Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:39, контрольная работа
Цель работы: изучить долг и совесть как регуляторы нравственной практики людей.
Задачи работы:
- рассмотреть долг; дать определение долга;
- рассмотреть совесть; долг и совесть;
- рассмотреть вина и раскаяние.
Введение
С понятиями свободы и ответственности связано целое гнездо этических категорий, выражающих реальные феномены моральной жизни. Важнейшая из них - долг.
Человек не может быть абсолютно свободен в обществе, так как он тесно связан с другими людьми и в значительной степени зависит от них. Поэтому он обязан с ними считаться и корректировать свои действия и поступки в соответствии с некими надличностными требованиями.
Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.
Цель работы: изучить долг и совесть как регуляторы нравственной практики людей.
Задачи работы:
- рассмотреть долг; дать определение долга;
- рассмотреть совесть; долг и совесть;
- рассмотреть вина и раскаяние.
1. Долг. Определение долга
1.1 Роль сознания долга в жизни личности и общества
Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования, но и побуждения чувствовать, мыслить и, разумеется, действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями, нравственными нормами. Это побуждающее свойство морали особенно хорошо просматривается при обращении к такому понятию морального сознания, как долг, который, как писал И. Кант «есть необходимость совершения поступка из уважения к закону».1 Разумеется, эти поступки совершаются не по принуждению, а по доброй воле, сознательно.
В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг Человека. Что под этим обычно подразумевается? Пожалуй, совокупность обязанностей, которые общество предъявляет к личности. Но моральное поведение осуществляется не автоматически. Поэтому долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу, через призму высших моральных ценностей.
Добродетель, писал В. Соловьев, есть «должное отношение ко всему». А должное отношение выражается, прежде всего, в том, что индивид выполняет свои обязанности наиболее оптимальным для данной ситуации образом, а не чисто формально, «для галочки». Впрочем, не только у индивида имеются обязанности перед обществом, но и у самого общества существуют обязанности перед отдельным человеком, особенно перед сиротами, больными, престарелыми, которые сами не могут защитить себя, удовлетворить свои насущные потребности. Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долго деградируют многие общественные отношения. Впрочем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался Человек Долга, человек, умеющий обуздывать эгоистические устремления.
1.2 Долг и личный интерес
У индивида существуют не только нравственные потребности, не только стремление делать добро, но и целый ряд других (физиологические, эстетические, религиозные, политические и др.), которые также стимулируют те или иные действия. Хорошо, когда между нравственными и другими потребностями нет серьезных противоречий. Но здесь возникает вопрос: «В какой мере подобные поступки являются моральными? В какой мере в них проявляется доброта человека?». Например, продавец внимательно обслужил клиента. О чем это говорит? О его высокой моральности? Или о том, что ему это просто выгодно? Кант подобные действия называл не моральными, а легальными, т.е. в них не проявляется уважение к моральному закону, действие осуществляется не ради уважения к добру, но такие действия в то же время и не противоречат нормам нравственности. Словом, стремясь сохранить «чистоту» морального мотива, немецкий философ выводил огромное число действий из-под моральной оценки. Ведь даже любовь матери к ребенку и любовь ребенка к матери «отягощена» склонностью, даже надеждой на отдаленную или близкую выгоду. Подобный формализм не учитывал того обстоятельства, что добрые поступки, добро существуют не в чистом виде, не в башне из S слоновой кости, а реализуются в самых различных видах деятельности (хозяйственной, политической и др.), где не могут не присутствовать и другие мотивы (произвести возможно больше продукта, заработать больше денег и т.д.). Вот что писал по этому поводу В. Соловьев: «Должно желать добра для него самого, но эта чистая воля нисколько не нарушается от нашего сознания, что само добро непременно есть и благо для исполняющего его требования».2 Необходимо подчеркнуть, что нравственные потребности и облагораживают все другие влечения человека.
1.3 Происхождение сознания долга и его структура
Чем же обусловлена обязательность требований долга? Ответ на этот вопрос зависит от мировоззренческих установок личности. Для верующего эта обязательность определяется волей самого Бога, а для неверующего на первый план выходит зависимость личности от общества, вне которого существовать он просто не может (не выживать, а осуществлять полноту бытия). Но на каких бы позициях мы не стояли, мы все же не можем признать, что в сознании долга аккумулировались те требования, которые общественные институты от себя или от имени Бога предъявляли к индивиду. По мере развития культуры эти требования превращались в те требования, которые индивид предъявляет к самому себе. Аналогичный процесс идет в ходе становления человеческой личности. У младенца нет, конечно, представлений о своих обязанностях. Но по мере взросления те требования, которые ему предъявляют взрослые (требования первоначально самые простейшие), становятся требованиями, которые он предъявляет к самому себе. Таким образом, у индивида и происходит становление сознания долга (соответствующие чувства, представления).
Значимость сознания долга в нравственной жизни косвенно подтверждается и тем обстоятельством, что некоторые мыслители (стоики, Кант и др.) очень многое в морали пытались переосмыслить через призму должного. В заключение стоит отметить, что сознание долга находится в тесном взаимодействии с другими компонентами морального сознания - совестью, справедливостью и т.д.
2. Совесть. Долг и совесть
2.1 Определение совести и ее роль в жизни личности и общества
Для выявления специфики, сущности совести полезно, на наш взгляд, сопоставить сознание совести и сознание долга, выявить их отличия. Совесть, как и долг, включает в себя определенные чувства и представления (знание). Само слово "совесть" означает – «соведать», от старославянского - ведать (знать). Но если в сознании долга доминирует рациональный компонент (знание своих обязанностей), то в сознании совести доминирует чувство совести. Неслучайно совесть вообще в обыденном употреблении, в публицистике сводят к чувству совести. Кроме этого, в сознании долга все-таки на первый план выходит ответственность перед обществом (хотя, конечно, можно говорить и о долге перед самим собой), а в совести доминирует ответственность перед самим собой, реальное «я» оценивается идеальным «я», тем самым, каким индивид хотел бы видеть самого себя.
Таким образом, можно сказать, что совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей. Суд совести считается одним из самых суровых. Об этом человечество узнало уже много веков назад. Так, Орест - главный герой одноименной трагедии выдающегося древнегреческого драматурга Еврипида (48О-4О6 гг. до н. э.), вероломно поднявший руку на свою мать, на вопрос: «Какой недуг томит?» - без колебаний отвечает: «Его зовут и у злодеев – совесть». Об этом же свидетельствуют и многочисленные пословицы, своими корнями уходящие в толщу веков: «От человека утаишь, а от совести не утаишь»; «Нечистая совесть спать не дает»; «Совесть без зубов, а грызет»; «Злая совесть стоит палача» и др. Древнеримская пословица гласит: «Совесть - это тысяча свидетелей». Голос совести, голос морального закона, замечал Кант заставляет трепетать даже самого смелого преступника. Но совесть не только «грозный судия». Она способна и поддержать индивида в тех случаях, когда он подвергается незаслуженным обидам, оскорблениям, оговорам.3 Совесть активизирует всю нравственную жизнь человека, является весьма важным «механизмом» утверждения добра, справедливости. Совесть говорит человеку действовать, исполнять должное теперь и здесь. Разумеется, «сила», «громкость» голоса совести зависит от ее развитости, которая неодинакова у различных людей. У одних она, можно сказать, в зачаточном состоянии и голоса ее не слышно во многих ситуациях. У других же встречается «болезненная» совесть, когда индивид едва ли не патологически обвиняет себя за малейшие прегрешения. В последнем случае человек нередко не в состоянии объективно осмыслить, оценить ту или иную ситуацию. Носителем сознания совести является, конечно, прежде всего отдельный человек. Но, видимо, уместны и встречающиеся суждения об общественной совести. Средства массовой информации, различные общественные организации выражают и формируют самооценку общества - весьма строгую и нелицеприятную.
Переживания совести нередко бывают столь интенсивны, «неуправляемы», несмотря на ухищрения оправдывающего рассудка, что сама совесть, ее голос представляется голосом иных миров. С подобными представлениями согласуются утверждения религиозных проповедников изображающих совесть в качестве «голоса Бога в человеке» как выразителя божьей правды. Совесть (иногда употребляется слово – «сердце»), считают религиозные мыслители есть «внутренний очаг, излучающий свет на всю нравственную и религиозную жизнь человека», живущего верой в Бога. Всматриваясь в совесть, можно идти прямым путем. Они часто подчеркивают мистическую глубину совести. Словом, совесть есть «врожденная способность видеть, оценивать, переживать события личной жизни».
2.2 Происхождение совести
Религиозное понимание совести проявляется еще в древнем мире. Но в эти же времена проявляются, и другие трактовки и совести, и других проявлений морального сознания. Так, Аристотель пишет, что и ум, и совесть люди имеют от природы. В трактате Цицерона (106-43 гг. до н. э.) «О природе богов» все свои надежды связываются с совестью, ибо она «без всякого божественного разума способна взвешивать добродетели и пороки. Не будь ее - все бы пропало».
Современные психологи нередко придерживаются следующей схемы формирования сознания совести (ее зачатки можно найти у Аристотеля). У человека, как и у его животных предков, имеется довольно развитое чувство страха. В человеческой жизни это чувство играет неоднозначную роль. С одной стороны, страх «сигнализирует» об опасности, помогает мобилизоваться. В общественных отношениях страх нередко оказывает помощь в обуздании хамства, крайнего эгоизма и других подобных явлений. Последнее, может быть, и побудило известного швейцарского педагога И.Г. Песталоцци (1746-1827) написать о том, что «любовь в деле воспитания человека приносит пользу лишь тогда, когда идет рядом со страхом или следом за ним». А с другой стороны, страх мешает адекватно оценить ту или иную ситуацию («у страха глаза велики»). Он же порой парализует волю и мешает активным действиям в случае их необходимости. Он же может сделать человека безвольным орудием в руках преступников, стать своеобразной базой для беспринципности и даже предательства.
2.3 Совесть и стыд
Считается, что страх в процессе культурного развития человечества становится предпосылкой для формирования «первичного» компонента морали - стыда. Еще Аристотель писал, что стыд нередко рассматривают «как своего рода крах дурной славы». Словом, страх перед природными стихиями превращается в боязнь позора, осуждения со стороны общественного мнения. Причем, люди, как считал В. Соловьев, стыдились перед людьми первоначально некоторых проявлений телесной (в первую очередь половой) жизни, а затем, по мере обогащения нравственных чувств они стали стыдиться не только уступок «низшей, материальной природе, но и всяких нарушений того, что должно по отношению к людям и богам». Стыд, продолжал В. Соловьев, «возвышает человека над животным инстинктом родового самосохранения». Стыд означает порицание всего того, что считается не должным, дурным, и на этой основе формируются представления о нравственно должном, добром.
Стыдливый человек, говорил Аристотель, «заслуживает похвалы и в известных вещах держится середины». Но стыд еще не совесть. Чувство стыда еще не содержит в себе того «грозного судию», внутреннего «прокурора», той глубины размышлений и анализа, которые характерны для развитой совести. Кроме того, для стыда, как правило, необходимы свидетели, а для совести они совершенно не обязательны. Важно также и то, что совесть все оценивается по мерке высших общечеловеческих моральных ценностей Стыд же более конкретен, привязан к изменчивым обычаям моде и т.д. Например, индивиду может быть стыдно, если он одет «не по моде». О том, что совесть и стыд - не одно и то же, свидетельствуют те, пусть не очень многочисленные случаи, когда человеку стыдно, а совесть, в общем-то, спокойна. Например, водитель автобуса резко затормозил, пассажир толкнул соседа. Первому, конечно, неудобно стыдно, но особых угрызений совести он не испытывает, ибо нет в том его вины.4 Несмотря на определенные различия, именно стыд предопределил появление совести как стыда перед самим собой. Как замечал В. Соловьев, «безотчетный инстинкт стыда превращается в ясный голос совести». Суть данной схемы состоит в том, что по мере развития, усложнения общественных отношений, обогащения духовной культуры внешние требования превращаются в требования внутренние. Эта схема признается и другими психологами. По мнению Э. Фромма, «на первоначальной стадии эволюции совести авторитет выдвигал определенные требования, которые затем следовали уже не из подчинения авторитету, а из чувства ответственности перед самим собой».
3. Вина и раскаяние
Вина - это переживание несоответствия моральным нормам и невыполнения своего долга перед лицом собственного внутреннего «я» или перед Богом. Мы чувствуем вину без всякой оглядки на мнения других. Другие могут считать, что мы не виноваты и даже убеждать нас в этом, но если человек ощущает, что виновен, да еще и знает почему, посторонние мнения не могут упразднить его внутреннего переживания. Вина возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходящее и считает, что именно он сам является причиной чужих страданий или нарушения долга.
Источником чувства вины могут служить внешние события. Например, некто может считать себя виновным в чужой гибели. Однако вину вызывают и внутренние состояния, так,- искренне верующий, поймавший себя на богохульных мыслях или запретных влечениях, будет считать себя виновным перед Богом и станет испытывать угрызения совести и раскаяние.
Переживание вины вызывается как совершением чего-либо, что дает негативный результат, так и несовершением должного. Если, к примеру, у родителей вырос сын, который совершил преступление, то отец может испытывать чувство вины за то, что слишком сурово наказывал его и тем самым ожесточил его, а мать за то, что не смогла удержать свое дитя от неверного, порочного решения.5 Переживая вину, человек бывает долго озабочен своим проступком или ошибкой. Вина тяготит его, парализует волю, вызывает самоуничижительные мысли. Не удивительно, что люди частенько пытаются избавиться от чувства вины, стараясь психологически переложить ее на других. Однако вина не такая вещь, от которой легко отмахнуться. Самообман далеко не всегда дает эффект, в глубине своей души люди, совершившие тяжелые проступки, знают, что виноваты именно они, и вина, вытесненная в область бессознательного, способна возвращаться к ним в самой причудливой форме - от снов до страхов и навязчивостей.