Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:00, доклад
В настоящее время мало кто из людей работает в одиночку. Чаще всего, хотим мы этого или нет, нам приходиться работать в коллективе, с большим количеством людей. Общеизвестный факт, что недоброжелательная атмосфера внутри компании отрицательно сказывается на производительности людей, на их желании работать. Поэтому очень важно для всех поддерживать хорошие отношения с коллегами.
Часть 1.
В настоящее время мало кто из людей работает в одиночку. Чаще всего, хотим мы этого или нет, нам приходиться работать в коллективе, с большим количеством людей. Общеизвестный факт, что недоброжелательная атмосфера внутри компании отрицательно сказывается на производительности людей, на их желании работать. Поэтому очень важно для всех поддерживать хорошие отношения с коллегами.
Доброжелательные отношения с коллегами по работе строятся на простых правилах этикета. Этические нормативы делового общения и поведения на предприятии, должны включать в себя систему и правила этики, которых обязаны придерживаться сотрудники. Это выражается в умении вести себя с коллегами, наличии чувства такта и уважения к людям и к себе.
Так сложилось, что деловой и гражданский этикет развивались как две параллельные прямые. В деловом этикете, несмотря на время, изменения в социальной жизни и в воспитании, одна единственная характеристика всегда оставалась неизменной - поведение в бизнесе основано на ранжировании, не зависящем от пола. Бизнес-этикет, базируясь на правилах и традициях военной жизни, и вобрав в себя элементы гражданского и международного недипломатического этикета, создал свои собственные нормы, обеспечивающие эффективность деловых отношений и отражающие корпоративные стандарты компании.1
Рассмотрим основные принципы делового этикета, для успешного построения отношений внутри компании.
Первый принцип – принцип разумного эгоизма. Основная идея заключается в том, чтобы выполнять свои рабочие функции, не мешая остальным. Безусловно, необходимо уважать мнение собеседника, но соглашаться с ним во всем – не стоит. Еще французские просветители утверждали, что человек имеет право бороться за собственные интересы, поэтому помните о принципе разумного эгоизма.
Второй принцип – принцип позитивности. Нужно всегда стремиться создать приятное впечатление. Начинайте и заканчивайте свой разговор улыбкой - вот пример реализации этого принципа применительно к деловому этикету.
Третий принцип – принцип предсказуемости поведения в различных бизнес-ситуациях. Он означает, что в деловом общении уже выработаны определенные модели поведения, которые помогают избежать неловких ситуаций. Примером может являться, что Вы никогда не опаздываете на встречу. Вы знаете, что младший по должности здоровается первым, но старший по должности первым подает руку младшему. Вы открываете дверь, если ближе всего к ней находитесь. Вы не заходите в кабинет, если дверь открыта, а хозяин отсутствует.
Четвертый принцип заключается в том, что в бизнесе все занимают разные ступени, и это также предполагает определенные правила общения. При встрече с руководителем первым, как правило, здоровается подчиненный, будь то мужчина или женщина.
Пятый принцип – принцип уместности. Искусство заключается не только в знании основных правил этикета, но и в том, как и когда их правильно применять. Здесь можно рассмотреть как пример, форму обращения к коллегам: ты или вы. Форма обращения друг к другу среди членов коллектива зависит от степени их дружеских симпатий. Но в любом случае, недопустимо обращаться к товарищу только по фамилии.
Также принцип уместности означает соответствие одежды конкретной ситуации. Наша одежда является наглядной многомерной информацией. Одежда является своеобразной визитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу. Следует принимать во внимание функциональное предназначение одежды: куда вы идете — на работу или на официальный прием. Безвкусица, экстравагантность, несоблюдение сезонности и просто неаккуратность — это те характеристики манеры ношения одежды, которые губительны для имиджа. Они перечеркивают многие прекрасные качества людей, создают ложное представление о них. 2
Профессионалы деловых коммуникаций знают, что не всегда достаточно быть вежливым и соответствующе одетым. Также следует знать, что бизнес-этикет имеет четкие предписания, как вести себя в ситуациях, когда ваши мнения с коллегами расходятся.
Привыкните правильно
выражать свое несогласие. Для этого
нужно научиться
Конфликты между коллегами возникают из-за разных суждений и мнений, которые со всей категоричностью и без личного уважения к оппоненту выносятся на всеобщее обозрение. В итоге только эти две стороны в дальнейшем и решают, будет ли возможно найти нужный консенсус.
Нужно постараться найти
возможность того, чтобы каждый сделал
на встречу друг другу шаг. Ведь очень
часто конфликты между
Отдельно хотелось бы выделить, что немаловажным фактором поддержки хороших отношений с коллегами является осознание того, о чем не принято спрашивать, если вы всего лишь коллеги по работе. Иногда возникают ситуации, когда люди задают неуместные и некорректные вопросы. Например, о вашей зарплате. Не отвечайте резким тоном и не читайте мораль о хорошем поведении. Самый простой способ – проигнорировать вопрос и продолжать разговор о делах. Если вас навязчиво продолжают спрашивать, то скажите собеседнику: «Я бы не хотел отвечать на этот вопрос».5
Обсуждение подобных тем может негативно сказаться на вашей личности, старайтесь избегать их. Примером таких тем могут являться: плохие новости, такие как авиакатастрофы и онкологические заболевания; принадлежность к определенной религии; политические крайности; ваше здоровье, хорошее или плохое; ваше продвижение по службе или отсутствие его; стоимость вещей; ошибки других. Избегайте также всех вопросов, касающихся судебных дел, развода, серьезных заболеваний.6
Основные нормы делового этикета помогают создавать благоприятный микроклимат для общения в коллективе. Умение правильно себя вести с людьми – один из ключевых факторов успеха. Безусловно, приятнее работать с теми, кто вежлив, тактичен, грамотно говорит и умеет одеться согласно случаю.
Часть 2.
Сегодня российские компании заметили, что этике взаимоотношений между сотрудниками следует уделять должное внимание.
Наиболее актуальной, с моей точки зрения, проблемой в рамках данной темы является, когда сотрудник компании ведет себя неэтично, плохо отзываясь о своих коллегах за спиной, и провоцирует постоянные конфликты. В таком случае о спокойствии на рабочем месте можно забыть. Согласно опросу, который провел рекрутинговый сайт Joblist.ru, позитивную атмосферу в офисе в 61% случаев разрушают сами сотрудники и только в 45% – боссы. Работник, постоянно высмеивающий своих сослуживцев, обсуждающий частную жизнь руководства или коллег, прекрасно чувствует себя в коллективе, что нельзя сказать о других представителях компании.
Это может привести к снижению сплоченности внутри компании, исчезновение таких принятых в компании явлений, как взаимовыручка, помощь и наставничество, проявление антагонизма между членами коллектива, и как следствие, текучесть кадров и снижение производительности сотрудников.
По моему мнению, эту ситуацию нужно незамедлительно постараться исправить. Существует две группы мер: юридические и психологические.
В понятие правовых методов борьбы включены все виды мер дисциплинарной ответственности, предусмотренные ст. 192 ТК РФ. Это замечание, выговор и увольнение. И тут возникает вопрос: разве можно наказать работника за распространение сплетен и разжигание интриг? Ведь это не может считаться нарушением дисциплины.
Суд при рассмотрении споров о взысканиях за межличностные конфликты в коллективе может начать руководствоваться и позицией Европейского Суда, согласно которой привлечение заявителя к ответственности и дисциплинарное взыскание за выражение критического мнения приравниваются к вмешательству в его право на свободу выражения мнения.
Юридически значимым обстоятельством для наказания сотрудника является факт наличия в действиях работника состава дисциплинарного правонарушения. Таким образом, можно сделать вывод, что человека, с юридической точки зрения, нельзя наказать лишь за то, что он плохо отзывается о своих коллегах.
Примером этому может послужить дело, когда истица обратилась в суд с требованием о признании необоснованным и незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, вынесенным работодателем.
Данным приказом ей объявлен выговор с формулировкой «за нарушение требования ст. 2 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 24.12.2008 № 1138, в части несоблюдения принципов, норм и правил поведения, установленных Кодексом, являющимся нравственным долгом каждого сотрудника органов внутренних дел независимо от занимаемой должности; нарушение требований п. 4 ст. 15 указанного Кодекса, причинение вреда морально-психологическому климату в коллективе, включая: обсуждение приказов, решений и действий старших начальников, реализуемых в пределах их полномочий; распространение слухов, сплетен и другой непроверенной информации сомнительного характера и ведение в заблуждение руководство МВД по КЧР». С приказом истица была не согласна, считала, что не совершала действий, приведших к нарушению требований Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД.7
Суд удовлетворил ее иск, т.к. изучив материалы служебной проверки, лежащей в основе приказа, установил, что из них не следует однозначного вывода о причинно-следственной связи между действиями истицы и состоянием морально-психологического климата в коллективе.
Рассмотрим другие методы борьбы с данным типом людей.
Со стороны руководства, можно увеличить нагрузку данного сотрудника, ведь, чтобы вести разговоры, требуется большое количество свободного времени. И если его не станет, то вполне возможно, что проблема решиться сама собой. Также руководитель должен лично побеседовать с тем, кто, по его мнению, мешает слаженной работе коллектива, провести ряд собраний и без указаний на личности поговорить со всей командой о необходимости изменить стиль работы.
Чаще всего интригуют люди, которые считают себя недооценёнными. Поэтому следует чаще хвалить своих подчиненных, всячески подчеркивать ценность сотрудника.
Что касается коллег, то им нужно стараться как можно меньше делиться на рабочем месте подробностями своей личной жизни. Не исключено, что все сказанное впоследствии может быть использовано против них. Особенно осторожно нужно относиться к разговорам о руководстве. Несмотря ни на что, следует держать свое мнение при себе. Среди сослуживцев может найтись человек, который случайно или намеренно донесет ваши высказывания до руководства компании.
Еще одним методом может являться – игнорирование ситуации. Ведь человеку важно получить ответную реакцию. Вместо того, чтобы сказать что-либо в ответ, можно демонстрировать спокойствие. А также постараться свести дальнейшее общение к минимуму, который ограничивается производственной необходимостью. Главное – не грубить в ответ. Если человек видит, что все его усилия оскорбить, напрасны, то впоследствии откажется от такой формы общения.
Самый жесткий, по моему мнению, но иногда единственный метод психологической борьбы с интриганами – это объявление бойкота. Такие люди нуждаются в постоянном общении. Им нужно что-то кому-то рассказывать, иначе они начинают терять интерес к происходящему. И если окружающие люди перестают слушать и разговаривать, то такое поведение становится настоящим ударом. Молчание и полное игнорирование такого человека становится для него идеальным наказанием. Кто-то вообще может уволиться из коллектива, кто-то перестанет о ком-то говорить всем назло, а некоторые действительно могут понять и признать свои ошибки. В любом случае, если вы сможете удержаться от общения с таким человеком, то атмосфера в вашей компании со временем наладится.
Таким образом, можно сделать
вывод, что человека практически
невозможно наказать материально, а
тем более уволить, за то, что он
разрушает корпоративную
Список литературы.
1. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или Игра по правилам. М., 2002. - 7 стр.
2. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.
3. Баженова Е. Деловой этикет. Почему нужно вести себя так, а не иначе. – М., 2009.
4. http://moneta-perm.ru/kak-
5. http://www.nnre.ru/delovaja_
6. http://www.delo-press.ru/