Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 13:13, реферат
Цель данного реферата - тщательно познакомиться с жизнью и творческой деятельностью основополож¬ни¬ка сравнительно-истори¬ческо¬го метода в России – с Александром Христофо¬рвичем Востоковым и подробнее узнать о его вкладах в сравнительно-историческое изучение славянских языков. Кроме А. Х. Восткова мы коснемся других пред¬ста-ви¬телей сравнительно-исторического напра¬вления и дадим набросок дальней¬шей судьбы этого метода. Также познакомимся со всеми нам доступ¬ными ра¬бо¬та¬ми А. Х. Востокова. Многие из взглядов, выска¬зан¬ных Восто¬ковым в его грамма¬ти¬ке, являются актуальными в наше время.
В настоящей работе указываются данные не только об А. Х. Востокове и дру¬гих представителях сравнительно-исторического метода, но и о таких лицах, ко¬трые каким-нибудь образом связаны с фактами, показанными в данном реферате.
6.Судьба сравнительно-
С 70-х гг. XIX века происходило
постепенное превращение языкознания
в науку наряду с продолжающимся бурным
развитием сравнительно-исторических
исследований. Прежде всего, конец XIX века
в русском языкознании представлял собой
этап интенсивного исследования исторических
закономерностей в развитии грамматического
строя индоевропейских языков.
Сравнительно-историческое
языкознание во всех своих аспектах приобрело
новое содержание. На передний план выдвигалось
изучение исторического развития языка.
Главным представителем этого
направления во второй половине и в конце
XIX века был знаменитый украинский и русский
филолог-славист, философ и культуролог Александр Афанасьевич
Потебня (1835-1891). С именем Потебни в
истории русского языкознания связывается
становление психологического языкознания.
Его сравнительно-исторические концепции
сопровождены именно психологизмом. С
точки зрения психологии он стремился
выяснить общие вопросы происхождения
и развития человеческого языка. Для Потебни
вопрос о происхождении языка явился вопросом
чисто психологическим. В своих исследованиях
А. А. Потебня поддерживал гипотезу о начальной
двучленности грамматического предложения,
состоящего из существительного в именительном
падеже, обозначающего субъект действия,
и сказуемого. Эти положения он освидетельствовал
многими примерами из древнерусского,
литовского и латышского языков. Он сравнивал
не отдельные синтаксические явления,
а пытался выявить определенные синтаксические
тенденции.
Сравнительно-исторический подход
к изучению грамматических, в частности
и синтаксических явлений был развит профессором
Московского университета Федором Евгеньевичем
Коршем (1843-1915). В своем труде „Способы относительного
подчинения. Глава из сравнительного синтаксиса“ (1877)
он указывает, что кроме сравнительной
морфологии должен существовать и сравнительный
синтаксис. В области сравнительной морфологии
Ф. Е. Корш считал полезным изучение семьей
родственных языков.
Большое влияние на европейское
сравнительно-историческое языкознание
начала XX века оказали исследования сравнительно-исторической
грамматики Филиппа Федоровича
Фортунатова (1848-1914). Его наиболее известными
работами по сравнительной грамматике
являются „Сравнительное
языковедение“ (1900) и „Сравнительная
фонетика индоевропейских языков“ (1902)
и также ряд напечатанных лекционных курсов.
Именно в своих лекциях Фортунатов предлагал
новые принципы сравнительно-исторических
исследований – типологическое изучение
языков. Однако основное внимание он обращал
на сравнительно-исторический метод).
В центре внимания сравнительно-исторического
языкознания в конце XIX века стала попытка
воссоздать звуковой состав индоевропейского
праязыка. Однако в этот период
формировалась новая отрасль языкознания
– типологическое изучение языков. С этого
времени сравнительно-историческое направление
в языкознании уходило на задний план
и появились новые методы и подходы к изучению
языков.
7. Заключение
В данном реферате была
показана лингвистическая ситуация в
Европе и в России в конце XVIII в. и в начале
XIX в. Главное внимание было обращено к
сравнительно-историческому методу в
России и к его самому выразительному
представителю Александру Христофоровичу
Востокову, который признается основоположником
этого метода в России. В реферате также
были приведены данные о предшественниках
и последователях сравнительно-исторического
направления. Был описан весь процесс
существования сравнительно-исторического
метода, т. е. его возникновение, постепенное
развитие и его последующее завершение;
его дальнейшая судьба связана с появлением
новых лингвистических направлений.
Была раскрыта жизнь Александра Христофоровича
Востокова и его труд всей жизни.
8. Список использованной литературы
1.БЕРЕЗИН, Ф. М.: Очерки по истории языкознания в России; конец XIX – начало XX в. Москва, Наука, 1968.
2.БУЛАХОВ, М. Г.: Восточнославянские языковеды. Минск, Белорусский государственный университет имени В. И. Ленина, 1976.
3. Новый энциклопедический
словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия,
РИПОЛ Н74 КЛАССИК, 2002.
4. Информация, размещенная на интернет-сайтах:
www.lib.pu.ru, www.fplib.org, www.booksite.ru,
www.philol.msu.ru., ww.rulex.ru.
5.Лев Львович Нелюбин: История науки о языке. Флинта, 2008.
Информация о работе Александр Востоков и его вклад в языкознание