Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:59, контрольная работа
Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна.
Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
Введение.........................................................................................................................................2
1. Современное состояние товарной и географической структуры внешней торговли РФ....................................................................................................................................................3
1.1. Динамика товарной структуры внешней торговли России...............................................4
1.2. Динамика географической структуры внешней торговли России....................................6
2. Перспективы развития внешней торговли РФ.....................................................................11
Заключение...................................................................................................................................15
Список используемой литературы.............................................................................................17
Россия занимает важное место в мировом хозяйстве по объему природных ресурсов, особенно минерального сырья и топлива, земельных, водных и лесных ресурсов. Однако их эффективное использование затрудняется вследствие исчерпания легко доступных месторождений, огромных расстояний между районами добычи сырья и его потребления, сурового климата и т.д.
На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по регулированию внешней торговли. В целом его основные направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ. Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений. Но работа в этом направлении идет. Примером может служить изданный в 1995 году закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России.
В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.
В 21веке экономический комплекс страны является динамическим сектором российской экономики, обеспечивающим решение важных социально-экономических задач.
Российский экспорт направлялся в основном в страны Европейского Союза, Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), и СНГ, на долю которых в общем, экспорте России приходиться более 66%. Наиболее крупными импортерами российских товаров являлись – Германия, Италия, Белоруссия, Китай, Украина, США, Великобритания, Польша, Нидерланды.
Главным фактором стоимостных объектов российского экспорта в этот период явился рост средних контрактных цен.
Формированием России и странами СНГ Единого экономического пространства (ЕЭП) со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы осуществилось государствами Содружества с учетом договоренностей, достигнутых ими в сфере созданий зоны свободной торговли, предусматривающих возможность сохранения государствами Содружества во взаимной торговле отдельных изъятий из режима свободной торговли с последующей поэтапной их отменой, а также переход во взаимной торговле на взимание косвенных налогов по принципу – «страны назначения».
В настоящее время уже согласованы вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Киргизией.
Важное место в расширении делового сотрудничества России и Республикой Беларусь занимает межрегиональное сотрудничество. В настоящее время 80 регионов России имеют прямые хозяйственные связи с Республикой Беларусь.
Торгово-экономическое сотрудничество со странами Западной Европы в последующие годы отличается стабильностью и тенденцией к расширению торгового оборота. Решению задачи активного участия России в мировых интеграционных процессах в значительной степени способствовало дальнейшее углубление торгово-экономических отношений с Европейским Союзом, на долю которого приходиться около 40% внешнеторгового оборота России и 25% иностранных инвестиций. Кроме того, страны – члены ЕС являются основными кредиторами Российской Федерации.
Фундаментом отношений с этой группой стран явилась последовательная реализация таких базовых документов, как «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010г.г.)».
Основными торговыми партнерами среди стран Европейского Союза является Германия, Италия, Великобритания, Франция, Финляндия. В последние годы также укрепляются экономические связи с государствами Центральной и Восточной Европы. Улучшение ситуации в торгово-экономическом сотрудничестве со странами ЦВЕ возможно на основе либерализации взаимной торговли, усиления государственной поддержки промышленного экспорта, участия российских предприятий в строительстве новых и реконструкции действующих объектов в данном регионе, в первую очередь тех, которые созданы при участии российских предпринимателей.
В начале 21века активизировались торгово-экономические связи России со странами Балтии. В этом регионе тесно сплетаются между собой интересы России, стран Европы и некоторых стран СНГ.
В настоящее время осуществляется формирование торгово-политических условий, влияющих на экономические отношения России с США.
Двусторонние отношения с развивающимися странами строятся в направлении обновления и расширения договорной базы торгово-экономического сотрудничества, совершенствования работы межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, активизации внешнеторговых контрактов российских регионов с этими странами, создания благоприятных условий для выхода на рынки развивающихся стран российских государственных и коммерческих структур, увеличения объемов и расширения номенклатуры российского экспорта.
Факторы торгово-политического характера – унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса на присоединение России в ВТО, расширение сотрудничества с ЕС и другие, формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей.
2. Перспективы развития внешней торговли РФ
Для развития внешней торговли РФ сегодня характерно:
- сохранение острой зависимости ряда отраслей производства от внешних рынков сбыта (добыча и переработка нефти, газа, производство черных и цветных металлов);
- в экспорте - доминирование сырьевых товаров при сокращении экспорта машино-технической продукции;
- в импорте – сохранение стабильно значительного удельного веса товарной группы «машины, оборудование и транспортные средства» при существенном изменении структуры ее наполнения;
- в импорте – существенная доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства;
- в импорте – заметное место принадлежит товарам народного потребления, большая часть которых ввозится физическим лицами (т.н. неорганизованная торговля) и не находит отражения во внешнеторговой статистике;
- существенно возросший удельный вес промышленно развитых стран – сохраняющаяся тенденция предшествующих десятилетий;
- сохранение доли стран-членов СНГ на низком уровне.
Стратегия развития внешней торговли РФ (декларируемые цели):
повышение
в экспорте доли продукции
с более высокой степенью
усиление
диверсификации
возвращение
на рынки стран Восточной
дальнейшее развитие импортозамещения.
Объективные ограничения для прогрессивных изменений структуры внешней торговли РФ (доводы против декларируемых структурных изменений внешней торговли РФ):
- значительная доля традиционных рынков сбыта российской готовой продукции за последнее десятилетие проиграна. Часть из них – безвозвратно. Рынки готовой продукции фактически «заняты», они отличаются избыточным предложением на них и высокой конкуренцией между продавцами;
- расширению поставок российских готовых товаров препятствует технологическая отсталость России от промышленно развитых стран. Практически, отсутствуют капитальные ресурсы для существенного изменения места России в международном разделении труда – путем создания широкого круга конкурентоспособных отраслей производства, а также для создания всего комплекса мер по эффективному продвижению товаров с большей степенью обработки на рынки промышленно развитых стран;
уместнее было бы не пытаться «догнать и перегнать» признанных мировых лидеров, а направить государственные средства на развитие других, потенциально конкурентоспособных отраслей;
- велик не только моральный, но и физический износ производственного оборудования. Но что хуже – крайне низки темпы его обновления;
- расширению российского экспорта готовой продукции препятствует несоответствие российских стандартов на отдельные виды готовой продукции техническим нормам западных стран;
- согласно нормам ВТО страны-члены этой организации могут ограничивать ввоз товаров, производство которых было субсидировано. Даже если Россия найдет в своем бюджете деньги на развитие экспортоориентированных производств готовой продукции, она тотчас же натолкнется на ограничения в их доступе на мировой рынок (рынки других стран);
- у России нет средств на финансирование разрешенных нормами ВТО способов поддержки экспорта (речь идет не о финансировании производства, а об инфраструктуре ВЭД – создание банка с целью привлечение кредитов, финансирования и гарантирования экспортно-импортных операций от имени правительства);
- историческое, традиционное место России в международном разделении труда – поставщик минеральных ресурсов и продовольствия.
Альтернатива сырьевому экспорту – сосредоточение основного экспортного потенциала России не в машиностроении, а в наиболее конкурентоспособных отраслях российской экономики – космосе, авиастроении, программировании, высоких технологиях и ядерной энергетике, при безусловной поддержке государства:
- финансирование НИОКР должно быть одним из приоритетов экономической политики государства;
- государство должно проявлять жесткость в общении с торговыми партнерами России, с тем, чтобы перевести взаимоотношения с ними на недискриминационную основу.
Немаловажным моментом корпоративной стратегии, направленной на то, чтобы добиться существенного расширения российского экспорта готовых изделий на мировом рынке, монополизированном ТНК, является увеличение инвестиций в сбытовую сеть за рубежом, что, в свою очередь, невозможно без изменений действующей системы валютного регулирования и валютного контроля, ограничивающей конкурентоспособность российских компаний. Стало очевидным, что развиваться по старому, на основе сложившейся экономической и внешнеторговой структуры, Россия больше не может.
Движение в русле инерционного развития, как подтверждает практика первых лет нового века, обрекает нашу страну на замедление экономического роста, постоянное отставание от других стран в области научно-технического прогресса и эффективности производства, а, следовательно, и благосостояния населения, что в дальнейшем чревато полной утратой способности страны к самостоятельному развитию.
Ситуация усугубляется возникновением дополнительных противоречий, связанных с нарастанием темпов процесса глобализации. Открывая новые возможности для приобщения к достижениям мировой науки и техники, более рационального использования производственных и финансовых ресурсов, он одновременно усиливает угрозу выталкивания отстающих стран на обочину цивилизации.
В настоящее время торговая
политика России
Российский экспорт
направлялся в основном в
Торгово-экономическое сотрудничество со странами Западной Европы в последующие годы отличается стабильностью и тенденцией к расширению торгового оборота. Решению задачи активного участия России в мировых интеграционных процессах в значительной степени способствовало дальнейшее углубление торгово-экономических отношений с Европейским Союзом, на долю которого приходиться около 40% внешнеторгового оборота России и 25% иностранных инвестиций. Кроме того, страны – члены ЕС являются основными кредиторами Российской Федерации.
Основными торговыми
В начале 21века активизировались
торгово-экономические связи