Внешняя торговля России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Международная торговля служит средством, позволяющим странам участникам процесса, развивая свою специализацию, повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, а также и уровень благосостояния их населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение регулирования торговых отношений.
Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные аспекты внешней торговли 4
2 Особенности внешней торговли России 7
3 Современные направления внешнеторговой политики России 12
Заключение 19
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Внеш торг.docx

— 140.99 Кб (Скачать файл)

Сегодня существует проблема импортных возможностей, связанная  с общей ограниченностью инвалютных средств, а у отдельных предприятий  их нет вообще. Она должна решаться по мере установления подлинно рыночных отношений в сфере импортной  деятельности в условиях полной ответственности  производителей за принимаемые ими  решения.

Селективная роль импорта  не заканчивается на этапе реализации стратегии внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики Российской Федерации. По мере формирования экспортной специализации страны импорт определенной продукции позволит отойти от производства товара, не соответствующего требованиям мирового рынка. В результате чего производители, которые не способны на внутреннем рынке справляться с иностранной конкуренцией, будут устранены, что повысит эффективность экономики страны, углубит ее участие в международном разделении труда и позволит в перспективе определить импортную специализацию.

Экспортная специализация  страны. Определение экспортной специализации  страны и развитие эффективного экспорта является базовым элементом стратегии  внешнеторговой деятельности.

Формирование экспортной специализации страны, как показывает мировой опыт, может быть лишь результатом  определенных действий государства  на основе эффективной системы функционирования экономики и самостоятельной  деятельности производителей.

Такой способ действий означает, что, с одной стороны, государство  не должно пассивно воспринимать самоопределение  формирования структуры экспортной специализации, а с другой - она  не может быть исключительно результатом  действий, предпринятых самостоятельно производителями.

При этом роль государства  в развитии экспорта должна заключаться  в постоянном поиске и выявлении  производств, выделяемых мировым и  внутренним рынками, и оказании им различных  видов услуг и помощи.

Одним из условий всемерного поощрения экспорта государством должно являться то, что средства, полученные от экспорта, будут идти не на поддержку  отсталых производств, а на структурную  перестройку экономики с учетом долгосрочных сдвигов в мировом хозяйстве, позволяющих России занять более достойное место в системе международного разделения труда и использовать его преимущества с большей для себя выгодой.

Создавая необходимые  условия для экспортной экспансии, государство должно определить специализированный экспортный потенциал страны. Энергосырьевая ориентация в экспорте не может быть перспективной. Для России этот выбор может заключаться только в специализации на экспорт готовых, в том числе наукоемких изделий, на расширение и воссоздание экспортной базы агропромышленного комплекса (растительное масло, семена подсолнечника, овощи, ягоды, а в перспективе - зерно), производство потребительских товаров.

Специализация должна охватывать, прежде всего, те отрасли, которые добились существенных результатов на мировом  рынке, и их целесообразнее ориентировать  на увеличение экспортной продукции. Для  России это довольно широкий перечень товаров, он определен в Федеральной  программе развития экспорта, который  в определенных масштабах позволит решить задачу расширения экспорта в  ходе реализации стратегии внешнеторговой деятельности, но не в полной мере.

В связи с этим для достижения поставленных целей государство  должно способствовать развитию менее экономически выгодного экспорта отдельных сфер экономики. К числу таких отраслей на данном этапе развития экономики можно отнести заготовительную и производственную деятельность агропромышленного сектора; стимулирование данных сфер даст им в перспективе реальную возможность пробиться на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья, а государству - расширить ассортимент экспортной продукции. При этом, безусловно, стимулируемая сфера должна иметь собственные реальные шансы выхода на мировой рынок.

Определение структуры экспортной специализации является результатом  длительного процесса, выражающегося  в нарастающем эффекте всей стратегии  внешнеторговой деятельности, а не является результатом единовременного  решения, принимаемого в начале реализации. Экспортная специализация страны станет итогом определенных действий государства, основу которого составят результаты самостоятельной хозяйственной  деятельности производственных единиц.

Географический аспект. В  период реализации стратегии внешнеторговой деятельности должен быть решен и  географический аспект. России целесообразнее отдать приоритет странам ближнего зарубежья, так как существует реальная возможность более глубокой интеграции в рамках Содружества. На это нацелена Концепция экономического развития Содружества Независимых Государств, которая, по существу, является долгосрочной программой совместных действий по экономическому союзу. Реализация ее позволит получить значительный эффект от использования  объединенных возможностей, укрепить технико-экономическую неуязвимость членов СНГ от промышленно развитых стран.

Образование взаимовыгодного  общего рынка обеспечит углубленное  взаимодействие между национальными экономиками стран ближнего зарубежья на основе свободного перемещения товаров между странами в результате непосредственных договоренностей между их производителями и потребителями. Создание условий для сотрудничества на хозяйственном уровне субъектов внешнеторговой деятельности позволит им эффективнее решать такие задачи, как "чем торговать" и "как торговать".

Особая роль в обеспечении  взаимодействия национальных рынков и  формирования на этой основе общего рынка  должна быть отведена определению и  введению в странах ближнего зарубежья  единых норм и стандартов, соответствующих  мировому уровню.

По поводу формирования общего рынка стран СНГ среди специалистов еще нет единства, можно выделить следующие основные направления его развития:

1 постепенное изменение процесса координации хозяйственных планов и режима товарооборота в направлении более широкого использования стоимостного обмена;

2 расширение поставок на прямых связях;

3 прямое взаимодействие национальных оптовых рынков стран-членов СНГ;

4 развитие приграничной торговли.

Соответствующие изменения  должны претерпеть и основные элементы механизма торгово-экономического сотрудничества, приобретающие черты, свойственные рыночным отношениям:

1 в совместной деятельности центр тяжести должен сместиться к использованию экономических методов управления интеграцией;

2 в сфере ценообразования должно произойти сближение контрактных цен, применяемых во взаимной торговле стран - членов СНГ, с мировыми ценами;

3 в валютной и кредитно-финансовой сферах должны быть созданы условия для формирования валютного союза стран Содружества, основанного на взаимной обратимости национальных валют и их обратимости в свободно конвертируемые валюты.

Общий рынок стран ближнего зарубежья не обособляется от мирового рынка, формируется с учетом всемирного разделения труда. Вместе с тем экономическая  интеграция должна уметь себя защитить. Степень защиты в случаях сильной  иностранной конкуренции не должна быть больше, чем она имеет место  в наиболее промышленно развитых странах мира.

Реализация стратегии. Стратегия  внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики страны может быть реализована поэтапно.

На первом этапе необходимо укрепить платежный баланс страны. Единственный критерий поддержки и  стимулирования экспорта - это его  эффективность. Предприятия-экспортеры, взаимодействуя между собой, должны оперативно откликаться на изменение спроса, воздействовать на внешние рынки и каналы сбыта.

На протяжении этого этапа  реализации стратегии продолжается в основном пассивное подчинение экспортной деятельности России мировому рынку. Выход на мировой рынок - один из главных критериев оценки эффективности  экспорта производственного предприятия.

На втором этапе осуществляется максимальное стимулирование постепенно выделяемых отраслей экспортной специализации, предусмотренных Федеральной программой развития экспорта при одновременном  сохранении общей поддержки всего  эффективного экспорта и определение  направлений импортной специализации  страны.

В течение третьего этапа  должны быть реализованы следующие  направления:

1 расширение мероприятий, направленных на поддержку отраслей экспортной специализации;

2 исключение с помощью импорта наиболее неэффективных сфер отечественного производства;

3 продолжение действий, направленных на стимулирование всего эффективного экспорта.

На данном этапе экономика  Российской Федерации начинает работать под воздействием международного разделения труда, ее комплексное развитие постепенно переходит в селективное, или  приоритетное, развитие определенных отраслей.

Данный этап должен завершиться  созданием условий для открытой экономики.

Четвертый этап стратегии  внешнеторговой деятельности - это  эффект, на который направлено ее последовательное осуществление.

Доминантой открытой экономики  является расширение функций внешнеторгового  обмена продукцией в материально-вещественной форме в процессе социально-экономического развития страны. Внешнеторговая деятельность выполняет в ней свою основную задачу - повышение национального  дохода. При этом почти все отрасли  производственной деятельности постоянно  сталкиваются с конкуренцией на мировых  рынках. Это становится возможным  благодаря производству основной части  продукции не только для внутристранового рынка, но и для экспорта при одновременном разрешении конкурирующего импорта в определенных пропорциях.

Экспорт и импорт на четвертом  этапе реализации внешнеторговой стратегии  носят специализированный характер. Существующая разница между объемом  экспорта и объемом импортных  потребностей настолько высока, что  практически не существует проблемы внешнего платежеспособного спроса - основного барьера внешнеторгового  обмена.

Весь этот период можно  рассматривать как переходный к превращению России в ближайшем будущем в одну из ведущих держав с прогрессивной структурой внешнеторгового оборота и прочными позициями на мировом рынке.

Достижение этих рубежей  возможно не только в результате радикального совершенствования механизма внешнеторгового  комплекса страны в целом, но и  деятельности всех хозяйствующих субъектов, занимающихся международным бизнесом, обеспечивающим обмен продукцией в  материально-вещественной форме, независимо от форм собственности.

Изложенная стратегия  должна стать основой для разработки Концепции внешнеторговой деятельности субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На протяжения столетий внешняя  торговля была и есть основой международных  экономических отношений, так как  рост мирохозяйственных связей ускорил  процесс формирования международного разделения труда, что соединяет  все страны в единое хозяйственное  целое.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления  и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

При проведении грамотной  внешнеторговой политики можно добиться улучшения важнейших макроэкономических показателей: повышения уровня ВВП, ускорения экономического роста, снижения уровня безработицы и др. Инструментами  для этого служат как политика государства, так и отдельных  фирм.

Политика государственного регулирования внешней торговли выражается прежде всего во вмешательстве в экспортно-импортные операции, где различают тарифные и нетарифные методы. Также используется политика платежного баланса страны и валютная политика.

Происходящие во внешнеэкономическом  комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно  с точки зрения их воздействия  на взаимоотношения Российской Федерации  с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю  систему международных экономических  отношений.

Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере является вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров. Вступление России в ВТО, конечно, вызовет  не только положительные, но и негативные последствия. Однако эта экономическая  организация связывает воедино  все страны мира, и дальнейшее «непребывание» России в ней еще более губительно скажется на положении страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Бабин, Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов  /Э.П.Бабин.- М.: Экономика, МИКО "Коммерческий вестник", 2007.-128с.

2 Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2009. № 6. С.28-41

3 Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой.-М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007.-480с.

Информация о работе Внешняя торговля России