Декомпозиция экономических информационных система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

Методологическую основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.

Содержание работы

Введение

Декомпозиция ЭИС. Понятие и классификация ЭИС
Функциональные подсистемы ЭИС
Обеспечивающие подсистемы ЭИС

Заключение

Файлы: 1 файл

bai tin kinh te.docx

— 48.02 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации ФГБОУ                               ВПО «Тамбовский государственный  технический университет»

 

 

 

 

Кафедра « коммерция и бизнес информация»

 

 

 

 

Реферат по предмету« Экономическая информатика  »

Тема : « Декомпозиция экономических информационных система»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

Группы БТД-31

Ле Тхи Фи Уиен

Проверила :

Радко О.Ю.

 

 

 

 

Тамбов 2012

Содержание

 

 

Теоретическая часть

 

Введение

 

    1. Декомпозиция ЭИС. Понятие и классификация ЭИС
    2. Функциональные подсистемы ЭИС
    3. Обеспечивающие подсистемы ЭИС

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Методологическую основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.

Для системы характерно изменение состояний объектов, которое с течением времени происходит в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой. В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих принципов:

  • эмерджентндсти, то есть целостности системы на основе об 
    щей структуры, когда поведение отдельных объектов рассмат- 
    ривается с позиции функционирования всей системы;
  • гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функциони 
    рования системы и достижения общей цели;
  • адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости 
    посредством воздействия на элементы системы;
  • обучаемости путем изменения структуры системы в соответ 
    ствии с изменением целей системы.

С позиций кибернетики  процесс управления системой как направленное воздействие на элементы системы для достижения цели можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему управления. При этом внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии, система управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы.

 

 

 

1-Понятие и классификация ЭИС

Декомпозиция ЭИС -разделение системы на отдельные подсистемы, каждая из которых может рассматриваться как система. Преимущество заключается в том, что взаимодействие системы в целом многофункциональней, нежели взаимодействие отдельных подсистем.

В экономической системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (на промышленном предприятии: основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.).

Система управления представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и другие отделы), осуществляющих следующие функции управления:

  • планирование- функция, определяющая цель функционирова 
    ния экономической системы на различные периоды времени 
    (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
  • учет - функция, отображающая состояние объекта управле 
    ния в результате выполнения хозяйственных процессов;
  • контроль - функция, с помощью которой определяется откло 
    нение учетных данных от плановых целей и нормативов;
  • оперативное управление - функция, осуществляющая регули 
    рование всех хозяйственных процессов с целью исключения 
    возникающих отклонений в плановых и учетных данных;
  • анализ - функция. определяющая тенденции в работе эконо 
    мической системы и резервы, которые учитываются при пла 
    нировании на следующий временной период.

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую, систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации,"предназначенной для выполнения функций управления. ЭИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки.

ЭИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.

К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие  требования:

  • полнота и достаточность информации для реализации функ 
    ций управления;
  • своевременность предоставления информации;
  • обеспечение необходимой степени достоверности информа 
    ции в зависимости от уровня управления;
  • экономичность обработки информации: затраты на обработ 
    ку данных не должны превышать получаемый эффект;
  • адаптивность к изменяющимся информационным потребнос 
    тям пользователей.

В соответствии с характером обработки информации в ЭИС на различных уровнях управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем :

• системы обработки данных (EDP - electronic data processing);

информационная система управления (MIS - management

information system);

система поддержки принятия решений (DSS - decision support

system).

Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней и реализует регистрацию и обработку событий, например оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.

Информационные  системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.

Системы поддержки  принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет.Ктаким задачам относятся формирование стратегических цел планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер. Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом используются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.

Идеальной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные ЭИС.

Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая ЭИС является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.

Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЭИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.

Одним из основных свойств ЭИС является делимость на подсистемы,

которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации ЭИС, к которым относятся:

  • упрощение разработки и модернизации ЭИС в результате спе-циализации групп проектировщиков по подсистемам;
  • упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соот-ветствии с очередностью выполнения работ;
  • упрощение эксплуатации ЭИС вследствие специализации ра-ботников предметной области.

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы ЭИС информационно обслуживают определенные виды деятельности эргономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделении экономической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.

2-Функциональные подсистемы ЭИС

Функциональная  подсистема представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с чётко определенным множеством водной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учёт прихода материалов и т. д.).

функциональные подсистемы ЭИС могут строиться по различным принципам:

  • предметному;
  • функциональному;
  • проблемному;

. смешанному (предметно-функциональному).

Так, с учетом предметной направленности использования ЭИС в хозяйственных  процессах промышленного предприятия  выделяют подсистемы,соответствующие управлению отдельными ресурсами:

- управление сбытом готовой  продукции

-управление производством

-управление материально-техническим  снабжением

-управление финансами

-управление персоналом.

Для реализации функций управления выделяют следующие подсистемы:

-планирование

-регулирование

-учет

-анализ

На  практике чаще всего применяется  смешанный предметно-функциональный подход, согласно которому построение функциональной структуры ЭИС - это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта

и системе управления, а также характеру выполняемых функций управления. Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ЭИС предприятия.

Функциональный  принцип:

  • перспективное развитие (ПР);
  • технико-экономическое планирование (ТЭП);
  • бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности (БУ 
    иАХД).

Предметный  принцип (подсистемы управления ресурсами):

  • техническая подготовка производства (ТПП);
  • управление основным производством (УОЩ;
  • управление вспомогательным производством (УВП);
  • управление качеством продукции (УКП);
  • управление материально-техническим снабжением (УМТС);
  • управление реализацией и сбытом готовой продукции (УС);
  • управление кадрами (УК).

Подсистемы, построенные  по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами.

Целью создания подсистемы «Перспективное развитие» являются прогнозирование и стратегическое планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу. В подсистеме проводятся следующие исследования: рынка сбыта продукции, развития технологий производства и сырьевого рынка, собственных резервов, направлений реконструкции и модернизации предприятия, территориального распределения и нового строительства экономических объектов и др. Проведение перспективных исследований предполагает решение задач долгосрочного прогноза (10-20 лет) и разработки перспективного плана (на 5 лет) на основе аналитических данных, подготавливаемых в подсистеме «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», за ряд лет. Результаты решения задач подсистемы «Перспективное развитие» используются прежде всего при решении задач технико-экономического планирования и технической подготовки производства. В подсистеме «Техническая подготовка производства» автоматизируются функцше-управлёнйя процессомпроектирования, изготовления и внедрения новых конструкций изделий, оснастки, инструмента или модернизации действующего производства, а также выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основной целью создания подсистемы ТПП являются сокращение сроков подготовки и выпуска новой продукции, модернизация освоенной продукции, минимизация материальных, трудовых и финансовых затрат на их выпуск. К задачам, решаемым в подсистеме, относятся: конструирование новых видов изделий и получение их чертежей, разработка технологической документации по их изготовлению и организация их производства. В подсистеме ТПП используются прогнозные и плановые данные подсистемы ПР и текущие аналитические данные подсистемы БУ и АХД. Результаты решения задач подсистемы используются в подсистемах технико-экономического планирования, управления ресурсами, бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности.

Информация о работе Декомпозиция экономических информационных система