Ценности категории этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

Определяющим элементом культуры являются ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения. Ценность - это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта; понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.
В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы или категории этики.

Содержание работы

Введение…………………………………………..…………………..…….3
1. Понятие и природа ценностей………………….………………………4
2. Основные категории этики……………………………………………...9
Заключение……………………….………………………………………..14
Список используемой литературы……….……………………

Файлы: 1 файл

Ценности,категории этики.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Долг – категория  этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть –  самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория  этики, характеризующая способность  человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций  соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой6.

Ответственность – категория  этики, характеризующая личность с  точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной  деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Достоинство – категория  этики, означающая особое моральное  отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны  общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком  собственного достоинства есть форма  самосознания и самоконтроля. Человек  не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Честь как категория  этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя).

Честь и достоинство  тесно связаны. Однако в отличие  от достоинства, основанного на признании  равенства всех людей, честь оценивает  людей дифференцированно. Честь  обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация – мнение о  нравственном облике человека, сложившееся  у окружающих, основанное на его  предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие7.

 В отечественной  науке всю совокупность категорий  этики часто делят исходя из  структуры морали. В качестве  основных элементов этой структуры  некоторые авторы выделяют моральную  практику, моральное сознание и  нравственное самосознание, а нравственные отношения и нравственная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.

В принципе можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо какие бы стороны морали они  не отражали – все они фиксируются  в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Все нормы, ценности, чувства, ритуалы стоят над человеком и цель их в том, чтобы скреплять общество. Как живой организм существует постольку, поскольку элементы, его образующие, выполняют определенные функции, так и человеческое общество строится на структуре взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементах.

Ценности - это разделяемые  обществом или группой убеждения  по поводу целей, которые необходимо достигнуть для реализации потребностей людей. В систему ценностей входят разные ценности: смысложизненные, универсальные (жизнь, здоровье, семья), образование общественного признания (трудолюбие, социальное положение), межличностного общения (честность, бескорыстие, добро), демократические, партикулярные (привязанность к семье). В системе социальной регуляции ценности выступают как более общий элемент для выработки ценностных установок, идеалов, социальных норм.

Категории этики - это  узловые пункты человеческого познания. В этическом отношении эти  категории отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Другими словами, категории этики можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т. п.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических  категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло; благо;  справедливость; долг; совесть; ответственность; достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексина Т.А. Этика: Курс лекций. / Под ред. Н.А.Савченко. - М.: РУДН,  2002
  2. Кармин А.С. Культурология: Культура социальных отношений. - СПб.: Лань, 2000
  3. Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. 2-е изд. – М.: НОРМА, 2005
  4. Леонтьев Д.А. Ценности общества и ценности личности. Тезисы доклада. – М.: Институт Философии Российской Академии Наук, 2007
  5. Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989
  6. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002
  7. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

 

1 Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002

2 Кармин А.С. Культурология: Культура социальных отношений. - СПб.: Лань, 2000

3 Леонтьев Д.А. Ценности общества и ценности личности. Тезисы доклада. – М.: Институт Философии Российской Академии Наук, 2007

4 Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

5 Алексина Т.А. Этика: Курс лекций. / Под ред. Н.А.Савченко. - М.: РУДН,  2002

6 Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989

7 Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. 2-е изд. – М.: НОРМА, 2005


Информация о работе Ценности категории этики