Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:04, реферат
Психологи установили: во многих профессиях почти половина рабочего дня уходит на то, чтобы работающие слушали других, однако большинство из нас слушать по-настоящему не умеют. Почти к каждому из нас можно обратиться со словами: “Послушайте, вы же не умеете слушать!”
А ведь дефекты слушания оборачиваются не только огромными потерями, но иногда и катастрофами и авариями, и неприятностями. В 1977 году на Канарских островах произошло столкновение двух авиалайнеров. Погибло более 580 человек. И только потому, что пилоты самолетов слушали передаваемые команды не так, как надо было слушать.
Деловое слушание
Психологи установили: во многих профессиях почти половина рабочего дня уходит на то, чтобы работающие слушали других, однако большинство из нас слушать по-настоящему не умеют. Почти к каждому из нас можно обратиться со словами: “Послушайте, вы же не умеете слушать!”
А ведь дефекты слушания оборачиваются не только огромными потерями, но иногда и катастрофами и авариями, и неприятностями. В 1977 году на Канарских островах произошло столкновение двух авиалайнеров. Погибло более 580 человек. И только потому, что пилоты самолетов слушали передаваемые команды не так, как надо было слушать.
В одной больнице медицинская сестра
не очень внимательно слушала, что
говорил больной о
Да что там исключительные, редкие случаи. По данным американских психологов, в США главной причиной расторжения супружеских союзов является неумение мужей и жен слушать друг друга...
Умение слушать из всех человеческих умений, возможно, самое трудное. Специалисты уверяют, что не умеют слушать примерно восемь-девять человек из десяти. Типичная ошибка многих: “Я сказал, он должен был понять”. На самом деле собеседником правильно понимается примерно 30% от 100% задуманного и сказанного нами.
Известно, что половина времени бодрствования у большинства людей уходит на слушание. Но мы используем лишь около 25% нашей способности слушать.
Почему люди не умеют слушать?
Причины здесь разные:
Умение слушать состоит, по мнению специалистов в этой области, из трех слагаемых: внимание, дружелюбие, активность.
Правила эффективного (внимательного) слушания.
Основные из них таковы:
1. Примите позу внимательного слушателя.
2. Смотрите на собеседника.
3. Не перебивайте. Перебив человека, который не все сказал, мы пробуждаем у него досаду, и она не позволит ему согласиться с нашими возражениями. Разрядившись, он будет слушать гораздо охотнее.
4. Не давайте воли эмоциям. Когда почувствуете, что не контролируете их, поставьте себя на место собеседника.
5. Не давайте негативных оценок услышанного по ходу слушания. Пусть собеседник выговорится до конца.
6. Не будьте молчуном,
время от времени подавайте
собеседнику сигналы, что вы
слушаете и у вас есть
7. Никаких побочных
мыслей. Поскольку скорость мышления
намного выше скорости речи, используйте
“свободное время” на
8. Пока вы слушаете, нельзя обдумывать последующий вопрос, а тем более готовить контраргументы.
9. Побуждайте собеседника
объяснять вам свои положения:
“Пожалуйста, уточните это...”,
10. Повторяйте слова
собеседника своими словами: “
Наблюдение за тем, как слушают другие, часто помогает более глубоко осознать особенности своей собственной манеры слушать. Понаблюдайте за тем, как слушают друг друга два-три человека, ведущие общий разговор. Наблюдая, вы не принимали непосредственного участия в беседе. Вам не нужно было высказываться и обдумывать собственные формулировки. Облегчило ли это процесс слушания? Открыло ли дополнительные возможности для более точного понимания собеседников? Конечно, да!
Ваша роль в данном разговоре внешне была пассивной, но, вероятно, вы убедились в том, что слушание — активный процесс.
Выделяют два основных метода слушания: активное и пассивное. Пассивное еще называют нерефлексивным (не сопровождающимся размышлением, обдумыванием), активное - рефлексивным (размышляющим). Каждый из этих способов слушания уместен при определенных обстоятельствах.
При активном слушании устанавливается активная обратная связь с говорящим. Оно позволяет устранить искажения информации в процессе общения, точнее понять смысл высказываний.
Деловое слушание – это активное слушание в условиях делового общения.
Активное слушание стимулируется специальными приемами. Выделяют 4 основных приема стимуляции активного слушания.
Выяснение
Это прямое обращение к говорящему за уточнениями. Оно помогает сделать сообщение более понятным. Чтобы получить дополнительные сведения или прояснить смысл отдельных высказываний, можно попросить, например: “Пожалуйста, уточните это”. Если необходимо понять суть того, о чем говорит собеседник, можно спросить: “В этом ли заключается проблема, как вы ее понимаете?” Подобные вопросы способствуют лучшему пониманию.
Перефразирование
Перефразировать — значит сформулировать ту же мысль иначе, другими словами. Цель перефразирования — собственная формулировка мысли говорящего для проверки точности понимания.
Перефразирование можно начать словами: “Если я вас правильно понял …”, “Другими словами, вы считаете …”, “Вы думаете …”
Перефразировать важно только существенные, главные мысли сообщения.
Отражение чувств
Отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние. Можно использовать фразы типа:
“Мне кажется, что вы испытываете …”,
“Вероятно, вы чувствуете …”,
“Не чувствуете .ли вы себя несколько …”
“Я вижу, вы взволнованы...” и т.д.
Отражая эмоциональное состояние говорящего, следует учитывать степень интенсивности его чувств, используя для этого соответствующие слова — несколько, немного, совершенно, очень и т. п.
Чтобы лучше понять чувства собеседника нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией, устанавливаемой дистанцией с партнером по общению, т. е. за невербальными средствами общения.
Отражение чувств требует большой чуткости, деликатности, высокой степени развития психологической культуры. Попытка назвать, раскрыть истинные чувства говорящего, если он пытается скрыть их, препятствует эффективному общению.
Резюмирование
Резюмирование - это обобщение, подведение итогов. Этот прием целесообразно применять при продолжительных беседах. Резюме следует формулировать своими словами, используя вступительные фразы, например, такие: “Вашими основными идеями, как я понял, являются …”, “Если подвести итог сказанному, то ... ”, “Итак, вы считаете, что ….”
Резюмирование особенно
полезно в ситуациях, где необходимо
принимать решения — при
Пассивное слушание - это вовсе не плохое слушание, а особый вид слушания, владеть которым необходимо. Это пассивное, но внимательное слушание, это выслушивание. Оно предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Надо учиться внимательно молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку. Такой прием облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушающему лучше понять смысл высказываний, уловить, что стоит за словами.
Краткие, нейтральные, не несущие информации реплики поддерживают беседу, побуждая собеседника высказываться. Они демонстрируют заинтересованность и стремление к пониманию. В качестве нейтральных высказываний могут быть использованы, например, следующие:
Да?
Продолжайте, продолжайте…
Это интересно.
Хотелось бы поподробнее.
Понимаю…
Здесь необходимо обратить внимание на то, что реплики должны быть нейтральными по содержанию и доброжелательными по интонации. Если в голосе, тоне сквозят ирония, раздражение, враждебность, подобные ремарки будут восприниматься собеседникам совершенно иначе и, скорее всего, приведут не к взаимопониманию, а к прекращению разговора или конфликту.
Пассивное слушание целесообразно применять в следующих ситуациях:
Простая возможность высказать накопившееся приносит говорящему эмоциональное облегчение (закон речевого поглощения эмоции), а слушающему помогает понять причины его поступков и переживаний.
В одном эксперименте людей спрашивали, беспокоит ли их что-либо. Если они отвечали «да», их просили рассказать о своих чувствах и проблемах записывающему устройству. Общей эмоциональной проблемой, почти для половины участников эксперимента оказалась трудность самовыражения. Однако после эксперимента многие почувствовали себя лучше, потому что им предоставили возможность выговориться. При этом у многих сложилось мнение, что магнитофон лучше любого собеседника - именно потому, что он “внимательно слушает”.
3. при беседах с застенчивыми, неуверенными в себе людьми.
Застенчивого человека надо просто выслушать, и он будет высоко оценивать итог разговора.
Задание 1. Ответьте на вопросы:
Задание 2. Выполните тест “Умеете ли вы слушать?”.
Ответьте на вопросы, дав оценку в баллах: 4 балла - всегда; 3 балла - часто;
2 балла - иногда; 1 балл - никогда.
1. Даете ли Вы собеседнику возможность высказаться?
2. Обращаете ли Вы
внимание на подтекст высказыва
3. Стараетесь ли Вы запомнить услышанное?
4. Обращаете ли Вы
внимание на главное в
5. Слушая, стараетесь
ли сохранить в памяти
6. Обращаете ли Вы
внимание собеседника на
7. Подавляете ли Вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?
8. Воздерживаетесь ли
Вы от раздражения, когда
9. Стараетесь ли удержать
свое внимание на словах
10. Охотно ли беседуют с Вами?
Подсчитайте сумму баллов: 32 и более – отлично, 27-31 – хорошо,
22-26 – посредственно, менее
22 баллов – вам надо
Задание 3. Закончите фразу:
Задание 4. Прочитайте текст.
В своей знаменитой книге “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” Дейл Карнеги рассказывает о званом обеде, где он познакомился с одним известным ботаником. Ни разу не встречая ботаников прежде, Карнеги был восхищен этим человеком и провел целый вечер, задавая ему вопросы об экзотических растениях и о том, как улучшить свой собственный маленький сад. Карнеги даже признает, что позволил себе не замечать других гостей, стоя рядом с ботаником, пока тот говорил. Когда прием закончился, Карнеги случайно услышал, как его новый знакомый с восторгом говорил хозяину о нем, называя его увлекательным и исключительно интересным собеседником.