Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:01, доклад
Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий - чувственный)— это философская наука о чувственном восприятии прекрасного, которое создается, постигается и находит своё выражение в образах искусства. Она отражает эстетическую систему взглядов общества, проявляется во всех сферах деятельности и развивает в человеке творческое начало.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Новосибирский филиал
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
На тему : ЕВГЕНИКА - ВОЗМОЖНОЕ БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ИЛИ БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ?
Новосибирск 2011
«Если бы всем одно и то же казалось вместе прекрасным и мудрым,то не было бы среди людей враждующего спора»
Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий - чувственный)— это философская наука о чувственном восприятии прекрасного, которое создается, постигается и находит своё выражение в образах искусства. Она отражает эстетическую систему взглядов общества, проявляется во всех сферах деятельности и развивает в человеке творческое начало.
Термин «эстетика» происходит от слова aistetikos, что, в переводе с греческого, означает «относящийся к чувственному восприятию». В 1750 году немецкий философ-просветитель А.Г. Баумгартен впервые применил понятие «эстетика» в своем одноименном научном труде. Ученый определил эстетику, как науку о чувственном познании, высшая форма которого — красота.
С древних времен люди стремились к изучению и пониманию прекрасного. Не удивительно, что сама по себе эстетика появилась намного раньше, чем ее научная трактовка. В античные времена предметом изучения эстетики была природа красоты и искусства; в эпоху Средневековья эстетика служила инструментом познания Бога; развитие эстетической мысли эпохи Ренессанса связано с изучением художественного творчества. Существование общих понятий эстетики позволило сформировать нормы искусства в период Нового времени. До 18 века учение о прекрасном в Англии называлось «критика вкуса», а во Франции - «теория изящных искусств».
В настоящее время предметом изучения эстетики является мир, который нас окружает, в его эстетическом многообразии(природа, общество, искусство, человек и его деятельность). Всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, оценивается с эстетической точки зрения — поступки близких и незнакомых людей, цветы и деревья, здания, произведения искусства и многое другое. В процессе этой оценки формируется отношение к различным явлениям или объектам, которое называется эстетическим.
Эстетика прямо и косвенно влияет на творческий процесс, поскольку объединяет в себе мировой опыт становления искусства. Талант, подкрепленный знаниями, позволяет автору создать истинный шедевр.
Чувство прекрасного должно быть развито и у воспринимающей публики — читателей, зрителей, слушателей. Эстетическое восприятие поможет правильно понять мысль, которую художник, писатель, поэт или композитор пытался донести своим произведением. Эстетика формирует в нас художественную образованность, без которой невозможно в полной мере насладиться настоящим искусством.
История Эстетики
Фенормен античного мифа
Исторической предпосылкой,
«…то есть такая природа и такие общественные формы,которые уже сами по себе бессознательно-художественным образом переработаны народной фантазией»
Мифология охватывала и отражала
все стороны общественной жизни.Она
была первой архаичной формой донаучного
знания,от которого в дальнейшем отделились
важнейшие области человеческого познания
и творчества-философия,
В этот период в произведениях
первобытного искусства переплетались
реальные жизненные представления
с фантастическими(тотемными,
Примитивный характер производительной деятельности в архаическую эпоху обусловливает мифологический тип сознания.В нем мир воспримимается как всеобщая незыблемость всехвещей, которую община(род) отожествляла со всей природой.
«Ведь мифология-это и есть понимание природы и всего мира,как некой универсальной родовой общины»
Постепенное овладение человеком «… силами природы означает начало истории «духа» и конец чисто животного бытия»
Мифологическое сознание постепенно становится творческой деятельностью всего рода,в которой отсутствуют различимые границы между объективной реальностью и воображением.
Мифология стала базой развития искусства всех народов мира,составляя,как,например,в Древней Греции,не только «…арсенал греческого искусства,но и его почву»
Мифы подготовили
Дошедшие до нас памятники художественной культуры Древнего Египта,Китая,Двуречья говорят и об определенных эстетических нормах и принципах,которыми руководствовались их создатели.
Осознание природы художественного творчества,объяснение специфики эстетической деятельности,формирование категориального аппарата эстетики,возникновение первых эстетических теорий в европейской культуре начинается с античной Греции.
Эстетика Древней Греции и Рима
Греческая Эстетика времен
античности складывается в течение
I тысячелетия до нашей эры в Восточной
части Средиземноморья.В своем развитии
она прошла 3 периода:архаический(VIII-Vii
вв. до н.э.),классический(V-IV вв.до н.э.),эллинистический(IIIв.н.
В архаический пкериод воплощением гармонии и красоты выступает космос.Космос для греков был чувственно материален:был виден,слышим и осязаем.
Одной из первых философских школ,разрабатывающих в том числе и эстетические понятия,была школа,основанная Пифагором(VI в.до н.э.).Пифагорейцы предположили,что в основе мира лежит некая абстракция-число( «бог-число», «вещь-число», «искусство-число» ит.д.),которая стала у пифагорейцев сущностью мира.
Таким образом,Пифагор и его последователи попытались объединить математику,гармонию и музыку в единую эстетическую сущность не только космоса,но и человеческой души,а также конкретной вещи.Учение пифаготрейцев о числовой гармонии-стало первой эстетической теорией античности.
Кульнимацией развития древнегреческой эстетической мысли стал классический период ее развития.Среди эстетиков того периода особо выделяются фигуры Сократа,Платона и Аристотеля.
Сократ(469-399 гг. до н.э.)развивал учение об эстетических категориях:прекрасное и гармония.По Сократу прекрасное-это то,что полезно,что имеет смысл.В своей теории Сократ особое место отводил прекрасному и гармоничному телом и духом человеку.Поэтому задачей искусства являлось воспроизведение единства гармоничной формы жизни с прекрасными свойствами духа человека.
Вопросы эстетики,а особенно
категории «прекрасное», занимают значительное
место в философском наследии Платона(427-347
гг. до н.э.).И если Сократ подчеркивал,что
идея красоты непосредственно присуща
сознанию человека,то у Платона красота-безлична,существует
вечно,выступает как образец,порождающий
прекрасные вещи. Полинно прекрасное,по
его мнению,находится не в чувственном
мире,а в мире идей.Прекрасная идея не
изменяется,она находится вне пространства
и времени.Кроме того,философ отрицал
существование чувственных критериев
прек4расного в вещах,предметах,являющихся,
Основной вклад Платона в развитие эстетики является то,что ключевые эстетические понятияфилософ связывал с искусством.Достоинства искусства,способного приносить пользу государству,Платон признает лишь за строгим художественным творчеством под контролем власти,образец которого он видел в искусстве Древнего египта.В книге»Государство» Платон сконцентрировал свое внимание на проблемах государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека.Ценносить искусства Платон видит не в эстетических достоинствах,а за его цели воспитания граждан.По его мнению,постичь сущность искусства могут только избранные.
Стройную эстетическую теорию в античной философии создал Аристотель(384-322 гг. до н.э.).Им были осмыслены многие эстетические категории.
Калокагатия(греч. kalos - красивый, прекрасный, agathos - добрый)-понятие обозначающее гармонию внешнего и внутреннего,которая является условием красоты человека. «Прекрасное» и «благое» сливаются у Аристотеля в новом термине,который ,по Аристотелю,является внутренним объединением морали и красоты на основе создания и использования материальных благ.
Кроме того,на основе «мимезиса»(подражания) философ подчеркивал познавательно-воспитательную роль искусства, музыки,трагедии и поэзии.
Искусство,по его мнению,непосредственно
воспроизводит определенные этические
качества и служит средством воспитания
элиты,а также средством усмирения,подчинения,
Эллинистический периодразвития
античной эстетики нашел свое развитие
в стоицизме(Зенон,Цицерон,
Среди всего многообразия
имен,концепций,сочинений особо выделяется
римский поэт Квинт Гораций Фракк(65-8 гг.
до н.э.),поклонник Эпикура,автор знаменитого
«Послания к Пизонам».Трактат Горация
представлял собой свод правил,которым
должен следовать не только каждый поэт,но
и вообще творец.Суть этих правил заключается
в том,что любое произведение искусства
должно быть содержательным.Основные
идеи произведения,по мнению Горация,можно
подчерпнуть только из греческих философских
сочинений.Автор должен стремиться к правоподорбию
замысла,любое нарушение гармонии,простоты,
Говоря об эстетических концепциях Древней Греции и Древнего Рима нельзя не сказать и о величайшем искусстве этой эпохи,без которого невозможно себе представить,всю последующую историю художественной культуры человечества.Это искусство и поныне доставляет и глубокое эстетическое наслаждение и «…продолжает служить в известном отношении образцом и недосягаемой нормой»
Это искусство достигло своих вершин в Афинском демократическом государстве.Оно создало идеал прекрасного и доблестного человека,то есть создало образ героя,совершенного нравственно и физически.Этот герой существовал в гармонии с окружающим миром,который поэтическая фантазия древних греков и римлян населила мифологическими существами,богами,наделенными чисто человеческими качествами:и благородными и отрицательными.
Информация о работе Евгеника - возможное будущее человечества или бесчеловечный эксперимент?