Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:19, реферат
Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль – это важнейший элемент человеческой культуры.
Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра? Это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали.
Введение…………………………………………………………………………3
Социальные Функции морали…………………………………………………4
Регулятивная функция…………………………………………………………..5
Воспитательная функция………………………………………………………..6
Познавательная функция………………………………………………………..7
Мировоззренческая функция…………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….9
Список используемой литературы……………………………………………10
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Социальные Функции морали…………………………………………………4
Регулятивная функция………………………………………………………….
Воспитательная функция………………………………………………………..
Познавательная функция………………………………………………………..
Мировоззренческая функция…………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………10
Введение
Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит морали, которая является важнейшим социальным регулятором, включенным в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующим на преобразования сознания личности.
Свойства морали определяют и ее функции. Функции является конкретным проявлением свойств. Мораль значимым общечеловеческая ценность, уникальное собрание и обобщение человеческой мудрости, определяет гуманные и перспективные пути жизнедеятельности и духовного совершенствования человека.
Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль – это важнейший элемент человеческой культуры.
Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра? Это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали.
Вопрос функций морали в общественной жизни активно обсуждается в этической литературе, где философы, социологи, психологи выделяют основные и тесно взаимосвязанные функции: регулятивную, воспитательную, познавательную (отбивную) и мировоззренческую. Некоторые выделяет и такие функции морали, как оценочно-императивную, ценностно-ориентировочной, мотивационную, коммуникативную, прогностическую, идеологическую и т.д... Все эти функции имеют относительно важное самостоятельное значение в механизме моральной регуляции.
Функции морали.
Философы утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.
Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения (поступки людей, поведение), то он пользуется терминами добра и зла, либо близкими по значению понятиями: честь - бесчестие, порядочность - низость, подлость и т.д.; при этом выражает свою моральную оценку.
Оценка влияет на практическую деятельность, иначе она была бы не нужна. Когда явление оценивается как добро, то к нему надо стремиться, если как зло - то искоренять и избегать. Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и, прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.
Регулирующая: мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения.
Мораль регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём думают, следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное уметь правильно его оценивать, не быть рабом общественных отношений.
Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание - умственное, физическое, эстетическое - и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы.
Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. способность человека заботиться о других так же, как и о себе.
Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно.
Регулятивная функция.
Ведущая функция морали - регулятивная,
что позволяет некоторым определять мораль
как особый способ регуляции общественных
отношений, что, безусловно, имеет основания.
Конечно отмечают, что моральное регулирование
поведения, в отличие от правового, не
подкрепляется организационной силой
общественных учреждений. Хотя разница
не безусловная, а относительная (в истории
нередко случалось, что нормы морали подкреплялись
силой социальных институтов, в том числе
государства; в стародавноиндийський
государству, например, существовала даже
должность министра морали, в некоторых
странах существовал орган государства
и церкви - полиция нравов , однако, все
это позволяет наметить лишь первый, приближенный
раздел между моралью и правом. Вместе
с тем надо иметь в виду, что мораль внутренне
взаимно пересекаются с правовым регулированием:
ведь преступление (скажем, кража, фальсификация
или насилие) осуждает не только закон,
но и общественное возмущение. Правовое
регулирование происходит на основе законов
общества, которые адресуются определенным
лицам, коллективам, организациям, тогда
как в морали адресат не определен четко,
ее требования обращены ко всем людям.
Правовые нормы осуществляются специальными
институтами (органами власти, судом, прокуратурой)
. Мораль же опирается прежде всего на
убеждения, традиции, обычаи, на силу общественного
и индивидуального сознания и самосознания.
Здесь необходимо указать на то, что существуют
сферы, в которых характер реализации
моральных принципов имеет специфические
моменты. Это сфера военной деятельности.
В военно -нормативных актах (военная присяга,
воинские уставы и др.) юридически закрепленные
даже простые нормы морали: соблюдение
вежливости и такта, регулирующих взаимодействия
между военнослужащими. В условиях гражданской
жизни такие нормы, как правило, выходят
за пределы правового регулирования.
К сожалению, приходится констатировать,
что сведена к минимуму функция морали
как самостоятельной регуляции поведения
людей на индивидуальном и на институциональном
уровнях. Это произошло не в результате
каких-то случайных обстоятельств, а вследствие
насильственного воздействия пирамиды
тоталитарной власти, что требует преобразования
общества в некоторое однородное образование,
беспрепятственно пересматривается сверху.
Ведь могут быть и такие социальные образования,
центры активности, которые являются самостоятельными,
имеют свои симпатии (а может и антипатии),
которые не контролируются сверху. Административная
система допустить не могла и вынуждена
избавляться инакомыслящих, воспроизводила
и сохраняла такой порядок, где каждый
винтик знал свое место. Недаром поэт ликовал:
«Гвозди бы делать из этих людей. Не было
бы в мире лучших гвоздей! ». Мораль - единственный
регулятор, имеет универсальность, охватывает
все сферы деятельности человека. Если
общество не регулируется сознанием самих
индивидов, неизменно превращается в механический
агрегат, лишен самоорганизующейся воспроизводящей
силы. Видно, правы здесь те, кто замечает,
что обязанность не может быть делегирован
даже в надежные руки. Речь идет не просто
о недостатке вежливости, милосердия,
доброты, а об угрозе существования общества,
о хаосе, беспорядок, преступность, распад
органической социальной целостности.
Воспитательная функция.
Воспитательная функция. Мораль не только регулирует взаимоотношения между людьми, но и участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Нравственные взгляды на цели и смысле жизни, понимание человеком своего достоинства и ответственности перед обществом выступают как составная часть мировоззрения человека, что, безусловно, является результатом нравственного воспитания и само регуляции.
Через воспитательную функцию осуществляется передача нравственного опыта от поколения к поколению, формирование определенного типа личности. Эта функция морали может реализоваться только через целостную систему воспитания (нельзя, например, воспитать чувство стыда у человека, является иждивенцем т.п.). В процессе воспитания следует учитывать чувственный и теоретический уровни морального сознания и выбирать в связи с этим соответствующие средства воспитания. Негативную роль в нравственном воспитании молодежи играют современные передачи в средствах массовой информации, которые развращают и угнетают неокрепшую психику детей и подростков показом разного рода жестокости, неоправданно привлекают их внимание к сексуальным проблемам, сознательно отвлекают от сложных социальных проблем, с которыми сталкивается молодежь. На защиту морали от насаждения распущенности, жестокости, лицемерия и других негативных установок лица должны активно выступать общество и государство.
Познавательная функция.
Познавательная функция морали.
Познавательная функция морали сопряжена
с тем, что мораль, как и любая другая форма
общественного сознания, имеет свою специфику.
Моральное сознание, в отличие от других
форм сознания, отделяет из общей совокупности
всех социальных связей специфичность
отображения - взаимоотношений между человеком
и обществом, проявляются в их непосредственном
общении. Отображение фиксируются в специфические
для морали формы: нормативные и ценностные
мнения, взгляды на Добро и Зло. Особенность
морального отражения определяется как
сочетание информационного, нормативного
и ценностного отражения. В сочетании
признаков заложена способность морального
сознания программировать, из чего следует
единство познавательной, регулятивной
и воспитательной функций морали.
Спецификой морального отражения и то,
что между объектом отражения и нравственным
сознанием отсутствует прямой, однозначная
связь вследствие ценностного и нормативного
подхода к действительности. Люди дают
разную моральную интерпретацию одним
и тем же объективным фактам. Объяснение
нужно искать в признании опосредованной
зависимости нравственного сознания от
общественного бытия. Если нормы поведения
характеризуют общественную, и индивидуальную
нравственное сознание, то моральные взгляды
принадлежат преимущественно к индивидуальному.
Нравственное познание не способно проникать
во всю глубину существенных связей и
законов общественного развития, хотя
является достаточно чувствительным барометром
происходящих в обществе. В моральном
познании выделяются обыденный и научный
уровне, органично взаимосвязаны в сознании
людей. Повседневный характерна большая
склонность к односторонним и субъективных
оценок действительности, этажность, бессистемность.
Мировоззренческая функция.
Мировоззренческая функция
определяет мораль как часть обобщенных
и определенными субординированным взглядами
личности, социальной общности, общества
в целом на содержание и характер нравственных
отношений. Мораль всегда существует не
как отдельные положения, принципы и распоряжения,
а как определенная и целостная система,
обладающая теоретическим определением
и собственными способами воздействия
на общественные процессы. Реализуя основные
свойства императивности, нормативности
и оценочной мораль помогает в решении
задач общественной жизни, формировании
общественного идеала. Через мировоззренческую
функцию морали обеспечивается становления
личности с твердыми моральными установками
и убеждениями. В реализации такой функции
морали большое значение принадлежит
понятиям:
В развитии общественной жизни, постоянно
ускоряется и усложняется, мировоззренческая
функция морали является важным фактором
нравственной ориентации личности, обновление
духовных установок, формирования новых
идеалов, понимание задач, вновь и вновь
возникают, и нахождение необходимых средств
их решения. В единстве с другими функциями
функция мировоззрения выступает как
нормативный код, задает определенный
алгоритм поведения, в условиях современной
кризисной ситуации чрезвычайно важна
для стабилизации духовной жизни отдельной
личности, и всего общества. Поэтому теперь
возрастает роль и значение всех функций
морали, проявляющихся в их единстве и
взаимно пополняемости. Итак, основная
регулирующая роль морали оказывается
сквозь призму ее функций, но не только.
Регулирования человеческих отношений
осуществляется также и в результате усвоения
содержания нравственных общечеловеческих
ценностей, что является для личности
как внутренний само регулятора,
мотив ее жизнедеятельности.
Заключение.
Выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека… Для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.
Список используемой литературы.