Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:21, реферат
На эту тему рассуждают с давних времён. Какого бы философа, мыслителя мы не взяли, всегда найдется в его трудах тема, касающаяся человека, его желательных нравственных качеств. Так, к примеру, А.Н. Радищев писал, что человеком можно стать лишь тогда, когда научишься видеть человека в другом, то есть понимать, прощать, ближнего. Другая точка зрения высказывается в афоризме английского поэта XVIII века Александра Поупа: «Заблуждаться – свойство человека, прощать – свойство божества». В этих небольших высказываниях уже заметны различия. А сколько разных точек зрения на данную тему. Из этих многих мне бы хотелось сравнить две точки зрения: филолога Д.С. Лихачева и журналистки Г.В. Филеевой.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Курганский Государственный Университет»
Кафедра общего языкознания
Реферат
«БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ»
Студент группы М-10213 Полякова Н.С.
Направление специальности:
канд. фиол. наук, доцент Гаева Е.В.
Курган, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Каким должна быть личность человека? Его характер и внутренний мир? Конечно, не существует определенных правил, рамок. Однако, если представить себе идеального человека, то нарисуется довольно-таки конкретный образ, сформированный, возможно, в результате влияния окружающих людей или родившийся в голове «свой идеальный человек», не такой, как все.
На эту тему рассуждают с давних времён. Какого бы философа, мыслителя мы не взяли, всегда найдется в его трудах тема, касающаяся человека, его желательных нравственных качеств. Так, к примеру, А.Н. Радищев писал, что человеком можно стать лишь тогда, когда научишься видеть человека в другом, то есть понимать, прощать, ближнего. Другая точка зрения высказывается в афоризме английского поэта XVIII века Александра Поупа: «Заблуждаться – свойство человека, прощать – свойство божества». В этих небольших высказываниях уже заметны различия. А сколько разных точек зрения на данную тему. Из этих многих мне бы хотелось сравнить две точки зрения: филолога Д.С. Лихачева и журналистки Г.В. Филеевой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, русский филолог, искусствовед и сценарист, имел точное и определенное представление «привлекательной формы человека». В письме восьмом он глубоко раскрывает тему, затрагивая все стороны человеческой личности – от внутреннего состояния до поведения на людях. Он утверждал, что необходимо быть весёлым, но в меру, чтобы не показаться смешным. Важно принимать себя таким, какой ты есть, не стесняться своих пороков, которые даже могут придать человеку некоторую изюминку и неповторимость. Д.С. Лихачёв так же подчеркнул, что «нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость…», нужно быть тихим, не привлекать много внимания, но и «не исчезать» совсем, знать, когда можно пошутить, и как пошутить, что сказать или необходимо помолчать. То есть иметь определённый навык вести диалог.
«Содержание определяет форму» - вот главный тезис в письме Дмитрия Сергеевича. То, «из чего состоит человек», его нравственные качества, определяют и поведение человека, его внешний облик и то, какие черты проявляются при взаимодействии с окружающим миром.
Статья Галины Витальевны Филеевой так же позволяет сформировать определённые начертания «привлекательной формы человека». Она призывает нас «нести ответственность за свой выбор» и «сохранять свое неповторимое “я”», учиться ориентироваться в жизни и «избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общения». По словам Галины Витальевны, важно брать от жизни всё, быть активным и жизнерадостным. А если случилось несчастье, то необходимо суметь его пережить, сделать для себя выводы, принять это как свой жизненный опыт. Важно научиться требовательности к себе, чтобы не выходить за рамки общественных норм и «не распускать» самого себя, быть взрослой и серьёзной личностью. И, как само собой разумеющееся, Г.В. Филеева считает способность к самопожертвованию ради близких, забота о них, помощь в трудных ситуациях, чтобы люди вокруг и сам человек не страдали.
При сравнении мнений Д.С. Лихачева и Г.В. Филеевой можно найти несколько общих точек. Оба автора обращают внимание на необходимость принимать себя, сохранять неповторимость, не пытаться спрятаться, скрывая недостатки. Дмитрий Сергеевич, так же, как и Галина Витальевна, отмечает важность умения верно вести диалог, знать, когда и что сказать уместно и не быть чересчур навязчивым, помнить о спокойствии других людей, заботиться о них.
В целом обе точки зрения схожи и имеют лишь небольшие различия в плане раскрытия разных сторон проблемы. Г.В.Филеева утверждает, что нужно научиться следованию долгу и преданности делу, то есть быть преданным, сильным, не изменять ничему, будь то самому себе или своим семье, государству. Д.С.Лихачев не упоминает об этом, однако, в его рассуждениях есть мысль о внешнем виде человека, которой нет у Галины Витальевны: «Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Женщина — это другое дело. У мужчин же в одежде должен быть только намек на моду». Так, у Галины Витальевны упоминается о необходимости овладения культурой, начитанности, что сделает человека эрудированным и воспитанным, а Дмитрий Сергеевич пишет: «Человек не должен был навязывать свое подавленное состояние другим. Надо … и в горе… оставаться по возможности приветливым и даже весёлым».
Как мы видим, оба автора имеют своё представление о том, каким человек должен быть, какая его «форма» наиболее привлекательна и правильна для жизни в обществе. Я согласна с точками зрения Дмитрия Сергеевича и Галины Витальевны. Взрослый созревший человек – это тот, кто ценит себя и окружающих, не выделяется из толпы, но при этом является индивидуальностью, не похожей ни на кого. Выделяться из толпы – значит быть шумным, разбрасываться шутками, привлекать к себе много внимания, сыпать неуместными фразами. Такие люди выглядят, по меньшей мере, глупо и эгоистично, а это не красит человека, а только отталкивает от него. Личность, не способная держать себя в руках, быть ровной со всеми, не замечающая о неадекватном восприятии своих достоинств (либо излишнее афиширование, либо наоборот – скрытие положительных черт, погружение в самого себя, замкнутость), способная приписывать себе те качества, которых не имеется («стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам»), не отвечающая долгу и не способная учиться на собственных ошибках – личность не созревшая. Описание созревшей личности получается сложным и многогранным, но кто сказал, что иметь «привлекательную форму и содержание» - это просто?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Быть весёлым, но не смешным» - это небольшое название восьмого письма Д.С. Лихачёва вложило в себя огромный смысл. Читая его, в мыслях выстраивается цепочка ассоциаций и выводов, к которым как Дмитрий Сергеевич, так и Галина Витальевна, пришли в конце своих размышлений.
Быть весёлым, но не переходить черту. Быть весёлым, но знать, когда это уместно. Вести себя подобающе, но и оставаться правдивым, не изменять самому себе, не приписывать себе тех качеств, которых нет, и не скрывать имеющихся. Не забывая о себе и своём достоинстве, не забывать о спокойствии окружающих людей.
«Привлекательная форма и
БИБЛИОГРАФИЯ
Новый Акрополь [Электронный ресурс] : философская школа. Режим доступа: http://www.newacropol.ru/
Википедия [Электронный ресурс] : свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
Литератор [Электронный ресурс] : информационный портал. Режим доступа: http://www.litrasoch.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Люди часто думают и говорят о том, что такое личность. Это всегда интересно и всегда волнует, ведь все мы люди и живем среди людей. Да, у всех разные профессии, занятия и должности, все выполняют неодинаковые задачи. Но кем бы кто из нас ни был, он, прежде всего, личность, а уже потом носитель какой-либо общественной функции. Что такое личность? В чем проявляются ее качества?
Быть личностью — значит
сохранять способность
Свободно и непринужденно
чувствует себя в современной
жизни тот, кто постоянно учится
ориентироваться в ней, избирать
для себя ценности, соответствующие
личным способностям и склонностям
и не противоречащие правилам человеческого
общения. Человек обладает громадными
возможностями для восприятия культурных
и духовных ценностей и для
собственного самосовершенствования.
Чтобы стать личностью, каждый человек
должен постоянно развиваться, заниматься
самовоспитанием. И каждый это знает
и старается разобраться в
себе, понять себя, постичь себя, постичь
свой внутренний мир. Мы пытаемся сопоставлять
себя с окружающими, соотносить личную
жизнь с общественной, свой интерес
к миру с интересом его к
себе, чтобы ответить на главные
из главных вопросов: какой я? как
и для чего я живу? все ли я
открыл в себе? Каждый человек сам
должен себя воспитывать. Никто не придет
и не упразднит в нем
Главным в духовной культуре личности можно считать активное, творческое отношение к жизни: природе, обществу, другим людям, себе самому. Нам, вступающим в жизнь, надо знать о том, что культура человека не должна быть сведена только к начитанности, эрудиции, хотя и это очень важно- Культуру человека нетрудно оценить. Овладеть культурой может только деятельный, активный человек, открывший для себя все ее богатства. Искусство и литература, традиции и обычаи очень поучительны и их знание облегчает жизнь.
Но есть признак духовной культуры личности, который очень важен, — готовность человека к самоотдаче и самопожертвованию. Забота о людях и стремление помочь им должны стать не только добрыми словами, но и добрыми делами. На протяжении всей жизни нужно формировать и развивать в себе лучшие качества и преодолевать те, что мешают раскрытию личности, ее самоутверждению в коллективе. К сожалению, многие считают, что свобода личности — это свобода не придерживаться установленных в обществе законов, порядка. Но такое поведение вместо пользы приносит только вред, причем страдает не только сам человек, но и окружающие его люди.
В жизни всякое бывает. Закрывать глаза на ее трудности, испытания, тяготы нельзя. Каждому из нас приходится разочаровываться, страдать, утрачивать веру в себя, мучиться угрызениями совести, быть виноватым и быть без причины обиженным. Но нужно научиться преодолевать боль от обид и несправедливости и выносить из пережитого урок. В преодолении трудностей закаляется характер, приобретается жизненный опыт. Если человек всем этим овладеет, он сумеет правильно выбрать жизненную позицию, будет отличать главное от второстепенного, воспитает в себе силу воли.
Никогда не нужно забывать
о непреходящих ценностях. А еще
очень важно научиться
Источник: «Литератор», информационный портал: http://www.litrasoch.ru/