Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 21:40, реферат
Термины добро и зло широко используются в обществе, но стоит заметить, что эти термины не имеют толкования. Целью моей работы будет установление примерных определений данных понятий.Как правило, они взаимно определяют друг друга. Добро – хорошо, Зло – не добро, Плохо – не хорошо, Зло – плохо. Но независимого определения, в общем-то, нет. Важен тот факт, что добро и зло являются субъектными и используются для выражения отношения кого-либо к чему-либо.
ИНСТИТУТ
ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Рефераты
По
дисциплине «Профессиональная
этика юриста»
Добро и
зло.
Термины добро и
зло широко используются в обществе, но
стоит заметить, что эти термины не имеют
толкования. Целью моей работы будет установление
примерных определений данных понятий.Как
правило, они взаимно определяют друг
друга. Добро – хорошо, Зло – не добро,
Плохо – не хорошо, Зло – плохо. Но независимого
определения, в общем-то, нет. Важен тот
факт, что добро и зло являются субъектными
и используются для выражения отношения
кого-либо к чему-либо.
Добро и Зло – есть инструмент выражения
субъективного отношения кого-либо к чему-либо
на основе своих взглядов, желаний, идей,
предпочтений.
Таким образом, было бы более правильно
заменить понятия Добра и Зла на предположительно
положительные и предположительно отрицательные
действия для субъекта.
Действия, события, состояния и явления,
которые кажутся субъекту выгодными, полезными
ему являются предположительно положительными,
т.е. хорошими, добром.
Действия, события, состояния и явления,
которые кажутся субъекту невыгодными,
вредными ему являются предположительно
отрицательными, т.е. плохими, злом.
Тот же принцип действует и при определении
фактов, не относящихся непосредственно
к субъекту – желание добра или зла кому-либо.
Слово «предположительно» в данном случае
является очень важным, так как субъект
оценивает события со своей стороны и,
исходя из своих знаний и опыта, а потому
может ошибаться. Следовательно, то, что
кажется субъекту положительным или отрицательным,
может иметь противоположное значение.
Обратимся к понятию нравственность. Понятие „нравственность“ отличается от понятия «мораль». В отличие от морали нравственность предполагает наличие у человека внутреннего нравственного регулятора. Можно, таким образом, утверждать, что нравственность - это личная мораль, самооценка. Нравственность - понятие очень тонкое, трудно определимое, зачастую ситуативное. "Гении нравственности" были во все времена, но думается, что их гораздо меньше, чем прочих гениев. Нравственность — это скорее совесть конкретного человека, основанная на принятии (или непринятии) существующих норм жизни, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в нестандартных ситуациях, когда для принятия решения не помогают ни нормы права, ни нормы морали (понятно, что для всех возможных ситуаций никаких норм и правил поведения не напасешься).
Если же нравственные идеалы человеком не усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным "безнравственный" (в данном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведение). Преступная этика - наиболее социально негативное проявление безнравственности.
Между тем разум человека, так же прирожденный ему, как и нравственные чувства, изначала предъявляет и к нравственной сфере свое требование всеобщности и необходимости. Разумное сознание не может удовлетворяться случайным существованием относительно-добрых качеств, из которых не вытекает никакого общего правила: самое первоначальное различение добра и зла уже содержит в себе идею добра или блага, без всяких ограничений, заключающего в себе безусловную норму жизни и деятельности. Формально, как постулат, эта идея добра или блага присуща человеческому разуму, но лишь сложною работой мысли определяется и развивается действительное содержание этой идеи. От первичных данных нравственности неизбежен переход к принципам, которые выводит из них разум и которые попеременно выступали на первый план в различных этических учениях. Конкретные нравственные принципы не имеют абсолютного значения, исходя из которого мы могли бы судить всех и вся. В силу конечности человеческого духа эти принципы всегда ограничены, особенно тогда, когда они определяют достижимую цель нравственной деятельности. Роняет ли это их ценность для нас, да и в глазах Бога? Никоим образом, потому что без нравственных принципов, без ясной цели нравственной деятельности мы перестаем быть людьми, изменяем самим себе и своей богоподобной сущности.
Философское осмысление
нравственной деятельности человека должно
начаться с исследования понятия "верховной
цели" и определения её несомненных
признаков. И, прежде всего, надо ответить
на вопрос: возможна ли такая цель вообще?
Ведь каждый человек преследует весьма
различные цели - и по сравнению с другими
людьми, и даже по сравнению с самим собой,
в различных жизненных ситуациях. Осмысленный
и притом нравственный характер человеческой
деятельности проявляется, прежде всего,
в том, что вся эта деятельность определяется
и регулируется специфическим актом предпочтения
одних целей по отношению к другим. Заметим,
что в отличие от близкой по смыслу категории
"выбора" категория "предпочтения"
ясно указывает на неравноценность целей,
на их различное достоинство ("честь").
Поэтому предпочтение не может быть произвольным
и немотивированным, оно должно иметь
основание, определяющее преимущество
одних целей перед другими. Наша жизнь
получает нравственный смысл и достоинство,
когда между нею и совершенным Добром
установляется совершенствующаяся связь.
Как уже было сказано выше нравственность отличается от морали.
Мораль - это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа. В разные эпохи у разных народов было множество моральных установлений, начиная с Десяти библейских заповедей и кончая «Моральным кодексом строителей коммунизма .» Несоблюдение прочих заповедей - не убий, не укради, не лжесвидетельствуй – приравнивается к преступлениям и влечёт за собой уже не моральное осуждение, но наказание уголовного свойства. Разница между преступлением и отклонением от моральных установлений очень существенна и заключается в том, что при совершении преступления всегда имеется пострадавшая сторона - юридическое или физическое лицо. Нет пострадавшего – нет и преступления. Человек волен делать всё, что угодно, но при условии, что он непосредственно не ущемляет чьих-то интересов. В частности, нельзя безнаказанно покушаться на чужое имущество, здоровье, жизнь, свободу, достоинство. Мораль формальна, её всегда можно свести к совокупности неких правил и запретов.
Вывод из
данной работы будет таков-невозможно
установить абсолютное добро или зло везде
и для всех, никто кроме самого человека
не сможет определить свой путь и смысл
жизни.
Понятие
права и его характеристика: признаки,
формы и виды права: происхождение
права и его структура.
Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке.
Различные ученые выделяют различные признаки права, однако практически все теории признают следующие признаки:
Категория «форма» к праву применяется в двух основных значениях:
а) правовой формы;
б) формы самого права.
Правовая форма - вся правовая реальность. В этом случае речь идет о пра-вовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкретные виды дея-тельности. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями и отношениями.
В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное (государственное) право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное право, финансовое право, земельное право, сельскохозяйственное право, гражданское право, трудо-вое право, экологическое право, семейное право, уголовное право, испра-вительно-трудовое право, уголовно-процессуальное право, граждан-ско-процессуальное право и другие отрасли права.
Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский – XIII в.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности реийется вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).
Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.
Основные положения
патриархальной теории убедительно
опровергаются современной
ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV–III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.
В соответствии с органической теорией само человечество
возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).
Некорректность
органической теории происхождения
государства и права