Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 11:48, реферат
Система идеалов, на которые опирается предприниматель, менеджер, любой деловой человек, чтобы достичь поставленной цели. Деловая этика менеджеров базируется на моральных и нравственных принципах, на определенных правилах поведения как на фирме, так и вне ее, а также на правовых критериях, которые устанавливаются законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах. Чтобы добиться успеха в бизнесе, для менеджеров (предпринимателей) важно уметь вести переговоры с партнерами, взаимодействовать одной командой, умело руководить подчиненными, работать без конфликтов
Понятие «этика» было придумано древнегреческим ученым Аристотелем. В Древней Греции очень большое значение придавали морали и нравственности. По словам Аристотеля, именно этика помогает понять, что следует делать, а что нет.
В настоящее время этика - это целая наука, обобщающая и систематизирующая нравственные дисциплины и нормы. Сегодня этика устанавливает некие нормы поведения и помогает нам оценивать взаимоотношения в человеческом обществе согласно этих норм. Именно соблюдение этих норм и правил, в большинстве случаев условных, и является критерием этичного или неэтичного поведения индивидуума в обществе.
Современное понятие «этики» включает в себя несколько составляющих. Одним из них является «профессиональная этика», которая в свою очередь имеет такую составляющую как «деловая этика». Именно деловая этика определяет идеал предпринимателя с точки зрения его поведения в обществе в целом и в бизнес-кругах в частности.
Деловая этика - это свод неписаных (а иногда и писаных) правил для современного бизнесмена. Именно она определяет внешний вид, стиль работы, взаимоотношения с партнерами, правила документооборота.
В подавляющем большинстве случаев деловая этика формировалась на протяжении длительного времени под влиянием определенной культуры. Недаром, в разных регионах земного шара дипломатический протокол различен. Также отличаются способы, сроки, места ведения бизнес-переговоров, заключения сделок и т.д. Хотя в настоящее время наблюдается процесс своеобразной диффузии (взаимного проникновения) этических норм разных культур друг в друга. Страны с менее развитым бизнесом и экономикой стараются налаживать экономические связи с более развитыми странами. Если вы хотите получить что-то от вашего партнера - вам надо ему «понравиться». Одним из способов «понравиться» является повторение стиля, жестов и мимики вашего партнера. Причем этот закон психологии в бизнесе работает как часы. В поле бизнеса повторение стиля партнера означает безусловное восприятие его способа ведения переговоров, стиля одежды и т.д. Вот так, стараясь налаживать деловые контакты, многие страны и народы впускают к себе в дом несвойственные им привычки и этические нормы.
В современном мире развился некий стереотип успешного делового человека. Это индивидуум обязательно в белой рубашке и деловом костюме, который строго придерживается определенных правил ведения бизнеса, общения с партнерами и конкурентами, четко ведет деловую документацию. С одной стороны все это уничтожает до определенного момента национальные традиции, но с другой стороны в данной ситуации слово «одинаковый» является синонимом слова «понятный». Ведь бизнес - это только игра, а в каждой игре есть свои единые правила, которым все игроки должны подчиняться.
В настоящее время много внимания уделяется «деловой этике» или «этике бизнеса». Ее корни ведут вглубь веков к самому Аристотелю. Именно ему принадлежат труды «Этика», «Политика» и «Никомахова этика». В них Аристотель представляет экономическую этику как неотъемлемую часть экономики. Древнегреческий ученый старался внушить своему сыну Никомаху, чтобы тот занимался только производством благ. Принцип «производства благ» через много веков успешно переняли церковные идеологи.
Церковь долго ломала голову над тем, совместимо ли стремление к прибыли и вера в Бога. Известный церковный теоретик Фома Аквинский резко осуждал любое стремление к получению прибыли, считая его аморальным. В средние века благодаря Реформации протестантской церкви бизнес получил идеологическую составляющую своего труда. Реформаторы не только отказались от осуждения прибыли, но и утверждали, что труд бизнесмена одобряется Богом. Более того, церковь начала считать, что к Богу стремиться больше тот, кто стремиться к получению прибыли, конечно, не забывая про саму церковь. Успехи в бизнесе стали своеобразным показателем Божьего благословления.
В настоящее время в западной общественной культуре есть своеобразный идеал бизнесмена. Кроме успешности, бизнесмен обязательно должен верить в Бога, быть добродетельным и достаточно моральным человеком. С приходом в наш бизнес западных идеалов ведения дел, также пришел и идеал западного бизнесмена.
Очень важно любое начинание «снабдить» этическими идеалами. В средние века даже войну умудрялись сделать священным делом во имя Гопода. Ярким тому примером служат Крестовые походы. Колонизаторы считали, что только приобщением к труду и к истинному (по их мнению) Богу можно вернуть души туземцем к настоящему умиротворению. Кстати, этим тезисом отлично прикрывались работорговцы в средних веках.
В настоящее время также существуют этические концепции в сфере экономики. Одним из первых ее создателей является известнейший американский бизнесмен Генри Форд. Он лишь немного изменил принципы колонизации, но эти изменения касались самого главного - свободы. Он считал, что только честный труд способен принести удовлетворение и благосостояние. Он рассматривал любую произведенную вещь (машину и т.д.) не как реализованный бизнес-проект, а как некую теорию. Эта теория гласила, что все в мире полезно лишь потому, что оно ведет к жизненной свободе. В этом Форд видел этический смысл труда. В настоящее время этические мысли Г.Форда также не потеряли свою актуальность [1].
2. ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА В ГЕРМАНИИ
Что касается делового этикета в Германии, то здесь надёжность партнёров и сотрудников оценивается, исходя из их пунктуальности и ответственности. Именно эти качества, по мнению немцев, вселяют уверенность, вызывают доверие к человеку и желание с ним сотрудничать.В сфере делового этикета немцы также очень педантичны. Все до единого пункты делового договора должны неукоснительно исполняться. Поэтому категорически запрещается нарушать сроки и объёмы работ, если Вы сотрудничаете с партнёрами из Германии.
В этой стране щепетильно относятся к соблюдению служебной субординации. Если, например, в компании принято обращаться к начальнику через секретаря, то ни один подчинённый не додумается искать личной встречи с руководителем.
Малейшее опоздание на деловую встречу или вообще на работу в Германии расценивается не только как нарушение делового этикета, но и как проявление неуважения к компании.
Та же немецкая строгость и в отношении офисного дресс-кода. Находясь в деловой обстановке, немец обязан быть в пиджаке - отсутствие этого предмета одежды считается грубейшим нарушением этикета. Первое впечатление. Впечатление о человеке складывается в первые три минуты общения, и бывает очень сложно впоследствии его изменить. Чтобы у собеседника сложилось о вас хорошее впечатление, необходимо выполнить следующие условия:
- Одевайтесь
в соответствии с ситуацией, в
соответствии с занимаемой
- Войдя
в помещение, сразу дайте понять,
что вы готовы выслушать
- Улыбайтесь! Покажите свои чувства, убедите собеседника в том, что вы очень рады ему. И помните, что собеседник обязательно почувствует неискренность, если в ваших глазах не будет улыбки.
- Заинтересуйте собеседника, постарайтесь найти общие темы (свободное время, хобби, культура, искусство). Следите за речью: небрежная речь отталкивает собеседника.
- Представьтесь и обязательно запомните имя собеседника.
Дистанция. Никогда не подходите слишком близко к собеседнику и не позволяйте никому приближаться к себе на расстояние меньше 30-40 см - это так называемая интимная зона, переступать границу которой разрешается только супругам и близким родственникам. Чем выше ранг вашего собеседника, тем больше эта зона. Обратите внимание: мы невольно делаем шаг назад, если к нам приближается начальник.
Люди, которые незнакомы друг с другом, чувствуют себя комфортно, если расстояние между ними порядка четырех метров. Именно поэтому в местах скученности - в лифтах, очередях, общественном транспорте - так часты конфликты.
Приветствие. В деловых отношениях особая роль отводится рукопожатию. Порядок следующий: женщины предлагают руку мужчинам, старшие - младшим, начальники - подчиненным. Когда встречаются пары, сначала женщины пожимают руку друг другу, потом мужчинам, и только после этого мужчины обмениваются рукопожатием.
Если вы подходите к большой группе людей или к столу, за которым сидят много человек, можно пожимать руки всем по кругу или просто всех поприветствовать.
Обращайте
внимание на то, с какой силой
вы жмете руку. Не надо при
рукопожатии прилагать слишком
много усилий. И наоборот, если
ваше рукопожатие будет вялым,
у вашего партнера может
В последнее время все большее значение придается - легкой беседе на общие темы. Многие считают этот процесс очень сложным и неприятным. И действительно, общаться с совершенно незнакомым человеком не так просто.
Оказавшись среди людей, которым нечего друг другу сказать, выберите момент и заведите непринужденный разговор. Для начала поймайте взгляд человека, с которым вы хотите поговорить. Подойдите к нему поближе, на расстояние от полуметра до метра - но не ближе, чтобы не показаться слишком навязчивым.
Вот список тем, которые можно обсуждать всегда:
- профессия;
- сфера деятельности;
- мероприятие или повод, по которому все собрались;
- место встречи, его особенности, достопримечательности города и т.д.;
- спорт, фитнес, хобби, свободное время;
- поездки и путешествия, отпуск;
- новости культуры.
В беседе лучше не касаться потенциально конфликтных тем, таких, например, как деньги, болезни, машины, религия, политика, секс. Одежда. Неправильно подобранная одежда зачастую воспринимается как провокация: «Этот человек не считает нужным продемонстрировать мне свое уважение». При этом не имеет значения, по какой причине вы нарушили правила этикета - умышленно или по незнанию. Ваш собеседник видит только вашу бесцеремонность.
Главное правило при выборе одежды - иметь четкое представление о том, чего именно ждут от вас другие, например ваши клиенты.