Ядерное оружие как фактор мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях, когда в мире существует ядерное оружие и государства им обладающие, политика неядерных стран в вопросах обеспечения собственной национальной безопасности может проводиться в следующих направлениях:
вступление в военный союз с ядерными государствами;
получение гарантий, что ядерное оружие не будет применяться против неядерных стран;
разработка, производство или приобретение собственного ядерного оружия.

Файлы: 1 файл

Шобозович кр_Ядерное оружие как фактор мировой политики.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская  академия народного хозяйства и  государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Сибирский институт-филиал

 

Юридический факультет

 

Кафедра политических наук и технологий

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Мировая политика»

 

На тему:

«Ядерное оружие как фактор мировой политики»

 

Выполнил:

Студент 4 курса, гр. № 08134,

Комаров А.П.

Проверил:

д.пол.н.,

Нуриддинов Р.Ш.

 

 

Новосибирск

2012

 

Введение

 

Несмотря на то, что период "холодной войны" закончился и существенно снизилась  вероятность глобальной ядерной  катастрофы, остается острой проблема предотвращения дальнейшего распространения  ядерного оружия, так как сегодня  имеется достаточно большое количество так называемых около пороговых государств, для которых обладание ядерным оружием может стать не только политически желанным, но и технически реальным делом.

 

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ 
И КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕМ  

 

Е.МАСЛИН, 
генерал-полковник 

 

Признаки военной  ядерной деятельности

В современных  условиях, когда в мире существует ядерное оружие и государства  им обладающие, политика неядерных  стран в вопросах обеспечения  собственной национальной безопасности может проводиться в следующих  направлениях:

вступление  в военный союз с ядерными государствами;

получение гарантий, что ядерное оружие не будет применяться  против неядерных стран;

разработка, производство или приобретение собственного ядерного оружия.

Остановимся на третьем направлении. Подготовка государства к разработке и производству ядерного оружия начинается, естественно, с принятия соответствующего политического решения, а потом и привлечения значительных ресурсов промышленного и научного комплексов. Хотя это, безусловно, держится в секрете, но то, что такое решение принято, выдают следующие косвенные признаки:

неприсоединение к Договору о нераспространении  ядерного оружия, отказ от участия  в международных переговорах, касающихся проблем нераспространения ядерного оружия;

отказ ставить свою ядерную деятельность под контроль МАГАТЭ;

создание управленческих структур, непосредственно подчиняющихся  высшему руководству страны и  наделенных особыми полномочиями, при  функциях, явно не соответствующих  заявленным для этого органа;

создание во внешнеэкономических органах специальных структур с особыми правами и большими финансовыми возможностями для закупок за рубежом соответствующего сырья, оборудования, образцов техники.

Прямыми доказательствами проведения работ по созданию ядерного оружия можно считать:

создание комплекса  промышленных предприятий, обеспечивающего  получение материалов для ядерного оружия;

проведение  газодинамических испытаний конструкции  заряда;

осуществление ядерно-физических экспериментов и  полномасштабных подземных испытаний;

появление специфических радиоактивных газоаэрозольных продуктов, благородных газов и трития, повышение гамма-нейтронного фона, концентрации радона, наличие наведенной радиоактивности.

Немаловажную  роль в создании атомной промышленности играет опыт, приобретаемый неядерными странами вследствие распространения ядерных технологий, которыми владеют ученые. По оценкам специалистов, для создания ядерного оружия необходимо иметь примерно 1300 инженеров и 500 ученых, а доля атомщиков среди них должна составлять не менее 10%. Иными словами, для решения задачи стране необходимо иметь около 100 квалифицированных атомщиков различных специальностей.

В этом плане  широкий общественный резонанс вызывает проблема "утечки мозгов". Учитывая ее глобальный характер, лишь широкое международное сотрудничество и взаимодействие государств могут обеспечить условия эффективного режима использования только в мирных целях ученых и специалистов-атомщиков. В качестве положительного примера можно привести создание Международного научно-технического центра, учредителями которого являются Российская Федерация, США, Япония, Европейское сообщество по атомной энергии и Европейское экономическое сообщество. Одна из основных задач Центра - предоставлять ученым и специалистам, связанным с оружием, в особенности тем из них, которые располагают знаниями и навыками в области оружия массового уничтожения и ракетных комплексов доставки, возможность для переориентирования на разработку невоенных программ. 

Контроль за нераспространением ядерного оружия

 

Надежного и простого средства против опасности распространения ядерного оружия нет. Ни одна страна в одиночку не может решить эту проблему. Именно поэтому совершенствование контроля за нераспространением ядерного оружия в современных условиях является одним из наиболее важных направлений деятельности международного сообщества, обеспечивающих стабильность межгосударственных отношений.

В настоящее  время, как известно, контрольные  мероприятия такого рода осуществляются под эгидой МАГАТЭ. Их основным содержанием  наряду с проверкой документации о производстве и перемещении ядерных материалов являются также проверки, инспекции, исследования и измерения с целью фактического подтверждения перемещения делящихся и ядерных материалов, используемых в мирных целях. Для сложившейся процедуры контроля характерна отлаженная и четкая система гарантий МАГАТЭ, обеспечивающих эффективный контроль за наличием и перемещением 95 % производимых в мире делящихся материалов.

Однако в  настоящее время из сферы контрольных  функций оказались исключенными государства, которые не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия и располагают предприятиями, способными осуществлять работы, подпадающие под понятие "необъявленная ядерная деятельность". Кроме того, остаются неотработанными вопросы практической реализации контроля за рядом ядерных технологий, секретных производств и реакторов двойного назначения.

Проблемы нераспространения 
ядерного оружия в СНГ

 

Важнейшими  шагами в плане нераспространения  ядерного оружия .являются мероприятия, проводимые США и Россией (правопреемницей СССР) по сокращению ядерных вооружений и выводу их с территорий других стран.

При этом важно  отметить, что впервые провозглашено  стремление США и России уничтожать именно ядерные боезаряды, а не только их носители и пусковые установки. Можно констатировать, что в настоящее время процесс разоружения и переход к эффективному сотрудничеству между государствами в мире приобрел необратимый характер.

В России разработана  и практически выполняется программа  ликвидации тактических ядерных боеприпасов (ЯБП), которые в настоящее время находятся только на территории РФ. По взаимным обязательствам с США в настоящее время снято все тактическое ядерное оружие с надводных кораблей и подводных лодок, а также авиации ВМФ наземного базирования и размещено в местах централизованного хранения.

В соответствии с соглашением между Украиной и Россией более 1000 тактических  ЯБП, выведенных с Украины, уничтожено. До 1995 г. должно быть ликвидировано  около трети ЯБП для тактических  комплексов морского базирования и авиации ВМФ, до 1996 г. - 50% ядерных боеголовок для зенитных ракет и 50% ядерных авиабомб для тактической авиации, до 1998 г. - все ядерные мины. К 2000 г. будут уничтожены ядерные боеголовки для принятых на вооружение трех типов тактических ракет и шести типов артиллерийских снарядов для систем калибра 152, 203, 240 мм.

Кроме того, прекращены программы разработки и производства всех типов ЯБП тактических ракет  наземного базирования, ядерных  артиллерийских снарядов и ядерных  мин, разработки модифицированной ядерной ракеты малой дальности для тяжелых бомбардировщиков, производство и разработка ядерных крылатых ракет морского базирования большой дальности, крылатых ракет воздушного базирования большой дальности.

В области сокращения стратегических ядерных вооружений в соответствии с рамочной договоренностью между Россией и США о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений от 17 июля 1992 г. Россия будет иметь через семь лет после вступления в силу Договора о СНВ суммарный уровень боезарядов 3800-4250 ед., а к 2003 г. будут ликвидированы все МБР с РГЧ индивидуального наведения и суммарный уровень боезарядов составит 3000-3500 ед.

В дальнейшем, видимо, предстоит решать задачу полной ликвидации ядерного оружия во всем мире.

В дополнение к  шагам по ликвидации ядерного оружия следует добавить, что Россия прекратила производство оружейного урана и  принимаются меры по переработке  его запасов в топливо для  атомных электростанций. Осуществляется также объявленная в 1989 г. программа закрытия промышленных реакторов для наработки оружейного плутония. В частности, досрочно, в 1993 г. вместо 1995 г. по плану, остановлены 2 реактора, а в 1995-2000 гг.будут остановлены оставшиеся 3 реактора.

Вместе с  тем ситуация с ядерным оружием  на территории бывших республик СССР остается сложной. При подписании соглашений о создании СНГ не было, к сожалению, принято конкретных решений относительно судьбы ядерного оружия бывшего Советского Союза. В этих соглашениях упомянут лишь единый контроль за ядерным оружием, но не нашел отражения вопрос о праве собственности на это оружие.

В мае 1992 г. в  Лиссабоне министрами иностранных  дел России, Белоруссии, Казахстана, Украины и госсекретарем США  был подписан протокол к советско-американскому  Договору по СНВ, по которому Белоруссия, Казахстан и Украина стали равноправными участниками Договора и взяли на себя обязательства о присоединении к Договору о нераспространении в качестве неядерных государств. И если Белоруссия и Казахстан выполнили свои обязательства, потому что СНВ, имеющиеся на их территориях, находятся под юрисдикцией и контролем Министерства обороны Российской Федерации, то Украина де-факто стала ядерным государством.

Действительно, на территории Украины дислоцируется  группировка стратегических наступательных вооружений, входившая ранее в состав стратегических ядерных сил Советского Союза. В составе этой группировки стационарные ракетные комплексы стратегического назначения, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами с разделяющимися головными частями (СС-19и СС-24), и стратегические бомбардировщики, имеющие на вооружении низколетящие крылатые ракеты большой дальности в ядерном снаряжении.

В апреле 1992 г. руководство  Украины приняло решение о  включении в боевой состав своих  вооруженных сил частей и подразделений ракетной и воздушной армий. В мае 1992 г. личный состав двух ядерно-технических частей воздушной армии, в которых размещено более 600 ядерных боеприпасов, принял украинскую присягу, что уже тоща практически привело к установлению полного контроля за этими боеприпасами только со стороны Украины, которая не заявляла о своем ядерном статусе, хотя уже тогда приобрела принципиальную возможность (учитывая, что украинскую присягу принял и летный состав бомбардировщиков) применить ядерное оружие. Сейчас эти авиационные боеприпасы, образно говоря, могут уже "гулять по белу свету", так как Украина не присоединилась к Договору о нераспространении (а самый крупный недостаток Лиссабонского Протокола состоит в том, что он не определил сроков присоединения), не брала на себя обязательств этого Договора, и, что еще важно, в августе 1993 г. были переподчинены Украиной последние российские ядерно-технические подразделения, которые осуществляли техническое руководство и контроль за эксплуатацией ядерных боеприпасов.

Стремление  к обладанию ядерным оружием  подтверждается и созданием Украиной новых штатных структур, в частности, так называемого Центра административного  управления войсками стратегических ядерных  сил Министерства обороны Украины.

Очень часто, по крайней мере в России, задают вопрос: может ли Украина самостоятельно применить ядерное оружие. В настоящее время все ракетные комплексы, стоящие на боевом дежурстве на территории Украины, находятся в системе центрального боевого управления стратегическими ядерными силами, и если рассматривать только технический аспект, то системы, позволяющей приостановить централизованный пуск ракетных комплексов и провести автономный пуск, Украина на данный момент не имеет. Без проведения определенных работ применение Украиной ядерного оружия РВСН невозможно, однако для проведения таких работ Украина обладает необходимой производственной базой, техническим персоналом и технологиями.

Крылатые ракеты хранятся без полетных заданий, которые  были в свое время изъяты. В авиационных ядерных боеприпасах установлены кодоблокируюшие устройства, поэтому без специальных доработок применение их невозможно, но научно-технический потенциал Украины позволяет провести требуемые работы, причем в короткие сроки, тем более что за этими боеприпасами какой-либо контроль со стороны России отсутствует.

Конечно, применение ядерного оружия в нынешних условиях потепления международного климата  маловероятно, но состояние с контролем  и эксплуатацией ядерных боеприпасов  на Украине не может не вызывать большого беспокойства. И вот почему.

Необходимым условием нормальной эксплуатации ядерных боеприпасов  является функционирование системы  обеспечения ядерной безопасности государств. Основные функции такой  системы: безусловное выполнение жестко установленных мер и правил обращения с ядерным оружием, контроль центрального органа, полностью несущего ответственность за ядерную безопасность, систематические инспекции, проверки состояния дел и подготовки персонала, выборочные периодические проверки фактического состояния боеприпасов в процессе их хранения для принятия в случае необходимости мер по их доработке и устранению выявленных предпосылок к снижению показателей надежности и безопасности.

Указанная система  сохранена и совершенствуется в  России, являющейся международно признанным преемником СССР в области ядерного оружия и обладающей всеми необходимыми для этого компонентами ядерного оружейного комплекса. Это единственно приемлемая гарантия для международного сообщества, требуемая от страны, за которой признаны ее ядерный статус, ответственность за нераспространение ядерного оружия и недопущение ядерных инцидентов.

Вместе с  тем Россия ни юридически, ни физически  не может гарантировать безопасность ядерного боезапаса на территории Украины, фактически изолированного от действующего российского государственного ядерного оружейного комплекса. Ядерные боеприпасы и комплексы ядерного оружия в целом всегда являются источником потенциальной опасности при нарушении норм и правил обращения с ними ввиду возможности проявлений определенных физико-химических эффектов в процессе хранения и эксплуатации, а также случайных или нештатных ситуаций, практически неизбежных в любой сложной организационно-технической системе. Есть также вероятность несанкционированных или злоумышленных воздействий, для предотвращения которых также предусматривается комплекс специальных мер.

Результаты  последней проверки российскими  специалистами ядерного оружия на Украине  в 1993 г., когда это еще было возможно, вызывают большое беспокойство. Прекратился систематический надзор и контроль российских разработчиков и изготовителей ядерных боеприпасов. Допущено сверхнормативное (в 6-8 раз) заполнение хранилищ ядерными боеприпасами, снятыми с боевого дежурства, что уже привело к возрастанию температуры и радиационного фона (до 3000 мкР/ч) в хранилищах ракетной дивизии, дислоцированной около г.Первомайска.

У большого количества составных частей ядерных боеприпасов  истекли гарантийные сроки, и  их в обязательном порядке необходимо менять из-за возможных нарушений в системах и возникновения взрывоопасной ситуации.

Подготовка  и переподготовка специалистов в  учебных центрах не проводится. Из-за отсутствия действенного контроля теоретические  знания и практические навыки персонала  существенно утрачены, что вызывает большое сомнение в умении качественно осуществлять работы. Практически полностью утрачены системное изучение, анализ и оценка технического состояния ядерных боеприпасов за пределами гарантийных сроков. Специальные аварийные команды из-за технической неоснащенности и отсутствия полигонной практики практически не готовы к выполнению задач по ликвидации последствий возможных аварий ядерных боеприпасов.

Комиссия, которая  по просьбе украинского руководства  работала в Первомайске в сентябре 1993 г. и в составе которой были главные конструкторы из Арзамаса-16, сделала вывод, что сложившаяся ситуация является недопустимой и требует немедленного разрешения.

Осознавая кризисную  ситуацию по безопасности ядерного оружия, сложившуюся на Украине, и непредсказуемость  последствий в случае несанкционированных действий и возможных аварий, необходимо подчеркнуть, что ядерное оружие на Украине сейчас представляет угрозу в первую очередь для самой Украины и для соседних с нею стран.

Правда, в ходе визита Б.Клинтона в Москву Л.Кравчук подписал документы о ядерном разоружении Украины. Но что скажет та же Верховная Рада? Ратифицирует ли? Пока неизвестно.

Бытует мнение, что от объявления оружия своей собственностью до реального обладания им в качестве ядерной державы - дистанция большого размера, что в ближайшие годы ядерные боеприпасы станут непригодными для применения и т.п. Однако аналитические расчеты российских ученых подтверждают способность Украины обеспечить воспроизводство к 2000 г. нескольких сотен ядерных боеприпасов взамен выходящих из строя по гарантийному сроку (в настоящее время ядерный потенциал Украины примерно в 1,5 раза превышает ядерный потенциал Великобритании, Франции и Китая вместе взятых).

Таким образом, под угрозой оказывается эффективность  режима нераспространения ядерного оружия. Ставится под вопрос вступление в силу договоров СНВ-1 и СНВ-2, т.е. процесс реального разоружения. От того, как будут решены возникшие проблемы, могут зависеть судьба Договора о нераспространении ядерного оружия и темпы его продвижения в девяностые годы. Разрушение Договора о нераспространении ядерного оружия может изменить представление о коллективной безопасности, и многие страны станут связывать представление о национальной безопасности с наличием ядерного оружия. 

* * *

 

История отпустила совсем немного времени для переосмысления происходящих ныне процессов и выработки кардинальных и взаимоприемлемых решений. Если к 1995 г. - моменту проведения конференции по продлению действия Договора о нераспространении ядерного оружия - такие решения не будут предложены, то со всей очевидностью возникнет совершенно реальная опасность разрушения Договора. А значит, судьба мира на Земле может быть снова поставлена на карту.


http://www.rau.su/observer/N03-4_94/3-4_06.HTM

 

 

 

 

http://www.mir21vek.ru/fire.php

Ядерная опасность, проблема доверия

Всем известно, что вероятность распространения  ядерного оружия в мире возрастает с каждым годом всё больше и больше. Ведь Северная Корея, вероятно, уже имеет ядерное оружие. Иран уже почти подошёл к его созданию. Остановить Тегеран, по мнению специалистов, тоже очень трудно.

Руководство вышеперечисленных  стран более чем уверены в  существовании военных и политических угроз для их. Соседи этих стран также испытывают определённую тревогу, связанную с этим положением. Ведь при наличии ядерного оружия у этих стран, начнётся политика активации ядерного оружия у серии других стран, таких как Япония, Египет и др.. Однако, до нашего времени ещё никто не пытался найти причины ядерной «болезни», тем более противодействовать её симптомам.

Таким образом, на данный момент мы нуждаемся в  укреплении доверия региональных систем безопасности.

Не исключен даже распад Ирака; ведь ссылаясь на оптимистические оценки, ситуацию там не удастся стабилизировать раньше, чем через 8-12 лет. Палестино-израильский конфликт вот-вот вспыхнет с новой силой, и последние действия премьера Израиля Ариэля Шарона, скорее всего, свидетельствуют о том, что, предчувствуя новый кризис, он заранее пытается переложить ответственность на палестинцев. Еще не ясно, готовы ли США и другие внешние участники ближневосточного процесса, в том числе Россия, к реальному 'навязыванию мира'.

Однако невозможно приступить к модернизации, не начав принимать систематические меры по укреплению региональной безопасности. Фактор внешней опасности, будь то 'западная', 'израильская', 'саудовская' или 'иранская' угроза, станет использоваться элитами региона в качестве предлога для отказа от модернизации.

 

http://www.carnegie.ru/publications/?fa=47637:

Ни один из вопросов военной безопасности в Европе не имеет большего значения и не обсуждается  так часто, как вопрос о нестратегическом (или тактическом) ядерном оружии.

Он представляется центральным в контексте новой  политики ядерного сдерживания и  обороны Организации Североатлантического договора (НАТО). Этот вопрос осложняет  проблему контроля за обычными вооружениями и затрудняет следующие этапы американо-российских переговоров о стратегических ядерных вооружениях. При этом Россия и США придерживаются противоположных взглядов по данному вопросу. Более того, сам вопрос еще не стал предметом активного диалога или переговоров на официальном уровне. Не претендуя на знание единственно правильного подхода к решению этого вопроса, Рабочая группа по нестратегическому ядерному оружию определяет ряд сложных проблем, относящихся к данному вопросу, и предлагает альтернативные пути, которыми Россия и США/НАТО могли бы воспользоваться для его поэтапного решения.

Игорь Иванов

Вольфганг Ишингер

Сэм Нанн 
 

 

 
Согласно новому Договору по СНВ  США и Россия сокращают количество оперативно развернутых стратегических боеголовок до 1550 единиц у каждой из сторон. Дальнейшее сокращение стратегических вооружений может быть затруднительным без ограничения нестратегического ядерного оружия (НЯО). Президент США Барак Обама призвал провести переговоры о сокращении НЯО. В «Стратегической концепции Североатлантического союза» 2010 г. содержится предложение включить НЯО в процесс ядерного разоружения.

Правительство России привержено поэтапному процессу сокращения ядерного оружия. При этом высокопоставленные официальные лица России заявили, что  перед новым раундом переговоров о сокращении ядерного оружия они хотели бы оценить ход реализации нового Договора по СНВ. По их мнению, следует также рассмотреть и другие вопросы, включая противоракетную оборону, обычные вооруженные силы в Европе, наступательные вооружения большой дальности в обычном оснащении, а также милитаризацию космоса. Согласие России обсуждать вопрос НЯО в некоторой степени будет зависеть от того, убедится ли она в серьезном отношении США и НАТО к ее озабоченностям в данных областях.

То, каким образом будет решаться вопрос НЯО, повлияет на широкий контекст европейской безопасности, включая появление новых ядерных государств, распространение технологий обогащения урана, риск хищения ядерного оружия и расщепляющихся материалов, а также акты катастрофического терроризма. Кроме того, решение вопроса НЯО будет все больше рассматриваться как показатель способности США, НАТО и России сотрудничать ради снижения ядерной угрозы.

В настоящем докладе рассматриваются  проблемы НЯО, а также предложены возможные варианты их решения, в том числе его сокращение. При этом вовлечение России и США затруднено существующим количественным дисбалансом НЯО и разными причинами его сохранения на вооружении.

http://carnegieendowment.org/files/WGP_AddressingNSNW_RUS.pdf

 

 

http://www.rusus.ru/?act=read&id=208:

№3, 2010

ЯДЕРНОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ[*]

В.И. Есин, кандидат военных наук, 
ведущий научный сотрудник Центра 
военно-стратегических исследований ИСКРАН 
e-mail: viktoresin@mtu-net.ru

Аннотация. Вопросы ядерного разоружения вновь возглавляют международную повестку дня. Необходимость принимать более действенные меры в стремлении к миру, свободному от ядерного оружия, все более осознается мировым сообществом. В статье анализируется состояние и проблемы ядерного разоружения, рассматриваются меры по преодолению этих проблем и дается оценка перспектив достижения мира без ядерного оружия.

Ключевые слова: ядерное оружие, ядерное разоружение, инициатива «Глобальный Ноль».

Nuclear Disarmament: State, Problems and Prospects

Viktor Esin

PhD, Senior Research Fellow, Center for Military Strategic Studies,  
Institute for the U.S. and Canadian Studies 
e-mail: viktoresin@mtu-net.ru

Annotation. Nowadays the issue of nuclear disarmament has again come to the foreground of the international agenda. The reason behind it is the growing awareness of the global community of the necessity to take more effective measures to move forward to the world free from nuclear weapons. The article analyses the state and problems of nuclear disarmament, examines measures to overcome these problems, and assesses the prospects to achieve the world without nuclear weapons.

Key words: nuclear weapons, nuclear disarmament, problems of nuclear disarmament, prospects for nuclear disarmament, “Global Zero” initiative.

В декабре 2008 г. в Париже и Вашингтоне была представлена международная неправительственная организация “Global Zero” («Глобальный ноль»), созданная по инициативе четырех известных американцев – Джорджа Шульца, Генри Киссинджера, Уильяма Перри и Сэма Нанна[1]. Эта организация, провозгласившая своей целью достижение глобального ядерного нуля, политическими кампаниями и обращениями к мировому сообществу поддерживает политических лидеров, выступающих за мир, свободный от ядерного оружия. Инициатива “Global Zero” способствовала активизации деятельности других неформальных организаций и движений, борющихся за полное ядерное разоружение. Свой весомый вклад в это дело внесли и президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама. 1 апреля 2009 г. они выступили в Лондоне с совместным заявлением, в котором подтвердили приверженность обеих стран «освобождению мира от ядерного оружия»[2], а 8 апреля 2010 г. подписали в Праге новый договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений[3]. Не осталась в стороне и ООН. Ее Совет Безопасности в сентябре 2009 г. единогласно принял Резолюцию 1887, в которой продекларировал решимость добиваться «создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия»[4]. Наконец, завершившая 28 мая 2010 г. свою работу в Нью-Йорке Восьмая обзорная конференция по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) приняла заключительный документ с планом действий для достижения ядерного разоружения[5]. Все это создает благоприятные возможности придать новый импульс процессу ядерного разоружения.

Но, с другой стороны, этот процесс все еще сталкивается с разнообразными препятствиями, требующими от мирового сообщества серьезных усилий, чтобы их преодолеть и воспользоваться раскрывающимся окном возможностей.

С учетом вышеизложенного  представляется необходимым оценить  сегодняшнее состояние процесса ядерного разоружения и характер имеющихся здесь проблем, а также рассмотреть меры, реализация которых позволит преодолеть эти проблемы и продвинуться вперед по пути к миру, свободному от ядерного оружия.

1

Сегодня процесс  ядерного разоружения институциализирован  только в формате Россия–США. Три  других ядерных государства, официально признанные таковыми по ДНЯО[6], не выполняют своих обязательств по статье VI этого Договора и под различными предлогами уклоняются от участия в переговорах об эффективных мерах по сокращению ядерного оружия и ядерному разоружению. Правда, Великобритания и Франция в одностороннем порядке предпринимают меры по сокращению своих ядерных арсеналов. Что касается четверки не признанных де-юре ядерных государств (Израиля, Индии, Пакистана и КНДР), то они не являются участниками ДНЯО[7] и полагают себя свободными от обязательств по этому Договору.

Для того чтобы выявить  динамику ядерного разоружения в мире, представляется достаточным оценить произошедшие за 2001–2009 гг. изменения в арсеналах ядерного оружия всех девяти нынешних членов «ядерного клуба». И начать следует с оценки арсеналов ядерного оружия США и России – двух ядерных сверхдержав, находившихся в тот период в рамках двусторонних соглашений об ограничении и сокращении своих стратегических наступательных вооружений в соответствии с двумя договорами – Договором СНВ-1[8] и Договором СНП[9].

США. На январь 2001 г. активный запас американских ядерных боезарядов составлял 8 876 единиц[10], из них стратегических боезарядов насчитывалось 7 206, нестратегических (или тактических) – 1 670 единиц. Помимо этого содержался запас ядерных боезарядов пониженной готовности[11] в количестве 40-45% активного запаса[12].

Соединенные Штаты, как и  Россия, к 5 декабря 2001 г. выполнили свои обязательства по сокращению стратегических наступательных вооружений по Договору СНВ-1: в боевом составе американских стратегических наступательных сил (СНС) к тому времени осталось 1 238 развернутых носителей и 5 949 боезарядов, засчитываемых по правилам Договора СНВ-1[13], – что в 1,7 раза меньше, чем при подписани Договора СНВ-1[14].

На январь 2009 г. активный запас американских ядерных боезарядов составил 2 702 единицы, в том числе стратегических – 2 202 единицы, нестратегических – 500 единиц[15]. Дополнительно около 2 500 ядерных боезарядов пониженной боеготовности находилось в резерве.

Согласно опубликованным в мае 2010 г. данным, запасы американских ядерных боезарядов по состоянию на 30 сентября 2009 г. составляли 5 113 единиц[16].

Таким образом, арсенал ядерного оружия США за 8,5 лет сократился в 2,5 раза.

Россия. На январь 2001 г. активный запас российских ядерных боезарядов составлял 9 196 единиц[17]. Из них стратегических ядерных боезарядов насчитывалось 5 606 единиц, ядерных боезарядов для противоракетных систем – 1200 и нестратегических ядерных боезарядов – 2390 единиц. Дополнительно в неактивном резерве[18] содержалось примерно 12 000 ядерных боезарядов.

Информация о работе Ядерное оружие как фактор мировой политики