Внешняя торговля Республики кореи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы – выявить место Южной Кореи во внешнеэкономической деятельности. Для этого определено несколько задач:
обозначить общую характеристику внешней торговли Южной Кореи
проследить динамику и структура импорта и экспорта Южной Кореи
рассмотреть внешнеторговые отношения Южной Кореи со своими основными партнерами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Общая характеристика внешней торговли Южной Кореи.…..5
Глава 2. Южная Корея и приток прямых иностранных инвестиций… 9
Глава 3. Динамика и структура экспорта Южной Кореи .…………… 12
Глава 4. Динамика и структура импорта Южной Кореи……….…….. 20
Глава 5. Торговые партнёры Южной Кореи………………….……….. 24
5.1 Внешняя торговля Южной Кореи со странами Запада……….24
5.2 Внешняя торговля Южной Кореи со странами Востока…. .... 28
5.3 Внешняя торговля Южной Кореи с Российской Федерацией...30
Заключение……………………………………………………………… 34
Список литературы………………………………………………….…. 35

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля Южной Кореи.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

    Глава 2. Динамика и структура  экспорта Южной Кореи

 

    Экспорт - главное условие процветания  страны, основа всей ее экономики. Учитывая это, южнокорейское правительство  избрало именно этот способ развития государства.

    Стремительный рост корейской внешней торговли начался в середине 1960-х годов, то есть тогда, когда страна перешла  к экспортной стратегии экономического развития. На протяжении уже 35 лет Южная  Корея занимает заглавные  места  в мире по темпам роста своего экспорта, который в среднем увеличивался на 22,4% ежегодно (в особо удачные годы экспорт удваивался). Это достижение становится еще более весомым, если учесть, что все это происходило на фоне таких неблагоприятных для отечественных экспортеров факторов, как постоянное повышение курса национальной валюты и высокие мировые цены на энергоносители. Оно подтверждает, что продукция южнокорейских производителей является вполне конкурентоспособной на мировом рынке, а у национальной экономики имеется солидная основа.

    Роль  первопроходца на внешние рынки  была отведена текстильной и обувной  промышленности. Переход к экспорт-ориентированной  модели развития был связан с низкой покупательной способностью населения, недостатком валютных средств. Причина  данного явления состояла в том, что при осуществлении импорт-замещения для развития внутреннего производства потребительских товаров каждый год приходилось импортировать значительный объем товаров производственного назначения. Это сужало основу индустриализации в форме импорт-замещения.

    И правительство посчитало, что пришла пора сделать следующий шаг, приступить к развитию более сложных и  капиталоемких отраслей: металлургии, кораблестроения,  нефтехимии,  автомобильной промышленности.

       Как сообщается в докладе Корейского института международной экономической политики, посвященном актуальным проблемам развития мировой и национальной экономики, в январе - октябре 2008 г. темпы роста южнокорейского экспорта оказались выше (экспорт увеличился на 21 %, на 13,7% за тот же период 2007 г.), чем за аналогичные периоды ряда предшествующих лет. 

    Экспорт в ноябре уменьшился на 14,4%, что во многом стало причиной дефицита в 3,97 млрд. долл. США, хотя ожидалось уменьшение дисбаланса вследствие падения цен на нефть, а за все II полугодие - сведение баланса с заметным положительным сальдо. В ноябре 2008 года почти по всем товарным группам, за исключением автомобилей (по которым отмечался рост на 2% после снижения на 13,3% в октябре), произошел спад более чем на 10%; экспорт сократился по всем основным группам стран, кроме расположенных в Океании (вместе с Австралией; рост по этому направлению составил 38,3% в октябре и 39,6% в ноябре).

    Примечательно, что за 11 месяцев 2008 г. южнокорейский экспорт в развивающиеся страны, включая Китай, государства Латинской Америки и входящие в  АСЕАН, заметно расширился, а в США и ЕС - рос относительно низкими темпами. На американском и западноевропейском рынках уже начали проявляться последствия кризиса. Отгрузки в Японию увеличивались в сравнении с отгрузками в предыдущие годы весьма активно. Ниже приводятся данные о южнокорейском экспорте (млн. долл. США) по странам и регионам в 2005 г. (I), 2006 г. (II), 2007 г. (III), 2008 г. ,1 января - 21 ноября 2008 г.(IV):

    Таблица 2. Экспорт РК по странам и регионам

          I     II     III     IV
    Всего     284420     325470     371490     383900
    США     41340     43180     45770     41550
    ЕС     43660     49240     55980     53650
    Япония     24030     26530     26370     25600
    Китай     61920     69460     81990     85070
    АСЕАН     27430     32010     37500     44850
    Лат. Америка     14990     20590     25780     29150
 
    СНГ
 
    5460     
    7240     11310     12250
 

    В январе - ноябре 2008 г. значительный рост отмечался по таким крупным статьям экспорта, как нефтепродукты (на 76,2%), морские суда (на 54,7%), телекоммуникационное оборудование (на 23,1%). Спад регистрировался по полупроводникам (из-за снижения цен в 2008 г.) и автомобилям. Экспорт нефтепродуктов существенно вырос вследствие влияния высоких цен, однако во второй половине 2008 г. они заметно понизились. Рост экспортных цен на нефтепродукты частично компенсировал увеличение расходов на импорт нефти, вызванное ее дороговизной в I полугодии.

    Мировой финансовый кризис не обошёл и Республике Корею. Объем внешней торговли Южной  Кореи резко сократился в январе — экспорт упал на рекордные 33,8% к январю прошлого года, согласно пересмотренным таможенным данным, опубликованным в понедельник.

    Согласно  обнародованным ранее предварительным  данным, экспорт снизился на 32,8%.

    Торговый  дефицит составил $3,36 миллиарда, а согласно предварительным данным — $2,97 миллиарда.

    Объем экспорта в Китай — крупнейший внешний рынок для южнокорейских товаров — в январе снизился на рекордные 38,6% по сравнению с годом ранее, а экспорт в США сократился на 27,8%.

    Эти данные заставляют правительство более  активно внедрять меры экономического стимулирования, чтобы оживить внутренний спрос и отчасти компенсировать падение спроса на внешних рынках.

    Несмотря  на спад по основным экономическим  показателям, Южная Корея по результатам 2010 года Корея вышла на седьмое  место в мире по экспорту. По данным Министерства экономики знаний, экспорт по сравнению с 2009 годом увеличился на 28,6%, достигнув в 2010 году 467,4 млрд. долл. США. Основная доля увеличения приходится на экспорт полупроводников, электроники, телекоммуникаций и автомобильной промышленности. В 2011 году Корея планирует сохранить устойчивый рост экспорта на уровне около 500 миллиардов долларов, а объем торговли, по ожиданиям, превысит 1 триллион долларов. Важно отметить, что экспорт Южной Кореи в марте  2011 вырос на 30,3% в годовом исчислении до 48,6 млрд. долл. США.

    Что же касается отраслевой структуры экспорта республики, то можно отметить, что она достаточно разнообразна. В ней увеличилась доля продукции материалоемких и наукоемких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги и производстве.

    Быстрый рост тяжелой промышленности со второй половины 70-х годов позволил Южной  Корее в 90-х выйти на внешний  рынок поставщиком различного вида машин и оборудования.

    Наиболее  динамичной и перспективной статьей  экспорта продукции обрабатывающей промышленности стали электронные  и электротехнические изделия. Так, за 1976-1994 гг. доля телевизоров в экспорте Южной Кореи увеличилась с 1,3 до 3,4%, доля радиоприемников, кассетных магнитофонов - с 1,25 до 3,1%, оборудования для дальней связи - с 1,7 до 3%, оргтехники - с 0,5 до 4,15%. В целом доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта.

    Рост  производства основной экспортной продукции  Южной Кореи (полупроводники, мобильные телефоны, мониторы, LCD, компьютеры и трансляционные спутники) требует стабильных рынков сбыта, но уже сегодня Южная Корея торгует в конкурентной среде. Повышение доходов населения (увеличение заработной платы) приводит к удорожанию корейских товаров. Южная Корея начинает испытывать давление со стороны восточно-азиатских стран, где население имеет более низкий доход. С одной стороны, приходится конкурировать с Японией и Тайванем из-за соизмеримой с ними стоимости схожих линеек товаров. С другой, за счет дешевого труда себестоимость продукции из Китая уже сейчас оказывается ниже корейской. Поэтому главными ориентирами экономики Южной Кореи становятся развитие в стране высокотехнологических производств (электроника, информатика и телекоммуникации) и перенос технологически простых, но трудоемких производств за её пределы: туда, где еще имеется дешевая рабочая сила.

    Но  в 2009 году экономический кризис сильно сказался на IT- промышленности республики.  В Сеуле были опубликованы официальные статистические данные, говорящие о том, что экспорт информационных технологий и продуктов на их основе из этой страны по итогам первого квартала рухнул на 26,7%. Причина падения очевидна - зарубежные покупатели существенно сократили  объемы  заказов. 
Экспорт полупроводниковой продукции, мобильных телефонов и других  IТ-продуктов в марте снизился до 8,8 млрд долл. США, импорт упал на 30,8% до 4,67  млрд. долл. США. 
"Март стал еще одним негативным месяцем 2009 года, всего же негатив наблюдается с октября 2008 года, экспорт падает как в месячном, так и в годовом исчислении", говорилось в докладе Министерства экономики Южной  Кореи. 
Самым «черным» месяцем для корейского хайтека стал декабрь, когда экспорт вместо того, чтобы вырасти в сезон новогодних продаж, снизился до 6,51 млрд. долл. США. В январе и феврале показатели экспорта составили 6,92 и 7,69 .млрд. долл. США. За первые три месяца 2009 года сальдо торгового баланса в IТ-секторе превысило 10,7 млрд. долл. США, что почти в 2,5 раза превышает  прошлогодние  показатели. 
Поставки мобильных телефонов в марте за рубеж снизились от прошлогодних данных на 21,3% до 2,39 млрд. долл. США, продажи плазменных и ЖК-телевизоров, рухнули на 38,4%, на 12,7% снизился экспорт микросхем и чипов памяти. Экспорт в Китай (включая Гонконг) достиг 3,4 млрд. долл. США, а вот в Евросоюз и США он снизился до 1,4 и 1,2 млрд.  долл. США  соответственно. 
Крупные местные производители несут серьезные убытки на мировом рынке и это, возможно, заставит их больше переориентироваться на внутренний рынок.

    До  середины 90-х годов в его структуре  занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы электронные  компании направили усилия на производство телекоммуникационного оборудования, средств автоматизации производственных процессов.

    В 90-е годы произошел переход к  вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с бытовой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью обладают полупроводники. Начиная с 1994, спрос в данных секторах  неуклонно рос, что связано с бурным развитием компьютерной индустрии. По данным с 1996 по 2009 годы экспорт товаров данной категории увеличился чуть больше чем в 2,5 раза. В то же время экспорт судостроения и металлургии имеет устойчивую тенденцию к снижению.

    В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз автомобилей и запчастей к ним - свыше 9% всего экспорта. На экспорт, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях.

    Экспорт транспортного оборудования в 2010 году составил 20 миллиардов 208  миллионов 823 тыс. долл. США(254 221 автомобиль), что превышает на 5,5 % показатели прошлого года (Табл. 3). 
 
 
 
 

                                  Таблица 3. Продажи южнокорейских автомобилей (единица=автомобиль)                                                                     

      
 
 
 
 

    Стоит отметить, что Корейский экспорт продукции нефтехимии увеличился более чем на 60 процентов  в 2011 году, а экспорт станков и машинного оборудования, стали и автомобильных комплектующих вырос на 40 процентов. Большая часть экспортной продукции была отправлена в США (41,5%) и Японию (27,3%).

    Также Правительство Южной Кореи намерено увеличить объем экспорта вооружений и военной техники до 4 миллиардов долларов к 2020 году. Для реализации поставленной задачи власти намерены активно поддерживать и развивать экспортноориентированные оборонные предприятия. Концепцию увеличения экспорта 20 октября 2010 года представил Президентский совет перспективного развития Южной Кореи. Согласно документу, Южной Корее необходимо довести ежегодный объем производства вооружений и военной техники до десяти миллиардов долларов, а ежегодный объем экспорта - до четырех миллиардов долларов. Благодаря этому будут созданы 50 тысяч дополнительных рабочих мест. В качестве одной из мер совет предложил передать разработку всех видов вооружения, включая ракеты и разведывательные спутники, частным компаниям. Речь идет не о стратегических образцах вооружения и военной техники.

Информация о работе Внешняя торговля Республики кореи