Добро и зло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 21:40, реферат

Описание работы

Термины добро и зло широко используются в обществе, но стоит заметить, что эти термины не имеют толкования. Целью моей работы будет установление примерных определений данных понятий.Как правило, они взаимно определяют друг друга. Добро – хорошо, Зло – не добро, Плохо – не хорошо, Зло – плохо. Но независимого определения, в общем-то, нет. Важен тот факт, что добро и зло являются субъектными и используются для выражения отношения кого-либо к чему-либо.

Файлы: 1 файл

ораторское декабрь 2010.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ  ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рефераты

По  дисциплине «Профессиональная  этика юриста» 
 
 
 
 
 

Добро и  зло. 

Термины добро и зло широко используются в обществе, но стоит заметить, что эти термины не имеют толкования. Целью моей работы будет установление примерных определений данных понятий.Как правило, они взаимно определяют друг друга. Добро – хорошо, Зло – не добро, Плохо – не хорошо, Зло – плохо. Но независимого определения, в общем-то, нет. Важен тот факт, что добро и зло являются субъектными и используются для выражения отношения кого-либо к чему-либо. 
 
Добро и Зло – есть инструмент выражения субъективного отношения кого-либо к чему-либо на основе своих взглядов, желаний, идей, предпочтений. 
 
Таким образом, было бы более правильно заменить понятия Добра и Зла на предположительно положительные и предположительно отрицательные действия для субъекта. 
 
Действия, события, состояния и явления, которые кажутся субъекту выгодными, полезными ему являются предположительно положительными, т.е. хорошими,  добром. 
 
Действия, события, состояния и явления, которые кажутся субъекту невыгодными, вредными ему являются предположительно отрицательными, т.е. плохими,  злом. 
 
Тот же принцип действует и при определении фактов, не относящихся непосредственно к субъекту – желание добра или зла кому-либо. 
Слово «предположительно» в данном случае является очень важным, так как субъект оценивает события со своей стороны и, исходя из своих знаний и опыта, а потому может ошибаться. Следовательно, то, что кажется субъекту положительным или отрицательным, может иметь противоположное значение.
 

Обратимся к  понятию нравственность. Понятие „нравственность“ отличается от понятия «мораль». В отличие от морали нравственность предполагает наличие у человека внутреннего нравственного регулятора. Можно, таким образом, утверждать, что нравственность - это личная мораль, самооценка. Нравственность - понятие очень тонкое, трудно определимое, зачастую ситуативное. "Гении нравственности" были во все времена, но думается, что их гораздо меньше, чем прочих гениев. Нравственность — это скорее совесть конкретного человека, основанная на принятии (или непринятии) существующих норм жизни, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в нестандартных ситуациях, когда для принятия решения не помогают ни нормы права, ни нормы морали (понятно, что для всех возможных ситуаций никаких норм и правил поведения не напасешься).

Если же нравственные идеалы человеком не усвоены или  усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным "безнравственный" (в данном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведение). Преступная этика - наиболее социально негативное проявление безнравственности.

Между тем разум человека, так же прирожденный ему, как и нравственные чувства, изначала предъявляет и к нравственной сфере свое требование всеобщности и необходимости. Разумное сознание не может удовлетворяться случайным существованием относительно-добрых качеств, из которых не вытекает никакого общего правила: самое первоначальное различение добра и зла уже содержит в себе идею добра или блага, без всяких ограничений, заключающего в себе безусловную норму жизни и деятельности. Формально, как постулат, эта идея добра или блага присуща человеческому разуму, но лишь сложною работой мысли определяется и развивается действительное содержание этой идеи. От первичных данных нравственности неизбежен переход к принципам, которые выводит из них разум и которые попеременно выступали на первый план в различных этических учениях. Конкретные нравственные принципы не имеют абсолютного значения, исходя из которого мы могли бы судить всех и вся. В силу конечности человеческого духа эти принципы всегда ограничены, особенно тогда, когда они определяют достижимую цель нравственной деятельности. Роняет ли это их ценность для нас, да и в глазах Бога? Никоим образом, потому что без нравственных принципов, без ясной цели нравственной деятельности мы перестаем быть людьми, изменяем самим себе и своей богоподобной сущности.

Философское осмысление нравственной деятельности человека должно начаться с исследования понятия "верховной  цели" и определения её несомненных  признаков. И, прежде всего, надо ответить на вопрос: возможна ли такая цель вообще? Ведь каждый человек преследует весьма различные цели - и по сравнению с другими людьми, и даже по сравнению с самим собой, в различных жизненных ситуациях. Осмысленный и притом нравственный характер человеческой деятельности проявляется, прежде всего, в том, что вся эта деятельность определяется и регулируется специфическим актом предпочтения одних целей по отношению к другим. Заметим, что в отличие от близкой по смыслу категории "выбора" категория "предпочтения" ясно указывает на неравноценность целей, на их различное достоинство ("честь"). Поэтому предпочтение не может быть произвольным и немотивированным, оно должно иметь основание, определяющее преимущество одних целей перед другими. Наша жизнь получает нравственный смысл и достоинство, когда между нею и совершенным Добром установляется совершенствующаяся связь. 

Как уже было сказано выше нравственность отличается от морали.

Мораль - это  совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между  людьми. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа.  В разные эпохи у разных народов было множество моральных установлений, начиная с Десяти библейских заповедей и кончая «Моральным кодексом строителей коммунизма .» Несоблюдение прочих заповедей - не убий, не укради, не лжесвидетельствуй – приравнивается к преступлениям и влечёт за собой уже не моральное осуждение, но наказание уголовного свойства. Разница между преступлением и отклонением от моральных установлений очень существенна и заключается в том, что при совершении преступления всегда имеется пострадавшая сторона - юридическое или физическое лицо. Нет пострадавшего – нет и преступления. Человек волен делать всё, что угодно, но при условии, что он непосредственно не ущемляет чьих-то интересов. В частности, нельзя безнаказанно покушаться на чужое имущество, здоровье, жизнь, свободу, достоинство. Мораль формальна, её всегда можно свести к совокупности неких правил и запретов.

 Вывод из  данной работы будет таков-невозможно установить абсолютное добро или зло везде и для всех, никто кроме самого человека не сможет определить свой путь и смысл жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие права и его характеристика: признаки, формы и  виды права: происхождение  права и его структура. 

Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке.

Различные ученые выделяют различные признаки права, однако практически все теории признают следующие признаки:

  • Нормативность
  • Общеобязательность
  • Обеспеченность государством
  • Носит объективный характер
  • Формальная определенность — нормы права выражены в официальной форме
  • Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем
  • Справедливость содержания юридических норм
  • Системность. Право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм
  • Предоставительно-обязывающий характер. Одновременно предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого возлагает соответствующую обязанность.

Категория «форма» к праву применяется в двух основных значениях:

а) правовой формы;

б) формы самого права.

Правовая форма - вся правовая реальность. В этом случае речь идет о пра-вовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкретные виды дея-тельности. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями и отношениями.

В зависимости  от значимости для жизнедеятельности  государства, общества и граждан  регулируемых общественных отношений  каждая отрасль занимает в системе  права определенное положение. Ведущую  роль среди отраслей российского  права занимает конституционное (государственное) право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное право, финансовое право, земельное право, сельскохозяйственное право, гражданское право, трудо-вое право, экологическое право, семейное право, уголовное право, испра-вительно-трудовое право, уголовно-процессуальное право, граждан-ско-процессуальное право и другие отрасли права.

Рассмотрим теории, которые различают государство  и общество и выделяют происхождение  государства и права в качестве специфической проблемы.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Одной из первых теорий происхождения  государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский – XIII в.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности реийется вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего  Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ  ТЕОРИЯ. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был  Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

Основные положения  патриархальной теории убедительно  опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

ОРГАНИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV–III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В соответствии с органической теорией само человечество

возникает как  результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

Некорректность  органической теории происхождения  государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Информация о работе Добро и зло