Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:03, доклад
Актуальность темы обусловлена тем, что неправительственные организации играют важнейшую роль в формировании современного гражданского общества в России, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики, социальной защитой населения и, прежде всего, в совершенствование и повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества между общественными институтами и органами государственной власти. Активность неправительственных организаций проявляется в самых разнообразных сферах - социальной, культурной, образовательной, жилищно-коммунальной, здравоохранения и других.
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ
Актуальность темы обусловлена
тем, что неправительственные организации
играют важнейшую роль в формировании
современного гражданского общества в
России, становлении демократии, защите
прав и свобод граждан. Все более заметным
становится их вклад в решение общенациональных
и региональных задач, связанных с развитием
экономики, социальной защитой населения
и, прежде всего, в совершенствование и
повышение эффективности взаимодействия
и сотрудничества между общественными
институтами и органами государственной
власти. Активность неправительственных
организаций проявляется в самых разнообразных
сферах - социальной, культурной, образовательной,
жилищно-коммунальной, здравоохранения
и других.
Международная практика свидетельствует,
что учет международных стандартов и специфики
деятельности неправительственных организаций
является гарантией процесса динамичного
и поступательного развития гражданского
общества, повышения общественного потенциала
любой страны, вставшей на путь демократизации
государственно-общественных отношений.
В настоящее время в отечественном законодательстве
содержится довольно обширный комплекс
общих норм, обеспечивающих регулирование
правового положения, порядка создания
и деятельности неправительственных организаций,
форм их взаимодействия с органами государственной
власти и местного самоуправления. Существует
также ряд специальных законодательных
актов, регулирующих деятельность отдельных
категорий неправительственных организаций,
в числе которых молодежные и детские
общественные объединения, религиозные
организации, адвокатские организации,
организации работодателей, инвалидов
и другие. Динамичное развитие сектора
неправительственных организаций, повышение
их социальной значимости в обществе требуют
постоянного совершенствования правовых
условий их деятельности.
Налаживание конструктивного диалога
и сотрудничества между неправительственными
организациями и органами государственной
власти (как на федеральном уровне, так
и на уровне субъектов Российской Федерации)
является важнейшим условием эффективного
функционирования неправительственных
организаций, формирования благоприятных
условий для участия граждан в принятии
и реализации решений, включения их потенциала
в достижение общенациональных целей
страны. Следовательно, вопросы совершенствования
и пересмотра действующего законодательства,
регулирующего сферу взаимодействия неправительственных
организаций с органами государственной
власти, являются весьма актуальными и
значимыми для реализации принципов демократического
государства.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую основу для исследования составили, прежде всего, работы общетеоретического и отраслевого характера. Наиболее обстоятельно вопросы гражданского общества (истории его зарождения и развития, форм взаимодействия с государством, содержания и классификации его институтов) исследовались в трудах таких ученых, как: С.Абакумов, Т.К.Бойкова, В.В.Витюк, В.И.Гавриленко, С.Е.Заславский.
Вопросы создания и деятельности неправительственных организаций в Российской Федерации неоднократно являлись предметом исследования в юридической науке. Им посвящены работы таких ученых, как: И.В.Аверкиев, А.П.Боровиков, Е.В.Зайцева.
Вместе с тем проблемы взаимодействия
органов государственной власти
и неправительственных
Объектом исследования являются административно-правовые отношения, складывающиеся в процессе осуществления взаимодействия неправительственных организаций и органов государственных власти.
Предметом исследования является законодательство, регулирующее административно-правовые, финансово-правовые аспекты взаимодействия неправительственных организаций и органов государственной власти и практика реализации данного законодательства.
Целью работы является исследование административно-правовых основ взаимодействия органов государственной власти и неправительственных организаций.
Достижение
поставленной цели осуществлялось в
ходе решения следующих задач:
- исследование особенностей и тенденций
современного развития административно-правовых
механизмов взаимодействия органов государственной
власти с неправительственными организациями;
- выявление недостатков административно-правового
регулирования взаимодействия органов
государственной власти и неправительственных
организаций, разработка предложений
по совершенствованию законодательства
Российской Федерации в исследуемой области;
- анализ практики реализации административно-правовых
норм и механизмов, гарантирующих, регулирующих
и обеспечивающих взаимодействие органов
государственной власти и неправительственных
организаций;
- выработка приоритетных направлений
повышения эффективности административно-правовой
политики Российской Федерации в сфере
контроля и поддержки деятельности неправительственных
организаций;
- выявление и исследование основных особенностей
административной правосубъектности
неправительственных организаций, проявляющиеся
в административно-правовых отношениях,
в том числе: в отношениях в связи с государственной
регистрацией неправительственных организаций,
государственным надзором и контролем
за деятельностью неправительственных
организаций, а также иных административных
правоотношениях.
Правовое воздействие и
Информационное и ценностно-
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.289
Определяя
правовое регулирование через понятие
правового воздействия, нужно учитывать,
что последнее – широкое
Правовое же регулирование – специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым социально-классовым институционным нормативным регулятором.
Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно:
Во-первых, в соответствии со своей
классовой природой является такой
разновидностью социального регулирования,
которая имеет
во-вторых, осуществляется при помощи
целостной системы средств, обеспечивающих
достижение необходимых целей (результатов).
Иными словами, для правового
регулирования в отличие от общего
идеологического воздействия
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.290
Конечно,
общее идеологическое воздействие
права, взаимопроникая со специфически
правовым регулированием, несет на
себе печать последнего и в соответствии
с этим обладает рядом достоинств
(имеет черты всеобщности, конкретности,
увязанности с реальными
Общее идеологическое воздействие права осуществляется по двум основным каналам – информационному и ценностно-ориентированному[2].
Информационное воздействие
Ценностно-ориентационное воздействие
права базируется на том, что, будучи
самостоятельной ценностью, право
одновременно является носителем многих
политических, моральных, духовных ценностей
и потому способно вместе с информацией
о требуемом, дозволенном или
запрещенном поведении
Характер и содержание общего идеологического воздействия права зависят от его классовой природы, его отношения к социальному прогрессу.
Возросшее значение социалистического
права как эффективного средства
информации и ценностно-ориен-тационного
воздействия связано с
Методы правового
Характерные черты правового регулирования выражены в его методах, способах, типах.
Методы правового
Таким образом, каждой основной отрасли присущ свой особый метод правового регулирования, специфические черты которого концентрированно выражены в правовом положении (статусе) субъектов, а также в основаниях формирования правоотношений, способа определения их содержания, в юридических санкциях. Поставив субъектов общественных отношений в те или иные исходные юридические позиции, правовая система тем самым предопределяет своеобразие используемого в данной области всего комплекса юридического инструментария и отсюда основные особенности структурных подразделений правовой системы.
Рассматривая методы правового регулирования в качестве реальных юридических явлений, обретающих свою жизнь только в рамках отраслей права, необходимо вместе с тем указать на некоторые первичные, исходные методы, которые представляют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в их исходных юридических позициях. Это:
централизованное, императивное регулирование
(метод субординации), при котором
регулирование сверху донизу осуществляется
на властно-императивных началах, юридическая
энергия поступает на данный участок
правовой действительности только сверху
от государственных органов и
сообразно этому положение
децентрализованное, диспозитивное
регулирование (метод координации),
при котором правовое регулирование
определяется также снизу, на его
ход и процесс оказывает
В отраслях
права эти первичные методы в
зависимости от характера регулируемых
отношений и других социальных факторов
выступают в различных