократическое государство, то на его территории естественным образом начнутся ущемления православного населения.

Интересным представляется отметить миграционную политику Российской Федерации относительно этих стран. Россия проводит вполне обоснованную миграционную политику. Касательно мигрантов из ЦА, Российская Федерация хотела бы готовить трудовых мигрантов в технических училищах заранее в их странах. Это позволило бы планировать количество мигрантов, приезжающих на заработки в Россию. Например, ежегодно в Россию приезжают около 700 тысяч таджикских мигрантов, и из них только 30 тысяч высококвалифицированные специалисты. К сожалению, также из России происходит отток высококвалифицированных специалистов в западные страны. Российскому правительству необходимо разработать программу эффективного «замещения» этих мест.

Регион Центральной Азии представляет большой интерес как для России, так и для других регионов. Здесь следует отметить следующее: сопоставление интересов с Турцией и США, Китая.

 Турция уделяет большее  внимание культурной сфере. Турецкая  Республика продвигается в регионе  благодаря мощной идеологической  пропаганде через объединение всех тюркских народов и государств, к примеру – ТЮРКСОЙ. Однако стоит учитывать, что хоть ЦА всегда была открыта новым веяниям, но претензия какой-либо идеологии на единоличное господство всегда вызывало здесь мощное отторжение. Россия не рассматривает Турцию как конкурента и не старается проводить в регионе идеологическую пропаганду или давление.   

Ситуация вокруг Афганистана, связанная с выводом войск, отразится на странах ЦА, так как это вывод военного контингента будет производиться через американские базы в регионе. Сейчас США пытается определиться с уровнем необходимости своего присутствия в ЦА. Стоит признать, что РФ отстает в пропагандистской деятельности от США. К примеру, проект Нового Шелкового пути, как возобновление трансконтинентального коридора между Востоком и Западом по территории ЦА.

Китай обладает деньгами и охотно привлекает страны ЦА на финансовое сотрудничество. Китай заинтересован в ровных отношениях с Россией на фоне активизации военных контингентов США и НАТО в регионе. Можно предположить, что Китай, в некотором смысле, пытается определить с Россией правила игры в ЦА. Российское руководство не рассматривает Китай как соперника, и стремиться укрепить взаимное доверие между всеми странами-участницами ШОС. Однако нельзя отрицать того, что многие страны ЦА входят в определенную зависимость от финансовых вливаний со стороны Китая. К примеру, около 70% внешнего долга Туркменистана приходится на Китай.

 В настоящее время  вектор мировой политики поворачивается  в сторону Центральной Азии. Это видно на примере США, которые четко устремляются в этот регион. Россия, будучи почти азиатским государством, не вправе упускать своих соседей и братьев.

 

Список использованной литературы:

  1. Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасность // Полис. 2002. № 4. С.146-159.
  2. Делягин М. Основы внешней политики России: матрица интересов. М., 2007. 314с.

Туйін: Бұл мақалада Ресей саясатының Орталық Азияға деген негізгі бағыттары мен тенденциялары қарастырылады. Ресей федерациясының Орталық Азия аймағында қатысқандығы жайында сапалы баға берілген. Ресей және де баскадада Акторларын бүкіләлемдік қоғамдастықта салыстыру. Беларусия, Қазақстан және Ресей мемлекеттерінің сауда-экономикалық бәсекеге қабілеттілігі мен кеңейтілу перспективтілігі. Ресей миграциялық саясатының бағыты Орталық Азия мемлекеттеріне тәуелді .

Кілтті сөздері: Сырткысаяси назар, әскери катынас, тұрақтылық, Кедендік одақ.

Abstract: This article examines the main trends and tendencies of the Russian policy towards Central Asia. A qualitative assessment of the presence of the Russian Federation in the Central Asian region. A comparison of the interests of Russia and other actors of the international community. Competitiveness of trade and economic integration of Belarus, Kazakhstan and Russia, as well as prospects for expansion. Course of Russian migration policy regarding Central Asia.

Keywords: foreign interest, military presence, stability, customs union.


Информация о работе Внешняя политика Российской Федерации в Центральной Азии