Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 11:43, реферат
В период XVI - XVIII вв. происходят утверждение капиталистической общественно-экономической системы, развитие всех сфер духовной жизни общества. Одновременно обостряются социальные проблемы, нарастает классовая борьба, нескончаемой чередой происходят кризисы и войны. Что же касается буржуазной этики, то она:
• преодолевает влияние Средневековья и обращается к идеалам античной этики;
• выявляет натуралистические основания морали;
• отстаивает суверенность морального субъекта, его право на удовлетворение высоких потребностей;
• согласовывает интересы и идеалы индивида со всеобщими интересами и ценностями.
Введение……………………………………………………………………………1стр.
1. Особенности этики нового времени………………………………………... 2стр.
2. Этнические взгляды Монтеня………………………………………………. 3 стр.
3. Этическая мысль нового времени:
3.1 представители английской школы этики……………………. 4 стр.
3.2 Этический рационализм Спинозы…………………………….. 5 стр.
3.3 Клод-Адриан Гельвеций………………………………………… 6 стр.
3.4 Поль-Генрих-Дитрих Гольбах…………………………………...7 стр.
3.5 Жан-Жак Руссо……………………………………………………..7 стр.
3.6 Этическая концепция Ф. Гегеля…………………………………8 стр.
3.7 Теория утилитаризма Д. Милля…………………………………. 9 стр.
Вывод………………………………………………………………………………….11 стр.
Буржуазная этика нового времени.
Введение…………………………………………………………
1. Особенности
этики нового времени…………………………
2. Этнические
взгляды Монтеня………………………………………
3. Этическая мысль нового времени:
3.1 представители английской школы этики……………………. 4 стр.
3.2 Этический рационализм Спинозы…………………………….. 5 стр.
3.3 Клод-Адриан Гельвеций………………………………………… 6 стр.
3.4 Поль-Генрих-Дитрих Гольбах…………………………………...7 стр.
3.5 Жан-Жак Руссо……………………………………………………..7 стр.
3.6 Этическая концепция Ф. Гегеля…………………………………8 стр.
3.7 Теория утилитаризма Д. Милля…………………………………. 9 стр.
Вывод…………………………………………………………………
Полтора века от начала английской буржуазной революции (1640 г.) до начала французской буржуазной революции (1789 г.) вошли в историю под названием Нового времени. Новое время представляет собой глубочайшие культурные истоки современной западной цивилизации со всеми её достоинствами и недостатками. В этот период произошёл великий культурный переворот, с одной стороны, коренным образом изменивший миросозерцание и обыденное мышление людей, что существенно отразилось и на их повседневной жизненной практике, а с другой стороны - во многом определивший русло всего будущего развития народов Европы.
В период XVI - XVIII вв. происходят утверждение капиталистической общественно-экономической системы, развитие всех сфер духовной жизни общества. Одновременно обостряются социальные проблемы, нарастает классовая борьба, нескончаемой чередой происходят кризисы и войны. Что же касается буржуазной этики, то она:
• преодолевает влияние Средневековья и обращается к идеалам античной этики;
• выявляет натуралистические основания морали;
• отстаивает суверенность морального субъекта, его право на удовлетворение высоких потребностей;
• согласовывает интересы и идеалы индивида со всеобщими интересами и ценностями.
Нравственность рассматривается как общественный долг, как совокупность мотивов деятельности человека (потребностей, идеалов и т. д.).
На начальном этапе развития этика Нового времени сохраняла связь с этической мыслью Средневековья. Способом утверждения новых этических идеалов являлся скептицизм (утверждение, что философия не в состоянии дать твердых и общепризнанных положений ни относительно бытия или небытия предметов и их качеств).
Особенности этики этого
1. Особенности этики нового времени
Характерная особенность этики
Нового времени как особого
Разумная душа в человеке есть синтезирование мира объектов. Посредством познавательной деятельности мы получаем возможность распоряжаться природой. Свойство души одухотворять все, делает ее способной также и к самовыражению. Таким образом, человеку вместе с его разумом дано познание и право решения относительно самого себя. Человек - господин и творец своего духовного мира. Или, как говорит К. Бовилль (1470 - 1553), через познание и деятельность человек способен как бы удваивать себя. Человек как "венец творения, высшее и ни с чем не сравнимое существо чувственного мира является... всеобщим существом, которое силами, формами, образами и теориями заполняет оставленную природой пустоту". "Человек в конечном итоге блеск, знание, свет и душа мира; мир поистине есть тело самого человека". При этом важно подчеркнуть, что в антропологии Ренессанса понимание человека как духовного покорителя мира связывается с его стремлением к самоосвобождению и самораскрытию.
2.Этические взгляды Монтеня
Мишель Монтень (1533 - 1592) в своих трудах обобщил моральный опыт разных эпох. Его главным трудом считается книга "Опыты", написанная в жанре философского эссе.
Монтень утверждал, что человек - частица изменчивой действительности и, как и другие живые существа, подчинен природным закономерностям, Свобода человека - в согласии с законами природы (естественными законами). Душа и тело человека едины, поэтому:
• нельзя заботиться только о благе души;
• необходимо ценить земную жизнь;
• нужно принимать жизнь во всем ее многообразии (радости и страдания).
Монтень считал, что поведение человека не должно основываться на религиозных взглядах, обычаях (они очень разнообразны и потому относительны). Подлинные добродетели направляются природой и сопровождаются счастьем, наслаждением.
Монтень не сводил нравственность к совокупности однозначных норм Он писал: "...я не могу определить себя единым словом, без сочетания противоположностей".
Мишель Монтень отвергал религиозные догмы и общественные установления. Он считал, что человек должен руководствоваться личные опытом, постоянно подвергать его сомнениям, критической переработке и на основе своего опыта строить моральные суждения.
Монтень выступал против фальшивых добродетелей, часто прикрывающих эгоистические устремления людей ,и подчинения интересов человека интересам группы людей или государства.
Он утверждал приоритет
Моральный человек, по Монтеню, это человек:
• мыслящий и сомневающийся;
• скептически относящийся к догмам(Система основных положений какого-либо учения);
• саморазвивающийся и
3.Этическая мысль нового времени
3.1. представители английской школы этики.
Материалист Томас Гоббс (1588 - 1679) в трудах "О свободе и необходимости", "Основы философии" и др. утверждал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими людьми (Гоббс является автором тезиса "Человек человеку волк").
По мнению Гоббса, только инстинкт самосохранения, потребность выживания заставляют людей:
• организовать государство;
• ограничивать врожденный эгоизм и агрессию;
• соблюдать "золотое правило морали".
Интересы индивидов, составляющих общество, могут быть диаметрально противоположными. В таком обществе невозможны гармония и доброта; а вот насилие и угнетение - нормальные явления. Государство подавляет врожденные агрессивные устремления людей и насильно навязывает большинству порядок. Это является единственно возможным, разумным путем сохранения человечества.
Гоббс утверждал, что мораль является средством связи эгоистических индивидов в обществе и представляет собой систему взаимной полезности. Все моральные проявления основаны на эгоизме (в том числе общественный долг, милосердие и др.).
Нравственные отношения в обществе строятся по принципу стоимостных отношений:
• нравственные свойства человека, его добродетели выражают ценность человека в глазах других членов общества;
• ценность качеств человека зависит от потребности других людей (общества).
Согласно Гоббсу моральность основана на стремлении человека к власти над другими людьми:
• морально ценным является то, что вызывает уважение;
• уважение - это повиновение, признание власти;
• с властью связаны все
Гоббс считал, что "двигателем" деятельности человека являются эмоции, страсти, стремление к выгоде, власти, богатству.
Ф. Бекон (1561 - 1626) также считал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, поэтому во имя сохранения рода человеческого необходим "общественный договор", а процветанию человечества способствует связь "гордого нрава самоосвобождения и науки".
Адам Смит (1723 - 1790) утверждал, что справедливость в обществе должна основываться на взаимной симпатии членов общества, является социальным императивом и "может быть востребована насильственно".
3.2 Этический рационализм Спинозы.
Нидерландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) в своей философии сочетал рационализм и пантеистический мистицизм. Основные труды: "Бог, человек и его счастье", "Этика", "Богословско-политический трактат".
Спиноза утверждал, что в основе мира лежит единая субстанция, или Бог. который:
• вечен и бесконечен;
• безличен;
• является сам причиной себя;
• слит с природой.
Мир - это самопознание Бога, который является внутренней причиной всего сущего и состоит из множества атрибутов. Бог познается человеком в двух его атрибутах, протяженности и мышлении;
Эти атрибуты тождественны, то есть логические связи равны материальным. Спиноза писал: "Порядок и связь идей то же, что порядок и связь вещей".
Природа подчинена естественной необходимости - причинно-следственным связям. Случайности в таком мире невозможны.
Спиноза называл конкретные вещи модусом субстанции, а сознан индивида - модусом мышления.
Человеческое мышление на низшей, чувственной ступени несовершенно, подвержено страстям. Оно может (и должно, по мнению Спинозы) возвыситься до адекватного познания вещей. Адекватное познание вещей в их божественной необходимости возможно только с помощью разума. Оно приводит к высшей добродетели - "интеллектуальной любви к Богу".
Счастье заключается в познании, успокоении души, исходящем из созерцания Бога.
Познание является основой свободы личности, нравственного совершенствования личности.
Спиноза писал, что человеку только кажется, что он поступает свободно, людьми владеют страсти.
Стимулами деятельности человека являются эгоистические интересы и аффекты (основные аффекты, влияющие на душу человека - желание, радость, печаль). Пассивные аффекты (страсти) вызваны неадекватными идеями чувственно-абстрактного познания.
для правильной жизни необходимы отказ от субъективистского, чувственного познания, единство разума и воли. С помощью разума человек может получить власть над аффектами, преодолеть эгоистические стремления, достичь познания субстанции (Бога), ее атрибутов и модусов, мироустройства.
Моральное совершенство является результатом высшей ступени интеллектуального созерцания, слияния человека с субстанцией. Моральное совершенствование человека способствует возвышению над суетой и жизненными невзгодами, обретению истинной свободы, созерцательной любви к Богу.
3.3 Клод-Адриан Гельвеций
Гельвеций Клод-Адриан (1715 - 1771) - философ-сенсуалист, деятель Просвещения, идеолог буржуазной революции. Основные сочинения: "Oб уме", "О человеке, его умственных способностях и его воспитании".
По мнению Гельвеция, деятельность человеческого ума сводится к чувствованию, то есть сравнению ощущений. Человек рождается морально нейтральным (ни злым, ни добрым), способным к физической чувствительности. Чувствительность является источником страстей и деятельности человека.
По его мнению:
Стремление к счастью является добродетелью.
Справедливость - это основа жизни человека и общества, добродетель связанная с общей пользой.
Гельвеций считал, что человек должен стать "разумным эгоистом", совмещать эгоистическое стремление к выгоде и благо общества.