Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

В работе изложены вопросы: виды и структура конфликта, стадии протекания конфликта, тест. Работа 2012 года, ВЗФЭИ

Содержание работы

ВОПРОС 1…………………………………………………………………..3
ВОПРОС 2…………………………………………………………………..7
ВОПРОС 3…………………………………………………………………..9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕЗЮМЕ…………………………………………….11
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОФИЦИАЛЬНОЕ ПИСЬМО……………………….12
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА…………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...15

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ_ДО.docx

— 57.05 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВОПРОС 1…………………………………………………………………..3

ВОПРОС 2…………………………………………………………………..7

ВОПРОС 3…………………………………………………………………..9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕЗЮМЕ…………………………………………….11

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОФИЦИАЛЬНОЕ  ПИСЬМО……………………….12

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА…………………………...14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 1

Виды и структура  конфликта

В обыденной речи слово  «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий.

Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии  в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое [1, с. 15].

Слово «конфликт» происходит от латинского слова conflictus — столкновение, и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict — англ., konflikt — нем., conflit — франц.).

Итак, конфликт - столкновение  противоположно  направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [3, с. 184].

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Отечественный исследователь  А. Г. Здравомыслов, основываясь на работах  Н. Смелзера, приводит следующий ряд уровней конфликтующих сторон:

1. Межиндивидуальные конфликты. 

2. Межгрупповые конфликты  (при этом выделяются отдельные  типы 

групп):

а) группы интересов;

б) группы этнонационального  характера;

в) группы, объединенные общностью  положения.

3. Конфликты между ассоциациями (партиями).

4. Внутри- и межинституциональные  конфликты. 

5. Конфликты между секторами  общественного разделения труда. 

6. Конфликты между государственными  образованиями. 

7. Конфликт между культурами  или типами культур.

Авторы единственного  отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта предлагают различать три основных типа конфликтов: внутриличностные конфликты, социальные конфликты и зооконфликты [1, с. 19-20].

Внутриличностный  конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: потребностями, интересами, ПОЗИЦИЙ сторон желаниями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки [2, с. 265].

К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями [1, с. 20].

Остановимся подробнее на межличностных  конфликтах и межгрупповых конфликтах. Межличностные конфликты развиваются по схеме «индивид – индивид», и в них соперничают , противостоят друг другу два или более индивида, чаще всего (но не обязательно) входящие в данную социальную группу. Примеров таких конфликтов можно привести множество из жизнедеятельности любой, так называемой, контактной группы, где контакты между ее членами происходят практически ежедневно – учебная группа, бригада, исследовательская лаборатория и т.п. причины таких конфликтов столь же разнообразны, как и характеры индивидов, в них вступающих: соперничество за власть, за престиж, за популярность, за более интересный вид работы и т.п. Если же конфликт вызревает и развертывается между различными группами в пределах данного коллектива (общности) или между группами, представляющими различные общности, то мы имеем дело с межгрупповым конфликтом. Типичным проявлением такого рода конфликтов, отягощенных различными формами враждебности, вплоть до весьма острых, сопровождаемых настоящими побоищами, стали  в последнее время стычки между фанатичными болельщиками различных футбольных клубов как в нашей стране, так и за рубежом.

 Достаточно редко в классификации конфликтов включают зооконфликты. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов аргументируют целесообразность включения зооконфликтов в сферу изучения конфликтологии тем, что «невозможно всесторонне оценить поведение человека в конфликте, не учитывая его биологическую природу. Современная психология, по крайней мере в ее гуманистическом варианте, отвергает правомерность параллелей между психическими проявлениями людей и животных, равно как и возможность переноса данных, полученных при изучении животных, на человеческую психику [1, с. 20].

В качестве примеров могут  быть приведены и другие классификации, которые, различаясь по степени претензий  на всеобъемлющий характер, в сущности оказываются довольно близки друг другу  по содержанию и выделяемым типам  конфликтов.

Структурные характеристики конфликта являются статичными элементами, которые могли бы быть обнаружены в «срезе» конфликта, а его динамические характеристики связаны с тем, «какие именно события происходят» в конфликте.

Структурные характеристики представляют собой составные элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно: «изъятие» любого такого компонента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. К структурным компонентам конфликта относятся:

1) стороны (участники)  конфликта; 

2) условия конфликта; 

3) предмет конфликта; 

4) действия участников  конфликта; 

5) исход (результат) конфликта [1, с. 182-183].

Стороны (участники конфликта). Их также часто называют противостоящими сторонами, реже — конкурентами, или соперниками. Участники конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации («начальник — подчиненный», «муж — жена», «отцы и дети»). Важными — с точки зрения возникновения и развития конфликта — считаются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологические особенности. Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участников конфликта. В этой связи важно иметь в виду и тех, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на исход конфликта - они могут рассматриваться как косвенные участники данной конфликтной ситуации.

Условия конфликта, входящие в число его структурных характеристик, включают в себя условия его возникновения и условия его протекания. Причины возникновения конфликта связаны с какими-то конкретными действиями участников ситуации или возникшими обстоятельствами. К условиям протекания конфликта относят факторы, оказывающие влияние на его развитие. Обычно конфликтологи говорят о факторах ситуации — социокультурном контексте конфликта (включающем культурные нормы протекания и разрешения конфликтов), непосредственном ситуационном фоне развития данной конфликтной ситуации (который может выступать как фактор ужесточения конфликта), наличии третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта, и др.

Предмет конфликта. Это то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Предметом конфликта может быть конкретный объект (например, материальный предмет — один компьютер на двоих), конкретная возможность (одна должность, на которую претендуют два человека), или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюдение/несоблюдение каких-то правил и т. д.

Действия участников конфликта. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Взаимонаправленность и взаимообусловленность действий участников вынуждают говорить не столько о действиях отдельных людей, сколько об их взаимодействии. Конфликтное взаимодействие, в сущности, и является основным содержанием процесса конфликта.

Исход конфликта как структурный элемент представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и в конечном счете определяющий его направленность.

Структурные характеристики конфликта, являясь его необходимым компонентом, в то же время не дают возможности прогнозировать развитие конфликта [1, с. 183-186].

 

 

ВОПРОС 2

Стадии протекания конфликта

Несмотря на специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания:

1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;

2) переход потенциального  конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

3) конфликтные действия;

4) снятие или разрешение  конфликта;

5) послеконфликтную ситуацию, которая может быть функциональной (конструктивной) и дисфункциональной (разрушающей) [2, с. 267].

На первом этапе возникает противоречие между субъектами или проблемная ситуация, которая после осознания сторонами вызывает определенные действия. Эти действия направлены на бесконфликтное разрешение проблемной ситуации. Участники аргументируют свои цели, определяют свое положение по отношению к другому участнику в возникшей ситуации. Если проблемная ситуация не разрешается, то предконфликтная стадия завершается возникновением объективной предконфликтной ситуации [1, с. 200-205].

Стадия открытого конфликта  — это непосредственные действия противоборствующих участников, составляющих конфликтное взаимодействие. Этап начинается со столкновения сторон — инцидента, а затем продолжается взаимным обменом  конфликтных действий. Каждое новое  действие, направленное на оппонента, увеличивает эмоциональную составляющую взаимодействия, затрудняет рациональное восприятие действий и позиции другого  участника. Это приводит к усилению столкновения и делает взаимодействие более агрессивным — наступает  эскалация конфликта [1, с. 242].

На стадии завершения конфликта  степень противоборства ослабевает, взаимодействие становится не столь  интенсивным и негативно окрашенным. Участники конфликта видят, что  все их действия не приводят к поставленным целям и не разрешают противоречия, поэтому ищут другие способы урегулирования конфликтной ситуации. После чего конфликт разрешается. Форм разрешения конфликтов может быть достаточно много, но основными считают: затухание, разрешение, устранение проблемы, видоизменение  конфликта в другой конфликт [1, с. 325-333].

Послеконфликтная стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные  конфликтом межличностные отношения  между участниками. Если конфликт разрешен способом, не полностью удовлетворяющим  индивида, могут оставаться условия, которые мешают построить прежние  отношения. В этом случае на послеконфликтной стадии происходит частичная нормализация отношений. Если участники завершенного конфликта видят необходимость совместной конструктивной деятельности и обоюдно стремятся восстановить прежние отношения, наступает полная нормализация межличностного взаимодействия.

 

 

ВОПРОС 3

Укажите причины: а) внутриличностного конфликта; б) межличностного конфликта; в) межгруппового конфликта; г) организационного конфликта:

1) отличие в  культуре, социально-психологическом  типе личности;

2) конкуренция  за получение группой ограниченных  интересов;

3) фрустрация;

4) конфликт между  формальной и неформальной группой.

Ответ: а – 3, б – 1, в – 4, г – 2.

Причины внутриличностного конфликта - можно разделить на три вида: внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности (противоречие между потребностью и социальной нормой; противоречие мотивов, интересов и потребностей, противоречие социальных ролей; противоречие социальных ценностей и норм); внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе (физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей, отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности; биологические ограничения; социальные условия; противоречия на уровне организации); внешние причины, обусловленные положением личности в обществе (противоречия, возникающие на уровне социальной макросистемы, коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни). Поэтом фрустрация (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей) – одна из причин внутриличностного конфликта.

А.С Кармин при классификации  основных причин конфликтов между личностями выделяет следующие группы причин: ограниченность ресурсов - их качественная и количественная сторона; различные аспекты взаимосвязи (полномочия, власть); различия в целях; различия в представлениях и ценностях; различия в манере поведения и жизненном опыте; недовольство в коммуникации; личностные различия участников столкновения.

Межгрупповые конфликты — столкновение отдельных групп по поводу возникновения между ними конфликтных противоречий. Эти противоречия могут быть обусловлены самыми различными причинами. Например, борьба за ограниченные ресурсы, стремление к доминированию, удовлетворению потребностей и т. д.

Информация о работе Деловое общение